Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» для воспитанников детских садов от 3,5 до 7 лет. Срок реализации - 1 год.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Ещенко Ольга Владимировна

Программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» художественной направленности  для детей от 3,5 до 7 лет, построена на принципах «от простого с сложному», «социализации переживаний», природосообразности, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и формировании Я-концепции ребенка. 

Целью программы является:

развитие интереса к изобразительной деятельности, как начального этапа деятельности творческой,  посредством раскрытия индивидуальности  ребёнка через  создание условий для естественного развития детского изобразительного творчества и формирование принятия себя - «Другого» и себя - «Автора».

От собственного творчества к восприятию красоты мира и искусства.

Цель реализуется через задачи:

Обучающие

  • Открытие выразительных возможностей языка искусства (игры цветом, линией, формой, пятном, ритмические упражнения).
  • Освоение приёмов работы разными художественными материалами (карандаш, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, масляная пастель, гуашь,  и т.д.).
  • Освоение диалогов «Я - Я другой», «Я - автор».
  • Знакомство с художниками прошлого и современности.

Развивающие

  • Создание условий для открытия ребёнком автора в себе.
  • Сохранение эмоциональной непосредственности ребёнка.
  • Расширение  опыта эстетических переживаний посредством наблюдения за окружающим миром, за чувствами и эмоциями других людей, знакомства с изобразительной деятельностью художников, освоением различных техник изображения и приобретением художественных навыков и возможностей изобразительности.
  • Развитие внимания, терпения, наблюдательности, умения анализировать и выражать свои эмоции, уважать эмоции других людей, видеть прекрасное в окружающем мире.
  • Развитие эстетического вкуса, чувства цвета и гармонии формы.

Воспитательные

  • Развитие умения работать в коллективе, с уважением и интересом относится к работе товарищей.
  • Пробуждение у детей чувства прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитание умения чувствовать и владеть своим и эмоциями;

Основная  же задача педагога - помогать детям осваивать язык изобразительного искусства, поддерживать их в деятельности быть творцами лишь контролируя процесс, предлагая новые средства выразительных возможностей изодеятельности,  и учитывая их возрастные, индивидуальные особенности и психоэмоциональное восприятие.

Учебно-художественные задания даются ребёнку в виде игр с художественными средствами, что даёт возможность детям самостоятельно открывать их изобразительные возможности. Самостоятельность совершаемых ребёнком открытий даёт возможность каждый раз получать не единичный результат, но способ общения на языке искусства.

Структура программы циклична и определена поэтапностью освоения художественных средств  и элементов языка изобразительного искусства.

 Программу можно рассматривать как  единый обучающий цикл  из трёх модулей для трёх возрастных групп,  каждый из которых может существовать как отдельная программа. Также можно использовать как цикл для двух возрастных групп-модулей.

  • Занятия проводятся в вечерний отрезок времени после тихого часа.
  • Группы организуются по возрасту и по желанию, без специального отбора.
  • Основной формой организации образовательного процесса являются групповые и индивидуально-групповые  занятия.

Обучение по программе «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» даёт  возможность детям, а так же их родителям, начать воспринимать процесс рисования как прекрасную игру, с помощью которой можно знакомиться с миром, переживать новые ощущения, делиться своими эмоциями, и,  на основе опыта собственного творчества, развивать художественное восприятие действительности.

Планируемые результаты

Личностные

Учащиеся:

  • приобретут позитивную самооценку, научатся без опасений браться за новое дело;
  • будут испытывать удовольствие от процесса творчества;
  • освоят навык доведения начатого дела до конца;
  • будут принимать себя как  «автора», приобретут уверенность в своих действиях;
  • смогут самостоятельно организовывать свой досуг;

Метапредметные

Учащиеся:

  • смогут быть внимательными к окружающему миру;
  • будут замечать красоту вокруг себя;
  • приобретут опыт творческой деятельности;

Предметные

Учащиеся:

  • приобретут начальные умения изобразительной деятельности;
  • освоят различные техники изображения;
  • смогут организовывать своё рабочее место;
  • освоят навыки планирования и  организации изображения на листах разного формата (основы композиции) и размера;
  • освоят основы цветоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рисовать просто.РИСОВАЛОЧКА539 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  начальная школа - детский сад № 36

Василеостровского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

ГБОУ начальной школы- детского сада №36

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Протокол №  1 от 28.08.2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

 директор ГБОУ

начальной  школы- детского сада №36 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Приказ № 42 от от 28.08.2020 г.

___________/Дивина А.В./

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА»

Возраст обучающихся – 3,5 -7 лет

Срок реализации  - 1 год  

«СОГЛАСОВАНО»                                  

на методическом объединении

ГБОУ начальной школы-детского сада № 36

 Василеостровского района    

Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 27.08.2020 г.

Разработчик :

Ещенко Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р; Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09- 3242); Концепция развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы (утверждена распоряжением КО от 25.06.2015 № 3075-р); Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 марта 2017 г. N 617-р "Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы художественная.

Уровень освоения программы - общекультурный.

 Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью мы обязаны учитывать особенности естественного развития детского изобразительного творчества, а также его значение для общего психического и художественного развития человека. Сделать рисунок ребёнка средством душевного и духовного общения – искусство, предполагающее сотворчество взрослого и малыша. Здесь нет места готовым рецептам изображения, недостаточно снисходительной похвалы, а нужно понимание и искреннее соучастие в процессе рождения и воплощения замысла.1

В рисунках детей отражается мир таким, каким они его воспринимают с помощью разных органов чувств. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое не «фотографично», а целенаправленно и избирательно. 

При этом рисунки маленьких детей, вне зависимости от времени и пространственной удаленности удивительным образом похожи друг на друга и демонстрируют определённые закономерности в постепенном изменении их содержания и формы. Исследователи детского изобразительного творчества утверждают, что этапы  развития детского рисунка являются типическими как для индивидуального развития ребёнка, так и для становления изобразительной деятельности в любом возрасте, даже у взрослого в случае, если по какой-либо причине взрослый был лишен возможности рисовать в детстве.2

Учитывая это, программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» построена на принципах «от простого с сложному», «социализации переживаний» и формировании Я-концепции ребенка.  

Занятия по программе «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» дают  возможность ребенку через рисунок сначала переживать и чувствовать красоту, гармонию, а также свою эмоциональную реакцию, а позже - осозновать свои  переживания и ощущения и управлять ими через художественную деятельность и творческие проявления, а затем научиться осмысливать это, рефлексировать и применять  на практике, в сознательной творческой деятельности, что поможет его целостному зрелому восприятию искусства и эстетики окружающего мира.

____________________________________________________________________________

1 - Иванова О.Л., Васильева И.И. «Выразительные возможности цвета. Жёлтый, синий, красный». - СПб, 2005

2 -  Калинина Т.В. «Этапы естественного развития детского рисунка»,  http://setilab.ru/modules/courses/view.article.php/8 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В современном мире многие дети по разным причинам не успевают самостоятельно проходить этапы естественного развития рисунка в дошкольный период, в результате чего:

  • остаются недопережитыми и несформированными отдельные стадии эмоционального развития;
  • отсутствуют навыки изобразительной деятельности;
  • не сформировано представление о собственном творчестве как личностной ценности.

Впоследствии у таких детей возможны проявления:

  • скудости психо-эмоционального развития;
  • ограниченности спектра восприятия художественных и социальных явлений;
  • искажения Я-концепции.

На занятиях же рисованием и изобразительной деятельностью как в детских садах и в

школах пытаясь научить маленького человека «правильным» приёмам изображения, не вникая в смыслы его собственных обозначений, в основном работая по схеме «посмотри - повтори», «выполни аккуратно» и, действительно, обучают вниманию, терпению, аккуратности. Но, «раннее усвоение правил рисования воздвигает барьер между уникальным индивидуальным восприятием и изобразительной трактовкой его образов. Ребёнок уже не ищет способов точной передачи того, что он увидел, услышал, почувствовал, а пользуется предлагаемым взрослым ограниченным набором обозначений предметов окружающего мира».

(О.Л.Иванова «Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка».  https://libsov.ru/fb2reader.php?art=58137296 ) 

В противовес этому, в моей программе «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» основная задача педагога - помогать детям осваивать язык изобразительного искусства, поддерживать их в деятельности быть творцами лишь контролируя процесс, предлагая новые средства выразительных возможностей изодеятельности,  и учитывая их возрастные, индивидуальные особенности и психоэмоциональное восприятие. И, таким образом, дать возможность детям, а так же их родителям, начать воспринимать процесс рисования как прекрасную игру, с помощью которой можно знакомиться с миром, переживать новые ощущения, делиться своими эмоциями, и,  на основе опыта собственного творчества, развивать художественное восприятие дейтвительности.

Эффективность методики программы обусловлена:

  • Соотнесённостью процесса обучения с процессом естественного развития детского рисунка: ребёнок в своём спонтанном освоении изобразительной деятельности играет с художественными материалами и открывает их изобразительные возможности. А так же, играя ритмикой пластической формы, открывает выразительные возможности языка изобразительного искусства.
  • Способом преподнесения материала изучения: дети получают новые знания не на понятийном уровне, не в результате объяснений педагога, а на основе собственных открытий.

Отличительные особенности

Обучение по данной программе начинается не с обращения к реальной жизни и изображения конкретных реальных форм, требующих предварительного изучения натуры, а в основном, с создания абстрактных композиций. В них ребёнок сможет угадать свои, вполне реальные, зрительные и эмоциональные впечатления. Учебно-художественные задания даются ребёнку в виде игр с художественными средствами.

  • Программа построена на игре с элементами языка изобразительного искусства -- цветом, линией, пятном, штриховкой, контрастом, нюансом и т.д.
  • Правила игры не задают определённую последовательность действий, но позволяют бесконечно варьировать задание, оставляя пространство для  проявления собственных эстетических предпочтений ребёнка.
  • Непрерывность обучения определяется последовательностью освоения художественных средств и различных видов художественного диалога в процессе творчества и восприятия: диалогов «Я – Я другой», «Я - АВТОР».

Самостоятельность совершаемых ребёнком открытий даёт возможность каждый раз получать не единичный результат, но способ общения на языке искусства.

 

Структура программы циклична и определена поэтапностью освоения художественных средств  и элементов языка изобразительного искусства, и включает в себя:

ПОНЯТИЯ

ПЯТНО

  • Силуэт
  • Контур
  • Форма
  • Тень
  • Фон
  • Основа
  • Плоскость
  • Объём  

ЛИНИЯ

  • Прямая,

волнистая,

ломаная, замкнутая

  • Штрих
  • Набросок
  • Графика,  рисунок

ЦВЕТ

  • Хроматический, ахроматический
  • Монохромный
  • Тёплый -- холодный
  • Светлый-тёмный. Глухой-звонкий. Открытый.
  • Контраст - Нюанс

РИТМ

  • Чередование
  • Интервал
  • Акцент
  • Движение

КОМПОЗИЦИЯ

  • Пространство, перспектива
  • Формат
  • Вертикаль, горизонталь
  • Симметрия
  • Центр
  • Светотень

ВИДЫ

ЖИВОПИСЬ

  • Цвет
  • Свет
  • Тень
  • Мазок
  • Пятно
  • Насыщенность
  • Прозрачность
  • Эмоциональность

ГРАФИКА

  • Линия
  • Структура
  • Монохромность
  • Монотипия
  • Иллюстрация

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Орнамент
  • Знак
  • Символ  
  • Ритм
  • Оформление, украшение

ЖАНРЫ

  • ПЕЙЗАЖ
  • ПОРТРЕТ
  • НАТЮРМОРТ
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ

МАТЕРИАЛЫ

  • Простой карандаш
  • Цветнрые карандаши
  • Фломастеры
  • Масляная пастель
  • Маркеры
  • Гелевые ручки
  • Гуашь
  • Кисти
  • Палитра
  • Цветная бумага
  • Цветной картон
  • Клеевой карандаш

Адресат  программы воспитанники детских садов трёх возрастных групп:  

средняя (3,5-5 лет), старшая (5-6 лет),  подготовительная (6-7 лет), имеющие желание рисовать.

Цель  программы

Развитие интереса к изобразительной деятельности как начального этапа деятельности творческой посредством раскрытия индивидуальности ребёнка через  создание условий для естественного развития деского изобразительного творчества и формирование принятия себя - «Другого» и себя - «Автора».

От собственного творчества к восприятию красоты мира и искусства.

Задачи  дополнительной  общеобразовательной  программы

Обучающие

  • Открытие выразительных возможностей языка искусства (игры цветом, линией, формой, пятном, ритмические упражнения).
  • Освоение приёмов работы разными художественными материалами (карандаш, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, масляная пастель,гуашь,  и т.д.).
  • Освоение диалогов «Я - Я другой», «Я - автор».
  • Знакомство с художниками прошлого и современности.

Развивающие

  • Создание условий для открытия ребёнком автора в себе.
  • Сохранение эмоциональной непосредственности ребёнка.
  • Расширение  опыта эстетических переживаний посредством наблюдения за окружающим миром, за чувствами и эмоциями других людей, знакомства с изобразительной деятельностью художников, освоением различных техник изображения и приобретением художественных навыков и возможностей изобразительности.
  • Развитие внимания, терпения, наблюдательности, умения анализировать и выражать свои эмоции, уважать эмоции других людей, видеть прекрасное в окружающем мире.
  • Развитие эстетического вкуса, чувства цвета и гармонии формы.

Воспитательные

  • Развитие умения работать в коллективе, с уважением и интересом относится к работе товарищей.
  • Пробуждение у детей чувства прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитание умения чувствовать и владеть своим и эмоциями;

Условия  реализации  программы:

Возраст детей:  от  3,5 до 7 лет

Сроки реализации: 

  • С октября по май, 4 раза в месяц, 32 часа в год
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу

Формы и режим занятий: 

  • Занятия проводятся в вечерний отрезок времени после тихого часа.
  • Группы организуются по возрасту и по желанию, без специального отбора.
  • 1-й год обучения: не менее 15 человек;
  • 2 год обучения: не менее 12 человек;
  • 3 год обучения: не менее 10 человек.

Продолжительность занятий:    

3,5- 5 лет – 20-25 минут,

5 - 6 лет – 30 минут,

6 - 7 лет – 35минут.

Основной формой организации образовательного процесса являются групповые и индивидуально-групповые  занятия.

Программу можно рассматривать как  единый обучающий цикл  из трёх модулей для трёх возрастных групп,  каждый из которых может существовать как отдельная программа. Также можно использовать как цикл для двух возрастных групп-модулей.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в течение учебного года так, чтобы они были связаны между собой, взаимно дополняли друг друга. При этом, в зависимости от состава группы, от внутреннего состояния ребенка на момент занятия и даже, учитывая состояние среды, окружающей нас, возможна корректировка заданий, замена тем с сохранением общей ориентации программы, что дает ребенку больший простор для самовыражения.

Так же, некоторые задания могут присутствовать в разных возрастных группах, но они имеют разную наполненность содержания и различную степень сложности задания, в зависимости от возраста.

Задания могут быть кратковременными - упражнения, наброски, зарисовки, и длительными - продолжительностью до 3-4 занятий.

Каждое занятие начинается с теории - небольшой организационной беседы, обсуждения работы предыдущего занятия и постановки текущих целей. Гибкая форма организации занятий позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья и эмоции, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Индивидуальный подход реализуется в программе через дифференциацию заданий, когда каждый ребенок работает на своем уровне сложности. 

Кадровое обеспечение программы

Для реализации данной программы педагог должен  иметь высшее художественное и педагогическое образование.

Формы подведения итогов

  • Коллективный анализ работ
  • Выставки творческих работ учащихся
  • Участие в конкурсах
  • Открытые занятия для родителей
  • Мастер-классы

Результаты фиксируются

  • в дневнике педагогических наблюдений
  • в сводных таблицах

Материально-техническое обеспечение

Оборудование помещения (оборудование и материалы, необходимые для занятий)

  • Просторное, светлое помещение
  • Большие столы для работы нескольких человек, стулья (соответственно возрасту)
  • Мольберты
  • Выставочные стенды
  • Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, тех. оборудования и пр.
  • Журналы и книги по различным техникам работы
  • Детская литература со стихами и прозой
  • Книги с иллюстрациями детских художников
  • Книжки детские  с картинками
  • Демонстрационная магнитная доска, магниты
  • Фломастеры или мел для доски

Материалы и инструменты для педагога

  • Бумага формата А-3, А-4 белая, для эскизов (крафт), бумага для пастели разных цветов
  • Гуашь 16-18цветов
  • Кисти синтетические плоские и круглые
  • Карандаши простые
  • Карандаши цветные
  • Стирательные резинки
  • Фломастеры
  • Масляная пастель 16-18 цветов
  • Гелевые ручки – чёрные, белые, золотые, серебряные
  • Маркеры – чёрные, белые, золотые, серебряные
  • Бумажные полотенца
  • Клеевые карандаши

Инструменты  и  материалы для каждого ребёнка, сложенные в отдельную коробку по размеру содеожимого, с подписью - для хранения в шкафу;

  • Простой карандаш + резинка + точилка;
  • Фломастеры;
  • Краски – гуашь --12 цветов, (Луч  или  Гамма), подписанные;
  • Кисти – с и н т е т и к а, плоская - широкая (№ 10 или 12);  круглая  – тонкая (~№6);
  • Пастель масляная, не меньше 16 цветов («сонет», «луч»…)
  • Гелевые ручки -- чёрная, белая, золотая, серебряная;
  • Маркеры -- чёрный, золотой, серебряный, белый;
  • Клеевой карандаш
  • Передник с нарукавниками (лучше слитный)
  • Бумага   цветная, для пастели, формат А-3, ярких или пастельных тонов;
  • Бумага  белая – формат А-з, А-4
  • Бумага крафт– формат А-з, А-4
  • Для декоративных работ:
  • Цветная бумага  
  • Цветной картон    
  • 1 рулон бумажных  полотенец

Технические средства обучения:

  • Компьютер с программным обеспечением
  • Мультимедийный  проектор
  • Экспозиционный экран
  • CD/DVD- проигрыватели
  • Фотокамера цифровая или фотокамера на телефоне
  • Видеофильмы и презентации по темам

Планируемые результаты

Личностные

Учащиеся:

  • приобретут позитивную самооценку, научатся без опасений браться за новое дело;
  • будут испытывать удовольствие от процесса творчества;
  • освоят навык доведения начатого дела до конца;
  • будут принимать себя как  «автора», приобретут уверенность в своих действиях; 
  • смогут самостоятельно организовывать свой досуг

Метапредметные

Учащиеся:

  • смогут быть внимательными к окружающему миру
  • будут замечать красоту вокруг себя
  • приобретут опыт творческой деятельности

Предметные

Учащиеся:

  • приобретут начальные умения изобразительной деятеьности
  • освоят различные техники изображения
  • смогут организовывать своё рабочее место
  • освоят навыки планирования и  организации изображения на листах разного формата (основы композиции) и размера
  • освоят основы цветоведения

Работа с родителями

Программой предусмотрены:

  • Беседы с родителями один раз в неделю после работы объединения (по мере необходимости);
  • Посещение родительских собраний с показом и анализом детских работ в виде отчётных презентаций и информированием о дальнейших планах работы;
  • Возможны совместные мероприятия с родителями: открытые занятия, дни открытых дверей, мастер-классы, проектная деятельность.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

ГРАФИКА

8

2,5

5,5

Наблюдение

Мини-выставки

Открытое занятие

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

3

1

2

Наблюдение

Мини-выставки

ЖИВОПИСЬ

8

3

5

Наблюдение

Мини-выставки Открытое занятие

КОМПОЗИЦИЯ

7

2,5

4,5

Наблюдение

Мини-выставки

Творческое задание

АППЛИКАЦИЯ С ПРОРИСОВКОЙ

6

2

4

Наблюдение

Мини-выставки

ИТОГО

32

11

21

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  средней группы (3,5-5 лет)  1-го  года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

ГРАФИКА

6

2

4

Наблюдение

Мини-выставки

Открытое занятие

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

6

2

4

Наблюдение

Мини-выставки

ЖИВОПИСЬ

9

4

5

Наблюдение

Мини-выставки Открытое занятие

КОМПОЗИЦИЯ

7

3

4

Наблюдение

Мини-выставки

Творческое задание

АППЛИКАЦИЯ С ПРОРИСОВКОЙ

4

0,5

3,5

Наблюдение

Мини-выставки

ИТОГО

32

11,5

20,5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  старшей группы (5-6 лет)  2 –го года обучения

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  подготовительной группы (6-7 лет)   3-го года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

ГРАФИКА

8

3

5

Наблюдение

Граф. тестирование

Мини-выставки

Открытое занятие

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

4

1,5

2,5

Наблюдение

Мини-выставки

ЖИВОПИСЬ

8

3

5

Наблюдение

Мини-выставки Открытое занятие

КОМПОЗИЦИЯ

10

2,5

7,5

Наблюдение

Мини-выставки

Творческое задание

АППЛИКАЦИЯ С ПРОРИСОВКОЙ

2

0,5

1,5

Наблюдение

Мини-выставки

ИТОГО

32

10,5

21,5

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК  на 2020-2021 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1-й год обучения

02.10.2020

28.05.2021

32

32

1 уч. час

1 раз в неделю

2-й год обучения

02.10.2020

28.05.2021

32

32

1 уч. час

1 раз в неделю

3-й год обучения

02.10.2020

28.05.2021

32

32

1 уч. час

1 раз в неделю

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА».

для детей 3,5-5 лет

I год обучения

Разработчик:

 Ещенко Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

ЗАДАЧИ

Обучающие

  • Знакомство с возможностями рисования  различными художественными материалами (карандаши, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, масляная пастель,гуашь,  и т.д.).
  • Обучение организации своего рабочего места и правилам рабочего процесса.
  • Знакомство с цветовым кругом и теплохолодности цветовой гаммы.

Развивающие

  • Создание условий для открытия ребёнком автора в себе.
  • Сохранение эмоциональной непосредственности ребёнка.
  • Расширение  опыта эстетических переживаний посредством наблюдения за окружающим миром, за чувствами и эмоциями других людей.
  • Развитие внимания, терпения, наблюдательности, умения выражать свои эмоции, уважать эмоции других людей, видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные

  • развитие умения работать в коллективе, с уважением и интересом относится к своей работе и работе товарищей.
  • пробуждение у детей чувства прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети научатся

  • организовывать своё рабочее место,  воспринимать слова педагога
  • правильно держать карандаш, кисть и пр. инструменты и материалы
  • пользоваться палитрой
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера и расположения листа бумаги.

Получат возможность

  • познакомиться с  практическими навыками работы графическими и живописными материалами
  • понимать, что такое мазок,  и как он получается
  • с удовольствием и сознательно смешивать цвета и получать новые оттенки
  • познакомиться с цветовым кругом и узнать о тёплых и холодных цветах научиться применять приобретённые навыки
  • самовыражаться, создавая художественный образ
  • научиться с легкостью браться за изобразительную деятельность и получать удовольствие от процесса рисования

Особенности обучения 

Для детей  3,5 - 5 лет обучение в основном строится на выполнении непродолжительных заданий с элементами игры – что умеет карандаш, путешествие улитки, превращение линий в и т.п. Много заданий построено на игре с готовыми элементами и их дополнениями. Большой упор делается на организацию процесса: как внешнюю, техническую стоону - организация рабочего места, правильная посадка, постановка руки, правила работы с красками и графическими материалами, так и содержательно-эмоциональную сторону занятия – приобщение детей к волшебству творческого процесса, созданию определённой сатмосферы, помогающей погружению в художественную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Г Р А Ф И К А

Теория. 

Занятия графикой позволяют даже при минимуме средств выполнть как тренировочные задания-упражнения, так и объёмные эффектные работы. Но главное – графические материалы позволяют отработать навыки правильной постановки руки, нажим различной силы  при штриховке и прорисовке, координацию движений руки и другие задачи разработки мелкой моторики.

Термины: линия – прямая, волнисая, ломаная, замкнутая, круг, дуга, спираль, штрих: штриховка – плотная, с разрывами, без отрыва руки, с отрывом руки от листа, размашистая; контур, набросок, предварительный рисунок 

Практика.  

Особое внимание правильной постановке руки

Знакомство с возможностями разнообразных техник, приёмов и материалов. 

Графические материалы:  

 

  • простой крандаш
  • цветны карандаши
  • фломастеры
  • гелевые ручки
  • маркеры
  • масляная пвстель

Примерные задания:

УЛИТКИ В ТРАВЕ

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

РАДУГА

ОСЕННИЕ ЗАГОТОВКИ

АРБУЗОМАНИЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТА

НАСТОЯЩИЕ СНЕЖИНКИ!

СУГРОБЫ И ЁЛКИ

ЗИМНЕ УЗОРЫ

СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ

МИШКА НА СЕВЕРЕ

Д Е К О Р А Т И В Н О Е    Р И С О В А Н И Е

Теория. 

На занятиях декоративным рисованием дети учатся сознательно использовать одельные элементы, которые они уже умеют изображать, учатся выстраивать их ритмически для выразительности изображения, исподволь знакомятся с основами композиции. Многие задания выполняются на определённых заготовленных педагогом формах. 

  • декор, декоративный
  • украшение,  оформление
  • стилизация
  • узор
  • знак
  • символ
  • орнамент
  • ритм
  • симметрия 

Термины: 

Практика.

Выполнение простых композиций с заданными элементами. Оформление отдельных предложенных фигур

Материалы:  графические материалы – фломастеры, гелевые ручки, маркеры, масляная пастель; гуашь; материалы и инструменты для аппликации — цветная бумага, нарезки разных геометрических форм и размеров, фигурные дыроколы и формы, полученные с их помощью, декоративные элементы для аппликации; печати разных форм; клеевой карандаш.

Примерные задания: 

ЗОНТИК ДЛЯ ДРУГА

ЧУДО-РЫБА

ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ

ЗЕЛЁНЫЕ ЛЯГУШКИ

ВЕСЁЛЫЙ ДОЖДИК

БАБОЧКИ И ИХ ДРУЗЬЯ

Ж И В О П И С Ь  - рисование красками

Теория. 

Знакомство с красками. Обсуждение – какие бывают краски и как ими рисуют.  Выяснение – что такое палитра и как с ней быть? Основные понятия: мазок, тычёк, оттенок. Обучение выбору фона для конкретного задания – «что будет сзади?».

  • цвет
  • палитра
  • мазок
  • тычок
  • свет
  • тень
  • пятно
  • тон, оттенок
  • светлый. тёмный
  • тёплый – холодный
  • контраст
  • нюанс

Термины:

Практика.

Учимся работать гуашью – правильно держать кисть, смешивать краски, играть с цветом, чувствовать и понимать оттенки, правильно покрывать им нужные поверхности, менять направление мазков, работать линией и пятном. 

Материалы:    -  гуашь   - кисти   -  палитра

ЗДРАВСТВУЙТЕ, КРАСКИ!

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТ

ПОСЛЕДНЯЯ ТРАВА

ОСЕННИЕ ГАЗОНЫ

СНЕЖНАЯ ТУЧА

ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО

ПРАЗДНИЧНЫЕ ОГОНЬКИ

ШАРИКИ-ФОНАРИКИ

НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА

ЮБОЧКИ У ЁЛОЧКИ

СНЕГНА ЁЛКЕ, СНЕГ ПОД ЁЛКОЙ

ЗИМНИЕ ПТИЦЫ

БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Примерные задания:

К О М П О З И Ц И Я

Теория. 

Композиция – это та работа, которую ребёнок выполняет, пройдя несколько этапов обучающих занятий-заданий: то есть выполнив несколько рисунков-упражнениий, закрепивших его технические навыки и взбудораживших его воображение. Композиция обычно выполняется на большом листе бумаги, материалы для работы могут быть определёнными или комбинированными.

Термины: композиция, положение, пространство, формат, размер, ритм.

Практика.

Выполнение заданий на определённую конкретную тему после выполнения серии упражнений по отработке каких-либо технологических задач на листах разных форматов. 

Материалы: 

графические материалы - карандаши, фломастеры, маркеры, гелевые ручки; гуашь, кисти; материалы и инструменты для аппликации.

Примерные задания:

ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА,

МЫ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

МОЯ СЕМЬЯ

ВЕЧЕР. ДЕРЕВО. ФОНАРЬ.

А П П Л И К А Ц И Я    и     А П П Л И К А Ц И Я    С    П Р О Р И С О В К О Й

Теория. 

Обсуждение «Какие бывают формы?», «Как цвета могут играть в прятки или помогать друг другу», «Что бывает,  если кружочку пририсовать ножки?», «Как уживуться чёрный маркер и жёлтый треугольник?».

Наши занятия аппликацией предполагают не абсолютного следования алгоритму задания,  а дают возможность ребёнку фантазировать, отталкиваясь от некоторых заданных форм. Таким образом, дети, которым  трудно по каким-либо причинам начать работу, или, которые имеют сложности с воплощением своей идеи, получают толчок и основу для своей деятельности, а те, кому необходимо реализовать свои фантазии, всегда смогут проявить себя как в выборе цветовой гаммы и композиции, так и в добавлении своих собственных элементов с помощью прорисовки. А так же есть  задания  изначально задуманы в смешанной технике.

Термины:  украшение, декор, декоративный, ритм, стиль, обобщение, деталь.

Практика.

Обучение подбору определённой формы и цветовой гаммы элементов. Обучение приёмам использования клеевого карандаша, основным правилам выполнения аппликаций. Знакомство с вариантами декоративного узора при помощи аппликации с чередованием одинаковых элементов. Знакомство с возможностями доработки аппликации графическими материаоами.

Материалы:  

  • материалы и инструменты для аппликации
  • цветная бумага, нарезки разных геометрических форм и размеров
  • клеевой карандаш
  • фигурные дыроколы и формы,полученные с их помощью
  • декоративные элементы для аппликации
  • печати
  • графические материалы
  • фломастеры
  • гелевые ручки
  • маркеры
  • масляная пвстель
  • гуашь

Примерные задания:

ПОСЛЕДНИЕ ЦВЕТЫ

ТАНЕЦ СНЕЖИНОК

ФОНАРИ НА УЛИЦЕ

ПЛАТЬЕ ДЛЯ МАМЫ

ВЕСЕННИЙ ГОРОД

ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ НАД КРЫШАМИ

КОРАБЛИ В МОРЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  3,5 – 5 лет

Программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА»

Месяц

п/п

дата

по плану

по факту

Тема занятия

Основные понятия

Материалы

Октябрь

2

ЗНАКОМСТВО.

ЧТО УМЕЕТ КАРАНДАШ?

Линия, штрих.

Простой карандаш.

9

УЛИТКИ В ТРАВЕ.

Линия, штрих.

Простой карандаш. Цветные карандаши.

16

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.

Штриховка  разными способами.

Цветные карандаши.

Масляная пастель.

23

ОСЕННИЕ ЗАГОТОВКИ.

Графика. Композиция Линия,. замкнутая толстая, тонкая. Штриховка.

Цветные карандаши. Масляная пастель.

Ноябрь

30

АРБУЗОМАНИЯ

Графика. Композиция. Штрих, пятно.

Масляная пастель. Фломастеры.

6

ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТА.

Графика. Композиция. Штрих, пятно.

Масляная пастель.  Фломастеры.

13

ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТА.

Графика. Композиция. Штрих, пятно.

Масляная пастель.

Фломастеры.

20

ЗДРАВСТВУЙТЕ, КРАСКИ!

Палитра, мазок, пятно, цвет, тон, оттенок. Мазок, палитра, контраст. Тёплые цвета.

Гуашь.

Декабрь

27

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТ.

Холодные цвета. Световая растяжка.

Гуашь.

4

СНЕЖНАЯ  ТУЧА.

Мазок, палитра, оттенок.  

Гуашь.

11

ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО.

Контрастные  цвета.

Рисование на тёмном фоне.

Гуашь.

18

НАСТОЯЩИЕ СНЕЖИНКИ!

Графическая прорисовка.

Гелевые  ручки.  Фломастеры.

Январь

25

ЮБОЧКИ У ЁЛОЧКИ.

Мазок. Тон. Оттенок.

Цветовая растяжка.

Гуашь.

15

СНЕГ НА ЁЛКЕ, СНЕГ ПОД ЁЛКОЙ.

Тон. Оттенок.

Гуашь.

22

ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА

Композиция. Цветовая растяжка. Тон. Оттенок.

Гуашь.

29

ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА

Композиция. Цветовая растяжка. Тон. Оттенок.

Гуашь.

Февраль

5

ФОНАРИ НА УЛИЦЕ.

Аппликация.

Контраст и нюанс. 

Цветной картон,  цветная бумага, клеевой карандаш.  Гуашь, маркеры.

12

ВЕЧЕР. ДЕРЕВО. ФОНАРЬ.

Нюанс и контраст.

Цветной картон, гуашь.

Гелевые ручки,  маркеры.

19

ЧУДО-РЫБА

Линия, знак,   ритм, орнамент.

Фломастеры,  маркеры.

26

 

ЗИМНИЕ ПТИЦЫ

Контраст и нюанс.

Ритм.

Гуашь, кисти разных форм

и размеров.

Март

5

БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ

Рисование с натуры и по памяти. Контраст и нюанс.  Ритм.

Гуашь, кисти разных форм

и размеров.

12

ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ

Рис. По памяти и воображению.

Контраст, ритм, орнамент.

Масляная пастель.

19

ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ

Рис. По памяти и воображению.

Контраст, ритм, орнамент.

Масляная пастель.

26

МЫ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Рисование по памяти.

На выбор.

Апрель

2

МЫ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Рисование по памяти.

На выбор.

9

ВЕСЕННИЙ ГОРОД.

Ритм, пространство, контраст,  

близко-далеко, цветовой нюанс.

Цветная бумага, клеевой карандаш, маркеры, фломастеры.

16

ВЕСЕННИЙ ГОРОД

Ритм, пространство, контраст,  

близко-далеко, цветовой нюанс.

Цветная бумага, клеевой карандаш, маркеры, фломастеры.

23

ВЕСЕННИЙ ГОРОД

Ритм, пространство, контраст,  

близко-далеко, цветовой нюанс.

Цветная бумага, клеевой карандаш, маркеры, фломастеры.

Май

30

МОЯ СЕМЬЯ

Рисование по памяти и воображению.

На выбор.

7

МОЯ СЕМЬЯ

Рисование по памяти и воображению.

На выбор.

14

КОРАБЛИ В МОРЕ.

Графика. Ритм, пространство,  близко-далеко. 

Цв. бумага, формы кораблей, клей. Маркеры, фломастеры.

21

КОРАБЛИ В МОРЕ.

Графика. Ритм, пространство,  близко-далеко. 

Цв. бумага, формы кораблей, клей. Маркеры, фломастеры.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА».

для детей 5-6  лет

II год обучения

Разработчик:

 Ещенко Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

ЗАДАЧИ

Обучающие

  • Открытие выразительных возможностей языка искусства (игры цветом, линией, формой, пятном, ритмические упражнения).
  • Освоение  возможностей рисования  различными художественными материалами (карандаш, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, масляная пастель,гуашь,  и т.д.).
  • Освоение диалогов «Я - Я другой», «Я - автор».
  • Обучение организации своего рабочего места и правилам рабочего процесса.
  • Знакомство с цветовым кругом и теплохолодности цветовой гаммы.
  • Знакомство с некоторыми художниками прошлого и современности.

Развивающие

  • Создание условий для открытия ребёнком автора в себе.
  • Сохранение эмоциональной непосредственности ребёнка.
  • Расширение  опыта эстетических переживаний посредством наблюдения за окружающим миром, за чувствами и эмоциями других людей.
  • Развитие внимания, терпения, наблюдательности, умения выражать свои эмоции, уважать эмоции других людей, видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные

  • Развитие  умение работать в коллективе, с уважением и интересом относится к работе товарищей.
  • Пробуждение у детей чувства прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети научатся

  • организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за столом, держать кисти и карандаши
  • применять приобретённые практические навыки работы графическими и живописными материалами на практике
  • смешивать цвета и получать новые оттенки
  • различать тёплые и холодные цвета, подбирать нужные сочетания тонов
  • правильно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение, цвет предметов.
  • самовыражаться, создавая художественный образ
  • с легкостью браться за изобразительную деятельность и получать удовольствие от процесса рисования
  • работать в коллективе, давать оценку своей работе и работе товарища.

Получат возможность

  • выбирать материал для исполнения работы и воплощения замысла
  • научиться разным способам  штриховки (широкой, размашистой, плотной, без отрыва от листа бумаги, и т.д.)
  • различать приемы и техники в работе графическими и живописными материалами.

Особенности обучения 

Для детей 5-6 лет очень важно чувствовать эмоциональный характер работы. Так же в этом возрасте они начинают сильно чувствовать цвет и испытывают активное желание с ним взаимодействовать. К тому же они уже достаточно владеют кисточкой и ощущением характера цвета, чтобы подходить к работе с красками осознанно. Поэтому для этих учащихся предусмотрено достаточное количество живописных заданий – это и задания на игры с цветовыми растяжками, и работы на создание определённого настроения при помощи цвета, и задания на отработку определённых техник владения кистью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Г Р А Ф И К А

Теория.

Особое внимание уделяется обсуждению возможностей различных материалов. Занятия графикой позволяют даже при минимуме средств выполнть как тренировочные задания-упражнения, так и объёмные эффектные работы. Но главное – графические материалы позволяют отработать навыки правильной постановки руки, нажим различной силы  при штриховке и прорисовке, координацию движений руки и другие задачи разработки мелкой моторики.

Термины: линия – прямая, волнисая, ломаная, замкнутая, круг, дуга, спираль, штрих: штриховка – плотная, с разрывами, без отрыва руки, с отрывом руки от листа, размашистая; контур, набросок, предварительный рисунок 

Практика.

Особое внимание правильной постановке руки

Знакомство с возможностями разнообразных техник, приёмов и материалов. 

Графические материалы:   простой крандаш, цветны карандаши,фломастеры, гелевые ручки, маркеры, масляная пастель.

Примерные задания:

ФРУКТЫ-ОВОЩИ

ВОЛШЕБНАЯ ТРАВА

АРБУЗОМАНИЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТА

СУГРОБЫ И ЁЛКИ

ЗИМНЕ УЗОРЫ

ИГРА В СНЕЖКИ

ЗИМНИЕ ЗВЕРИ

СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ

ДОРОГА В СНЕЖНУЮ СТРАНУ

ЗАМОК СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ

ЗИМНЕЕ ВОЛШЕБСТВО

ЗДРАВСТВУЙТЕ,  ЖУКИ!

Д Е К О Р А Т И В Н О Е    Р И С О В А Н И Е

Теория.

На занятиях декоративным рисованием дети учатся сознательно использовать одельные элементы, которые они уже умеют изображать, учатся выстраивать их ритмически для выразительности изображения, исподволь знакомятся с основами композиции. Многие заданиявыполняются на определённых заготовленных педагогом формах.

Термины: декор, декоративный,  украшение,  оформление,  узор,  знак,  орнамент, ритм,  

симметрия, символ.

Практика: 

Отработка навыков декоратиыно-орнаментального рисования. Выполнение узоров разными материалами. Составление декоративных композиций или деталей рисунка из предложенных элементов. Выполнение заданий как украшение предложенных заданных форм  и на больших листах;

Материалы: графические материалы (фломастеры,гелевые ручки, маркеры, масляная пвстель); гуашь; материалы и инструменты для аппликации (цветная бумага, нарезки разных геометрических форм и размеров, клеевой карандаш, фигурные дыроколы и формы,полученные с их помощью, декоративные элементы для аппликации, печати).

Примерные задания: 

ВЕСЁЛЫЙ ДОЖДИК

СВИТЕР ДЛЯ ЗАЙКИ

ЧАЙНИЧЕК С ЧАШЕЧКОЙ

РЫБЬЕ ЦАРСТВО

ОГРАДЫ И РЕШЁТКИ

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

Ж И В О П И С Ь  - рисование красками.

Теория.

Понятие теплохолодности; Обсуждаем – как можно  чувствовать и понимать цвет; кто такой главный персонаж и как его можно выделить с помощью определённых цветовых сочетаний; Повторение основных понятий: мазок, тычёк, оттенок.

Термины:  

  • цвет
  • тон, оттенок
  • насыщенность
  • светлый. тёмный.
  • глухой. звонкий. открытый.
  • хроматический, ахроматический
  • монохромный
  • тёплый – холодный
  • светлотность
  • гамма
  • палитра
  • контраст
  • нюанс
  • световая растяжка
  • цветовая растяжка
  • монотипия
  • мазок
  • тычок
  • колорит
  • свет
  • тень
  • пятно
  • прозрачность

Практика.

Продолжаем учиться работать гуашью – правильно держать кисть, смешивать краски, правильно покрывать ими нужные поверхности, менять направление мазков, в зависимости от задумки и формы, работать линией и пятном. Осветять и атемнять цвет.

Материалы:    -  гуашь   - кисти   -  палитра.

Примерные задания:

ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТА.

ПОСЛЕДНЯЯ ТРАВА

ТАНЕЦ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ

ДОРОГА В СНЕЖНУЮ СТРАНУ

ЗАМОК СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ

ШАРИКИ-ФОНАРИКИ.

НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА.

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ.

ЗИМНИЙ ПАРК.

СУГРОБЫ И СНЕГОВИКИ

БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ

ВОЛШЕБНОЕ ПЕРО

ТОНКИЕ ВЕТКИ

ПТИЧЬИ РАДОСТИ

КОМЕТЫ И РАКЕТЫ

БАБОЧКИ

К О М П О З И Ц И Я

Теория.

Композиция – это та работа, которую ребёнок выполняет, пройдя несколько этапов обучающих занятий-заданий: то есть выполнив несколько рисунков-упражнениий, закрепивших его технические навыки и взбудораживших его воображение. Композиция обычно выполняется на большом листе бумаги, материалы для работы могут быть разнообразными или комбинированными.

Термины:  композиция, положение, пространство, формат, размер, ритм.

Практика.

Передача в изображении определённых отношений между героями, либо отношения автора к ним, создание конкретного настроения.

Материалы: графические материалы,  гуашь, кисти, материалы и инструменты для аппликации.

 Примерные задания:

МИШКА  КОСОЛАПЫЙ

ЖИВОТНЫЕ  АРКТИКИ

ЗИМНИЙ ПАРК

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

МАРТОВСКИЕ КОТЫ

Я И МОИ ДРУЗЬЯ

А П П Л И К А Ц И Я    и     А П П Л И К А Ц И Я    С    П Р О Р И С О В К О Й

Теория.

Обсуждение «Какие бывают формы?», «Как цвета могут играть в прятки или помогать друг другу», «Что бывает,  если кружочку пририсовать ножки?», «Как уживуться чёрный маркер и жёлтый треугольник?».

Наши занятия аппликацией предполагают не абсолютного следования алгоритму задания,  а дают возможность ребёнку фантазировать, отталкиваясь от некоторых заданных форм. Таким образом, дети, которым  трудно по каким-либо причинам начать работу, или, которые имеют сложности с воплощением своей идеи, получают толчок и основу для своей деятельности, а те, кому необходимо реализовать свои фантазии, всегда смогут проявить себя как в выборе цветовой гаммы и композиции, так и в добавлении своих собственных элементов с помощью прорисовки. А так же есть  задания  изначально задуманы в смешанной технике.

Термины:  украшение, декор, декоративный, ритм, стиль, обобщение, деталь.

Практика: 

Возможность выполнения свободной композиции с использованием готовых аппликационных заготовок. 

Материалы:   материалы и инструменты для аппликации: цветная бумага, нарезки разных геометрических форм и размеров, клеевой карандаш, фигурные дыроколы и формы,полученные с их помощью, декоративные элементы для аппликации, печати;

графические материалы: фломастеры, гелевые ручки, маркеры, масляная пвстель; гуашь.

Примерные задания: 

ОСЕННИЙ БУКЕТ

ЁЛКИ НОВОГОДНИЕ

ГДЕ ЖИВЁТ ЗИМА

НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА

КОРАБЛИ В МОРЕ

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРЫЛЬЯ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  5 – 6 лет

Программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА»  

Месяц

п/п

дата

по плану

по факту

Тема занятия

Основные понятия

Материалы

Октябрь

2

Г р а ф и к а.  Знакомство.

Путешествие осеннего листа

Линия, штрих.Симметрия.

Штриховка разными способами.

Маркеры.

9

Г р а ф и к а.  

Путешествие осеннего листа

Линия, штрих.Симметрия.

Штриховка разными способами.

Маркеры.

16

Ж и в о п и с ь   Последняя трава.

Основные  цвета. Тон. Оттенок.

Гуашь.

23

Ж и в о п и с ь   Последняя трава.

Основные  цвета. Тон. Оттенок.

Гуашь.

Ноябрь

30

Ж и в о п и с ь   Последняя трава.

Основные  цвета. Тон. Оттенок.

Гуашь.

6

Аппликация с прорисовкой.

Осенний букет

Графика.  Аппликация.

Маркеры, гел.ручки. Цв. Бумага.

Фигурный дырокол. Клей.

13

Аппликация с прорисовкой.

Осенний букет

Графика.  Аппликация.

Маркеры, гел.ручки. Цв. Бумага.

Фигурный дырокол. Клей.

20

Аппликация с прорисовкой.

Осенний букет

Графика.  Аппликация.Рваная аппликация.

Маркеры, гел.ручки. Цв. Бумага.

Фигурный дырокол. Клей.

Декабрь

27

К о м п о з и ц и я

Мишка  косолапый.

Композиция. Иллюстрация.

Графические материалы. Масляная пастель.  Маркеры.

4

К о м п о з и ц и я

Мишка  косолапый.

Композиция. Иллюстрация.

Графические материалы. Масляная пастель.  Маркеры.

11

К о м п о з и ц и я

Мишка  косолапый.

Композиция. Иллюстрация.

Графические материалы. Масляная пастель.  Маркеры.

18

Декоративное рисование

Ёлки новогодние.

Графика.

Маркеры. Гелевые ручки.

Январь

25

Декоративное рисование

Ёлки новогодние.

Графика.

Маркеры. Гелевые ручки.

15

Декоративное рисование

Ограды и решётки.

Ритм, орнамент. Графика.

Маркеры.

22

Ж и в о п и с ь  

Зимний парк.

Мазок, пятно.Линия. Тон, оттенок.

Контрастные цвета.

Гуашь.

29

Ж и в о п и с ь  

Зимний парк.

Кляксография. Рисование тонкими кистями.  

Гуашь.

Февраль

5

Ж и в о п и с ь  

Зимний парк.

Мазок, пятно.Линия. Тон, оттенок.

Контрастные цвета.

Гуашь.

12

Графика.

Праздничный торт.

Контраст и нюанс. Ритм.

Рисование в форме.

Фломастеры, маркеры.

19

Графика.

Праздничный торт.

Контраст и нюанс. Ритм.

Рисование в форме.

Фломастеры, маркеры.

26

Декоративное рисование

Рыбье царство.

Ритм, орнамент. Композиция. Графика.

Фломастеры, маркеры.

Март

5

Декоративное рисование

Рыбье царство.

Ритм, орнамент. Композиция. Графика.

Масляная пастель. Маркеры.

12

Декоративное рисование

Рыбье царство.

Ритм, орнамент. Композиция. Графика.

Масляная пастель. Маркеры.

19

К о м п о з и ц и я

Мартовские коты.

Контрастные цвета. Выделение главного персонажа.

Фломастеры.

26

К о м п о з и ц и я

Мартовские коты.

Контрастные цвета. Выделение главного персонажа.

Фломастеры.

Апрель

2

Ж и в о п и с ь.  Кометы и ракеты.

Рисование  по-сырому

Гуашь.

9

Ж и в о п и с ь.  Кометы и ракеты.

Цветовой контраст.

Гуашь.

16

Ж и в о п и с ь.  Кометы и ракеты.

На выбор.

23

К о м п о з и ц и я   Я и мои друзья.

Портрет.

На выбор.

Май

30

К о м п о з и ц и я  Я и мои друзья.

Портрет.

Акварель. Гуашь.

7

Графика. Здравствуйте, жуки!

Контрасты и нюансы.

Маркеры, гелевые ручки.  Детали разной формы из цв. бум.  Клей.

14

Графика. Здравствуйте, жуки!

Контрасты и нюансы.

На выбор.

21

Аппликация с прорисовкой.

Корабли в море

Графика.  Аппликация.

На выбор.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА».

для детей 6-7 лет

III  год обучения

Разработчик:

 Ещенко Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

ЗАДАЧИ

Обучающие

  • Открытие выразительных возможностей языка искусства (игры цветом, линией, формой, пятном, ритмические упражнения).
  • Освоение приёмов работы разными художественными материалами (карандаш, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, масляная пастель,гуашь,  и т.д.).
  • Знакомство с основами композици.
  • Обучение осознанно выбирать и исползовать матетриалы, работать с форматом  и цветом фона.
  • Освоение диалогов «Я - Я другой», «Я - автор».
  • Знакомство с художниками прошлого и современности.

Развивающие

  • Создание условий для открытия ребёнком автора в себе.
  • Сохранение эмоциональной непосредственности ребёнка.
  • Расширение  опыта эстетических переживаний посредством наблюдения за окружающим миром, за чувствами и эмоциями других людей.
  • Развитие внимания, терпения, наблюдательности, умения выражать свои эмоции, уважать эмоции других людей, видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные

  • Развитие умения работать в коллективе, с уважением и интересом относится к работе товарищей.
  • Пробуждение у детей чувства прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитание умения чувствовать и владеть своим и эмоциями;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети научатся

  • выбирать материал для исполнения работы и воплощения замысла;
  • правильно пользоваться различными художественными материалами;
  • работать разными способами  штриховки (широкой, размашистой, плотной, без отрыва отлиста бумаги, и т.д.);
  • различать приемы и техники в работе графическими и живописными материалами;
  • понимать и применять некоторые термины изобразительного искусства;
  • передавать свои впечатления от наблюдения окружающего мира;

Получат возможность

  • освоить практические навыки работы графическими и живописными материалами (гуашь, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, гелевые ручки, масляная пастель);
  • научиться работать в коллективе, давать оценку своей работе и работе товарища;
  • видеть многочисленные оттенки цвета, определять степень его холодности или теплоты;

Особенности обучения

Для возраста 6-7 лет характерно  дальнейшее развитие зрительной установки, поэтому дети уделяют особое внимание зрительным впечатлениям. Они уже способны открывать несовпадения между создаваемым изображением и образом восприятия  (или образом воображения). Дети замечают пространственные и глубинно-пространственные отношения предметов - развивается способность выявить наиболее информативные проекции предмета.

Так же происходит осмысление собственных переживаний: «Я злой», «я весёлый» и т.д..

Возникает потребность в освоении правил изобразительной деятельности.

Задания для этой возрастной группы направлены на содержание изображения – это может быть сюжет, событие, эстетическая привлекательность предмета изображения. Так же учитывается стремление детей к эстетической выразительности рисунка, поэтому многие задания носят элементы декоративности.

Теперь становится возможным осмыслять воздействие рисунка, воплощать не только сюжет, но собственные переживания. Поэтому довольно много времени уделяется обсуждениям замыслов и результатов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Г Р А Ф И К А

Теория. 

Занятия графикой позволяют даже при минимуме средств выполнть как тренировочные задания-упражнения, так и объёмные эффектные работы.  Обсуждаем как графику можно превратить в декоративное  рисование. Графические материалы позволяют отработать навыки правильной постановки руки, нажим различной силы  при штриховке и прорисовке, координацию движений руки и другие задачи разработки мелкой моторики.

Термины: линия – прямая, волнисая, ломаная, замкнутая, круг, дуга, спираль, штрих, штриховка – плотная, с разрывами, без отрыва руки, с отрывом руки от листа, размашистая, …контур, набросок, предварительный рисунок 

Практика.

Обучение возможности применения графических материалов в больших тематических работах. 

Графические материалы:

  • простой крандаш
  • цветны карандаши
  • фломастеры
  • гелевые ручки
  • маркеры
  • масляная пастель

Примерные задания:

ВОЛШЕБНАЯ ТРАВА

ПОСЛЕДНИЕ ЦВЕТЫ

ПОЛЁТ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ

ЧУДЕСНЫЙ УРОЖАЙ

ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕГОВИКА

ЗИМНИЕ ЗВЕРИ

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

СНЕЖНЫЕ ПРОСТОРЫ

ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО

ПРАЗДНИЧНЫЙ ТОРТ

Д Е К О Р А Т И В Н О Е    Р И С О В А Н И Е

Теория.

На занятиях декоративным рисованием дети учатся сознательно использовать одельные элементы, которые они уже умеют изображать, учатся выстраивать их ритмически для выразительности изображения, исподволь знакомятся с основами композиции. Многие задания выполняются на определённых заготовленных педагогом формах.

Термины:  декор, декоративный, украшение,  оформление, узор,  знак, символ,  орнамент, ритм,  симметрия. 

Практика. 

Применение полученных навыков орнаментального оформления в больших композициях

Свободное включение в работу декоративных элементов. 

Материалы:   графические материалы (фломастеры, гелевые ручки, маркеры, маслянаяпвстель); гуашь, кисти; материалы и инструменты для аппликации (цветная бумага, нарезки разных геометрических форм и размеров, клеевой карандаш, фигурные дыроколы и формы,полученные с их помощью, декоративные элементы для аппликации, печати).

Примерные задания: 

ВЕСЁЛОЕ ЧАЕПИТИЕ

В СИНЕМ МОРЕ, В БЕЛОЙ ПЕНЕ

СОВИНОЕ СЕМЕЙСТВО

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

БАБОЧКИ И ИХ ДРУЗЬЯ

Ж И В О П И С Ь  - рисование красками

Теория.

Беседы о выразительности цвета. Обсуждение выбора цветовой гаммы для создания определённого настроения. Широкие возможности получения новых цветов и оттенков путём смешения красок.  Обсуждение работ художников разных направлений.

Материалы:    -  гуашь   - кисти   -  палитра

Термины:  

  • цвет
  • тон, оттенок
  • насыщенность
  • светлый. тёмный.
  • глухой. звонкий. открытый.
  • хроматический, ахроматический
  • монохромный
  • тёплый – холодный
  • светлотность
  • гамма
  • палитра
  • контраст
  • нюанс
  • световая растяжка
  • цветовая растяжка
  • монотипия
  • мазок
  • тычок
  • колорит
  • свет
  • тень
  • пятно
  • прозрачность

Практика. 

Смелое овладевание мазком и цветом. Создание абстрактных цветовых композиций. Обучение работе различными приёмами для получения определённых результатов.

Примерные задания:

ЛИСТ ОСЕННИЙ

КРАСКИ ОСЕНИ

МИШКА  КОСОЛАПЫЙ

ДОРОГА К СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ

СУГРОБЫ И СНЕГОВИКИ

ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ

СОЛНЕЧНОЕ ДЕРЕВО

НАТЮРМОРТ

К О М П О З И Ц И Я

Теория.

Обсуждение возможности создания динамичной композиции. Выяснение как нарисовать близко-далеко. Композиция – это та работа, которую ребёнок выполняет, пройдя несколько этапов обучающих занятий-заданий: то есть выполнив несколько рисунков-упражнениий, закрепивших его технические навыки и взбудораживших его воображение. Композиция обычно выполняется на большом листе бумаги, материалы для работы могут быть разнообразными или комбинированными.

Термины:  композиция, положение, пространство, формат, размер, ритм.

Практика. 

Выполнение композиции с определённой постановочной и эмоциональной задачей. Попытаться передать пространство при помощи понятных изобразительных приёмов.

Материалы:  

  • графические материалы;
  • гуашь, кисти;
  • материалы и инструменты для аппликации;

Примерные задания:

ОСЕНЬ В  ГОРОДЕ

ЖИВОТНЫЕ АРКТИКИ

ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕГОВИКА

МОЙ ДВОР ЗИМОЙ

КОСМОС

КОТ НА КРЫШЕ

МОИ ДРУЗЬЯ!

А П П Л И К А Ц И Я    и     А П П Л И К А Ц И Я    С    П Р О Р И С О В К О Й

Теория.

Обсуждение «Какие бывают формы?», «Как цвета могут играть в прятки или помогать друг другу», «Что бывает,  если кружочку пририсовать ножки?», «Как уживуться чёрный маркер и жёлтый треугольник?».

Наши занятия аппликацией предполагают не абсолютного следования алгоритму задания,  а дают возможность ребёнку фантазировать, отталкиваясь от некоторых заданных форм. Таким образом, дети, которым  трудно по каким-либо причинам начать работу, или, которые имеют сложности с воплощением своей идеи, получают толчок и основу для своей деятельности, а те, кому необходимо реализовать свои фантазии, всегда смогут проявить себя как в выборе цветовой гаммы и композиции, так и в добавлении своих собственных элементов с помощью прорисовки. А так же есть  задания  изначально задуманы в смешанной технике.

Термины:  украшение, декор, декоративный,ритм, стиль, обобщение, деталь.

Практика. 

Обучение выполнению простейших коллажей с заготовленными элементами, с вырезанием элементарных форм и сдеталями рваной аппликации 

Материалы:   материалы и инструменты для аппликации (цветная бумага, нарезки разных геометрических форм и размеров,клеевой карандаш, фигурные дыроколы и формы, тполученные с их помощью, декоративные элементы для аппликации, печати); графические материалы,  фломастеры, гелевые ручки, маркеры, масляная пвстель, гуашь.

Примерные задания: 

ОСЕННИЙ БУКЕТ

НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА

ЁЛКИ НОВОГОДНИЕ

ПЕРВОЦВЕТЫ

МАМИН ПОРТРЕТ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  6 – 7 лет

Мес.

п/п

дата

по плану

по факту

Тема занятия

Основные понятия.

Материалы

Октябрь

2

Г р а ф и к а.  Зелёный горошек –дружная семейка!

Линия бывает разная, штрих.

Цвет, тон, оттенок.

Цв. карандаши. Фломастары, масляная пастель.

9

Г р а ф и к а.  

Последние цветы

Линия замкнутая, толстая, тонкая, ритм. Штриховка разными способами.

Маркеры. Фломастеры.

16

Г р а ф и к а.  

Последние цветы

Линия замкнутая, толстая, тонкая . Ритм. Штриховка разными способами.

Маркеры. Фломастеры.

23

Аппликация с прорисовкой.

Осенний букет.

Рваная аппликация. Графика.  Линия

замкнутая, толстая, тонкая, ритм.

Цв. Бум.близких приглуш. тонов, листы печатных изданий. Клей. Маркеры.

Ноябрь

30

Аппликация с прорисовкой.

Осенний букет.

Рваная аппликация. Графика.  Линия

замкнутая, толстая, тонкая, ритм.

Цв. Бум.близких приглуш. тонов, листы печатных изданий. Клей. Маркеры.

6

Ж и в о п и с ь  

Краски осени.

Мазок, палитра, контраст. Тёплые цвета. Звонкие, глухие цвета.

Гуашь.

13

Ж и в о п и с ь  

Краски осени.

Мазок, палитра, контраст. Тёплые цвета. Звонкие, глухие цвета.

Гуашь.

20

Декоративное рисование

Совиное семейство.

Графика.  Линия замкнутая, толстая, тонкая,, ритм. Штр-ка разн. способами.

Маркеры, фломастеры,

гелевые ручки.

Декабрь

27

Декоративное рисование

Совиное семейство.

Графика.  Линия замкнутая, толстая, тонкая, ритм. Шт-ка разн. способами.

Маркеры, фломастеры,

гелевые ручки.

4

Декоративное рисование

Совиное семейство.

Графика.  Линия замкнутая, толстая, тонкая, ритм. Штр-ка разн. способами.

Маркеры, фломастеры,

гелевые ручки.

11

Ж и в о п и с ь.  

Замок Снежной Королевы.

Светлые тона. Близкие цвета. Световая растяжка.

Гуашь.

18

Ж и в о п и с ь.  

Замок Снежной Королевы.

Светлые тона. Близкие цвета. Световая растяжка.

Гуашь.

Январь

25

Г р а ф и к а.  Снежные просторы.

Графика.  Штриховка разными способами..

Фломастеры.

15

Г р а ф и к а.    Зимнее дерево.

Графика.  Штриховка разными способами.

Фломастеры.

22

К о м п о з и ц и я.  

Мой двор зимой.

Графика.  Штриховка разными способами

Фломастеры.

29

К о м п о з и ц и я.

Мой двор зимой.

Графика.  Штриховка разными способами

Фломастеры.

Февраль

5

Г р а ф и к а.  Мой папа!

Рисование в форме. Портрет.

Фломастеры. Маркеры.

12

Г р а ф и к а.  Мой папа!

Рисование в форме. Портрет.

Фломастеры. Маркеры.

19

Г р а ф и к а.  Весёлые фигурки

Линия, форма,ритм.

Масляная пастель.

26

Декоративное рисование

Весёлое чаепитие.

Узор, орнамент, ритм, оформление.

На выбор.

Март

5

Ж и в о п и с ь .  Солнечное дерево.

Монотипия. Тёплые нежные цвета.

Гуашь.

12

Ж и в о п и с ь. Солнечное дерево.

Монотипия. Тёплые нежные цвета.

Гуашь.

19

К о м п о з и ц и я.  Космос.

Воображение. Контр-т. Тёмные цвета.

Гуашь.

26

К о м п о з и ц и я      Космос.

Воображение. Контр-т. Тёмные цвета.

Гуашь.

Апрель

2

Ж и в о п и с ь.  Натюрморт.

Рис.с натуры.  Композиция. Пропорции.

Гуашь.

9

Ж и в о п и с ь.  Натюрморт.

Рис. с натуры. Композиция. Пропорции.

Гуашь.

16

К о м п о з и ц и я.  Мой мир.

Автопортрет.

На выбор.

23

К о м п о з и ц и я.  Мой мир.

Автопортрет.

На выбор.

Май

30

К о м п о з и ц и я.  Мой мир.

Автопортрет.

На выбор.

7

К о м п о з и ц и я.  Дорога в лето.

Пейзаж.  Открытые цвета.

На выбор.

14

К о м п о з и ц и я.  Дорога в лето.

Пейзаж.  Открытые цвета.

На выбор.

21.

К о м п о з и ц и я.  Дорога в лето.

Пейзаж.  Открытые цвета.

На выбор.

Программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА».

МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ

Приложение №1

Определение уровня творческих способностей:

«Диагностика цветового восприятия»

Цель: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.

Детям раскладываются карточки от темного до самого светлого цвета.

Ребенку предлагают 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.

Задача: разложить карточки по порядку от менее до более желтых.

Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.

Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.

                 

Рис.1 Цветовосприятие

Приложение  №2                                  

ОБЩАЯ  ДИАГНОСТИКА

№п/п

Ф.И.

Первичный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

низкий уровень  --   1-3 балла;

средний уровень  --  4-7 баллов

высокий уровень  --  8-10 баллов.

Приложение  №3                            

ДИАГНОСТИКА РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ф.И.

Воз

раст

Сам-сть в работе

Трудоемкость

Цветовое решение

Креативность

Качество исполнения

0

I

II

0

I

II

0

I

II

0

I

II

0

I

II

Диагностика

0 – входная      

I – промежуточная

II – итоговая

Уровень   низкий  - «1»

средний - «2»

хороший- «3»

высокий - «4»

Критерии оценки работ обучающихся

  1. Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.
  1. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.
  1. Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
  2. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.
  3. Качество исполнения:  изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.
  4. Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.

Приложение  №4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения.

Ф.И.О.родителей_______________________________________________________________

Ф.И. ребенка___________________________________________________________________

Состав семьи___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:

  • Всегда вежлив и учтив;
  • Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
  • Чаще всего проявляет неуважение;
  • Ваш вариант________________________________________________________________

Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?

______________________________________________________________________________

Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?

________________________________________________________________________________

Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы:

  1. Выготский Л. «Психология искусства» Санкт-Петербург; изд. Азбука, 2000.
  2. Калинина Т. Альбом с кляксами: «Цветы и травы», «Большой лес», «Башня, растущая в небо», «Птицы, звери, комары и мухи».Творческий Центр СФЕРА; изд. Речь; Санкт-Петербург,2009.
  1. Керролл Л, Тоубер Д. «Дети индиго. Новые дети пришли» София, 2005.
  2. Леви В. «Новый нестандартный ребенок или как воспитывать родителей»;серия "Конкретная психология", изд-во «Торобоан», 2012.
  3. Макарова Е.«Освободите слона» Изд. «Знание»; Москва, 1985
  4. Неменский Б. «Педагогика искусства» Москва; «Просвещение», 2007.
  5. Педагогика Рудольфа Штейнера «Воспитание к свободе» Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики Москва, 1993.
  6. Осорина М. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых »; СПб. Питер, 2011.
  7. Иванова О.Л., Васильева И.И. Выразительные возможности цвета. Жёлтый, синий, красный. - СПб, 2005.
  8. Бакушинский А. Художественное творчество и воспитание, М., 1925;
  9.  Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  10.  Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  11.  Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
  12.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  13.  Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  14.  Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  15.  Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
  16.  Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  17.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  18.  Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  19.  Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  20.  Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  21.  Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  22.  Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  23.  Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  24.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  25.  Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
  26.  Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
  27.  Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  28.  Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  29.  Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  30.  Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  31.  «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
  32. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

Сайты и интернетресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года

Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для  обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»  создана для  эстетического и художестве...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРСПЕКТИВА» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года

Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравствен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Творцы -молодцы» (для детей с ОВЗ) Возраст обучающихся - 12 – 17 лет Срок реализации - 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творцы-молодцы» имеет художественную направленность. Ключевая педагогическая идея данной Программы заключается в том, чтобы у детей и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...

«Сувенир с Востока» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 6 - 18 лет Срок реализации: 3 года

Лепить игрушки можно из разных материалов. Игрушки из глины гремят, свистят, тарахтят – разговаривают, ходят, летают, поют, колоколят – одним словом создают театральное действо, которое бы...