ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Творцы -молодцы» (для детей с ОВЗ) Возраст обучающихся - 12 – 17 лет Срок реализации - 1 год
календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._ushalova_i.v._programma_tvortsy-molodtsy.docx | 85.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Венгеровского района Новосибирской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества Венгеровского района
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета ДДТ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Дома детского творчества | |
Протокол № от | А.Р. Вайн |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Творцы -молодцы»
(для детей с ОВЗ)
Возраст обучающихся - 12 – 17 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель программы:
Ушалова Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
с. Венгерово
2022 г.
Внутренняя экспертиза проведена.
Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Методист
/
Подпись ФИО
«15» августа 2022 г.
Содержание
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творцы-молодцы»
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность, общая характеристика
1.1.3. Отличительные особенности и новизна программы
1.1.4. Адресат программы
1.1.5. Объём программы
1.1.6. Формы обучения
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
1.1.8. Режим занятий
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1.3.2. Содержание разделов и тем
1.4. Планируемые результаты обучения
II. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
- Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение
- Информационное обеспечение
- Кадровое обеспечение
- Формы аттестации
- Оценочные материалы.
2.2. Методические материалы
2.2.1. Методы обучения
2.2.2. Формы организации учебного занятия
2.2.3. Педагогические технологии
2.2.4. Алгоритм учебного занятия
2.2.5. Дидактические материалы
2.3. Рабочая программа воспитания
2.3.1. Рабочая программа воспитания
2.3.2. Календарный план воспитательной работы
2.4. Список литературы
2.4.1. Нормативные документы
2.4.2. Литература, использованная при составлении программы
2.4.3. Литература и источники информации для обучающихся и родителей.
2.5. Приложения
Приложение 1. Календарный учебный график
Приложение 2. Общие правила ТБ
Приложение 3. Правила подготовки рабочего места перед началом занятий
Приложение 4. Правила уборки своего рабочего места
Приложение 5. Правила безопасной работы с ножницами
Приложение 6. Правила безопасной работы с клеем
Приложение 7. ТБ во время работы
Приложение 8. Мониторинг результатов обучения
Приложение 9. Диагностика воспитанности
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творцы-молодцы»
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы, общая характеристика
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творцы-молодцы» имеет художественную направленность.
Ключевая педагогическая идея данной Программы заключается в том, чтобы у детей и подростков в результате художественно-творческой деятельности повысилась собственная самооценка, способствующая качественному взаимодействию со сверстниками, образованию дружеских контактов в коллективе, снятию тревожности и напряжения, получению позитивных впечатлений от общения и взаимодействия в предложенных видах деятельности, получению положительного опыта поведения в социуме, активизация познавательной активности.
На занятиях по Программе «Творцы-молодцы» уобучающихся формируется творческое восприятие действительности, пробуждается способность чувствовать гармонию, красоту, пробуждается потребность создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. В процессе художественного труда формируются также такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие; отрабатываются коммуникативные навыки.
При освоении Программы у обучающихся стимулируется осознание своих жизненных целей и путей их достижения.
1.1.2. Актуальность программы
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы заключается в том, чтобы через художественный труд адаптировать обучающихся с ОВЗ для жизни в социуме. Т.к. дети и подростки, временно проживающие вМКОУ Вознесенской школе-интернате для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностямиотносятся к следующим категориям:
– дети, оставшиеся без попечения родителей,
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,
– дети, проживающие в малоимущих семьях,
– дети с отклонениями в поведении,
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и они объективно нуждаются в социально-педагогической поддержке.
Это находит отражение в Федеральном законе от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ», в котором дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».
Также педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что ручной художественный труд способствует:
- расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей;
- развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы и ВПФ учащихся с ОВЗ;
- развитию творческого потенциала ребёнка;
- выявлению творческих способностей детей;
- формированию эстетического отношения к окружающему миру.
1.1.3. Отличительные особенности и новизна программы
Отличительной особенностью данной программы от программ художественной направленности, реализуемых в Венгеровском районе, является то, что занятия по Программе «Творцы-молодцы» способствуют развитию и коррекции речи детей с ОВЗ. На занятиях дети дифференцируют пространственные связи и употребляют более конкретные словесные выражения (сверху, снизу, справа, слева, между, рядом и т.д.).
При планировании художественно-творческой работы повышается мыслительная деятельность, расширяется словарный запас обучающихся. Закрепляется умение связно, последовательно излагать свои мысли.
Художественный труд способствует развитию коррекции глазомера, координации движений, мелкой моторики рук, конструктивности, «ювелирного» мастерства. По окончании обучения ребята способны вносить рациональные предложения в технику выполнения работ.
Повышенная активность творчества также исходит и от разнообразия содержания программы «Творцы-молодцы».
При изготовлении изделий воспитывается художественный вкус, формируется эстетическое видение. Развивается воображение, творчество, умение видеть и отображать средства выразительности. Корригируются и активизируются познавательные процессы. Данный вид труда - важное средство для формирования и коррекции нравственно волевых качеств (взаимопомощь, выдержка, самообладание, концентрация внимания и т.д.). Формируются коммуникативные навыки общения. Ребята учатся распределять виды труда, согласно своим способностям. При этом развивается взаимоуважение и адекватная самооценка. Учатся договариваться, сдерживать эмоции, контролировать себя и товарищей, вырабатывают терпение и усидчивость.
1.1.4. Адресат программы
Участники Программы – дети и подростки (девочки и мальчики в возрасте 12-17 лет), оказавшиеся по различным причинам в МКОУ Вознесенской школе-интернате для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому группа подвижна, это объясняется тем, что участники образовательного процесса проживают в учреждении не постоянно, а определенный промежуток времени, до каникул.
Группа, обучающаяся по Программе «Творцы-молодцы» неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внимательного и заботливого отношения к ним со стороны педагога.
1.1.5. Объём программы
Объем программы: 72 ч.
Срок освоения программы – 1 год
1.1.6. Формы обучения
Форма обучения по программе – очная
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья обучающихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.
Занятия основываются на личном желании. Задача педагога каждый раз заинтересовать ребенка так, чтобы он имел желание посещать кружок и участвовать в работе группы. Занятия проходят в отдельном классе или творческой мастерской.
Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся. Дети и подростки организуются в учебную группу смешанного возрастного состава. Поэтому особенностями занятий является индивидуальное, коллективное и групповое творчество.
Особое внимание уделяется здоровьесберегающему компоненту. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Специфика работы собучающимися предполагает учет индивидуальных особенностей развития.
На протяжении занятий чередуются различные формы деятельности: – теоретический материал может восприниматься сидя, а практическая часть занятия – может выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по кабинету, подходить к другим детям и педагогу). Чередование положения тела способствует формированию правильной осанки. На занятиях проводятся физкультминутки.
Задача педагога помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
1.1.8. Режим занятий
Занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа
Между занятиями проводятся 2 перемены длительностью 15 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:развитие художественно-творческих способностей обучающихся
Задачи:
Личностные:
- Воспитывать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
- Воспитывать трудолюбие и уважение к мастерамсвоего дела;
- Воспитывать умение преодолевать неудачи.
Предметные:
- Обучать правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
- Обучать основам технологии вышивки, бисероплетения, художественного изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутного шитья, изготовления мягкой игрушки;
- Познакомить с историей возникновения изучаемых видов художественного творчества, традиционными народными праздниками.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Наименование раздела | кол-во |
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов | 10 |
Раздел 2. Бисероплетение | 10 |
Раздел 3. Вышивка | 10 |
Раздел 4. Лоскутное шитье | 8 |
Раздел 5. Мягкая игрушка | 8 |
Раздел 6. Художественная обработка кожи | 6 |
Раздел 7. Вязание крючком | 10 |
Раздел 8. Подарки к праздникам | 6 |
Раздел 9. Выставки. | 2 |
Раздел 10. Итоговое занятие по результатам года. | 2 |
Итого: | 72 |
1.3.2. Содержание разделов и тем
Раздел 1.Художественное изготовление искусственных цветов. (10 ч.)
Теория. Способы работы с разными видами бумаги. Склеивание, скручивание, раскрой. (2 ч.)
Практика. Выполнение тычинок, обработка стебля. Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. (8 ч.)
Раздел 2. Бисероплетение. (10 ч.)
Теория. Приемы и принципы плетения по схеме. Понятие модуля. Пропорции человека. Принципы и приемы, схемы плетение фенечки на станке. (2 ч.)
Практика. Выполнение животных из бисера (брелок на телефон). Выполнение букета цветов из бисера. Выполнение колье из бисера и бусин. Выполнение наброска фигуры человека. Выполнение фенечки на станке. (8 ч.)
Раздел 3. Вышивка. (10 ч.)
Теория. Прием вышивания крестиком. Приемы вышивания лентами. Приемы компоновки рисунка для вышивания лентами. Расчет цветов в схеме. Декоративное украшение. (2 ч.)
Практика. Выполнение упражнений по вышиванию нитками мулине. Выполнение упражнений по вышиванию лентами. Выполнение эскиза-схемы панно, упражнений по вышиванию бисером. Выполнение декоративного панно из бисера. (8 ч.)
Раздел 4. Лоскутное шитье. (8 ч.)
Теория. Из истории возникновения. Понятие симметрии, композиции, приемы работы. Декоративная отделка. Лоскутная техника «Синель». Приемы обработки молнии-замка. (2 ч.)
Практика. Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак». Выполнения обработки косой бейкой изделия. Выполнение основы для декоративной сумочки. Выполнение втачивания молнии, завершение и декорирование работы. (6 ч.)
Раздел 5. Мягкая игрушка. (8 ч.)
Теория. История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки. Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя. Приемы и техника ручных стежков. Понятие о формировании готового изделия. (2 ч.)
Практика. Выполнение выкройки игрушки. Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей. Выполнение сшивания частей игрушки. Выполнение сборки и декорирования готового изделия. (6 ч.)
Раздел 6. Художественная обработка кожи. (6 ч.)
Теория. Назначение изделий из кожи и их применение. История кожевенного дела. Общие сведения о работе с кожей. Приемы раскроя. Приемы работы при термообработке и сборке деталей из кожи. Последовательность сборки деталей.
Практика. Выкраивание деталей розы. Выполнение вариантов обработки кожи. Выполнение термообработки деталей из кожи, сборка отделочного цветка. Выполнение сборки оберега-башмачка.
Раздел 7. Вязание крючком. (10 ч.)
Теория. История возникновения вязания крючком. Понятие чтения и составления схемы. Воздушная петля, соединительный столбик. Понятие прибавления и убавления петель, столбик без накида, столбик с накидом. Понятие «соединительный столбик с накидом». Понятие симметрии. Понятие пропорции для вязаных игрушек.(2 ч.)
Практика. Выполнение воздушной петли, соединительного столбика, туловище. Вязание туловища петушка. Выполнение прибавления и убавления петель, столбик с накидом, вязание гребешка. Выполнение гребешка и крылышек петушка. Выполнение клюва и хвостика петушка. Выполнение приемов сборки деталей петушка. (8 ч.)
Раздел 8. Подарки к праздникам. (6 ч.)
Теория. Елочные украшения. Понятие развертки. Подарок ко дню Матери. Техника йо-йо. Подарок к 8 Марта. Значение демонстрации ДПИ. Выставка. (2 ч.)
Практика. Изготовление ёлочного украшения–«подарок». Изготовление подарка в технике йо-йо. Изготовление подарка в технике вязания крючком. Подготовка изделий к выставке. Тест-опрос о желаемых видах ДПИ, презентации работ. (4 ч.)
Раздел 9. Выставки. (2 ч.)
Раздел 10. Итоговое занятие по результатам года. (2 ч.)
1.4. Планируемые результаты обучения
В результате реализации программы у обучающихся будут развиваться следующие качества:
Личностные:
- умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
- трудолюбие и уважение к мастерамсвоего дела;
- умение преодолевать неудачи.
Предметные:
- умение правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
- знание основ технологии вышивки, бисероплетения, художественного изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутного шитья, изготовления мягкой игрушки;
- познакомятся с историей возникновения изучаемых видов художественного творчества, традиционными народными праздниками.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется на каждый учебный год и является обязательным приложением к программе. (Приложение 1.)
- Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение
Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:
- Для изготовленияискусственных цветов потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм.по 2 м. Она обязательно должна быть пластичной. Бумага креповая зеленая, белая, красная или розовая, клей ПВА, нитки белые № 35 и № 100, вата, ножницы, ткань белая, зеленая - лучше шелк или хлопчатобумажную (ситец) по 0,3 м. (ткань обработана крахмалом), ножницы, тетрадь, исчезающий карандаш для ткани, картон для выкроек формата А-4 два листа, цветные карандаши.
- Для бисероплетения потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия (пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, размер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15, мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером - обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.
- Для вышивкимулине, лентами, бисером потребуется: канва, серый или белый лен, креп-сатин (ткань на выбор) нитки мулине 3-4 цветов, ирис, ленты атласные 0,3 – 5,0 см. (цвет: зеленые, красные, желтые, коричневые и их оттенки). Иглы с тупым концом. Синельные или гобеленовые иглы, обязательно с широким ушком. Размеры игл от №13 до №18. Игла для вышивки бисером №26.
Чтобы облегчить себе работу, приобретите пару небольших круглых магнитов, на которых очень удобно оставлять иглы. Пяльцы круглые или прямоугольные. Ножницы - маленькие остроконечные вышивальные и большие портновские, исчезающий карандаш по ткани. - Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.
- Для художественной обработки кожи потребуется: ножницы маленькие остроконечные, ножницы “зигзаг”, карандаш, линейка, клей ПВА-М, клей «Момент-кристалл», ручка, картон, кусочки кожи, краски для кожи, гуашь, свечи, спички, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток.
- Для вязания крючком потребуются: крючок№ 2, пряжа 55% хлопок/45% акрил, вес 50гр/160 м. (белый, красный, желтый, голубой, коричневый, оранжевый по 1 шт.), синтепон, дополнительные инструменты: иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного перемещения петель.
- Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.
- Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), информационные
технологии.
- Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования Ушалова Ирина Владимировна
Формы аттестации
Формы аттестации и контроля: готовая работа, журнал посещаемости, портфолио,
выставка, готовое изделие, конкурс.
- Оценочные материалы
- Первичная диагностика. (Приложение 8.)
- Диагностика воспитанности. (Приложение 9.)
1.2. Методические материалы
1.2.1. Методы обучения
- метод наблюдения (обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях)
- метод психологической разгрузки
- метод беседы
- метод психологического моделирования
- словесный (объяснение, рассказ, использование художественного слова)
- наглядный (показ иллюстраций, показ способов действий, последовательности этапов работы педагогом, работа по образцу и др.)
- метод многократного упражнения
- игровые приемы
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
- совместный анализ выполненной работы
2.2.2. Формы организации учебного занятия
Экскурсия, акция, беседа, выставка, игра, конкурс, практическое занятие, творческая мастерская, наблюдение, праздник.
2.2.3. Педагогические технологии
- личностно-ориентированное обучение
- здоровьесберегающее обучение
2.2.4. Алгоритм учебного занятия
1. Организационный момент
2. Актуализация темы занятия
3. Объяснение, показ
4. Выполнение работы самостоятельно или с помощью педагога
5. Релаксационная минутка во время самостоятельной работы
6. Анализ или самоанализ работ
7. Выставка готовых изделий
Занятия выстроены так, что в конце каждого занятия ребёнок оценивает свою работу, что получилось, а что он не смог сделать и как это исправить или доработать.
2.2.5. Дидактические материалы
Шаблоны, образцы работ, выполненные педагогом или другими обучающимися, иллюстрации, инструкции-планы выполнения работ, подборка стихов о временах года, подборка эпизодов из рассказов о животных с описаниями.
2.3. Рабочая программа воспитания
2.3.1. Рабочая программа воспитания
Цель: создать благоприятные условия для усвоения детьми с ОВЗ социальнозначимых знаний, норм и правил поведения; способствовать формированию общественно активной, нравственно- ориентированной, творческой личности, обладающей умением адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.
Задачи:
- способствовать формированию у детей с ОВЗ позитивного отношения к окружающему миру, научиться проявлять активную жизненную позицию;
- формировать стремление к проявлению нравственных качеств, таких как уважение к людям, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь и забота к природе, ко всему живому;
- способствовать развитию навыков самопознания, самовоспитания, научить управлять собой, контролировать свои действия и поступки;
- приобщить детей с ОВЗ к активной творческой деятельности, воспитывать сознательное отношение к труду, выбору ценностей, к художественному творчеству, физкультуре и спорту, профессиональной самоориентации.
Направление воспитания: социокультурное, художественно-эстетическое, экологическое, трудовое, патриотическое, физкультурно-спортивное.
Планируемые результаты: результатом воспитания детей являются изменения в формировании личности:
- активная жизненная позиция; участие в конкурсах, выставках детского творчества;
- уважение к людям (родителям, пожилым людям, учителям, людям с ОВЗ и др.);
- бережное отношение к природе, ко всему живому;
- развитие у детей с ОВЗ навыков самопознания, самовоспитания, умение управлять собой, контролировать свои действия и поступки.
2.3.2. Календарный план воспитательной работы
№ п\п | Форма и название мероприятия, события | Направление воспитательной работы | Цель и краткое содержание | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1. | Изготовление поздравительных сувениров ко Дню пожилого человека | Социокультурное воспитание, художественно-эстетическое воспитание. | Уважение к старшему поколению | Сентябрь | Ушалова И.В. |
2. | День Учителя, чтение стихов. | Социокультурное воспитание, художественно-эстетическое воспитание. | Уважение к профессии учителя | Сентябрь | Ушалова И.В. |
3. | Праздник Осени. Выставка поделок | Экологическое воспитание | Воспитание бережного отношения к природе | Октябрь | Ушалова И.В. |
Беседа «Береги природу» | Экологическое воспитание | Воспитание бережного отношения к природе | Октябрь | Ушалова И.В. | |
Беседа «Не будем лениться – будем весело трудиться!» | Трудовое воспитание | Воспитание положительного отношения к труду | Ноябрь | Ушалова И.В. | |
Викторина о птицах | Экологическое воспитание | Воспитание заботливого отношения к птицам | Декабрь | Ушалова И.В. | |
«В кругу друзей». (Цикл мероприятий в рамках декады инвалидов) | Формирование коммуникативной культуры | Воспитание эмпатии к людям с ОВЗ, социализация детей с ОВЗ | Декабрь | Ушалова И.В. | |
День народного единства | Формирование у обучающихся чувства патриотизма, активной гражданской позиции, уважения к госдарственным символам | Воспитание гордости за свою страну, воспитание толерантности | Декабрь | Ушалова И.В. | |
Конкурс рисунков «Наша армия». Эстафета «Мальчиш-кибальчиш» | Формирование чувства патриотизма | Воспитание гордости за свою Родину | Февраль | Ушалова И.В. | |
День 8 Марта | Социокультурное воспитание | Воспитание уважения к женщинам, мамам, баушкам, сестрам | Март | Ушалова И.В. | |
Беседа о ЗОЖ. Спортивные игры | Здоровьесберегающее воспитание | Воспитание положительного отношения к ЗОЖ | Апрель | Ушалова И.В. | |
«Моя семья – мое богатство» - конкурс рисунков | Воспитание семейных ценностей | Воспитание любви и уважения к родителям | Апрель | Ушалова И.В. | |
День Победы | Формирование чувства патриотизма, активной гражданской позиции | Воспитание гордости за свою Родину | Май | Ушалова И.В. |
2.4. Список литературы
2.4.1. Нормативные документы
Программа соответствует действующим нормативным документам:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);
2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (от 31 марта 2022 г. № 678-р)
7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Устав МБО ДО ДДТ Венгеровского района.
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242);
- Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru);
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
2.4.2. Литература, использованная при составлении программы
- Астахов А.И. Воспитание творчеством (Страницы из жизни школы-интерната № 2 г. Андропова). Книга для учителя. М. Просвещение 1986г. 159 с. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://www.google.com/search?client=opera&q=1
- Передовой педагогический опыт И.П. Волкова. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://potencial-school.ru/peredovoj-pedagogicheskij-opyt-i-p-volkova.html
- Воображение и творчество в детском возрасте. Выготский Л.С. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8102.php
- Шипицына Л.М., Казакова Е.И. (ред.) Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы - файл n1.doc. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v54268/
2.5. Приложения
Приложение 1.
Календарный учебный график
Наименование раздела и | Содержание темы | Практическое задание | Инструменты и материалы | Кол-во |
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов | 10 | |||
Занятие 1. Введение в мастерство | Вводное занятие. Знакомство с видами ДПИ. Инструменты, оборудование и материалы, из истории возникновения, ТБ | Выполнение тычинок, обработка стебля | Тетрадь, ручка, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,3 мм и 0,7 мм (2 метра), ПВА, нитки № 10 или «ирис». | 2 |
Занятие 2. Изготовление цветов без инструментов | Понятие композиции. Пропорции. Изготовление лилии | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. | Тетрадь, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм и 1 мм (2 метра), ПВА, вата, нитки № 35, белая ткань 10*25 см. (обработана крахмалом), цветные карандаши, креповая бумага белая и зеленая, карандаш для ткани исчезающий | 2 |
Занятие 3. Изготовление цветов без инструментов | Способы раскроя деталей. Изготовление розы. | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. | Тетрадь,карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм и 1 мм (2 метра), ПВА, нитки № 100 или «ирис», белая ткань 10*25 см., цветные карандаши, креповая бумага белая и зеленая | 2 |
Занятие 4. Изготовление цветов с использованием инструментов | Приемы работы с инструментами. Изготовление цветка хмелек. | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. | Тетрадь, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм 30 см, ПВА, нитки № 100 или «ирис», ткань двух контрастных цветов 10*25 см. (обработана крахмалом), креповая бумага в тон ткани. | 2 |
Занятие 5. Изготовление фантазийных цветов без инструментов | Приемы работы. Изготовление фантазийного цветка | Выполнение деталей цветка, сборка цветка. | Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм 30 см, ПВА, нитки № 100 или «ирис», ткань двух контрастных цветов 10*25 см. (обработана крахмалом) , креповая бумага в тон ткани | 2 |
Раздел 2. Бисероплетение. | 10 | |||
Занятие 6. Плетение цветов | Основные принципы плетения. Схемы плетения | Выполнение букета цветов из бисера | Тетрадь для теории, проволока, бисер | 2 |
Наименование раздела и | Содержание темы | Практическое задание | Инструменты и материалы | Кол-во |
Занятие 7. Плетение животных из бисера | Приемы и принципы плетения по схеме | Выполнение животных из бисера (брелок на телефон) | Тетрадь для теории, бисер, леска, проволока, иголка, цепочка, кольцо, нитка | 2 |
Занятие 8. Плетение колье из бисера и бусин | Приемы и принципы плетения по схеме | Выполнение колье из бисера и бусин | Тетрадь, бисер, бусины, нитки, леска, иголка для бисера | 2 |
Занятие 9. Плетение кольца | Понятие модуля. Пропорции человека. | Выполнение наброска фигуры человека | Тетрадь для теории, бисер, нитки , леска, иголка для бисера | 2 |
Занятие 10. Плетение фенечки на станке | Принципы и приемы, схемы плетение фенечки на станке | Выполнение фенечки на станке | Тетрадь, цвет.карандаши, бисер, нитки № 35 и №100, станок (самодельный), иголка для бисера | 2 |
Раздел 3. Вышивка | 10 | |||
Занятие 11. Вышивание крестиком | Прием вышивания крестиком | Выполнение упражнений по вышиванию нитками мулине | Тетрадь для теории, пяльцы, ткань-канва, нитки мулине, иголка | 2 |
Занятие 12 Вышивание панно лентами | Приемы вышивания лентами. | Выполнение упражнений по вышиванию лентами | Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, ткань-лен , пяльцы, ленты, игла синельная, ножницы | 2 |
Занятие 13. Вышивание панно лентами | Приемы компоновки рисунка для вышивания лентами | Выполнение упражнений по вышиванию лентами | Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, ткань-лен, пяльцы, ленты, игла синельная, ножницы | 2 |
Занятие 14. Вышивание бисером панно | Расчет цветов в схеме | Выполнение эскиза-схемы панно, упражнений по вышиванию бисером | Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, креп-сатин, пяльцы, бисер, игла для бисера, ножницы | 2 |
Занятие 15. Панно из бисера | Декоративное украшение, закрепление | Выполнение декоративного панно из бисера | Тетрадь для теории, карандаш, ластик, | 2 |
Раздел 4. Лоскутное шитье | 8 | |||
Занятие 16. Первые шаги в лоскутной технике «Ляпак» | Из истории возникновения. Понятие симметрии, композиции, приемы работы | Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак» | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы | 2 |
Занятие 17. Лоскутная техника «Ляпак» | Декоративная отделка | Выполнения обработки косой бейкой изделия | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, косая бейка 2м., нитки, игла, наперсток, ножницы | 2 |
Занятие 18. Лоскутная техника «Синель» | Из истории возникновения, приемы работы | Выполнение основы для декоративной сумочки. | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы | 2 |
Наименование раздела и | Содержание темы | Практическое задание | Инструменты и материалы | Кол-во |
Занятие 19. Лоскутная техника «Синель» | Приемы обработки молнии-замка | Выполнение втачивания молнии, завершение и декорирование работы. | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, молния 15-18 см., щетка грубой щетины, ножницы | 2 |
Раздел 5. Мягкая игрушка | 8 | |||
Занятие 20. Построение выкройки игрушки животного | История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки | Выполнение выкройки игрушки | Тетрадь для теории, карандаш, бумага, ножницы | 2 |
Занятие 21. Раскрой частей игрушки и сшивание деталей | Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя | Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей | Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы | 2 |
Занятие 22. Сшивание частей игрушки и ее набивка | Приемы и техника ручных стежков | Выполнение сшивания частей игрушки | Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы | 2 |
Занятие 23. Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки | Понятие о формирования готового изделия | Выполнение сборки и декорирования готового изделия | Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы | 2 |
Раздел 6. Художественная обработка кожи | 6 | |||
Занятие 24. Историю кожевенного дела. Общие сведения о работе с кожей. Выкраивание деталей розы | Назначение изделий из кожи и их применение. Приемы раскроя | Выполнение вариантов обработки кожи | Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, кусочки кожи, свечи, спички, пинцет, шило | 2 |
Занятие 25. Термообработка кусочков кожи и их сборка | Приемы работы притермообработки и сборке деталей из кожи | Выполнение термообработки деталей из кожи, сборка отделочного цветка | Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, кусочки кожи, свечи, спички, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток. | 2 |
Занятие 26. Изготовление оберега-башмачка из кожи | Последовательность сборки деталей | Выполнение сборки оберега-башмачка | Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток. | 2 |
Раздел 7. Вязание крючком | 10 | |||
Занятие 27. История возникновения вязании крючком | Понятие чтения и составления схемы. Воздушная петля, соединительный столбик | Выполнение воздушной петли, соединительного столбика, туловище | Тетрадь для теории, ручка, карандаш, ластик, крючок № 2, пряжа белого цвета, ножницы | 2 |
Наименование раздела и | Содержание темы | Практическое задание | Инструменты и материалы | Кол-во |
Занятие 28. Вязание туловище петушка | Понятие прибавления и убавления петель, столбик без накидом, столбик с накидом | Выполнение прибавления и убавления петель, столбик с накидом, вязание гребешка | Тетрадь для теории, карандаш, ластик, | 2 |
Занятие 29. Вязание гребешка и крылышек петушка | Понятие соединительный столбик с накидом | Выполнение гребешка и крылышек петушка | Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы (с широким ушком) | 2 |
Занятие 30. Изготовление клюва и хвостика петушка | Понятие симметрии. | Выполнение клюва и хвостика петушка | Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы | 2 |
Занятие 31. Завершение работы. Сборка готового изделия | Понятие пропорции для вязанных игрушек | Выполнение приемов сборки деталей петушка | Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы, игла штопальная (с широким ушком) | 2 |
Раздел 8. Подарки к праздникам | 6 | |||
Занятие 32. Елочные украшения | История праздника. Понятие развертки | Изготовление ёлочного украшения–«подарок» | Тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент | 2 |
Занятие 33. Подарок ко дню Матери | История праздника. Техника йо-йо | Изготовление подарка в технике йо-йо | Тетрадь, ручка, ножницы, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см. | 2 |
Занятие 34. Подарок к 8 марта | История праздника | Изготовление подарка в технике вязания крючком | Тетрадь, ручка, линейка, ножницы, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого цветов) 4 упаковки, крючок № 3 | 2 |
Занятие 35. Выставка | Значение демонстрации ДПИ | Окончательная отделка. Подготовка изделий к выставке | Тетрадь, ручка, изделия требующие декорирования | 2 |
Занятие 36. Итоговое занятие | Подведение итогов. Обмен опытом по МК | Тест-опрос о желаемых видах ДПИ, презентации работ | Тетрадь, ручка, новые МК по видам ДПИ | 2 |
Приложение 2.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми тебе не известны.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал педагог.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагогом порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся на посторонние дела.
Приложение 3.
Правила подготовки рабочего места перед началом занятия
1. Положи на парту, клеенку рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Приложение 4.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином или тестом почисти стекой рабочую доску, крышку стола, если там остались следы от пластилина, теста. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Приложение 5.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Приложение 6.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Приложение 7.
Техника безопасности во время работы
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. При работе с лаками, красками, растворителями, клеем использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.
3. При работе с клеем стол закрывать клеенкой.
4. Банку с клеем (краской, лаком) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
6. При попадании клея в глаза промыть их водой.
7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку,
8. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
9. Использовать жидкие вещества по назначению.
10. По окончании работы лаки, растворители, клей закрыть, вымыть кисть для клея (краски, лака), вымыть посуду (или выбросить), проветрить помещение.
Приложение 8.
Мониторинг результатов обучения
Содержание:
1) № п/п
2) Список обучающихся
3) Оценка ЗУНов у обучающихся в начале учебного года (по 10-ти бальной системе.)
4) Теоретические знания по основным разделам программы.
Критерии: соответствие теоретическим знаниям ребенка программным требованиям.
Степень выраженности оцениваемого качества:
- 1 балл (минимальный уровень) – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренной программой.
- 5 баллов (средний уровень) – объем усвоенных знаний составляет более ½.
- 10 баллов (максимальный уровень) – освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период.
Практическая подготовка ребенка | ||||
№п/п | Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответсвие практических умений и навыков программным требованиям | 1 балл (минимальный уровень); 5 баллов (средний уровень); 10 баллов (максимальный уровень) | Контрольное задание | |
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | 1 балл (начальный уровень) развития креативности – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; 5 баллов (репродуктивный уровень) – работа по образцу; 10 баллов (творческий уровень) – выполнение заданий с элементами творчества. | Практическая работа, наблюдение |
6) Общеучебные умения и навыки ребенка:
Учебно-интелектуальные умения | ||||
№п/п | Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
1. | Учебно-коммуникативные умения | Самостоятельность в подборе и анализе в своей работе (литературе) | 1 балл (минимальный уровень) – есть затруднения; 5 баллов (средний уровень) – работа проходит вместе с педагогом или родителями; 10 баллов (максимальный уровень) – самостоятельная работа | Анализ, проектная деятельность, наблюдения |
2. | Умения слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | ||
3. | Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации | ||
Учебно-организационные умения и навыки | ||||
1. | Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностики |
Анализ, проектная деятельность, наблюдения | ||||
2. | Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков правил безопасности программным требованиям | 1 балл (минимальный уровень) – ребенок овладел менее чем на ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренной программой; 5 баллов (средний уровень) – объем усвоенных навыков составляет больше ½; 10 баллов (максимальный уровень) – ребенок освоил практически весь материал | |
3. | Умение хорошо и актуально выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовлетворительно хорошо отлично | Анализ, наблюдения, практические задания, опрос |
Приложение 9.
Диагностика воспитанности
Название кружка __________________________Педагог _______________________
Фамилия, имя ребенка_____________________ Возраст ________Год обучения____________
Критерии воспитанности | Параметры оценки воспитанности | Оценка воспитанности обучающихся | ||
Начало учебного года | Середина учебного года | Конец учебного года | ||
Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов | Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения | |||
Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме | ||||
Старается придать каждой работе содержательную направленность | ||||
Культура организации своей деятельности | Правильно и аккуратно организует рабочее место | |||
Аккуратен в выполнении практической работы | ||||
Четко выполняет каждое задание педагога | ||||
Терпелив и работоспособен | ||||
Уважительное отношение к профессиональной деятельности других | При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы стареется быть объективным | |||
Подчеркивает положительное в чужой работе | ||||
Высказывает пожелания по улучшению работы | ||||
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Стремится исправить указанные ошибки | |||
Прислушивается к советам педагога и сверстников | ||||
Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы | ||||
Знание и выполнение этических норм | Доброжелателен в оценках работы других | |||
Стремится к помощи в работе другим | ||||
Стремится к профессиональной оценке работы других | ||||
Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры | Украшает своими работами свой внешний вид и быт | |||
Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Этот удивительный компьютер» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
программа дополнительного образования по информатике для старшей и подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Комплекс «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Музыкотерапия»
Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Индивидуальный образовательный маршрут к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Креативное рукоделие» для одаренных детей
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренных учащихся, направлен на личностное развитие, самосовершенствование и самореализацию учащегося. ИОМ составлен с учетом уровн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кино клуба «Кино и дети»
Программа заключается в разумном педагогическом руководстве кино восприятием, в грамотном педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса, в предоставлении обучающимся самос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этот удивительный компьютер» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем...