Рабочая программа по Изобразительному искусству (Базовый уровень) 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Плахова Виктория Олеговна

Рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014», рекомендованный Министерством образования и науки РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_klass_izo_17-18.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по Изобразительному искусству

(Базовый уровень)

7  класс

Составитель: Акулова Виктория Олеговна

учитель изобразительного искусства

2018 – 2019 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Изобразительному искусству»для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Боровск-1» с учетом Примерной программы основного общего образования по  изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А Горяевой, А.С. Питерских. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 5-9 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского - М. Просвещение, 2014 год.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014», рекомендованный Министерством образования и науки РФ.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классеотводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цели и задачи изучения учебного предмета соответствуют миссии школы: обеспечение базового уровня образовательной деятельности и воспитательной работы, создающего выпускникам школы условия для дальнейшего продолжения образования по различным направлениям, формирование активной личности, способной решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности.

Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в системе общего образования – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

- чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- социальной роли ученика;

- положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

- уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

- умения радоваться успехам одноклассников;

- чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества;

-широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Метапредметые результаты.

Учащийся научится:

Регулятивные:

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по предложенному учителем плану;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

-пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

-согласованно планировать и работать в группе:

-распределять работу между участниками проекта;

-понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- овладевать приемами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты освоения рабочей программы «Изобразительное искусство»:

Выпускник научится:

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

Система оценки планируемых результатов.

Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная рабочей программой, предполагает:

1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5) использование критериальной системы оценивания;

6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня знаний учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Текущий контроль:проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.

Тематический итоговый контрольпроводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.


3. Содержание учебного предмета

«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 34 часа

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1:Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов)

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Раздел 2:  В мире вещей и зданий.Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)

От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация - важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция - каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Раздел 3:   Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  (11 часов)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.

Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.

Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

4. Календарно-тематическое планирование

Номер недели

Номер урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

Раздел 1: Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры  - 8 часов

1

1

ТБ на уроке. Основы композиции в конструктивных искусствах.

Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций.

Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.

Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов.

Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм

01.09.17-07.09.17

2

2

Прямые линии и организация пространства.

Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства.

Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий

08.09-14.09

3

3

Цвет – элемент композиционного творчества.

Понимать роль цвета в конструктивных искусствах.

Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах.

Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту.

15.09-21.09

4

4

Искусство шрифта.

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.

Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.

Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.

22.09-28.09

5-6

5-6

Композиционные  основы макетирования  в графическом дизайне.

Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.

Создавать творческую работу в материале.

29.09-

12.10

7-8

7-8

Многообразие форм графического дизайна.

Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота.

Создавать практическую творческую работу в материале.

13.10-

26.10

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств - 8 часов

9

9

Объект и пространство.

Развивать пространственное воображение.

Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху.

Осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д.

Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы.

27.10-09.11

10

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Анализировать композицию объемов, составляющих общий облик, образ современной постройки.

Осознавать взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки.

Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции.

Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов.

Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности.

10.11-16.11

11

11

Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.

Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

17.11-23.11

12

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.

Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

24.11-30.11

13-14

13-14

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объемов, образующих форму вещи.

Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это.

Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего.

01.12-

14.12

15

15

Форма и материал.

Понимать и объяснять, в чем заключается взаимосвязь формы и материала.

Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.

15.12-21.12

16

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.

Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре.

Выполнять коллективную работу по теме.

22.12-28.12

Раздел 3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры - 11 часов.

17

17

Образы материальной культуры прошлого.

Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.

Понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города.

Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.

12.01.18 -18.01.18

18-19

18-19

Пути  развития современной архитектуры и дизайна.

Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.

Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов.

Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы.

19.01-

01.02

20-21

20-21

Город, микрорайон, улица.

Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей.

Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции.

02.02-

15.02

22-23

22-23

Городской дизайн.

Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства.

Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого.

Создавать практические творческие работы в техниках коллажа, дизайн-проектов.

Проявлять творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

16.02-

01.03

24-25

24-25

Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений.

Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами.

02.03-

15.03

26

26

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры.

Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры.

Использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования   архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

16.03-22.03

27

27

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Совершенствовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией.

Развивать и реализовывать в макете свое чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой.

23.03-05.04

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование - 7 часов

28

28

Мой дом мой образ жизни.

Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своем будущем жилище.

Учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи.

Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами.

06.04-12.04

29

29

Интерьер, который мы создаём.

Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования.

Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел.

13.04-19.04

30

30

Пугало в огороде, или…под шепот фонтанных струй.

Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории.

Совершенствовать приемы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка.

Применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны.

20.04-26.04

31

31

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Приобретать общее представление о технологии создания одежды.

Пониматькак применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике.

Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием

27.04-03.05

32

32

Встречают по одёжке.

Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных комплектов одежды.

Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы.

04.05-10.05

33

33

Сфера имидж-дизайна.

Понимать имидж-дизайн как сферу деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющую поведение и контакты человека   в обществе.

Объяснять связи имидж-дизайна с публичностью, технологией социально го поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой.

Создавать творческую работу в материале, активно проявлять себя в коллективной деятельности.

11.05-17.05

34

34

Моделируя себя - моделируешь мир (обобщение темы).

Понимать   и  уметь   доказывать,

что   человеку   прежде   всего нужно «быть», а не «казаться».

Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы, созданные в течение учебного года.

18.05-

25.05

Итого:

Количество часов в год: 34

По плану:

34

Фактически:


Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах

Рабочая  программа   по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах

Рабочая  программа   по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах...

Рабочая программа по Изобразительному искусству (Базовый уровень) 5 класс

Рабочая программа ориентирована на учебники: Изобразительное искусство. Каждый народ – художник: учеб. Л. А. Неменская; под ред. Б. М.Неменского. – М: Просвещение, 2014г., Рабочая тетрадь ...

Рабочая программа по Изобразительному искусству (Базовый уровень) 6 класс

Рабочая программа ориентирована на учебник«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций /Л.А Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд....