Конспект урока ИЗО 5 класс.. Одежда "говорит" о человеке, презентация
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Шведова Галина Николаевна
Цель урока: знакомство учащихся с многообразием форм и декора в одежде людей разных сословий на примере Древнего Китая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_govorit_o_cheloveke.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Одежда «говорит» о человеке

Цель урока: знакомство  учащихся с многообразием форм и декора в одежде людей разных сословий на примере Древнего Китая.

Задачи  

Образовательные: познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая, показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией, показать отличия в одежде разных сословий Китая;

Развивающиеразвивать умения видеть и создавать красивые образцы искусства, умения наблюдать и фантазировать при создании образных форм, передавая их единство силуэта и декора, знания по построению композиции украшения, цветовой гармонии;

Воспитательныевоспитывать интерес искусству на примере образцов искусства Средневековья, расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к труду через успешное выполнение творческих работ, аккуратность при их выполнении.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать какую роль играет декоративное искусство в жизни человека; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

Личностные: понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Тип урока: комбинированный.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь,

ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности;

УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное

создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения. 

Тип урока: комбинированный

Оборудование и ресурсы:  учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Художественные материалы: клей, фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши.

Раздаточный материал: кукла-шаблон, иллюстрированный материал с изображением  китайских костюмов, изображение зала на ватмане, цветная бумага и картон, ножницы.

Музыкальный ряд: «Чайная церемония», «Китайская музыка. Вечность».

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

2

Организационный момент

2 минуты

II.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

1.Актуализация опорных знаний

5 минут

Регулятивные:

контроль за

состоянием

рабочего места.

Личностные:

настрой на работу,

уважение к

окружающим.

Личностные:

мобилизация

внимания.

Коммуникативные:

определение цели

деятельности,

умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли,

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

-Здравствуйте, ребята.

-Сегодня у нас с вами необычный урок. И успех  урока будет зависеть не только от меня, но и от вас. Поэтому, я надеюсь на ваше сотрудничество и поддержку.

-А сейчас посмотрите ещё раз, всё ли у вас готово к уроку?

-Ручки, фломастеры, клей, дневник, учебник, цветная бумага, картон.

-Тогда начинаем наш урок.

Задание.

-Ребята,  вы любите разгадывать загадки? Тогда слушайте.

А) Плечевая, поясная,

    Ходит – бродит вместе с нами.

Б) Её называют – вторая кожа человека.

Г)  Я из хлопка, льна и кожи,  

      Шерстяной бываю тоже

     Меня люди надевают

    И со мной не замерзают.

Проблемный вопрос.

-Как вы думаете, а для чего нужна человеку одежда?

3.Какие условия способствовали выбору материала для пошива одежды?

- Прочность – ткань, несмотря на легкость должна быть прочной;

- Материал должен пропускать воздух, что  кожа «дышала»;

- Тепловой комфорт;

Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода.

Мы уже знаем, как мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

- Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов одежды.

Слайд 2

Обратите внимание на покрой одежды, цвет в костюме, орнамент на одежде, обувь  и на другие детали костюма.

Картинка1- свободные одежды из легких тканей и традиционные головные уборы спасали жителей арабских стран от  лучей палящего солнца.

Картинка2. – традиционный костюм индейца шился из кожи, декорировался бисером, бахромой и перьями.

Картинка3- традиционный женский китайский костюм.

-Но еще одежда становится особым знаком – знаком

положения человека в обществе.

 Может рассказать, кто человек по профессии, богат он или беден, что у человека праздник или трагедия.

-Можете ли вы определить тему нашего урока?

Слайд 3.  Посмотрите внимательно на слайд.

-Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?

-Давайте попробуем сформулировать  цель нашего урока.

Слайд 4.  

Итак, мы отправляемся в Древний Китай.

Внутренняя и

внешняя

готовность

Отгадывают загадки

-Одежда

Отвечают на

вопросы.

-Одежда защищает от холода, от жары, от дождя, от травм, скрадывает

недостатки фигуры,

подчеркивает

достоинства.

- Прочность – ткань, несмотря на легкость должна быть прочной;

- Материал должен пропускать воздух, что  кожа «дышала»;

- Тепловой комфорт;

Формулируют

тему урока.

«Одежда говорит о

человеке».

-Китай

-Познакомиться

с особенностью одежды людей Древнего Китая

-Попробуем изобразить

людей в костюмах

данной эпохи.

3

III.Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала.

15минут

Познавательные:

извлекать

необходимую

информацию из

прочитанного и

увиденного,

самостоятельное

выделение в тексте

необходимой

информации,

 решение

проблемы;

Коммуникативные:

 владение

монологической и

диалогической

речью,

вступать в диалог,

с достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли.

Предметные:

давать определения

новым понятиям темы.

-Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием

древних цивилизаций, но живет и в наши дни.

Народы Китая, Японии, а также Индии бережно

хранят национальные традиции, которые органично

вошли в их сегодняшнюю жизнь.

Но, прежде, чем отправиться в путешествие нам надо вспомнить некоторые слова, без которых мы не сможем отправиться в путешествие.

Китай- государство, страна

Народ – люди, жители

Традиции – набор обычаев, связанных с каким- либо явлением

Костюм – одежда, предназначенная для каких-то социальных целей или различным историческим эпохам, странам и культурным группам.

Халат –напрямую связано с «хилат» - обозначение  одежды из арабского языка

Орнамент – узор, который состоит из повтора или чередования элементов.

Узор- сложное переплетение, живописное расположение  чего- либо, образующее или напоминающее такой рисунок

Слайд 5.  Китай – это волшебная страна с особенной культурой. Традициями и древней историей. Визитной карточкой любой страны является национальная одежда. Китайский костюм во все эпохи отличался яркостью красок, богатым декором.

Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность

(миф о происхождении мира): «Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных (инь) - земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи».

По восточным мифологическим представлениям, существует четыре священных существа: дракон — символ весны и востока, тигр — символ осени и запада, феникс — символ лета и юга и черепаха — символ зимы и севера.

Слайд 6.   Из поколения в поколение китайские мастера одежды вносили свою лепту в этом направлении декоративно- прикладного искусства. Каждая династия вносила свой вклад в историю китайского государства и изменяла по- своему стиль одежды, внося свои корректировки.

-Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы  свое  задание.

-На страницах учебника вы найдёте интересующие вас ответы на вопросы.

-Вам необходимо изучить информацию и донести ее до всего класса.

1 группа: 

-Что означают цвета костюма императора

и других чинов  ( стр. 121)

Слайд 7. 

Слайд 8. 

-Цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами: желтый для императора, белый и красный  - для воинов,  голубой  - для молодых воинов, коричневый – для сановников 

-Что носили ученые, члены императорской

фамилии, знатные дамы? (стр.120)

Слайд 9. 

Слайд 10.

- Им полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Шелк был привилегией высших слоев общества.

2 группа: 

-Декоративная отделка на одежде в высших чиновников ( стр. 119)

Слайд 11. 

Слайд 12. 

Квадратная вышивка с изображением белого журавля, распластавшего крылья на груди халата чиновника,  означала первый, высший ранг.

-Какие знаки отличия имели военные

чиновники? (стр.119-120)

Слайд 13. 

-Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением барса, тигра, льва в соответствии с рангом.

3 группа: 

Чем украшали прически и дополняли

костюм придворные дамы и чиновники? (Стр.121)

Слайд 14.

 Слайд  15.. 

-Придворные дамы носили сложные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра. Украшением были маленькие вышитые шелком башмачки на высоком каблуке. Важной частью костюма был пояс. Его цвет и материал служили знаком отличия.

4 группа: 

-Какую одежду носили простые крестьяне? (Стр.122)

Слайд 16. 

-Простые крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы: куртка с широкими рукавами и удлиненная юбка – наряд девушки простолюдинки

Вывод: традиционный костюм Китая неразрывно связан с природой.

Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой.  Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук. На завершенную роспись художники ставили свою печать красного цвета.

Т.е. мы видим, что национальная  культура и традиции Китая отразились в китайском костюме.

Обращаются к

параграфу

учебника на

странице 119-122,

читают,

рассматривают

иллюстрации.

Каждая группа

рассказывает

подготовленные сообщения на

поставленные

вопросы.

4

Физминутка

2 минуты

5

Постановка

художественной задачи.

2 минуты

-Перед вами дворцовый зал. Пока он пуст, но  появятся приглашённые гости, император,  зазвучит музыка,  и начнётся бал.

-Но, для того, чтобы появились гости  вам нужно выполнить коллективную работу.

-Возьмите  шаблоны с изображением  мужской  или женской  фигуры, соберите вашу куклу на бал.  Выполните одежду где-то цветом, где-то аппликацией и   украсьте  её деталями древнего китайского костюма ( пояс, заколка, веер и др.)

-Работа у вас будет проходить в группах, поэтому грамотно распределите обязанности.

-Советую распределить обязанности в группе так, чтобы все работали: кто-то рисует причёску, кто-то лицо модели, кто-то одежду, а кто-то аксессуары.

-После того как вы выполните фигуру, мы ее помещаем в бальный зал, объединив  группами.  

-Приступаем к работе……..

6

Творческий

этап

 10 минут

Познавательные:

общеучебные –

умение

структурировать

знания, выбор

наиболее

эффективных

способов решения

задач,

Коммуникативные:

организовывать

учебное

взаимодействие в

группе.

 (Звучит китайская медленная музыка).

- И так, бал во дворце начинается!!!

- Какие чувства Вас сопровождают? (Радость, величие, красота…)

Сотрудничают

в группе, выполняют

задание. Дети

прикрепляют

готовые фигурки на  заранее приготовленное панно: зал

императорского

дворца.

6

Закрепление

изученного

материала

3 минуты

Познавательные:

проверка

результатов

усвоения

пройденного

материала.

-Ребята, можно ли по одежде судить о месте и роли человека в обществе?

-Приведите конкретные примеры.

Отвечают на

вопросы

7

Подведение

итогов уроков.

Рефлексия.

5минут

Коммуникативные:

вступать в диалог, с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли.

Познавательные:

анализ объектов,

обобщение,

построение

логической

цепочки

рассуждений

-  Ребята у вас получились шикарные герои и наш зал просто сразу ожил. На нашем балу будет всем весело. Здорово. Молодцы ребята! Вы подошли к выполнению  задания творчески.

Где мы побывали на уроке?

  1. Вам понравились костюмы Китая?
  2. Что нового вы узнали на уроке?
  3. Какая часть урока вам понравилось больше всего?
  4. Что на уроке  вызвало затруднение?
  5. Какими знаниями, полученными на этом уроке, вы бы хотели поделиться с друзьями?

У каждого из вас есть желтый кружочек , похожий на смайлик, но пустой. Я прошу вас, поделиться своим настроение  и нарисовать лицо своему смайлику и показать его нам.

 Спасибо всем за урок . До свидания!

Отвечают на

вопросы,

высказывают

своё мнение.

Учащиеся

формулирует

выводы

8

Домашнее

задание

1 минута

Принести иллюстрированные книги «Кот в сапогах»,

«Золушка» и другие с изображением балов или раскраски с принцессами и принцами на балах.

Слушают,

записывают домашнее

задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Конспект урока 8 класс информатика: Человек: информация и информационные процессы

Урок создёт условия  для успешного усвоения учащимися важности роли  информации и информационных процессов в системах различной природы; оказывает помощь в открытии  методов получения и...

Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортлӧн сям.Асалан вежлӧг") , 5 класс

Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортлӧн сям.Асалан вежлӧг") , 5 класс...

Конспект урока мир природы и человека 3 класс ОВЗ

Конспект урока мир природы и человека 3 класс ОВЗ...

Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс

Урок  обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке  работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения.  Осуществляется работа с раз...