Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлекая самих учащихся в их проведении, в качестве первичного закрепления темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_konspekt_uroka_po_fizike.docxmeh._rab.7kl.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике . 7 класс.
Тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Эпиграф: «Мы истинно свободны, когда сохранили способность рассуждать самостоятельно»
Цицерон
Цель урока:
Образовательная: сформировать у учащихся понятие механической работы, единицах измерения работы, вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой); исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний, умений; интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления.
Развивающая: продолжить формирование мыслительных операций: сравнение, установление причинно-следственных связей; развитие речи, внимания, представлений об окружающем мире; способствовать развитию познавательных, интеллектуальных, эмоциональных мотивов обучения.
Воспитательная: воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, трудолюбия и стремления к получению новых знаний.
Ход урока:
Ι.Организационный момент.
ΙΙ.Подготовка к восприятию нового материала.
Мы продолжаем, ребята, знакомиться с новыми понятиями, открывать для себя что-то новое, интересное. Еще много интересного и неисследованного вокруг нас.
Тема урока « механическая работа».Понятие работы встречается в жизни очень часто и чаще всего словом «работа» мы называем всякий полезный труд рабочего, инженера, ученого, учащегося, т.е. труд человека.
ΙΙΙ.Изложение нового материала.
Преподаватель: Ребята , назовите силы, существующие в природе.
Учащийся: Сила тяжести, сила трения, сила упругости и т.д.
Преподаватель: Под действием различных сил изменяется положение тела. На одно тело может действовать одновременно несколько сил. Тела могут двигаться с ускорением, но если равнодействующая сил равна нулю, то тела либо покоятся, либо движутся по инерции. Прошу учащихся привести примеры, когда тела под действием сил движутся.
Учащиеся: Поезд движется под действием силы тяги электровоза; при выстреле из ружья сила давления пороховых газов перемещает пулю; санки катятся с горки под действием силы притяжения и т.д..
Преподаватель: В физике изучают прежде всего механическую работу.
Механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется.
(Записать определение в тетрадь, стр. 129 уч.)
Французский ученый Ж.Понселе в 1826г. ввел понятие механической работы и предложил способ расчета работы.
Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и пройденного пути тела по направлению действия этой силы. Учащиеся записывают в тетради из учебника (стр. 130).
Работа = сила× путь
А = F × s,
Где А- работа, F-сила, s- пройденный путь.
За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1 Н, на пути, равном 1м.
Единица работы – джоуль (Дж) названа в честь английского ученого Джоуля. Таким образом,
1Дж = 1Н × 1м
Производные единицы:
1кДж = 1000Дж; 1МДж =1000 000 Дж; 1Дж = 0,001кДж; 1Дж = 0,000 001МДж.
А теперь я хочу прочитать вам басню И.Крылова «Лебедь, рак и щука»
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Попробуем рассмотреть басню с точки зрения физики и ответить на вопрос: совершают ли наши герои работу.
Обращаясь к тем определениям, с которыми мы познакомились можно с точностью сказать , что механическая работа не выполняется, хотя Лебедь, Рак и Щука прикладывают силу к возу, но он не перемещается.
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.»
Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то данная сила совершает положительную работу. А > 0.
Если направление движения тела противоположно направлению действия силы, то данная сила совершает отрицательную работу. А < 0.
Если на тело не действуют силы (тело движется по инерции), а также, если направление движения перпендикулярно направлению действия силы, то эта сила работы не совершает, работа равна нулю. А = 0.
Вывод:
Для совершения работы необходимо 3 условия:
1.К телу должна быть приложена сила.
2.Тело должно двигаться.
3.Направление силы, действующей на тело, не должно быть перпендикулярно.
ΙV.Закрепление изученного материала.
1.Решение задач.( объяснить пословицы с точки зрения физики):
а) С горы вскачь, а с горы хоть плачь.
б) Берись дружно, не будет грузно.
в)Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
2.Решить расчетные задачи.
А) Какая работа совершается при подъеме тела весом 300Н на высоту 1м?
Б) Какое расстояние проходит тело под действием силы в 4 Н, если при этом совершается работа в 80 Дж?
V. Проделаем несколько опытов.
Опыт 1. К тележке, нагруженной гирей, прикрепить динамометр, тянем тележку, по его показаниям измеряем силу, действующую на тележку.
Опыт 2.Гирю поднимаем на некоторую высоту. Динамометром измеряем силу.
Вывод: Механическая работа совершается, когда тело под действием силы движется.
Опыт 3.К тележке, нагруженной гирей, прикладывают силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки.
Вывод: Если прикладывается сила к телу , но нет движения, то нет и работы.
Опыт 4. Тележка по инерции перемещается на некотором участке гладкой поверхности.
Вывод: Работа равна нулю, т.к. сила равна нулю.
VΙ.Самопроверка знаний учащихся. Тест.
1. Какую работу изучают в физике?
а) механическую работу ; б) труд инженера; в) труд рабочего.
2. Как обозначается механическая работа?
а) S ; б) F ; в) А.
3. Дополните предложение «Механическая работа совершается только тогда, когда…
а) на тело действует сила; б) тело движется; в) на тело действует сила и оно движется.
4.Чтобы вычислить механическую работу, надо …
а) силу умножить на путь; б) сложить силу и путь; в) силу поделить на путь.
5.В каких единицах измеряется механическая работа?
а) Н; б) Па; в) Дж.
VΙΙ. Итог урока.
VΙΙΙ. .рефлексия.
1.Как вы чувствовали себя во время урока?
Затрудняющимся
Волнующимся
Понимающим
Равнодушным
2.Что вызвало наибольшую трудность?
Самостоятельная работа
Быстрый темп работы
Систематизация полученных знаний
Трудностей не было
ΙX. Домашнее задание: §53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.
Цели урока: введение новой страноведческой информации...
Конспект урока по физике в 7 классе " Механическая работа"
Урок изучения нового материала проводиться с целью ознакомления обучающихся с понятием «механическая работа», выяснить физический смысл данной величины; закрепить полученные знания на решении р...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...