Использование игровых технологий как условия психологической разгрузки учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Из опыта работы -доклад на районной научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 50 КБ |
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_kak_usloviya_psihologicheskoy_razgruzki_uchashchihsya.ppt | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье-это вопрос номер один…
С. Макклендон
Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Учащиеся приходят в среднее звено из начальной школы психологически не готовыми к ряду изменений, естественных в этот период. Происходит смена учителя, смена требований, условий обучения. Недаром этот период называют адаптационным. Естественно, изменяется и психологическое восприятие учениками школы. Резко повышается уровень тревожности, проявляется синдром навязчивых движений, усиливается неуверенность в себе, появляется страх быть неуспешным, ненужным, неоцененным. В результате падает успеваемость, возникают психологические проблемы к усвоению знаний, особенно остро это проявляется у учащихся, которые не занимаются успешно. Возникает ситуация психологического неблагополучия - барьера. Школьные психологи выделяют несколько таких барьеров:
барьер учебной установки, при которой ученик включается в познавательную деятельность без эмоционального переживания материала, ориентируясь только на его оперативное запоминание и воспроизведение либо ради мотива долженствования, либо ради оценки. Такое формальное усвоение информации, лишенное личностного смысла, глубины, приводит к быстрому забыванию материала.
барьер авторитарности, при котором учитель эмоционально сковывает ученика безапелляционной подачей материала. В ситуации "интеллектуальной интервенции” чувства ученика подавлены, он интеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном процессе.
барьер дидактогенного воздействия возникает у учащихся при контактах с учителем, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы: стойкий страх перед учителем, учебной ситуацией, школой в целом. Такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы.
барьер эмоциональной невосприимчивости. Особенно ярко проявляется у детей с интеллектуальной недостаточностью, так как они обладают низкой эмоциональной культурой, примитивным восприятием красок мира, неразвитым воображением. Таким учащимся трудно "схватить" учебный материал во всей сложности его многоцветья и смысловых оттенков, сопереживать учителю.
барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих
эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на
уроке. Так, хорошо известно возбужденное состояние детей после урока
физкультуры, экскурсии и т.д. Неприятные переживания в семье ученик
приносит на урок, эмоциональная перестройка запаздывает, происходит
отключение от восприятия материала.
барьер перегрузки учащихся. Большое количество уроков, трудных предметов, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и разрядки, в дополнение ко всему плохое питание - все это приводит к переутомлению детей. Плохое психофизическое состояние детей вызывает быстрое психическое истощение детей, что в свою очередь ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке.
В связи с этим встаёт острая проблема – сохранения здоровья наших детей. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников. Поэтому одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока.
В работе с учащимися, на уроках русского языка и литературы, я применяю игровые технологии в качестве условия психологической разгрузки. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Технология игровых форм обучения легко воспринимается, и ее можно применять любым учителям-предметникам. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.
В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней:
1. удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
2. функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
3. отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение: «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, в которых совмещаю работу по теме урока и двигательную гимнастику. Например, тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только ед.ч». Я называю ряд существительных, задача учеников встать, если прозвучит имя существительное, которое имеет форму только ед.ч, хлопнуть в ладоши, если существительное имеет форму и ед.ч и мн.ч. Или, например, при изучении Ь после шипящих на конце существительных, я предлагаю поднять правую руку вверх, если у существительного есть Ь, поднять левую, если нет Ь. Такие «минутки по теме » можно проводить по любому учебному материалу. Те учащиеся, которые допускают ошибки, выбывают из игры до тех пор, пока не останется пара-тройка самых-самых. Можно закрепить их успех похвалой или «пятеркой» за урок. Многие учащиеся после таких минуток просят поиграть еще.
Кроме того, учащиеся среднего звена любят загадки, шарады, ребусы, кроссворды, сказки, творческие задания. Например, при изучении новых словарных слов можно провести спортивный диктант, где по значению нужно назвать определения. Сказки как элемент игры тоже всегда встречают с радостью. Например, при изучении сложной темы в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы» можно вспомнить сказку об английском кролике «Есть!Хотеть!Дать!Бежать!». Такой материал дети не забывают. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
В игре команды или отдельные ученики изначально равны. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
Тема урока: «Повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения».
Игра «Волшебное предложение»
Задача. Учить выделять предложения голосом, развивать выразительность речи.
Задание. Учащимся предлагается прочитать одно и то же предложение по-разному: сначала, как повествовательное, потом, как вопросительное, а затем, как восклицательное.
Тема урока: «Корень и однокоренные слова». На доске рисуется дерево с корнем, задача участников одеть дерево листочками, можно по рядам, кто быстрее и больше придумает однокоренных слов.
Тема: «Имя существительное». Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». Игра с мячом «Что? Кто?»
На уроках литературы практически на любом этапе урока можно применять элементы игровых технологий. Это кроссворды, викторины по тексту, роль от имени героя Например, при изучении сказки «Теплый хлеб» предложите ребятам побыть сорокой и рассказать всем, чем она в сказке занималась. Или предложить детям поиграть в игру «Вспомните, как вы были маленькие» , при изучении рассказа Платонова «Никита». Любое задание начни со слов :»Угадайте,что..,, кто быстрее, поиграем, приготовьтесь такие приемы мгновенно мобилизуют ребят, заставляют их прислушаться, пробуждают интерес. Игры психологического характера тоже можно применять на любых предметных уроках. Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление)
«Игра с песком»
Учитель:
— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2—3 раза).
Использование игровых технологий, позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний. При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.
Алябьев С.В. Психологический мониторинг. Школьный психолог//Приложение к газете ”Первое сентября”.2007.№35.С.18-19.
Савенко Н.В Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.
Хребтищева Е.Ю Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы, используемые на уроках русского языка и литературы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье-это вопрос номер один… С. Макклендон
Педагогические игры имеют следующую классификацию: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные
Словарный спортивный диктант Дайте определение выражениям. 1. Вид спортивной гимнастики (аэробика) 2. Зимний вид сп орта на льду( хоккей) 3. «Ножной мяч» в переводе на английский (футбол). 4. Вид спорта, связанный с кортом (теннис)
Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление) «Игра с песком» Учитель: — Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2—3 раза).
Использованная литература: Алябьев С.В. Психологический мониторинг. Школьный психолог//Приложение к газете ”Первое сентября”.2007.№35.С.18-19. Савенко Н.В Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год. Хребтищева Е.Ю Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы, используемые на уроках русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы
В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....
Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)
Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...
Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...