Конспект урока по ИЗО в 6 классе Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Конспект урока по ИЗО в 6 классе
Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ИЗО в 6 классе
Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»
Цель: расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства, сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Задачи:
- показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;
-овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
- развивать художественные навыки при выборе цветового решения в технике монотипия;
-совершенствовать технику работы с красками (гуашь);
- воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей жизни;
- показать связь изобразительного искусства с музыкой и литературой.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»,
Оборудование: репродукции картин художников-импрессионистов
К. Моне, П. Синьяка, А. Сислея
Музыка П.И. Чайковского «Времена года»
Оборудование для учеников: гуашевые краски, кисточки, лист форматом А-4, палитра, банка для воды.
Характеристика видов деятельности учащихся:
Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.
Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.- монотипие
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.
Уметь анализировать работу свою и работу одноклассников.
Результаты освоения:
Личностные:
- воспитание любви к природе родного края;
- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
Предметные:
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты:
Практические умения:
- приобрели умения работать в технике живописи- монотипие
Образовательные умения:
- научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.
Информационные умения:
- работать с информацией;
- делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.
Коммуникативные умения:
-терпимо относиться к мнению партнера;
умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее.
Улыбкой ясная природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.
Актуализация опорных знаний.
Учитель. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке, вы узнаете разгадав кроссворд (ребятам на листочках даётся кроссворд)
2.а | 4. ф | ||||
к | а | ||||
в | н | ||||
а | т | ||||
р | 3. а | а | 5. н | ||
1.п | е | й | з | а | 6.ж |
о | л | в | и | т | и |
р | ь | а | я | ю | в |
т | з | р | о | ||
р | о | м | п | ||
е | в | о | и | ||
т | с | р | с | ||
к | т | ь | |||
и | |||||
й |
1. Вид изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей. (портрет)
2. Краски, разводимые в воде и легко смываемые ею. (акварель)
3. Художник рисующий море. (Айвазовский)
4. Воображенье, изобретательная сила ума, творческая сила художника, самобытная сила созиданья, пустая мечта. (фантазия)
5. Изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов.(натюрморт)
6.Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. (живопись)
Учитель:
- У нас получилось ключевое слово — пейзаж.
- Правильно. Сегодня мы будем говорить и писать пейзаж, но пейзаж не простой.
Ведение в проблему.
- Что такое настроение?
- Это внутреннее душевное состояние человека.
- Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)
-Ребята, я пришла на урок в хорошем радостном настроении.
- А какое настроение у вас?
- Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умиленная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».
- Почему так говорят?
- Передают настроение природы
Обратите внимание на эпиграф:
«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия»
И.А. Бунин
Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока.
Так как же можно сформулировать нашу тему урока?
«Пейзаж настроения. Природа и художник».
- На уроке мы рассмотрим произведения художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях.
- Давайте посмотрим на работы замечательных живописцев в учебнике
на стр.152.
- Эти работы написаны французскими художниками XIX в. И их пейзажи несли определенное настроение.
- Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
- А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)
- Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты.
- Кто такие импрессионисты?
Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером.
Послушайте сообщение Горностаева Алексея о художнике — импрессионисте Клоде Моне
Один из самых знаменитых основателей импрессионизма, величайший французский художник Клод Оскар Моне родился в Париже там же получил художественное образование. В 19 веке во Франции начало зарождаться новое направление – импрессионизм. Название этого направления произошло от слова «впечатление», а на идею натолкнула картина Моне «Впечатление. Восход солнца»
Он работал на природе, и главной задачей для него было не просто точно запечатлеть пейзаж а передать свежее непосредственное впечатление от наблюдения за природой. Его вдохновляли ежеминутные изменения в природе, где от состояния атмосферы, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра, от соседства других предметов происходят волшебные превращения. От этих превращений рождались новые краски, новые отблески, новые впечатления.
Образцом импрессионистического видения мира можно назвать картину «Дама в саду», «Луга в Живерни», «Поле маков»
Особое внимание заслуживают серии картин, на которых запечатлен один и тот же объект или пейзаж, но при различном освещении, которое бывает в течение суток, например, «Руанский собор в полдень, вечером, утром». Контуры предметов здесь как бы растворяются в пространстве под влиянием особенностей освещения в данное время суток.
Рассмотрите серию картин Клода Моне (изображения Руанского собора в разное время суток) и найдите соответствие: Руанский собор в полдень, вечером, утром.
1 | 2 | 3 | |
Утро | |||
Полдень | |||
Вечер |
- Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. Художник рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
Мы сегодня нарисуем пейзаж- настроение в нетрадиционной технике «монотипия».
Монотипия – это графическая техника. Но в тоже время она тесно связана с живописью, так как выполняется с помощью красок. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Количество красок в монотипии – любое. Монотипия как вид искусства максимально пробуждает фантазию и образное мышление.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в 17 столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Художник, работающий в этой технике, наносит краску на поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимает лист бумаги.
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале 20 века и создавшей собственную школу.
Физкультминутка
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Всё у вас пойдёт на лад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели вновь за дело.
1этап. На лист наносим кляксы (пятна, линии) гуашевой краской с помощью кисточки, цвета используем в зависимости от замысла. Используем краски по настроению пейзажа.
2этап. Накрываем пленкой изображение на бумаги. Прижимаем пленку.
3этап. Поднимаем пленку. Получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Его можно дорисовать тонкой кистью.
Эта техника хороша тем, что начиная работу невозможно предугадать, что в результате получится. Высокий полёт фантазии, огромное желание и отличное настроение и перед вами шедевр. Начинаем творить!
Практическая работа (дети работают по алгоритм ).
- Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места,
- контроль правильности выполнения приемов работы,
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
- контроль объема и качества выполнения работы.
Во время работы звучит музыка Чайковского «Времена года».
Итог урока. Анализ работ.
Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными, заслуживают положительной оценки и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.
Закончить фразу:
- На уроке я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
Вывод – обобщение.
Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.
«В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя».
Я прощаюсь с вами, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое.
«Рожицы настроения»
Свое отношение к уроку выразите, оставив на парте одну из рожиц настроения.
(Дети рисуют красками рожицы)
Спасибо всем за урок!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.
Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...
конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"
На данном уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....