АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

           Примерная адаптированная рабочая программа  по изобразительному искусству составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО

«РИСОВАНИЮ»

для 4   класса

                                                                                                                                                     

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

Зайцева   О.С.

Москва  2019

                                                                           

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Примерная адаптированная рабочая программа  по изобразительному искусству составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.  

Изучение предмета изобразительное искусство в начальной школе направлено на достижение следующих  целей:

 1. Формирование учебной познавательной деятельности обучающихся через усвоение учебного материала.

 2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.

 3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Основные задачи обучения:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного    
 воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у обучающихся аналитико- синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и  многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного   рисования;

- знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
-воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

                                Общая характеристика учебного предмета.

 В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла художественного творчества:

- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и

  основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному
посещению музеев, театров, концертов и др.;

-развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и
индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

-формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

-развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Описание учебного предмета в учебном плане.

     В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом образовательной организации предмет «рисование» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю (34 ч в год).  

  В соответствии с этим реализуется «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Рисование»

Личностные  результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность  мотивации к обучению
 и познанию и  отражают умения:  

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-оценивать конкретные поступки как   хорошие или плохие;

- эмоционально выражать свои чувства;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам по иллюстрациям.

Регулятивные БУД:                                    

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

Познавательные БУД:

- ориентироваться в задании, планировать свою работу и намечать последовательность выполнения рисунка;

- отвечать на поставленные учителем вопросы по иллюстрации;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 Коммуникативные БУД:

- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);

- слушать и понимать речь других;  

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные  результаты  изучения курса «Рисование».    

 

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание программы учебного курса

Программа рассчитана на 34 часа

.

Разделы

Кол-во час

Темы

Краткое содержание раздела

Рисование с натуры.

4

Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, расположенных ниже уровня зрения (кружка).

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.

Рисование с натуры листа дерева

Рисование с натуры ветки рябины.

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы).

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

1

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

      Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

      Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

Рисование с натуры.

2

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика)

Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

3

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

      Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла.

      Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.

Рисование с натуры.

5

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник).

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран)Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)Рисование с натуры раскладной пирамидки. Рисование с натуры бумажного стаканчика .

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

Декоративное рисование панно «Снежинки»

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

2

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Рисование на тему «Пришла весна».  Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Рассматривание репродукций художественных произведений. 

Беседы об изобразительном искусстве.

1

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».

(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»).

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

Рисование с натуры.

4

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные)

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

2

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

2

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.

Календарно-тематическое планирование по рисованию, 4класс

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1 триместр

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

1

Рисование с натуры.

2

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1

Рисование с натуры.

3

Рисование с натуры ветки рябины.

1

Рисование с натуры.

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

Рисование с натуры.

5

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» .

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию.

6

Рисование геометрического орнамента (крышка для

столика квадратной формы).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по образцу.

7

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

9

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию.

2 триместр

10

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

11

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

 Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

12

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

 Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

13

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу.

14

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу.

15

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

16

Рисование на тему «Зимние забавы детей».

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

17

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу.

18

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию.

19

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

3 триместр

20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

21

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

22

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

23

Рисование с натуры  игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

24

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу.

25

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

26

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце».

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

28

Рисование на тему «Космические корабли в полете».

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу

29

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

30

Рисование с натуры  в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

31

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры.

32

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

33

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу.

34

 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию.

35

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

1

Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению.

Материально- техническое обеспечение:

Интерактивная доска.

Ноутбук.

Литература для учителя:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству (1-4 классы,) / М.А.Абрамова. - М.:«Владос», 2003. - 176с.                
  2. Немецкий Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М.Немецкий – М.: Просвещение, 2008. - 114с.
  3. Немецкий Б.М. Искусство и ты/ Б.М.Немецкий – М.: Просвещение, 2006.-236с.
  4. И.А.Грошенков « Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы» М. «Просвещение», 1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображ...

Программа по рисованию 2 класса

Рабочая программа  разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.Целью данной программы является осуществление комплексного подход...

"Смешанная техника рисования" Мастер-класс

Мастер-класс "Смешанная техника рисования" имеет целью поиск инновационных эффективных, форм и методов художественно-эстетического развития детей в процессе изобразительной деятельности....

"Тюльпаны. Правополушарное рисование". Мастер-класс. Внеурочная деятельность

Мастер-класс по правополушарному рисованию "Тюльпаны" для внеурочной деятельности. Рассчитан на учащихся 4-7 классов для занятий в шкоьной изостудии. Работа выполнена гуашью....

Рисование. Мастер-класс на тему: "Цветы для мамы".

Мастер-класс по рисованию с использованием соли для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Урок рисования 5 класс. Тема: Животные в скульптуре. Лепка

Конспект урока ИЗО в коррекционной школе для детей с ОВЗ....