АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Примерная адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ» для 4 класса | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
«РИСОВАНИЮ»
для 4 класса
Автор-составитель программы –
учитель начальных классов
Зайцева О.С.
Москва 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Изучение предмета изобразительное искусство в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование учебной познавательной деятельности обучающихся через усвоение учебного материала.
2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Основные задачи обучения:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у обучающихся аналитико- синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
-воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла художественного творчества:
- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и
основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному
посещению музеев, театров, концертов и др.;
-развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и
индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
-формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
-развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Описание учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом образовательной организации предмет «рисование» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю (34 ч в год).
В соответствии с этим реализуется «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Рисование»
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению
и познанию и отражают умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально выражать свои чувства;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам по иллюстрациям.
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
Познавательные БУД:
- ориентироваться в задании, планировать свою работу и намечать последовательность выполнения рисунка;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по иллюстрации;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные БУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты изучения курса «Рисование».
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы учебного курса
Программа рассчитана на 34 часа
.
Разделы | Кол-во час | Темы | Краткое содержание раздела |
Рисование с натуры. | 4 | Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, расположенных ниже уровня зрения (кружка). Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. Рисование с натуры листа дерева Рисование с натуры ветки рябины. | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы). Составление узора в квадрате из растительных форм. | Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 1 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). | Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
Рисование с натуры. | 2 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) | Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 3 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». Рисование на тему «Городской транспорт». Рисование на тему «Зимние забавы детей» | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла. | Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
Рисование с натуры. | 5 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник). Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран)Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)Рисование с натуры раскладной пирамидки. Рисование с натуры бумажного стаканчика . | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Декоративное рисование панно «Снежинки» Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 2 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Рассматривание репродукций художественных произведений. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»). | Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
Рисование с натуры. | 4 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные) | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 2 | Рисование на тему «Космические корабли в полете» Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 2 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
Календарно-тематическое планирование по рисованию, 4класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 триместр | |||
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги). | 1 | Рисование с натуры. |
2 | Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). | 1 | Рисование с натуры. |
3 | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | Рисование с натуры. |
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 | Рисование с натуры. |
5 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» . | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию. |
6 | Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по образцу. |
7 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
8 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
9 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию. |
2 триместр | |||
10 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
11 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
12 | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
13 | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу. |
14 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу. |
15 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
16 | Рисование на тему «Зимние забавы детей». | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
17 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу. |
18 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию. |
19 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
3 триместр | |||
20 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
21 | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
22 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
23 | Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
24 | Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу. |
25 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
26 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце». | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
27 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
28 | Рисование на тему «Космические корабли в полете». | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу |
29 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
30 | Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
31 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование с натуры. |
32 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
33 | Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, рисование по образцу. |
34 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию. |
35 | Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | 1 | Беседа с опорой на мультимедийную презентацию, создание рисунка по воображению. |
Материально- техническое обеспечение:
Интерактивная доска.
Ноутбук.
Литература для учителя:
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству (1-4 классы,) / М.А.Абрамова. - М.:«Владос», 2003. - 176с.
- Немецкий Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М.Немецкий – М.: Просвещение, 2008. - 114с.
- Немецкий Б.М. Искусство и ты/ Б.М.Немецкий – М.: Просвещение, 2006.-236с.
- И.А.Грошенков « Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы» М. «Просвещение», 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображ...
Программа по рисованию 2 класса
Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.Целью данной программы является осуществление комплексного подход...
"Смешанная техника рисования" Мастер-класс
Мастер-класс "Смешанная техника рисования" имеет целью поиск инновационных эффективных, форм и методов художественно-эстетического развития детей в процессе изобразительной деятельности....
"Тюльпаны. Правополушарное рисование". Мастер-класс. Внеурочная деятельность
Мастер-класс по правополушарному рисованию "Тюльпаны" для внеурочной деятельности. Рассчитан на учащихся 4-7 классов для занятий в шкоьной изостудии. Работа выполнена гуашью....
Рисование. Мастер-класс на тему: "Цветы для мамы".
Мастер-класс по рисованию с использованием соли для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Урок рисования 5 класс. Тема: Животные в скульптуре. Лепка
Конспект урока ИЗО в коррекционной школе для детей с ОВЗ....