Методическая разработка открытого урока по изобразительному искусству "Эскиз батика"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Кузнецова Лариса Алексеевна

Этот урок разработан по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 5 класс. Тема: "Современное выставочное искусство. Эскиз батика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эскиз батика86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №536 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка открытого урока

по изобразительному искусству «Эскиз батика»

Автор разработки:

Кузнецова Л.А. –учитель

изобразительного искусства

Санкт-Петербург 2016

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по программе Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

ТЕМА: «Современное выставочное искусство. Эскиз батика»

5 класс. IV четверть

      Цель урока:

Создание эскиза батика на основе освоения знаний о современном виде декоративного искусства.

     Задачи урока.

     Воспитательные:

   Воспитывать   творческую   познавательную  активность,   эстетическое отношение к миру и искусству.

     Образовательные.

Изучать особенности техники росписи по  ткани – батик.

              Развивающие.

  1. Прививать навыки в изображении стилизованных цветов в технике росписи по тканям.
  2. Создать эскиз батика.

     Предметные результаты приобретение опыта создания художественного образа стилизованных весенних цветов при работе различными материалами.

     Метапредметные результаты:

     Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль      результатов создания эскиз батика.  Анализировать соответствие результатов изготовления эскиза поставленным задачам.

    Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки работы с художественными материалами.

   Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.

  Коммуникативные УУД:  Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.  Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

     Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

          Оборудование для учащихся: Листы бумаги формата А-4  с наброском весенних цветов, восковая пастель, раздаточный материал (образцы заливки акварелью),  кисти №№ 2,3, 5, акварельные краски, баночка с водой, тряпочка.         

           Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Что такое батик?», раздаточный материал.

          Задание:  создание эскиза батика.

План урока

№ п/п

   Этап урока

             Содержание

Время        

Примечание    

  1

Организационный

Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.

  2

Введение

Вступительное слово

учителя

               2 мин.

Слайды       1-3

  3

Постановка задачи

Ознакомление с новым материалом

10 мин.

Слайды 4-15

  4

Индивидуальная работа

Создание эскиза батика

25 мин.

Раздаточный материал. Слайды 16-17

  5

Подведение итогов урока   

Представление проектов работ групп учащихся. Анализ работ.

 4 мин.

Выставка работ учащихся. Слайд 18

 6

Рефлексия

Вспоминают новые термины

 3 мин.

Слайд 19

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный

Контроль за подготов

кой рабочего места

Готовят

рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Введение

Вступи

тельное слово

Приобретение новых знаний

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

 3

Постановка задачи

Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.

Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку

Проблемное обучение.

Использование ИКТ.

Развивать умение анализировать произведения современного декоративного искусства- росписи поткани.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать произведения декоративного искусства. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о различных техниках выполнения батика.

4

Самостоятельная творческая работа учащихся

Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает      решить возможные вопросы

Самостоятельно выбирают вариант изображения весенних цветов и выполняют эскиз батика в смешанной технике.

Индивидуальная творческая работа.

Моделировать в своём творчес

тве плоскостное изображение весенних цветов.

Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладевать методом создания творческого проекта.

Формировать навыки работы с художественными материалами.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем .

Понимать особенности работы над эскизом.

5

Подведение итогов урока

Координирует действия учащихся.

Учащиеся представляют свои работы. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.

Социальная значимость для ребенка.

Анализировать полученные проекты эскизов витража.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся

Вспоминают новые термины

Педагогика сотрудничества

Знать новые  термины декоративного искусства

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

        2. Введение

      Дорогие ребята!

    Сегодня на уроке мы начинаем новую интересную тему и познакомимся с одним из видов декоративного прикладного искусства – росписью ткани. Иначе эту роспись называют батиком. Искусство росписи ткани пришло к нам с островов Индонезии.

Мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем  ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, а на ткани оставался белый узор.                                                                                                                                            Традиционный батик в Индонезии изготавливался на ткани из хлопка. Позднее, в следствии торговых отношений с Китаем батик начали расписывать на шелке.   Краски готовились из растительных красителей, получаемых из трав и цветов, коры деревьев, минералов и цветных глин, и отличались высоким качеством окраски. Рецепты изготовления красок были тайной и хранились мастерами  в секрете.  Считалось, что искусство батика способно влиять на судьбу человека. Тканью с батиком накрывают больного, чтобы силы его быстрее восстановились и он поправился.  Также имели определенную силу и цвета в батике, синий и коричневый пробуждают, сопутствуют благородным поступкам, алый хранит красоту, бордовый придает решимость. Резервирующий состав готовился из специальной рисовой пасты (слайд 2). ​​

  1.     Современные художники работают в разных техниках росписи  по ткани. Одна из них – это горячий батик. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом - это  небольшой медный сосуд с тонкой трубочкой, через которую раскаленный воск попадает на ткань. С помощью чантинга получилось создавать тонкие линии узоров и орнаментов. Места, покрытые воском, не поглощают краску, и ограничивают её распространение. Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Затем ткань окрашивается, способом погружения в котлы с красителем. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется (слайд 3).                                                                                                                                               Существует и другой способ окрашивания ткани –  холодный батик. В технике холодного батика используют анилиновые красители. Роль контура выполняет резервирующий состав. Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком (слайд 4).                                                                                    Я хочу познакомить вас еще с одним видом росписи ткани – это свободная роспись. В свободной росписи  отсутствуют  контурные средства, которые не дают растекаться красителей по ткани.  Все это придаёт рисунку естественность и лёгкость. Перед нанесением рисунка ткань покрывают грунтом (крахмалом), который не позволяет краске растечься. Рисовать при этом можно, словно на бумаге, не боясь растекания. Работа в этой технике дает возможность проявить талант настоящего мастера, художника в свободных смелых мазках. Это одна из любимейших техник художников ( слайд 5).
  2. Какие изделия сегодня расписывают в технике батика? Это платки, шарфы, платья блузы, шторы, а также в виде выставочных работ – картин (слайд № 6)


  1. Постановка задачи

       ЗАДАНИЕ 1

Представьте себя, что вы стали художниками, которые расписывают ткани и вам нужно создать эскиз.  Прежде, чем приступить к работе, вы задумываетесь о цветовом решении вашей композиции. В этом вам помогут вопросы и задания, которые вы услышите.

       ЗАДАНИЕ 2                                                                                                                          Рассмотрите внимательно цветовой круг (слайд 7).                                                                        Как выдумайте, какие цвета являются основными?                                                    Ответ: желтый, красный и синий

           ЗАДАНИЕ 3                                                                                                                                       Обратите внимание на родственные  цвета, которые мы получаем при смешивании основных, назовите их (слайд 7).                                                                                                    Ответ: оранжевый, зеленый, фиолетовый

           ЗАДАНИЕ 4                                                                                                                                               А есть цвета контрастные, когда они находятся рядом, то выглядят ярко, красочно. Что это за цвета?                                                                                                                                                    Ответ: зеленый и красный, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый.

           ЗАДАНИЕ 5                                                                                                                                 Вы знаете, что контрастные цвета объединены в пары. Если мы часть рисунка закрасим зеленым цветом, а остальную – красным, как будет выглядеть наша работа (слайд 8)?                                                                                                              Ответ: яркой, жизнерадостной

           ЗАДАНИЕ 6                                                                                                                                      Внимательно рассмотрите эти росписи по тканям. Какие цвета, на ваш взгляд, можно отнести к теплой гамме, к холодной гамме (слайд 9)?                                                                                                       Ответ: теплые цвета - это желтый, красный, оранжевый, коричневый, травяная зелень, а холодные – синий, фиолетовый, сине-зеленый.

           ЗАДАНИЕ 7                                                                                                                                                Перед вами акварельная работа и роспись по ткани. Что вы можете увидеть между ними  общего (слайд 10)?                                                                                                                                     Ответ: техника исполнения, используется вливание цвета в цвет и работа по «сырому» фону

           ЗАДАНИЕ 8                                                                                                                             Обратите внимание на изображение  цветка: перед вами фотография, живописное изображение и стилизованное. В декоративном искусстве используется стилизованное изображение предметов. Как вы думаете, что означает слово стилизация (слайд 11)?                                                                                                               Ответ:   Стилизация – это декоративное обобщение формы предмета.

              ЗАДАНИЕ 9                                                                                                                                 Вы видите различные инструменты и принадлежности: кисти, краски, ткань, стеклянные трубочки, контуры,  чантинг . Для выполнения каких декоративных работ они нужны (слайд 12)?                                                                                                                                               Ответ: для росписи ткани                                                                                                                                                                                                                                                                  Индивидуальная  работа

ЗАДАНИЕ 10                                                                                                                                                             После того, как вы вспомнили о различных цветах, подумайте, в какой цветовой гамме вы хотите выполнить свою композицию: в «теплой», «холодной», контрастной или смешанной. Затем выполните творческое задание – эскиз батика на тему «Весенний букет». Для этого воспользуйтесь своими заготовками –линейными рисунками весенних цветов, раздаточным материалом. Обведите рисунки восковым мелком и выполните заливку  каждой  части рисунка акварельными красками. Используйте знания и навыки в работе с акварельными красками, полученные на других уроках. Какие особенности акварельных красок вы знаете?                                                                                                                                                                             Ответ: прозрачность, возможность вливания цвета в цвет, красивые сочетания цветов

  1. Подведение итогов

Создавая свои эскизы росписи ткани, вы дали простор своей фантазии, эмоциям. Давайте устроим выставку ваших работ. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании эскиза батика.

  1. Рефлексия

Скажите, ребята, что вам понравилось на уроке, что вы узнали нового? С какими трудностями вы столкнулись?

Уборка рабочих мест.

Спасибо всем за внимание слайд 12)!

Глоссарий

Батик. Холодный батик. Горячий батик. Свободная роспись. Чантинг. Резервирующий состав. Стеклянные трубочки. Контуры. Анилиновые красители. Холодные цвета. Теплые цвета. Основные цвета. Дополнительные цвета.

       Литература к уроку

  1. Круг С.А.Роспись по ткани. СПБ Корона принт., 20002.
  2. Газарян С.В. Прекрасное своими руками. М.,1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка конспекта урока по изобразительному искусству на тему: «изображение морского мира»

Тема: «Подводный мир»Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для представления у учащихся о технике рисования цветная графика, в процессе смены видов деятельн...

Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»

Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....