Конспект урока "Золотая хохлома".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
План-конспект урока в коррекционной школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hohloma.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Беседа на тему «Золотая хохлома»
Вид занятия: беседа на тему изо и декоративное рисование
Цель урока. Ознакомление с произведениями и историей развития Хохломской росписи;
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации
Задачи урока: Эстетическое воспитание учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства. Развитие творческой фантазии, художественного вкуса.
Оборудование урока: конспект, образцы, мультимедийная доска, образец для работы на доске.
Изобразительный ряд:
- Тема на доске
- Изделия Хохломского промысла
- Слайды с изображением изделий Хохломского промысла.
- Шаблоны декоративных тарелок.
- Схемы на доске композиционного расположения элементов в росписи.
Музыкальный ряд: Русские народные песни.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Сообщение темы урока.
Прекрасная осенняя пора... Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить незазорно. (1 слайд)
Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...
Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. (2 слайд)
Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».
И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.
Ах как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.*(3 слайд)
Основные цвета хохломской росписи – черный, красный, золотой. ( Повтор)
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых “травкой”, “ягодкой”, “виноградом”, “листком” “древком”, “кудриной”.
Эта роспись используется для украшения посуды, мебели, сувенирной продукции, а в последнее время стала излюбленным решение оформления даже для автомобилей, корпусов телефонов и т. п. (4 слайд)
Хохломскую роспись можно считать одним из символов России, ее достоянием.
Мне хотелось бы научить вас некоторым приемам хохломской росписи.
3. Постановка задания
Перед вами находятся шаблоны декоративной тарелки, вырезанной из предварительно окрашенной вами бумаги.
Желтый фон – заменит нам золотой.
Красной - мы выполним роспись веток.
Черной - отработаем детали.
- Работа на доске.
- Делим круг на четыре части, находим центр.
- В правом верхнем и нижнем левом сегменте располагаем изображение ветви рябины, которую мы с вами рисовали с натуры: а) веточка + «лапка» + ягоды + продолговатые листья.
- Работа краской: краска берется густо и проводится по контуру.
- После просушки черные элементы ягод.
- Самостоятельная работа.
А)Индивидуальная работа с Низамовой К. и Карпенко А., работающими по готовому рисунку.
- Физ. Минутка. «Маляр».
- Продолжение самостоятельной работы
8. Итог урока.
1. С каким промыслом познакомились?
- С Хохломской росписью.
Верно с Хохломской росписью.
2.Какие элементы росписи являются главными?
- В Хохломской росписи главными элементами являются цветы: ( травка, ветви с ягодами, листья).
3. На каких изделиях выполняется роспись?
Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
4. Попробуйте выбрать из представленных предметов, предмет расписанный не в стиле хохломской росписи.
А теперь уберите на столах и разложите рисунки для просушивания. И давайте все вместе выберем самую лучшую работу! Всем спасибо.
ОТЗЫВ уроке/занятии________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место работы)
_____________________________________________________________________________
(тема и дата проведения мероприятия)
№ | Критерии | Баллы |
1 | Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них | |
2 | Замысел занятия реализован | |
3 | Содержание урока оптимально (научно, доступно) | |
4 | Проблемный характер изложения учебного материала | |
5 | Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения | |
7 | Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: | |
в предметной области | ||
в области информационных технологий | ||
в проектно-аналитической деятельности | ||
в исследовательской деятельности | ||
в плане продолжения образования и эффективного самообразования | ||
8 | Занятие способствовало развитию качеств личности: | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | ||
критическое мышление | ||
креативность, установка на творчество | ||
самостоятельность и ответственность | ||
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | ||
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | ||
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | |
10 | Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении | |
11 | Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем | |
12 | Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией | |
13 | Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест | |
14 | Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся | |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) | |
16 | Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся | |
Всего баллов: |
Вывод: ___________________________________________________________________________
Эксперт_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(Ф.И.О., должность, место работы) (подпись)
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
- Достигнуто в высокой степени 4 балла
- Достигнуто почти в полной мере 3 балла
- Достигнуто частично 2 балл
- Достигнуто в малой степени 1 балл
- Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл
Вывод:
- от 60 до 80 баллов - отзыв положительный
- свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал. Конспекты занятий "Золотые травы Хохломы", "Хохломская роспись" для дистанционного обучения
Материал для педагогов дополнительного образования по организации и проведению занятий к разделу "Художественная культура" дополнительной образовательной программы "ДПТ"...
Конспект занятия "Хохлома"
Конспект открытого занятия по теме "Хохлома"...
Сопровождающие материалы к некоторым темам по изобразительному искусству. "Хохлома", "Как расположить узор на посуде Хохлома", "Роспись пасхальных яиц", "Кружево"
Используя данный материал, учитель может объяснить материал, дать подробные указания по созданию рисунка....
Конспект нетрадиционного урока «Хохлома»
Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» в 6 классе...
конспект "Хохлома"
Кисть хохломсая , большое спасибо!...
Конспект урока "Золотая хохлома"
Тип урока: урок ознакомления с новым материаломПредмет: Изобразительное искусствоКласс: 3-а (дети с легкой умственной отсталостью) УМК «Школа России»Дата проведения: 2013 г.Учитель: Кокоул...
Конспект урока "Хохлома"
Цели:1.Познакомить с историей возникновения Хохломы. 2.Познакомить с «травным орнаментом» в хохломской росписи. 3.Развивать эстетическое отношение к дей...