Конспект урока "Одежда «говорит» о человеке"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Тема урока Одежда «говорит» о человеке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda_govorit_o_cheloveke.docx | 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс | 5 |
Раздел | «Декор-человек, общество, время» |
Тема урока | Одежда «говорит» о человеке |
Тип | Урок-путешествие, комбинированный (ознакомление с новым материалом, практикум). |
Цель | Показать отличия в одежде разных сословий Китая; |
Задачи: | Образовательные: познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая; создавать костюм Развивающие: развивать творческую фантазию учащихся; Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры |
Методы и формы обучения | Методы стимулирующий, объяснительный, диалогический. Методы научения: репродуктивный, практическая работа. Формы: словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа |
Планируемые результаты | Предметные приобретение опыта создания художественного образа в древнекитайском стиле. Метапредметные: регулятивные Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом. Осуществлять самоконтроль коммуникативные Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала; Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт Личностные: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ. |
Принципы | Доступности, наглядности. |
Межпредметные связи | История |
Методическое оснащение урока | Материально – техническая база: компьютер; мультимедийный проектор; экран; Дидактическое обеспечение: Презентация Учебно -техническая документация карточки; |
Организация пространства | Работа групповая, индивидуальная |
Этап урока Цели | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап. Организационный момент Цель этапа:. Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке | 2 | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Организация внимание. | Приветствие. Ребята проверяют свою готовность к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия. |
2 этап Вводная беседа и актуализация знаний учащихся. Цель этапа: Сформулировать и согласовать цели урока. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала. | 10 | Формулирование вместе с учащимися темы и целей урока(Слайд №1-4) (Приложение №1) Просмотр видео фрагмента (Приложение №2) | Учащиеся внимательно слушают учителя, определяют тему урока. Свотрят видео фрагмент об особенностях одежды китайцев эпохи Цын | Познавательные Формулируют тему урока и его цель. -извлекают необходимую информацию из увиденного. Регулятивные Сотрудничают с учителем, сверстниками Регулятивные Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом. Формирование умения слушать и понимать других Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. |
3этап Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: Организовать усвоение учащимися нового материала (индивидуально, в парах или группах) | 8 | Беседа после просмотра видео ролика. (Приложение №2) И уточнение мыслительной активности, творческого осмысления материала Самостоятельный поиск информации в учебнике (стр120-122) (Приложение №2) | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению. Диалог с учителем. Вопрос-ответ. Поиск недостающей информации в учебнике | Коммуникативные - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение слушать и вступать в диалог; Личностные Формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции |
4. этап Физкультминутка | 1 | Применение здоровьесберегающие технологии | ||
5 этап Постановка художественной задачи методические указания к работе. | Сообщение учащимся названия практической работы; Разъяснение учащимся задач практической работы. Инструктирование по выполнению задания. | Разбиваются на группы по рядам. Определяют методом жереьёвки, какой ряд, что рисует. | ||
6 этап Практическая работа Цель этапа: Организовать самостоятельную работу учащихся. | 15 | Целевые обходы: Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения работы. Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся. | Самостоятельно рисуют, используя карточки с изображением животных, цветов. Приложение 4-6 | Личностные Применение на практике полученных знаний и последующее повторение Регулятивные самоконтроль выполнения задания |
7этап Итог урока Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | 6 | Анализ детских работ. Подведение итога урока. | Проводят самооценку. Обобщение и систематизация знаний | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений Регулятивные Выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить. |
6 этап Рефлексия Цель этапа: организовать проведение самооценки учениками работы на уроке | 3 | рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока | Оценка и самооценка учебной деятельности Учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока | Коммуникативные Делают краткие выступления, слушают собеседника Личностные Оценивают себя в процессе деятельности Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности . |
1.Организационный момент.
Добрый день ребята!
Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Я прошу проверить как организованно ваше рабочее место.
2.Вводная беседа и актуализация знаний учащихся.
Учитель Для того чтобы узнать, что мы будем рисовать, помогите мне закончить пословицы (Слайд № 1) Задание. В данные пословицы вставте слово.
Дерево красиво листвой, человек – одеждой
Не одежда красит человека, а его дела
По одёжке встречают, по уму провожают
Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду
От жары страдают все одинаково, а от стужи – в зависимости от одежды
Учитель. О чем все эти пословицы?
Кто уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Учащиеся. Об одежде(Слайд № 2)
Для чего нужна человеку одежда?
Учащиеся: Одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль. (Слайд № 2)
Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли. Может рассказать, кто человек по профессии, богат или беден, что у человека праздник или трагедия.
Можете ли вы определить тему нашего урока?
И тема урока «Одежда «говорит» о человеке» (Слайд № 3)
Мы продолжаем свое увлекательное путешествие по странам, и в какую, страну отправимся, сегодня определите сами из этого виеоролика. (Приложение№1)
Учащиеся: Китай
Учитель: Давайте сформируем цель нашего урока.
Познакомиться с особенностью одежды людей Древнего Китая(Слайд № 4)
Попробуем изобразить людей в костюмах данной эпохи.
3.Организация познавательной деятельности.
Народы Кита ябережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.
Я предлагаю Вам отправиться на видео-экскурсию в Государственный музей искусства народов востока.
Беседа после просмотра видео ролика. (Приложение №2)
4. Первичное закрепление знаний учащихся
Учитель: Ребята, какого цвета костюма императора и что было изображено на нем?
Учащиеся: Костюм императора желтого цвета и украшен вышивкой. На халатах императоров и наследников престола были вышиты или вытканы драконы с пятью когтями – луны, отсюда и название халата – лунпао. В древнем Китае желтый цвет – цвет золота - и дракон были символами императора. (Слайд № 5)
Учитель: У высших чиновников, помогавших императору управлять страной, также были свои знаки отличия. Что на них изображалось?
Учащиеся: Халат украшался вышивкой с изображением птиц.
Учитель: Да, верно. Всего было девять рангов, и каждый из них символизировала своя птица. В зависимости от ранга китайские чиновники отличались и халатами с чрезвычайно своеобразными буфонами – квадратами, которые вышивались или нашивались на спину и грудь. Девяти рангам китайских чиновников соответствовали изображения девяти различных птиц: на вышивке чиновника первого ранга изображался журавль, второго — золотистый фазан, третьего — павлин, четвертого — дикий гусь, пятого — серебристый фазан, шестого — белая цапля, седьмого — утка-мандаринка, восьмого — перепелка. Чиновник низшего класса довольствовался вышитой сорокой.
(Слайд № 7-11)
Верх головного убора чиновника украшал шарик, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным. Шарики отличались не только материалом, но и размером, цветом. В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый. (Слайд № 12)
А кто изображон на этом слайде и кем был украшен его халат? (Слайд № )
Учащиеся: Воин. Халат украшен изображением животного.
У военных чиновников так же было 9 рангов, и каждый ранг украшала вышивка опрелеленного животного (Слайд №13-14 )
У военных чиновников была своя символика, обозначающая храбрость и силу. На спине офицера первого класса вышивалось фантастическое животное в виде единорога цилинь, второго — лев, третьего — леопард, четвертого — тигр, пятого — медведь, шестого — тигренок, седьмого и восьмого — носорог, девятого — фантастическая морская лошадь.
Как вы наверно уже догадались цвет также имел свое значение: (Слайд № 15)
желтый- цвет императора,
белый и красный – для воинов,
голубой – для молодых воинов,
коричневый – для сановников ( высших чинов, приближенных к императору) (влиятельные люди).
Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Шелк был привилегией высших слоев общества.
Учитель: (Слайд № 16)
1 группа. Что изображалось на женских халатах?
2 группа. Чем украшали прически и дополняли костюм придворные дамы?
3 группа. Из какой ткани Китайские крестьяне носили простую одежду?
На станицах(120-121) учебника вы найдёте ответ на эти вопросы
1 группа. (Слайд № 17-19)
Он щедро украшен, расшит изящными бабочками, пионами, которые
напоминают о весне, а также традиционным изображением играющих, пенящихся волн. Здесь каждая деталь узора связана с благожелательной символикой. Так, например, бабочка символизирует радость, а пион -знатность, богатство, приход весны.(Приложение №3)
2 группа. (Слайд № 20)
Придворные дамы носили сложные, изысканные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра.
3 группа. (Слайд № 21)
Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы. Одежда бедняков была однотонной, чаще белого цвета.
Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук. (Слайд № 22)
4.Физкультминутка
5.Постановка художественной задачи
Сейчас, ребята, вам предстоит выполнить украшение халата императора Древнего Китая и знатной китаянки (шаблонов), веера декоративными элементами (работа по группам).
Прежде чем вы начнете работу, давайте проверим, запомнили ли вы символы, которым китайцы придают большое значение, при украшении своих костюмов.
Дракон и желтый цвет – символы императора
Бабочка - радость
Пион - знатность, богатство, приход весны
Задание по группам. Конверты шаблонами халата и веера и изображением животных и цветов (дракон, пион, цветок персика) кладем рисунком вниз, перемешиваем. Представители от групп определяют кто что будет создавать.
I группа – украсить халат китайского императора с изображением дракона (приложение №4)
II группа - украсить халат знатной китаянки (приложение №5)
III группа – выполнить декоративный рисунок для веера (приложение №6)
Прежде чем начать работать давайте улыбнемся друг другу ведь хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе.
1. Вводный инструктаж
Выполнить контурный рисунок карандашом в обозначенных на рисунке местах ( в течение 5 минут)
Выполнить украшение в цвете (в течение 10 минут)
6.Практическое выполнение задания
Самостоятельная работа детей, во время которой осуществляется индивидуальный подход.
2 Текущий инструктаж
Проводится индивидуальная работа с каждым учеником, уточняется композиционный замысел.
3. Заключительный инструктаж
(Звучит китайская медленная музыка).
7. Итог урока (3мин)
Анализ детских работ:
Давайте поднимим работы и покажем у кого что получилось. Поднимете работы те кто украшал :….
Какой красивый узор на одежде, как аккуратно его нарисовал
А как удачно подобрал цвет …
Ребята, что больше всего запомнилось во время нашего путешествия?
Учитель
Какую одежду полагалось носить членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам? (Слайд № 23)
Какая вышивка на халате чиновника означала высший ранг? (Слайд № 24)
Какие цвета использовались для костюма воина? (Слайд № 25)
8.Рефлексия.
Лесенка «Мое состояние» учащиеся отмечают соответствующую ступеньку лесенки
Комфортно | ||||
Уверен в своих силах | ||||
Хорошо | ||||
Плохо | ||||
Крайне скверно |
Выберите и продолжите любое предложение .
- Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
Домашнее задание. Подготовить доп. материал о костюме средневековья.
Молодцы, ребята! С вами было очень приятно работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Одежда говорит о человеке. Костюм эпохи средневековья"
г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...
Одежда "говорит" о человеке
В презентации глворится об одежде как знаке положения человека в обществе. Подробно рассматрвается одежда разных слоев общества в Древнем Китае и в Западной Европе. Из чего делается вывод, что к...
Одежда говорит о человеке
Одежда говорит о человеке...
"Одежда говорит о человеке"
Изобразительное искусство 5 класс.По программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского....
Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время.
Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время. Цель: Создание одежды, предметов интерьера, быта и украшений разных народов....
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...
Конспект урока ИЗО 5 класс.. Одежда "говорит" о человеке, презентация
Цель урока: знакомство учащихся с многообразием форм и декора в одежде людей разных сословий на примере Древнего Китая. ...