"Одежда говорит о человеке. Костюм эпохи средневековья"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
г. Муром Владимирская область
МБОУ СОШ №13
Снисар Г.Д. учитель I категории
Изобразительное искусство 5 класс
Тема: « Одежда говорит о человеке.
Костюм эпохи средневековья »
(по программе Б.М. Неменского)
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с одеждой различных слоёв общества Западной Европы в средние века;
- сформировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству и культуре других народов;
- развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории;
- совершенствовать графические умения и навыки.
Оборудование:
- Н.Н. Фомина Каждый народ – художник // Методические разработки. Книга для учителя: М.,1990;
- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
- Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007;
- художественные материалы;
- музыкальный ряд;
- ИКТ
Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_izo_kostyum_epohi_srednevekovya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Муром Владимирская область
МБОУ СОШ №13
Снисар Г.Д. учитель I категории
Изобразительное искусство 5 класс
Тема: « Одежда говорит о человеке.
Костюм эпохи средневековья »
(по программе Б.М. Неменского)
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с одеждой различных слоёв общества Западной Европы в средние века;
- сформировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству и культуре других народов;
- развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории;
- совершенствовать графические умения и навыки.
Оборудование:
- Н.Н. Фомина Каждый народ – художник // Методические разработки. Книга для учителя: М.,1990;
- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
- Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007;
- художественные материалы;
- музыкальный ряд;
- ИКТ
Тип урока: комбинированный
План урока:
- Организационная часть.
- Вводная беседа по теме.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов.
Ход урока:
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Декор – человек, общество, время». На этом уроке мы познакомимся с костюмом Средневековья, рассмотрим значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества (сопровождается презентацией).
Обратите внимание на зрительный ряд, представленный на доске, он поможет нам в раскрытии темы.
Музыкальный ряд. Звучит органная музыка И. Баха.
- Ребята эта музыка поможет нам мысленно перенестись в Западную Европу в эпоху Средневековья.
В основу средневекового костюма вошли накладная рубаха и штаны, которые пришли в обиход в эпоху Римской империи, по всей видимости под варварским влиянием. Костюм был более закрытым, чем римский. Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо закрывали своё тело. В принципе костюм средневековья составляли льняная рубашка – камиза и шэнс, штаны, верхняя рубаха, плащ и мягкая обувь. Женская одежда отличалась от мужской лишь известными модификациями. С течением времени поверх брэ (коротких штанов) стали надевать другие штаны – шосс. Это были простые чулки. С XIV века обе половинки шосс слились в единый предмет – штаны современного вида.
Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта – при прополке и жатве. Но постепенно они сделались предметами роскоши и обросли символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки – оскорбительным. Вручение перчатки означало омаж – установление вассальной зависимости; напротив, бросая кому-нибудь перчатку, человек выражал своё презрение. Средневековые перчатки обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.
Обувь шили из мягкой цветной кожи, носок был удлинённый и заострённый. По грязным улицам ходили босиком, либо в деревянных башмаках. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был довольствоваться серым, чёрным, коричневым, тогда как знатные люди одевались в зелёное, синее, красное. Сказывались качество тканей и особенно орнаментировка и наличие украшений в одежде знатных лиц. Длинная одежда подчёркивала праздность господствующего класса. Даже волосы стали отпускаться.
С XIII века входят в употребление разные виды головных уборов: чепец, который иной раз надевали под шапку, шляпка с полями, мягкий берет, полусферический калотт, капюшон. Капюшон стал особой формой головного убора. Широко внедряется ношение драгоценных камней: знатные дамы украшали и причёски и пояса. Украшением служили и кошельки из вышитого шёлка, которые носили у пояса.
Костюм – один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе. Свои особенности в одежде имели университетские и цеховые корпорации, городской патрициант, представители свободных профессий (врачи, например, носили замшевые перчатки и береты).
Жёнам ремесленников, так называемых неблагородных профессий (к ним в разных городах причисляли разные ремёсла, нередко льноткачи, кожевники, цирюльники и др.) запрещалось надевать коралловые бусы и «иные украшения, которые носят обычно почтенные женщины».
В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем называть модой. В предыдущие эпохи разные поколения манерой одеваться мало отличались друг от друга. Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей, крестьяне – грубую, износостойкую.
Однако теперь возник новый класс – класс преуспевающих горожан, стремившихся превзойти в щегольстве своих правителей. Стили одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков.
Ответной реакцией властей стало принятие законов, строго регламентирующих стили одежды для каждого сословия. Отныне наряжаться в шелка и ценные меха стало исключительно привилегией аристократии. Любопытно, что именно меха, а не золото и драгоценные камни, считались самой красивой отделкой костюма и ценились больше всего.
Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая котта, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченные мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды камизо. Модным стал пурпуан – короткая куртка с узкими рукавами. Щёголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами. Завершал мужской костюм в готическом стиле плащ на шнуре, удерживающем его на плечах. Для верхней езды или охоты использовали плащ с капюшоном. Наряд дополняла высокая фетровая шляпа разных фасонов (иногда с полями), подбитая мехом и украшенная павлиньими перьями (шляпа с павлином), и элегантные перчатки с отворотами.
Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняет картину средневекового мужского костюма. Аксессуаром исключительно рыцарства были шпоры.
В средневековье сражались в основном верхом на коне.
Для готической женской моды характерно плотно прилегающее платье, обрисовывающее фигуру.
Женщины накрывали голову тонкими покрывалами, очень разнообразными и в зависимости от цвета и положения на голове имевшими определённое значение.
Обычно это был бербет – широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, либо горж – сшитая из ткани труба, расширенная по концам, с разрезом сзади. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.
И замужние женщины, и мужчины носили завитые волосы, ниспадающие на плечи пышными локонами. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали над ушами в виде баранки («бараний рог»).
Цвет характеризовал определённое состояние человека. Костюмы из синего и зелёного материала шили редко. Эти цвета были символом любви: зелёный – влюблённости, синий – верности.
Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, чёрного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет.
Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пёстрые, как поле герба, состояли из двух либо даже четырёх цветов.
Костюм знати обязательно дополнялся следующими необходимыми предметами: к поясу подвешивали кожаный или парчовый кошель, а на цепочки у пояса крепился кинжал, а на перевязи через плечо – охотничий рог.
- Ребята, все вы читали сказку Ш. Перро «Золушка». Сюжет сказки происходит в Средневековой Европе. Сегодня вы будите выполнять коллективные панно: «Бал во дворце».
Постановка художественной задачи
Продумайте общую композицию. Пока одна часть ребят будет работать над подмалёвкой, другая может изображать мебель, отдельные предметы и украшать их. Законченные рисунки вырежьте и вклейте в общую композицию интерьера. Теперь можно начать изображать фигуры людей в костюмах. Постройте схему человека в движении, «оденьте» его.
Украсьте одежду деталями: кружевами, бантами, лентами. Выполните фигуры дам и кавалеров в цвете. Готовые фигуры вырежьте и расположите их на общем панно, объединив их группами. Большие разместите спереди, поменьше – на заднем плане. Это поможет создать ощущение пространства в композиции.
- Прежде, чем перейти к практической работе проведём физкультминутку.
(Физкультминутка)
Во время выполнения практического задания учитель следит за работой учащихся, советует и помогает при необходимости.
Подведение итогов.
В конце урока готовое панно демонстрируется перед классом.
- Ребята, можно ли по одежде судить о месте человека в обществе?
- Что характерно для костюма рыцаря? Какие головные уборы носили горожане Средневековой Европы?
- Какие предметы дополняли костюм знати?
Оценки за работу на уроке выставляются в журнал и оговариваются.
- На это урок закончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одежда "говорит" о человеке
В презентации глворится об одежде как знаке положения человека в обществе. Подробно рассматрвается одежда разных слоев общества в Древнем Китае и в Западной Европе. Из чего делается вывод, что к...
Одежда говорит о человеке
Одежда говорит о человеке...
"Одежда говорит о человеке"
Изобразительное искусство 5 класс.По программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского....
презентация к уроку ИЗО "Одежда говорит о человеке", 5 класс, 3 четверть
презентация к уроку ИЗО "Одежда "говорит " о человеке", 5 класс, 3 четверть...
презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)
Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...
презентация "Одежда "говорит" о человеке"
презентация к уроку, внеклассным мероприятиям по технологии по теме одежда...
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...