Программа внеурочной деятельности "Юный художник" (1 - 4 кл.)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Лобанова Евгения Борисовна

Программа внеурочной деятельности "Юный художник" (1 - 4 кл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

                ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                                                                внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

для обучающихся начального общего образования

«Смотрю на мир глазами художника»

студии изобразительного искусства

«Юный художник»

1 - 4 класс

2018 - 2019 учебный год

Составлена на основе  программы «Смотрю на мир глазами художника» Автор Е.И. Коротеева./ Стандарты второго поколения. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Под редакцией В.А. Горского.-М.: Просвещение, 2011

                                                   

                                                                                                       

                                                                                

                                                                                

                                                                                                                                                                                     Учитель ИЗО                                                                                              Лобанова Е.Б.

                                                                                                         

                                                                                                         

                                                                             

                                                  г.  Холмск

                                                        2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа студии «Юный художник» разработана на основе авторской программы Е.И. Коротеевой   «Смотрю на мир глазами художника», рассчитанной на обучающихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.                                                                Актуальность. В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность предложения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный процесс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.         Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности. Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознано и цельно постигать окружающий мир.

Уникальность программы арт-терапия заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. 

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное творчество. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике. 

Цель рабочей программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в изобразительном искусстве.                                                Задачи:                                                                                                 - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;                                                                                - научить приёмам исполнительного мастерства;                                                - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;                -научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.                                                             Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-

прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.                                                                Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контролировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.                                                                        По ходу занятий возможно   посещение музея в «ЦРДК «Флоры и Фауны», выставки, обсуждение особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомство со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.                                                                Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.                                Отличительные особенности программы                                                         Тема «Живопись» в 1- м кл. -сокращена с 10 до 4 ч., 2-й кл. -сокращена с 11 до 2 ч., 3-й кл. -сокращена с 11 до 2 ч., 4-й кл. –сокращена с 12 до 2 ч., которые посвящены обучению основам       цветоведения и различным техникам «живого письма», дети будут на протяжении всех занятий учебного года  применять навыки, приобретенные в теме «Живопись».                                                                                             Тема «Графика» сокращена в 1-м кл. с 9 до 9 ч., 2-й кл.- сокращена с 10 до 4 ч., в 3-й кл.- сокращена с 10 до 10 ч., 4-й кл. –сокращены с 10 до 11 ч., которые посвящены обучению основам светотени, линейной перспективе, дети будут на протяжении всех занятий учебного года применять навыки, приобретенные в теме «Графика».                                                                


Особенности курса и ведущие формы, методы, технологии обучения

1.) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны, для облегчения восприятия и освоения курса следует:

  • максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства,
  • постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий.

        2.) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения

аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально – образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

        3.)Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

        Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

        Учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

        4.)Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

        Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

        5.)Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

        Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при

условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать

важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и

продуктивно работать в группе.

        Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях,

как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

        Срок реализации учебной рабочей программы.

        Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.        

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта в 1кл.- 33 ч., 2 кл. -34 ч., 3кл.-34 ч., 4 кл.-34 ч.  (по одному часу в неделю).

              Содержание учебного материала.                                                 Содержание учебного материала учебной рабочей программы 1- 4 класс полностью соответствует содержанию авторской программы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1-й класс

1. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

•  учиться  чувствовать  образный характер различных  видов линий;

• учиться  воспринимать  эмоциональное звучание цвета и  уметь рассказывать о

том,  как это  свойство цвета используется разными художниками.

2. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

• рисунка;

• аппликации;

• построения геометрического орнамента;

• техники работы акварельными и гуашевыми красками.

3. Иметь понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

• графика (иллюстрация);

4. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для  живописи;

• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для  графики.

2-й класс

1. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• учиться чувствовать образный характер различных произведений  искусства, замечать и понимать, для  чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

•  учиться  воспринимать эмоциональное звучание тёплых  или холодных цветов и колорита картины.

2. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной

деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

• рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

• аппликации;

• гравюры;

• построения растительного орнамента с  использованием различных видов его

композиции;

• различных приёмов работы акварельными  красками;

• работы гуашевыми красками.

3. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (городецкая роспись).

3-й класс                                                                                                               1. Овладевать языком изобразительного искусства:                                                                    • иметь чёткое представление о жанрах живописи и их  особенностях  (натюрморт, пейзаж, анималистический  жанр,   батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);                                                                • понимать и уметь  объяснять, что такое цветовая гамма, цвето- вой  круг, штриховка, тон,  растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и  его частей, соразмерность частей человече- ского лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук- вица;                                                                                                           • знать и уметь  объяснять, что такое орнамент звериного стиля;                                • знать и  уметь   объяснять, что  такое театр, театральная  де- корация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;                                      • учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.                                                                                  2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искус- ства:                                                                                                      • чувствовать и уметь  описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;                                                                                              • уметь  рассказывать о том,  какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она  влияет на  настроение, переданное в них.                 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра- зительной деятельности.  Дальнейшее овладение навыками:                                                    • рисования цветными карандашами;                                                                • рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);                                                                                                      • выполнения декоративного панно в технике аппликации;                                        • выполнения декоративного панно из природных материалов;                             • выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);                          • выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;                                           • овладения различными приёмами работы акварельными  кра- сками (техникой отпечатка);                                                                                   • работой гуашевыми красками;                                                                 • постановки и оформления кукольного спектакля.                                  

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искус- ства:                   • живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);                                            • графика (иллюстрация);                                                                         • народные промыслы (хохломская роспись).                                                       5. Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Русский  музей).        

4-й класс                                                                                 1. Овладевать языком изобразительного искусства:                                                    • иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;                                                                                                                                              • понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспекти- ва,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорцио- нальная фигура, модуль;                                                                                                            • рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.                                                                                                                      2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искус- ства:                   • чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер различных произведений;                                                                                           • уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настрое- ние,  переданное в картине.                                                                                                 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра- зительной деятельности. Развитие умений:                                                                                              • рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и пере- дачей  формы предметов;                                                                                                                          • рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;                                                                                   • разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;                               • работать в смешанной технике (совмещение различных  приё- мов работы акварельными красками с гуашью и цветными каранда- шами).                           4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобрази- тельного искусства:                                                                                                            • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;                                             • графика (иллюстрация);                                                                            • народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).                                                                                     5.  Изучать  произведения признанных мастеров  изобразитель- ного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их         особенностях (Эрмитаж).           6. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и гра- фики:                 • композиция, рисунок, цвет для  живописи;                                                   •  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо- бразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изо- бразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.                       Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса        «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).                                                

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верное  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.                        

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате

совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по

изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие

задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения

или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

     • Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на                уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах

художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

                                        


                                                Тематический план                                                                                                                          1-й год обучения                                

№ Урока

Кол-во часов

               Тема

          Кол-во часов

по авторской программе

по рабочей программе

1-4

2

Живопись.

Изображение пейзажей в технике «Пуантилизм», «Монотипия»

       10

4

2

Изображение сказочных животных и птиц, растений трав в технике «А-ля прима», «Ниткография»

5-13

2

Графика.

Изображение трав. Что такое «Зентангл»

          9

9

1

Деревьев, веток.

2

Объектов природы и быта.

2

Изображение насекомых        

2

Изображение животных        

14-19

2

Скульптура.

Лепка отдельных фруктов.

         4

6

2

Лепка овощей

2

Лепка Птиц

20-23

2

Аппликация.

Выполнение обрывной аппликации

          4

4

2

Выполнение вырезанной аппликации.

24-30

2

Бумажная пластика.

Изображение уголка парка.

          3

7

3

Изображение детских горок.

2

Изображение

качелей, фонариков.

31-32

2

Работа с природным материалом.

Изображение сельского пейзажа.

         3

2

33

1

Организация и обсуждение выставки детских работ.

         1

1

        

     34

33

Тематический     2- й год обучения

№ Урока

Кол-во часов

                        Тема

              Кол-во часов

по авторской программе

по рабочей программе

1-2

2

Живопись.                                                                                         Изображение пейзажей, цветов, сказочных персонажей.

В технике «Кляксография»

       

        11

2

3-6

2

Графика.                                                                                                    Изображение животных и птиц в технике «Ниткография»

       10

4

2

Изображение портрета человека, предметов быта.

7-12

2

Скульптура.                                                                                                          Лепка листьев.

         3

6

2

 Лепка объёмных форм ваз.

2

 Лепка сказочных персонажей.

13-18

2

Аппликация.

Изображение пейзажей.

     

         4

6

2

Изображение     архитектурных сооружений.

2

 Изображение овощей, фруктов.

19-24

2

Бумажная пластика.                                                                                                   Изображение природных объектов деревьев, кустов, отдельных фигурок.

         3

6

2

Создание пейзажей.

2

Создание парков

25-31

2

Работа с природным материалом.                                                           Изображение домиков в лесу.    

         2

7

3

 Изображение  флота с парусами, уголков природы и других сюжетов.

2

Декоративная роспись камней

32-34

3

Организация и обсуждение выставки детских работ.

         1

3

                                                                                                        

         34

34


                                                Тематический план                                                                                                                 3-й год обучения                                

№ Урока

Кол-во часов

               Тема

         Кол-во часов

по авторской программе

по рабочей программе

1-2

2

Живопись.

Изображение с натуры объектов природы – цветков, веток,

фантастических фигурок

        11

2

3-12

2

Графика.

Изображение рыб.

       10

10

2

Изображение насекомых

2

Изображение животных

2

Изображение обуви, сказочных персонажей

2

Изображение фактуры тканей

13-20

3

. Скульптура.

Лепка лежащих животных.

       4

8

2

Лепка сидящей фигуры человека

3

Лепка декоративных украшений

21-25

2

Аппликация.

Изображение натюрмортов

        4

5

3

Изображение коллажей, пейзажей

26-31

2

Бумажная пластика.

Создание пейзажей

       2

6

2

Создание парков, скверов

2

Создание игровых площадок (коллективная работа)

32-33

2

Работа с природным материалом.

Декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой

        2

2

34

1

Организация и обсуждение выставки детских работ.

       1

1

        Итого:34                  

34

34


                                Тематический план                                                                                                                 4-й год обучения                                

№ Урока

Кол-во часов

               Тема

         Кол-во часов

по авторской программе

по рабочей программе

1-2

2

Живопись.

Изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей

        12

2

3-12

2

Графика.

Изображение цветов

       11

10

2

Изображение растений, деревьев

2

Изображение пейзажей

2

Изображение натюрмортов

2

Изображение портретов

13-20

3

. Скульптура.

Лепка лежащих животных.

       4

8

2

Лепка сидящей фигуры человека

3

Лепка декоративных украшений

21-25

2

Аппликация.

Изображение пейзажей, предметов быта

        4

5

3

Изображение фантастических животных и растений из засушенных листьев

26-31

2

Бумажная пластика.

Создание образов танцующих фигур

       1

6

2

Создание фигур в движдении

2

Создание игровых площадок (коллективная работа)

32-33

2

Работа с природным материалом.

Оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек

        1

2

34

1

Организация и обсуждение выставки детских работ.

       1

1

        Итого:34                  

                                        Содержание курса                                                                                        1-й год обучения

Живопись                                                                                Начальное представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Изучить техники в живописи: «Пуантилизм», «Ниткография», «Монотипия», «Кляксография», «А-ля прима».                                                 Практическая работа: основание приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.                                                                   Графика                                                                                                Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представление о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантом работы цветными карандашами и фломастерами.        Познакомить с техникой «Зентангл»                Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов         природы и быта, насекомых.                                                                                 Скульптура                                                                                        Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.                                                                                                 Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц.                 Аппликация                                                                                        Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками , из которых составляются сначала простые композиции типа типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.                                Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).                                                                                         Бумажная пластика                                                                                 Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание,

сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.                        Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов

пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.                                  Работа с природными материалами                                                              

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.                        Практическая работа: изображение уголков природы.                                   Организация и обсуждение выставки детских работ                                 Школьники вспоминают темы, изученные в течение гола, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, что они им нравятся. При обсуждении дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.        

                                Содержание курса                                                                                 2 – й год обучения

        Живопись.                                                                                                     Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Продолжение освоения техник «Пуантилизм», «Монотипия»,        «А-ла прима»                                Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.                                                        Графика.                                                                                                     Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомства с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятна в создании графического образа. Использование техники «Кляксография» + графика                

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.                                                                        

Скульптура.        

 Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской  формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

                 Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваза), сказочных персонажей.

Аппликация.

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.                                                                                        

Бумажная пластика.

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

                Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Работа с природными материалами.

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

                Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Организация и обсуждение выставки детских работ.

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

                                        

                        Содержание курса                                                                                3-й год обучения        

Живопись

Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

        Практическая работа: изображение с натуры объектов природы-цветов, веток,

фантастических фигурок.

Графика

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

        Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Скульптура

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение

приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс,

приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с

помощью инструментов).

        Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Аппликация

Продолжение освоения  обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

        Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Бумажная пластика

Закрепление навыков  работы  с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

        Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Работа с природными материалами

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Организация и обсуждение выставки детских работ

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

                                Содержание курса                                                                                                 4-й год обучения                                                                                    Живопись

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов – освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

Графика

Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача – рисование без отрыва от плоскости листа гелевой  ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхностей листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

Скульптура

Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

Аппликация

Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликация могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

Бумажная пластика

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической  (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Организация и обсуждение выставки детских работ

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто  из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в  процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.


                                

Нормативные документы и учебно – методическая литература к курсу Изобразительное искусство

1.Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. – М., 1991.                   2.Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин. – М., 1994.                      3.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.   4.Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Кортеева. – М., 2009.               5.Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева.–М.,2009.                                                                                                         6.Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М., 2009.                     7.Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М., 2009.                  Журналы«Юныйхудожник».                                                                                     8.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Поурочные планы с 1-4 классы        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание программы кружка "Юный художник"

Ведущие  темы  программы1. Рисование с натуры – способствует художественному освоению реального мира. Учит анализировать и передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник"

В данном  документе представлена программа внеурочной деятельности по информатике "Виртуальный художник" для начальной школы (3 класс). Программа разработана в соответствии с рекомендациями ФГОС ...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (декоративно-прикладное и художественное направление) на 2018-2019 учебный год

Рабочая  образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС)  «Смотрю на мир глазами художника» (художественное направления)  на учебный год   носит инновацио...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов

Рабочая программа разработана для 1 классов.  Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...