Программа внеурочной деятельности "Буквица" 7-8 лет
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Буквица"
Цель: Создание условий для формирования социально-значимых, ценностно-ориентированных смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению через теоретическое и практическое знакомство с искусством книжного шрифта и иллюстрацию.
Задачи:
-нравственное и художественно-эстетическое воспитание обучающихся;
-освоение знаний, умений и навыков в области шрифтового и искусства иллюстрирования;
-выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Место в учебном плане
Данная рабочая программа кружка «Буквица» предназначена для реализации во внеурочной деятельности в рамках художественно-эстетического направления.
Программа рассчитана на 66 часа в год, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 35 минут. Регламент занятий, продолжительность, количество часов определены в соответствии с уставом гимназии, с учетом требований Базисного учебного плана.
Общая характеристика программы
Программа «Художественный шрифт» Т. А. Копцевой состоит из трех частей: «Буквица», «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» и «Искусство шрифта». Данная рабочая программа «Буквица» рассчитана на песвоначальный этап, для обучающихся 7-8 лет. В увлекательной, структурированной и ясной форме программа дает возможность познакомить учащихся с основной исторической линией развития шрифта в контексте европейской культуры. Система художественно-творческих заданий позволяет поэтапно формировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать выразительные, стилистически точные композиции, ощутить аромат эпохи через шрифтовую композицию, через буквенный образ в контексте целостного книжного организма.
Содержание первой программы из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Содержание программы ширяет представления учащихся о художественных стилях и давлениях в искусстве, знакомит с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц, формирует чувство гармонии шрифтовой композиции, знакомит с именами выдающихся художников.
Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой рассмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.
Формы и методы образовательного процесса.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов посредством ознакомления с традициями изображения буквиц и опорой на личный опыт учащихся.
Дети 7-8 лет способны на образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmadeystvuyushchaya_bukvitsa.doc | 487 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ШРИФТ»
«Буквица»
Первый год обучения
Возраст 7-8 лет
Составитель: Винтер Лилия Ивановна.
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Белгород 2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 г. Белгорода»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ШРИФТ
Буквица
Первый год обучения Возраст 7-8 лет
Составитель: Винтер Лилия Ивановна.
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Белгород 2017
Пояснительная записка
Цель: Создание условий для формирования социально-значимых, ценностно-ориентированных смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению через теоретическое и практическое знакомство с искусством книжного шрифта и иллюстрацию.
Задачи:
-нравственное и художественно-эстетическое воспитание обучающихся;
-освоение знаний, умений и навыков в области шрифтового и искусства иллюстрирования;
-выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Место в учебном плане
Данная рабочая программа кружка «Буквица» предназначена для реализации во внеурочной деятельности в рамках художественно-эстетического направления.
Программа рассчитана на 66 часа в год, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 35 минут. Регламент занятий, продолжительность, количество часов определены в соответствии с уставом гимназии, с учетом требований Базисного учебного плана.
Общая характеристика программы
Программа «Художественный шрифт» Т. А. Копцевой состоит из трех частей: «Буквица», «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» и «Искусство шрифта». Данная рабочая программа «Буквица» рассчитана на песвоначальный этап, для обучающихся 7-8 лет. В увлекательной, структурированной и ясной форме программа дает возможность познакомить учащихся с основной исторической линией развития шрифта в контексте европейской культуры. Система художественно-творческих заданий позволяет поэтапно формировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать выразительные, стилистически точные композиции, ощутить аромат эпохи через шрифтовую композицию, через буквенный образ в контексте целостного книжного организма.
Содержание первой программы из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Содержание программы ширяет представления учащихся о художественных стилях и давлениях в искусстве, знакомит с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц, формирует чувство гармонии шрифтовой композиции, знакомит с именами выдающихся художников.
Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой рассмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.
Формы и методы образовательного процесса.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов посредством ознакомления с традициями изображения буквиц и опорой на личный опыт учащихся.
Дети 7-8 лет способны на образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты:
Личностные результаты
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни каждого человека и общества;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные результаты:
-овладение умением творческого видения с позиции художника через сравнение образов и форм животных, растений и др., и выделение главного в процессе формирования образа буквы;
- организация самостоятельной деятельности и организация рабочего места;
-использование знаний из области естествознания и литературы в процессе выполнения задания.
Предметные результаты:
-овладение элементарными практическими навыками и умениями в различных видах художественной деятельности;
-понимание образной природы искусства, способность использовать различные материалы;
- нахождение выразительных образных форм, через анализ внешнего вида и силуэта животного;
- создание изображения на основе исходной формы (формы буквы) образа животного (от целого к частному);
- овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью графических материалов.
Организация деятельности на учебном занятии строится в соответствии с требованиям ФГОС второго поколения. Формирование универсальных учебных действий осуществляется путем обеспечения познавательной мотивации, через поддержку интереса учащихся к предмету и совместную творческую деятельность учителя и учащихся.
УУД
Регулятивные
Адекватно использовать речь; использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять анализ работы с выявлением ошибок и определением путей их устранения; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей; применять установленные правила в решении задачи; соотносить правильность выполнения действия с требованиями; вносить необходимые изменения в действие; составлять план работы по достижению планируемого результата; устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.
Познавательные
Рассуждать о содержании собственных рисунков и работ товарищей; сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда: буквицы из книг и др.; узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, для достижения цели; сочинять, составлять рассказы на основе изображаемого; выделять и обобщать характерные признаки объектов; выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи; оценивать результат деятельности; осуществлять самоконтроль деятельности;
Коммуникативные
Задавать вопросы; слушать собеседника; вести устный диалог; формулирование собственных затруднений; проявлять активность; оказывать взаимопомощь в сотрудничестве; задавать вопросы для организации собственной деятельности; осуществлять взаимоконтроль; предлагать помощь; адекватно оценивать собственное поведение.
Основой работы на занятии кружка является деятельностный подход, предусматривающий баланс теоритической и практической составляющей, с опорой на знания надпредметной сферы, что дает возможность решения общих задач обучения и реализовать интегративный подход в образовании.
Способами организации учебной деятельности является личностно-ориентированный поход, через сотрудничество в познавательной, творческой и коммуникативной деятельности младших школьников.
Заключительный этап занятий предусматривает оценку собственного результата работы учащимися, в соответствии с поставленной целью и последующую корректировку учителем, направленной на саморазвитие учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические часы | Практические часы | |||
1 | Введение. Веселые буквы | 2 | 1 | 1 |
2 | Искусство оформления книги. Буквица | 2 | 1 | 1 |
3 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация | 4 | 1 | 3 |
4 | Буква-образ. Буква-животное | 4 | 1 | 3 |
5 | Буква-образ. Буква-растение | 4 | 1 | 3 |
6 | Буква-образ. Буква-дом | 4 | 1 | 3 |
7 | Буква-образ. Буква-человек | 4 | 1 | 3 |
8 | Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст | 4 | 1 | 3 |
9 | Буква-царь (король). Буква-царица (королева) | 2 | 1 | 1 |
10 | Каллиграфия. Инициал | 2 | 1 | 1 |
11 | Вензель. Узор из букв | 2 | 1 | 1 |
12 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета | 4 | 1 | 3 |
13 | Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета | 4 | 1 | 3 |
14 | Буква-робот. Брусковый шрифт | 2 | 1 | 1 |
15 | Книжная закладка | 2 | 1 | 1 |
16 | Афиша | 4 | 1 | 3 |
17 | Упаковка. Этикетка | 4 | 1 | 3 |
18 | Эмблема | 2 | 1 | 1 |
19 | Экслибрис | 2 | 1 | 1 |
20 | Рисованные шрифты | 2 | 1 | 1 |
21 | Поздравительная открытка | 4 | 1 | 3 |
22 | Выставка детского творчества | 2 | 1 | 1 |
Итого | 66 | 22 | 44 |
Содержание и основные направления
образовательной программы
1. Введение. Веселые буквы. 2 ч
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.
Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.
Экскурсия в школьную библиотеку.
2. Искусство оформления книги. Буквица. 2 ч
Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В.Васнецовым и т.д.
Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.
Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).
Использование в качестве литературного материала произведений Белгородских авторов.
3. Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. 4 ч Обложка - обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат. «сверху») - отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.
Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») - начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.
Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.
Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания, например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову - форму совы и т. п. (простой и цветные карандаши, акварель).
4. Буква-образ. Буква-животное. 4 ч
Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например буква «3» напоминает змею, буква «Ф» - филина, буква «Д» - сказочного многоголового дракона и т. п.
Прктическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
Беседа о животных нашего края.
5. Буква-образ. Буква-растение. 4ч
Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т.п.), например, буква «О» может напоминать одуванчик, «Б» - извивающиеся веточки березы, а «Д» - старый дуб с дуплом и т. п.
Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).
Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).
Флора юга России.
6. Буква-образ. Буква-дом. 4 ч
Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых зданий (готический собор, древнерусский терем и т.п.). Например, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» - маяк или телебашню, «Л» - горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» - качели, «О» - колесо обозрения и т. п. Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).
Рассматривание фотографий зданий Белгорода.
7. Буква-образ, Буква-человек. 4 ч
В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» -танцующего матроса и т. п.
Практическая работа; изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
8. Буква-шут (клоун, арлекин), Цветовой контраст. 4ч
Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы разных веселых цирковых персонажей, например, буква «Ф» - фокусника, «К» - клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.
Цветовой контраст - резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей .фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).
Рассказ детей о посещении циркового представления.
9. Буква-царь (король). Буква-царица (королева). 2 ч
Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.
Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).
10. Каллиграфия. Инициал. 2 ч
Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») - искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А.Пушкина.
Инициал (от лат. «начальный») - начальная буква имени, отчества, фамилии.
Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).
11. Вензель. Узор из букв. 2 ч
Вензель (от польск. «узел») - начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.
Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля - переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).
12. Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 4 ч
Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции, например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодцыми называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль.
К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения вицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного ичерного и т. п.), а для Снегурочки - сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, например изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь, акварель или др.).
13. Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 4 ч
Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относят оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца - нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).
14. Буква-робот. Брусковый шрифт. 2 ч
В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.
Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; созданиеэскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.)
15. Книжная закладка. 2 ч
Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.
Орнамент (от лат. «украшение») - узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает, По характеру мотивов различают следующие щды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др.
Растительный орнамент - узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент - узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).
Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги, например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения - растительный и т.п.).
16. Афиша. 4 ч
Афиша - объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино» «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей.
17. Упаковка. Этикетка. 4 ч
На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).
Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).
18. Эмблема. 2 ч
Эмблема - условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М» - условное обозначение московского метро, «Т» -такси, «А» - автобусной остановки).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).
19. Экслибрис. 2 ч
Экслибрис (от лат. «из книг») - книжный знак, указывающий принадлежность книги какому-либо владельцу.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, гелевые ручки или др.).
20. Рисованные шрифты. 2 ч
Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов (например, «Веселые картинки» и др.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка» может напоминать изображение улитки, слово «петух» - изображение петуха и т. п.
Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет написано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей).
21. Поздравительная открытка. 2 ч
Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).
22. Выставка детского творчества. 2 ч
Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.
Календарно-тематическое планирование
1 группа
№ п.п | Тема занятий | Календарные сроки | примечание |
1-2 | Введение. Веселые буквы | 5.09 | |
3-4 | Искусство оформления книги. Буквица | 12.09 | |
5-8 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация | 19.09 26.09 | |
9-12 | Буква-образ. Буква-животное | 3.10 10.10 | |
13-16 | Буква-образ. Буква-растение | 17.10 7.11 | |
17-20 | Буква-образ. Буква-дом | 14.11 21.11 | |
21-24 | Буква-образ. Буква-человек | 28.11 5.12 | |
25-28 | Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст | 12.12 19.12 | |
29-32 | Буква-царь (король). Буква-царица (королева) | 26.12 16.01 | |
33-34 | Каллиграфия. Инициал | 23.01 | |
35-36 | Вензель. Узор из букв | 30.01 | |
37-40 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета | 6.02 13.02 | |
41-44 | Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета | 27.02 5.03 | |
45-46 | Буква-робот. Брусковый шрифт | 12.03 | |
47-48 | Афиша | 19.03 | |
49-52 | Упаковка. Этикетка | 2.04 9.04 | |
53-56 | Эмблема | 16.04 23.04 | |
57-58 | Рисованные шрифты | 7.05 | |
59-60 | Поздравительная открытка | 14.05 | |
61-63 | Выставка детского творчества | 21.05 | |
Календарно-тематическое планирование
2 группа
| № п.п | Тема занятий | Календарные сроки | примечание | ||
1-2 | Введение. Веселые буквы | 2.09 | |||
3-4 | Искусство оформления книги. Буквица | 9.09 | |||
5-8 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация | 16.09 23.09 | |||
9-12 | Буква-образ. Буква-животное | 30.09 7.10 | |||
13-16 | Буква-образ. Буква-растение | 14.10 21.10 | |||
17-20 | Буква-образ. Буква-дом | 4.11 11.11 | |||
21-24 | Буква-образ. Буква-человек | 18.11 25.11 | |||
25-28 | Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст | 2.12 9.12 | |||
29-30 | Буква-царь (король). Буква-царица (королева) | 16.12 | |||
31-34 | Каллиграфия. Инициал | 23.12 | |||
35-36 | Вензель. Узор из букв | 13.01 | |||
37-40 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета | 20.01 27.01 | |||
41-44 | Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета | 3.02 10.02 | |||
45-46 | Буква-робот. Брусковый шрифт | 17.02 | |||
47-48 | Книжная закладка | 2.03 | |||
49-52 | Афиша | 9.03 16.03 | |||
53-56 | Упаковка. Этикетка | 6.04 13.04 | |||
57-58 | Эмблема | 20.04 | |||
59-60 | Экслибрис | 27.04 | |||
61-62 | Рисованные шрифты | 4.05 | |||
63-64 | Поздравительная открытка | 11.05 18.05 | |||
65-66 | Выставка детского творчества | 25.05 | |||
Календарно-тематическое планирование
3 группа
№ п.п | Тема занятий | Календарные сроки | примечание | |
1-2 | Введение. Веселые буквы | 7.09 | ||
3-4 | Искусство оформления книги. Буквица | 14.09 | ||
5-8 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация | 21.09 28.09 | ||
9-12 | Буква-образ. Буква-животное | 5.10 12.10 | ||
13-16 | Буква-образ. Буква-растение | 19.10 2.11 | ||
17-20 | Буква-образ. Буква-дом | 9.11 16.11 | ||
21-24 | Буква-образ. Буква-человек | 23.11 30.11 | ||
25-28 | Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст | 7.12 14.12 | ||
29-30 | Буква-царь (король). Буква-царица (королева) | 21.12 | ||
31-34 | Каллиграфия. Инициал | 28.12 11.01 | ||
35-36 | Вензель. Узор из букв | 18.01 | ||
37-40 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета | 25.01 1.02 | ||
41-44 | Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета | 8.02 15.02 | ||
45-46 | Буква-робот. Брусковый шрифт | 29.02 | ||
47-48 | Книжная закладка | 7.03 | ||
49-52 | Афиша | 14.03 21.03 | ||
53-56 | Упаковка. Этикетка | 4.04 11.04 | ||
57-58 | Эмблема | 18.04 | ||
59-60 | Экслибрис | 25.04 | ||
61-62 | Рисованные шрифты | 2.05 | ||
63-64 | Поздравительная открытка | 16.05 | ||
65-66 | Выставка детского творчества | 23.05 | ||
Методическое обеспечение
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 7-8 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (перчаточных, тростевых, марионеток и т. п.), которые могут выполнять любые роли (Король Шрифт, Королева Графика и т. п.).
Закрепление сведений об истории шрифта может идти с помощью лото «Художественные стили», «Художественный шрифт» и др.
Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.
Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и пособиями.
Для занятий по программе «Буквица» необходимы следующие художественные материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, кисти, пастель, тушь, плакатные перья, палочки, набор цветной и белой бумаги, ножницы, клей.
Список литературы
1. Программы дополнительного художественного образования детей.: М, «Просвещение», 2009.
2. Басманова А. Обри Бердслей.-М., 1992.
3. Воронецкий Б., КузнецовЭ. Шрифт.- Л., 1975.
4. Грин А. Полное собрание сочинений. Хужожник С. Бродский.-М.,1976.
5. Книговедение: Энциклопедический словарь.- М., 1982.
6. Молок Ю. Книга о Владимире Фаворском.- М.,1967.
7. Птахова И.Простая красота буквы.- СПб., 1997.
8. Радуга-дуга. Художник Ю.А.Васнецов .- М.,1997. 9. Русские народные сказки. Художник И.Я. Билибин.- М.,1998.
10.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.,1981.
11.Современный словарь справочник по искусство.- М.Д999.
12.Соколова Т. Орнамент- почерк эпохи.- Л.,1972.
13. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М.,2001.
14.Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. - СПб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...