Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень)
в 7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_7_klass.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» « Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
_______Юрканова И. Н. ________Елисеева Н. В. ________ Садовников Н. Н.
Протокол № 1 «28» августа 2015 г. Введено в действие
От «26» августа 2015г. Приказ №85 от «31»августа 2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень)
в 7 классах
учителя высшей квалификационной категории
Юркановой Ирины Николаевны
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный образовательный план об образовательных учреждениях Российской Федерации от 2010г.
- Примерная программа по «Изобразительному искусству 5-7 классы» (Москва «Просвещение» 2011), составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
- Приказ Минобрнауки от 27.12.2011г «Об утверждении перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013гг».
- Программы развития и формирования УУД для общего образования.
- «Рекомендации по оснащению учебного процесса» в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента ФГОС.
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-176 с. ( Стандарты второго поколения). Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, с опорой на авторскую программу «Изобразительное искусство» 5-9 классы народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских.-М.: Просвещение, 2011.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
- Учебно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство», раскрывающее основное направление тем всего года;
- Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
- Календарно-тематическое планирование, указывающее на элементы содержания программы, контрольно-оценочную деятельность, требования к уровню достижений, средства обучения (Интернет-ресурсы, м./медиа).
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Цель курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Основные содержательные линии
Учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — дает инструментарий для его практической реализации, четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческой опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.
Например, тема «Исторические эпохи и художественные стили» (одна из подтем блока «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества») подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с материальным миром, окружавшим человека в разные исторические эпохи, и его духовными ценностями, знание выразительных средств языка искусства и художественных материалов для создания выразительного образа в собственной художественно-творческой деятельности. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
Место предмета в базисном учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—7 классах основной школы отводится всего 105 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Примерная программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Программа определяет содержание учебного курса «Изобразительное искусство» для основной школы, которое должно найти отражение в любой рабочей программе по этому предмету.
Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны:
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
-знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
-понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношений целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников, понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
-знать о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
- зазывать наиболее значимые произведения изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
-об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
-о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы обучающиеся должны:
-получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
-научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
-развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
-получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающих сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
-получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Художественно-творческие проекты
Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть (как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.
Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.
Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.
Учебно-тематический план предмета «Изобразительное искусство» (7 класс).
Тема курса: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.8 часов. | ||
1. | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 |
2. 3. | Пропорции и строение фигуры человека | 2 |
4 | Лепка фигуры человека. | 1 |
5. 6. | Набросок фигуры человека с натуры | 2 |
7. 8. | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 2 |
II четверть . Поэзия повседневности. 8 часов. | ||
9. 10. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 2 |
11. 12. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 2 |
13. | Сюжет и содержания в картине. | 1 |
14 | Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве | 1 |
15 | Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 1 |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве | 1 |
III четверть. Великие темы жизни. (12 часов) | ||
17 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 |
18 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 |
19 | Процесс работы над тематической картиной. | 1 |
20. 21. 22. | Библейские темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков | 3 |
23. 24. | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 2 |
25. 26. 27. | Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. | 3 |
28 | Место и роль картины в искусстве XX века | 1 |
III четверть. Реальность жизни и художественный образ. (7 часов) | ||
29 | Искусство иллюстраций. Слово и изображение. Построить эскизы будущих иллюстраций. | 1 |
30 | Искусство иллюстраций. Слово и изображение. Работа над иллюстрацией | 1 |
31 | Зрительские умения и их значения для современного человека | 1 |
32 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве | 1 |
33 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 |
34. 35. | Художественно – творческие проекты | 2 |
Содержание программы.
Тема занятий учебного года:
«Изобразительное искусство в жизни человека».- 35 часов.
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 8 часов
Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.
Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
2 четверть. Поэзия повседневности.- 8 часов
Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.
3 четверть. Великие темы жизни.- 12 часов.
Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.
Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 7 часов.
Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.
В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.
Художественно – творческие проекты
Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть (как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.
Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, оформление проспекта проектной работы, подготовка к защите проекта. Работа может готовиться дома.
Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 7 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.
В учебно - методический комплект входит:
1. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; по ред . Б. М. Неменского. - ;-е издание.- М.: Просвещение, 2011 г.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Изобразительное искусство в жизни человека (35 ч)
Продолжение учебного материала 6 класса, посвящённого основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно - смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания теоретической части | Основные виды учебной деятельности | Основные требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Приме-чания | ||
По плану |
Фактически | |||||||||
«Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов) Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. | ||||||||||
1 | 07.09.15г. (7 «Б») 04.09.15г.(7 «А») | «Изображение фигуры человека в истории искусства» | Урок откры-тия нового знания | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. | Участие в беседе на тему изображений фигуры человека для различных культур. | Знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства; Уметь: - анализировать зарисовки изображений фигуры человека для различных культур | Собрать иллюстра-тивный материал | |||
2 | 14.09.15г. 11.09.15г. | Пропорции | Урок общеметодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Конструкция фигуры человека | Выполнение схемы для построения пропорциональной фигуры человека в полный рост (взрослого и ребенка). | Знать: - основы изобразительной грамоты (пропорции | Пригото-вить материалы для аппликации | |||
3 | 21.09.15г. 18.09.15г | Пропорции | Урок общеметодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Схемы фигуры человека в движении. | Изготовление модели фигуры человека в движении из картона и цветной бумаги. | Уметь: - изображать пропорциональную фигуру человека в движении по представлению; - выполнять аппликацию фигуры человека в движении | Пригото-вить материалы для лепки | |||
4 | 28.09.15г. 25.09.15г. | Лепка фигуры человека. | Урок рефлек-сии | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX – начала XX века. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). | Уметь: - использовать материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями; - соблюдать правила безопасности при выполнении трудовых приемов | ||||
5 | 05.10.15г. 02.10.15г. | Набросок фигуры человека | Урок общеметодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное | Рисование с натуры одетой фигуры человека в движении | Знать: - иметь представление о роли творческой индивидуальности художника; Уметь: - изображать пропорциональную фигуру человека с натуры и по ее представлению; | ||||
6 | 12.10.15г. 09.10.15г. | Набросок фигуры человека с натуры.
| Урок развивающего контро-ля | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. | Выполнение наброска фигуры человека с натуры, прорисовка простым карандашом | Уметь: - выполнять изображение одетой фигуры человека с натуры | Подобрать живописные материалы | |||
7 | 19.10.15г. 16.10.15г.
| «Понимание красоты человека в европейском | Урок обще-методологичес-кой направ-лен-ности Урок рефле-ксии | Понимание красоты человека в античном искусстве. Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. | Изображение человека в одежде эпохи Возрождения
Участвовать в беседе на тему изменчивости образа человека в истории искусства (с опорой на восприятие художественных шедевров)
| Знать: - значительный ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; Уметь: -собирать художественно - познавательный материал по теме | Оформить лучшую работу по темам 1четверти | |||
8 | 26.10.15г. 23.10.15г. | «Понимание красоты человека в европейском
| Уметь: - формулировать свою позицию по теме и находить способы ее выражения; - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей жизни | Фотографии быта народов зарубежных стран | ||||||
«Поэзия повседневности» (8 часов) Изображения обыденной жизни людей в истории искусства. Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире. Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя. Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. | ||||||||||
9 | 09.10.15г. 30.10.15г. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Урок откры-тия нового знания | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. | Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов и эпох (зарисовки). | Знать: - о поэтической красоте повседневности; -роли формата; -выразительном значении размера произведения; Уметь: - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни; | Подобрать живописные материалы | |||
10 | 16.11.15г. 13.11.15г. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре. | Изображение в цвете мотивов из жизни разных народов разных эпох (зарисовки) | Уметь: - изображать в цвете мотивы из жизни разных народов разных эпох; - делать зарисовки; Знать: - имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения. | Принести книги о жизни людей в прошлые века. | |||
11 | 23.11.15г. 20.11.15г. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. | Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров | Знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств; - процесс работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов. | Приготовить живописные материалы | |||
12 | 30.11.15г. 27.11.15г. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | Урок рефлек-сии | Появление и развитие интереса к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести и сострадание человеку в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. | Выполнение эскиза композиции сцены крестьянской жизни | Знать: - о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; Уметь: - получить творческий опыт в построении тематической композиции; - научиться владеть материалами живописи | Альбом, карандаш, Гуашь, акварель, графические материалы по выбору | |||
13 | 07.12.15г. 04.12.15г. | Сюжет | Урок обще-мето дологи ческой направ лен-ности | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом | Работа | Знать: - основные виды и жанры изобразительных искусств. Уметь: - формулировать свою авторскую позицию по выбранной теме и находить способы ее выражения; - выполнять рисунки с сюжетным содержанием | Цветные графические материалы (по выбору), бумага | |||
14 | 14.12.15г. 11.12.15г. | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным. | Тематическое рисование «Жизнь людей на моей улице» | Знать: - о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми; Уметь: - выполнять композиции на темы жизни людей села | Альбом, карандаш | |||
15 | 21.12.15г. 18.12.15г. | Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | Урок развивающего контро-ля | Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. | Создание композиции на темы жизни людей нашего села в прошлом | Знать: -о поэтической красоте повседневности; - о роли искусства в жизни человека; - о роли художественных образов в понимании вечных тем жизни; Уметь: - строить тематические композиции; - осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы; - развивать навыки наблюдательности, способности образного видения | Гуашь, кисти, Цветная бумага Клей Ножницы Салфетка | |||
16 | 28.12.15г. 25.12.15г. | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). | Урок рефлек-сии | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, то есть превращение обычного в необычное. | Создание композиции в технике коллажа на тему праздника. (индивидуальная или коллективная работа) | Знать: - о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека; Уметь: -выполнять композиции в технике коллажа на тему праздника | Подгото-вить сообщение | |||
«Великие темы жизни» (12 часов) Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значимых событий в жизни общества. Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества. Тематическая картина как общественный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Проблемы современного развития изобразительного искусства. | ||||||||||
17 | 15.01.16г. | «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох» | Урок откры-тия нового знания | Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства к массе людей; обращённость станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Былинные богатыри – защитники земли русской. | Участие в беседе, нацеленной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства
| Знать: - о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; Уметь: -выполнять композиционное построение рисунка по мотивам былин | Подобрать иллюстра-ции к былинам | |||
18 | 22.01.16г. | Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Значение станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия. | Выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Выполнение композиционных поисковых эскизов. | Знать: - творчество выдающихся художников XIX века; Уметь: - различать картины художников данной эпохи - чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность; - соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства; - сравнивать произведения, делать выводы | Альбом, карандаш | |||
19 | 29.01.16г. | Процесс работы над тематической картиной. | Урок рефлек-сии | Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности и условности в изобразительном искусстве. | Композиционное рисование по мотивам былин «Русские богатыри» (в цвете)
| Знать : - о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов; Уметь: - выполнять композиционные поисковые эскизы | Подобрать иллюстра-ции по теме «Рождест-во», графические материалы. Формат А3 | |||
20 | 05.02.16г.
| 12.02 | Библейские | Урок откры-тия нового знания Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы | Выполнение тематического рисунка: «Рождество». Композиционное построение. Выполнение тематического рисунка «Рождество». Работа над эскизом
| Знать: - о композиции как целостности и образном строе произведения; - о композиционном построении произведения; - о роли формата; - о выразительном значении размера произведения; Уметь: - выполнять тематическое рисование | Подобрать живописные материалы | Каран-тин | |
21 | 12.02.16г. | Библейские | Знать: - о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве); Уметь: - выполнять тематическое рисование | Подобрать живописные материалы | ||||||
22 | 19.02.16г. | Библейские | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Правила построение композиции на примере произведений известных художников | Выполнение тематического рисунка в цвете: «Рождество».
| Знать: - о существовании стилей и направлений в искусстве; - о роли творческой индивидуальности художника | Пригото-вить материалы для лепки | |||
23 | 26.02.16г. | Монументальная скульптура | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. | Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою (работа в парах) | Знать: - о роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре; Уметь: - осуществлять создание проекта памятника | Пригото-вить материалы для лепки, грунтовка | |||
24 | 04.03.16г. | Монументальная скульптура | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. | Создание проекта памятника (работа в парах) | Знать: - о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; Уметь: - осуществлять создание проекта памятника | Книги о Великой Отечественной войне | |||
25 | 11.03.16г.. | Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего | Выполнение эскиза композиции сцены из фронтовых будней Выполнение эскиза композиции сцены из фронтовых будней
Выполнение в цвете композиции сцены из фронтовых будней
| Уметь: - чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность; - соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы | Подобрать живописные материалы | |||
26 | 18.03.16г. | Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. | Знать: - о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями; Уметь: -выполнять эскизы композиции сцены из фронтовых будней в графике | Подобрать живописные материалы | ||||||
27 | 01.04.16г. | Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. | Урок развивающего контро-ля | Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века. | Знать: - о существовании стилей и направлений в искусстве, -о роли творческой индивидуальности художника; -Уметь: -выполнять эскизы композиции сцены из фронтовых будней в цвете | Подготовить сообщение о творчестве художников начала XX века. | ||||
28 | 08.04.16г. | «Место и роль картины в искусстве | Урок рефлек-сии | Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц, | Выполнение рисунка | Знать: - наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические темы в европейском и отечественном искусстве; - понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины XX столетия; - имена представителей русского и зарубежного искусства XX века и их произведения; - названия наиболее крупных музеев России и мира; Уметь: - создавать рисунки в духе одного из авангардистских направлений в искусстве | Подобрать литератур-ное произведе-ние для иллюстри-рования | |||
Реальность жизни и художественный образ (7 часов) Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни. Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
| ||||||||||
29 |
15.04.16г. | Искусство иллюстрации. Слово | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Иллюстрация как форма взаимосвязи слова | Выбор литературного произведения и ряда интересных эпизодов из него, сочинение эскизов будущих иллюстраций | Знать: - о роли художественной иллюстрации; Уметь: - выполнять эскизы к различным сюжетам произведения | Альбом, карандаш | |||
30 | 22.04.16г. | Искусство иллюстрации. Слово | Урок рефлек-сии | Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги. | Выполнение эскизов к различным сюжетам произведения | Уметь: - иллюстрировать литера-турные произведения; - выбирать литературное произведение и ряд значимых эпизодов из него; - собирать необходимый материал для иллюстрации произведения; - анализировать произведения с точки зрения принадлежности их к стилю, направлению | Подобрать живописные материалы | |||
31 | 29.04.16г. | Зрительские умения и их значение для современного человека. | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». | Участие обучающихся в более глубоком и системном аналитическом разборе произведений изобразительного искусства | Уметь: - использовать навыки соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры; | Подобрать живописные материалы | |||
32 | 06.05.16г. | История искусства | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века. | Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений | Знать; - авторов произведений искусства «больших» стилей искусства; Уметь: - анализировать произведения искусства
| Тетрадь, подготовить сообщение о творчестве великих художников. | |||
33 | 13.05.16г. | «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» | Урок развивающего контро-ля | Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, | Посещение виртуальных музеев. Участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре. | Знать: - о музеях своего города, страны в целом и других стран - о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении | Подгото-вить сообщение по теме | |||
34. | 20.05.16г. | 1 | Художественно-творческие проекты | Урок обще-мето дологи ческой направ ленно-сти | Поэтапное выполнение художественно-творческого проекта. Выражение идеи: замысел, эскизы. Обсуждение идеи, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта | Работа над проектом (индивидуальная или коллективная). | Знать: - этапы выполнения творческого проекта; Уметь: - обсуждать идеи, замысел, эскизы; - применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; - получить творческий опыт в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме | Сбор материала для творческого проекта. | ||
35 | 27.05.16г. | 1 | Защита художественно-творческого проекта | Урок рефлек-сии | Защита творческой работы | Выступление обучающихся. | Уметь: - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения - использовать презентации при защите проекта |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Интернет-ресурсы, м/медиа
1. Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/
2. Государственная Третьяковская Галерея http://www.tretyakov.ru/
3. Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
4. Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
5. Музей Лувр http://www.louvre.fr/
6. Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы и России http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
7. Искусство России http://www.artrussia.ru/
8. Мир Леонардо да Винчи, биография, творчество, живопись http://worldleonard.h1.ru/
9. Русская икона http://www.icon-art.narod.ru/
10. Коллекция: мировая художественная культура. http://artclassic.edu.ru/
11. История искусств в лекциях Светланы Анатольевны Еремеевой http://vvvasilyev.narod.ru/index.htm
12. Art Dictionary: словарь искусствоведческих терминов http://www.artlex.com/
13. Античное искусство http://ancientrome.ru/art/index.htm
14. История Древнего Рима http://ancientrome.ru/
15. Медиаэнциклопедия http://visaginart.nm.ru/visaginart.htm
16. Учебник «Мировая художественная культура» http://www.mhk.spb.ru/book
18. Библиотека изобразительного искусства http://www.artlib.ru/
19. История изобразительного искусства. Музеи и галереи http://www.arthistory.ru/museum.htm
20. Энциклопедия искусства http://www.artprojekt.ru/Menu.html
21. Музей современного искусства www.mmsi.ru
22. Современное искусство (Санкт-Петербург) www.RUSSKIALBUM.ru
23. Энциклопедия «Все о живописи» http://jivopis.ru
- Информационно- коммуникативные средства.
- Лисаковский И. Н. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. Термины. Понятия. Значения. Словарь- справочник. – Москва, Издательство РАГС, 2002. -240с.
- Виртуальный музей, созданный на основе 3D- графики. ЗАО «Интерсофт». Москва . 1998г. ЭРМИТАЖ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Государственный Эрмитаж. Санкт- Петербург
- МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
- Власов, В.Г. Большой Энциклопедический словарь изобразительного искусства.- СПб: Лита,2000.-848с: ил
Искусство средних веков в западной и центральной Европе. МОСКВА ИСКУССТВО 1981
3. Наглядные пособия.
Раздаточный материал, коллекции
4. Технические средства обучения.
Компьютер, проектор
5. Учебно – практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, шкафы для хранения наглядных пособий
Литература
- А. М. Кучумов. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Букинистическое издание.1981 год.
- И. И. Плешанова, Л. Д. Лихачева Древнерусское декоративно-прикладное искусств. 1985год
- История изобразительного искусства. В 2-х т. Учебник. Сокольникова Н.М. 2007, 2-е изд.; 304с., 208с., ил
- Н. А. Сидорова, О. В. Тугущева, В. С. Забелина. Античная расписная керамика. 1985год, ил
- История искусств. Западноевропейское искусство. Ильина Т.В. учебник. 2000год , 368с.
- История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
- Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). Локтев В.И. 2004 год, 496с., ил
- Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Вазари Д.:2008 год, 1278с., цв. ил.
- Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. 2006 год, 192
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС
Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) в 5 классе
базовый уровень...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) в 6 классах
базовый уровень...
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах...
Календарно-тематическое планирование по курсу "Изобразительное искусство", базовый уровень, 7 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по изобразительному искусству , базовый уровень, 7 класс, 1 ч. в неделю, 34 недели, всего 34 ч....