Конспект урока по ИЗО в 6 классе "Реальность и фантазия в творчестве художника"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Урок по ИЗО в 6 классе "Реальность и фантазия в творчестве художника" составлен по программе Б.М. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6 кл "Реальность и фантазия в творчестве художника" | 107 КБ |
Презентация к уроку "Реальность и фантазия" | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству
в 6 классе на тему «Реальность и фантазия в творчестве художника»
Учитель: Блажнова Галина Алексеевна
Тип урока: введения нового знания.
Цель: Получить представление о роли фантазии в жизни человека.
Познакомится с понятием «творческое воображение».
.Задачи:
1. Формировать представление об условности и правдоподобности в изобразительном искусстве на примере картины Марка Шагала «Влюбленные. Прогулка»
2. Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
3. Воспитать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения художников.
4. Развивать навыки решения композиционных задач.
5. Воспитывать художественный вкус.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Предметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Базовый уровень: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с реальностью и фантазией в творческой деятельности художников.
в рисунках и объемных работах.
Повышенный уровень: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
Оборудование и технические средства обучения:
Учителю: Мультимедийная презентация, электронные музыкальные носители, компьютер – видеопроектор
Учащимся: краски гуашевые, кисти, палитра, салфетки.
Дидактические материалы:
Автор учебника: Н.А. Горяева О.В. Островская
№п/п | Этапы урока, продолжительность | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Организационный момент | Проверка организации рабочего места. Эмоциональный настрой: (включается спокойная фантастическая музыка) - Закройте глаза и представьте что-то, от чего ваше настроение сразу становится лучше. Расскажите, пожалуйста, что вы представили. - Кто-то представил любимого человека, кто-то игрушку или другой предмет, кто-то картину природы. | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. | |
2. | Сообщение темы. Актуализация знаний. | А что вам понадобилось, чтобы представить их? (воображение, фантазия). Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? (Что бы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать открытия). -Действительно, фантазия помогает развивать творческое воображение, в свою очередь, воображение помогает видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Знакомство с репродукциями . (слайд 1) Леонардо да Винчи. Проекты летательных машин. XV в. Проблемный вопрос: « Какими качествами должен обладать художник, чтобы создавать такие проекты?» (ответы: …. Фантазия) Может ли фантазия жить рядом с реальностью? Давайте сформулируем тему урока. -Итак, тема нашего урока «Реальность и фантазия в творчестве художника» (Слайд № 2). Какие мы можем поставить цели к уроку? - Получить представление о роли фантазии в жизни человека. - Познакомится с понятием «творческое воображение». А самое главное просто вспомнить что все вы живёте в замечательной стране детства. Ребята, сегодня мы будем заниматься творчеством. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. | ||
3. | Открытие нового знания и первичное закрепление. | Одна из книг, с которой вы знакомитесь еще в детстве, является «Маленький принц» Антуана де Сента Экзюпери Кому знакомо это произведение? Я зачитаю вам отрывок из этого произведения, а вы подумайте, почему же взрослые не поняли мальчика? (Учитель зачитывает отрывок) Однажды я нарисовал рисунок, показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им (Слайд 3). - Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. (Слайд 4). Это был удав, который проглотил слона. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот так случилось, что с шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. -Так почему же взрослые не поняли мальчика? Ответы детей. (у взрослых нет такой фантазии как у детей). | Отвечая на вопросы, просматривая слайды презентации, открывают новые знания, планируют способы достижения намеченной цели | |
Физкультминутка Итог урока Оценивание учащихся Рефлексия |
(слайд 6) Наблюдая природу, зная законы перспективы, изучая человека, его жизнь, художник придумывает свои сказочно-фантастические сюжеты, иные миры, небывалые страны (слайд 7) Фантазируя, художник не стремиться объяснить произведение с точки зрения науки. Местоположение этого фантастического мира относительно нашей реальности вовсе не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли) и любых других фантастических сущностей. Мы все любим смотреть фильмы (художественные и мультипликационные) «Гарри Поттер», «Артур и минипуты», «Аватар», «Хроники Нарнии» и др. Все персонажи фильмов являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы. То же происходит и в изобразительном искусстве. Реальность в произведении повёрнута к зрителю теми её сторонами, которые выбрал художник. Художнику требуется мастерство владения художественным языком, чтобы передать свои переживания, мысли. И мы смотрим на картину и верим тому, что происходит именно так, а не как иначе; что персонажи – это реально существующие существа, живущие рядом с нами. (слайд 8) Марк Шагал. Влюбленные. Прогулка. (учебник стр. 57). Композиционный замысел не так прост, как может показаться. При внимательном изучении полотна становится заметно, что на плотнее присутствуют две силы: одна из них — земля, по который шагает мужчина, другая — небо, в котором парит женщина. Этим художник хотел сказать, что любовь способна окрылять, невзирая на расстояния и местонахождение. Влюбленные люди способны быть выше всех мирских забот и волнений. Художник показал зрителю, что любовь окрыляет и возносит влюблённых над городом, надо всем миром. Лица персонажей картины излучают счастье, радость, и они видят вокруг себя только прекрасное, только возвышенное, так как они смогли преодолеть с помощью любви законы земного притяжения и достичь небесной невесомости. … Разве может быть так, чтоб люди летали? В этом произведении выражена реальность, правда чувств художника… Выводы: «При создании произведения художник Пропускает реальность через свою фантазию. Читать стр. 56 (Жирным шрифтом) Правда искусства – это реальность, пережитая человеком. Фантазии - плод нашего творчества, иногда неосознаваемого, но всегда существующего. В детстве мы все фантазируем. Играя, мы представляем себя феями, борцами со злом. Мечтая, мы превращали комнату в королевский дворец, а сами становились королем или принцессой. А простая шариковая ручка становилась волшебной палочкой. (слайд 9) Во сне наши фантазии продолжаются. Нам снятся замечательные добрые волшебные сны. Мы живём в сказке. Наша жизнь полна волшебства и фантазий. Вырастая, одни позволяют своим фантазиям вырываться на волю новыми книгами, фильмами, картинами и музыкой, а другие отвергают их и говорят, что фантазировать бессмысленно. (слайд 10) И всё же, как же реальность? Может от неё следует отказаться - особенно в искусстве? (ответы детей). (слайд 11) «Человек не может жить одними мечтами и фантазиями. В мире много проблем – наркомания, воины, болезни. Искусство помогает бороться с этими проблемами. Правда жизни делает нас человечней. Если отказаться от реальности, то как мы узнаем о событиях прошлого». Чувства и мысли, которые выражены в произведении искусства, должны быть подлинными. Читать стр. 56 Цель искусства - заставить зрителя принять изображение за саму реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником. На раз подняться, потянуться, -На два, согнуться, разогнуться -На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка. -А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать -На пять, нам солнце показать. -На шесть, за парты тихо сесть. Учитель: А сейчас мы с вами немного поиграем и пофантазируем. Учитель: игра «Сюрреалистическая картина». На классной доске крепятся два листа бумаги. Класс разделим на две группы. Первые участники игры от каждой команды делают первый набросок, изображают какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. При выполнении задания учащиеся используют любой художественный материал (один набор для каждой команды). По окончании работы желательно спросить о первоначальном замысле картины первого участника игры каждой команды и сравнить задуманное с итогом. Учитель: А сейчас мы с вами немного пофантазируем. Вспомните сказку Андерсена «Оле Лукойе». Фрагмент мультфильма Оле Лукойе Вспомнили? Оле – сказочный человечек. «Когда дети заснут, Оле присаживается к ним на постель… Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детьми; эти спят всю ночь, как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне !» И ваша задача – придумать зонтик Оле. А заодно – повторим тему прошлой четверти «Рисунок» и воспользуемся линиями (декоративное изображение объектов. Различные варианты декора.) У каждого из вас на столе один сектор зонта, берём цветные фломастеры, гелевые ручки и фантазируем (создаём зонтик волшебных снов). (во время работы звучит музыка) Подведение итогов урока. Из созданных детьми секторов составляется зонт волшебных снов Учитель: Какой же зонтик получился самым волшебным? Учитель: Давайте ещё раз вспомним:
Ученики: Чтобы уметь мечтать.
Ученики: Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать открытия.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Контроль и оценка результатов своей деятельности и деятельности одноклассников.
Рефлексия - сегодня я узнал… - было интересно… - было трудно… - теперь я могу… - я научился… - у меня получилось … - мне захотелось… Д/З Найти любую репродукцию картины известных художников, где вместе шагают реальность и фантазия. В заключении хочется сказать: Со временем мы забываем, что все мы родом из детства. «Живите как в детстве. Не пряча своих чувств и эмоций. Фантазируйте. И улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» | Выполняют комплекс гимнастики Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану Применяется индивидуальный метод Осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля) Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам, (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...
Конспект урока по истории Горного Алтая по теме "Грани творчества народного художника Г.И. Чорос-Гуркина"
Потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. К числу таких людей относятся многие знаменитые русские и выдающиеся представители других национальностей. Наша задача – в...
"Реальность и фантазия в творчестве художника"
Урок в 6 классе. "Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества."...
Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"
Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....
Реальность фантазии в творчестве художника
Реальность фантазии в творчестве художника....
Урок " Реальность и фантазия в творчестве художника" 6 класс ( школа России( по ФГОС) - Неменский
Урок " Реальность и фантазия в творчестве художника" 6 класс...
"Роль фантазии в творчестве художника на примере искусства Марка Шагала"
quot;Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать. Он может сочинять, изображать то, чего нет, - небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и далёкое будущее." ( Из учебника "И...