Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) в 6 классах
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» « Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
_______Юрканова И. Н. ________Елисеева Н. В. ________ Садовников Н. Н. Протокол № 1 «28» августа 2015г. Введено в действие
от «26» августа 2015г. Приказ №84 от«31» августа 2015 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень)
в 6 классах
учителя высшей квалификационной категории
Юркановой Ирины Николаевны
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный образовательный план об образовательных учреждениях Российской Федерации от 2010г.
- Примерная программа по «Изобразительному искусству 5-7 классы» (Москва «Просвещение» 2011), составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
- Приказ Минобрнауки от 27.12.2011г «Об утверждении перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013гг».
- Программы развития и формирования УУД для общего образования.
- «Рекомендации по оснащению учебного процесса» в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента ФГОС.
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-176 с. ( Стандарты второго поколения). Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию,
с опорой на авторскую программу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского.
Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских.-М.:
Просвещение, 2011.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
- Учебно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство», раскрывающее основное направление тем всего года;
- Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
- Календарно-тематическое планирование, указывающее на элементы содержания программы, контрольно-оценочную деятельность, требования к уровню достижений, средства обучения (Интернет-ресурсы, м./медиа).
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Цель курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Место предмета в базисном учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—7 классах основной школы отводится всего 105 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.
Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Примерная программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Программа определяет содержание учебного курса «Изобразительное искусство» для основной школы, которое должно найти отражение в любой рабочей программе по этому предмету.
Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.
Содержание курса
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека(35 ч)
Тема I четверти:
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
- Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
- Рисунок – основа изобразительного творчества.
- Линия и её выразительные возможности
- Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
- Цвет. Основы цветоведения.
- Цвет в произведениях живописи.
- Объемные изображения в скульптуре.
- Основы языка изображения.
Тема II четверти:
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
- Художественное познание: реальность и фантазия.
- Изображение предметного мира – натюрморт.
- Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
- Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
- Освещение. Свет и тень.
- Натюрморт в графике.
- Цвет в натюрморте.
- Выразительные возможности натюрморта.
Тема III четверти:
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
- Образ человека – главная тема искусства.
- Конструкция головы человека и ее пропорции.
- Изображение головы человека в пространстве.
- Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
- Портрет в скульптуре.
- Сатирические образы человека.
- Образные возможности освещения в портрете.
- Портрет в живописи.
- Роль цвета в портрете.
- Великие портретисты. Художники – наши земляки.
Тема IV четверти:
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».
- Жанры в изобразительном искусстве.
- Изображение пространства.
- Правила линейной и воздушной перспективы.
- Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
- Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.
- Городской пейзаж. Мой белый город.
- Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.
Результаты изучения учащимися 6-х классов учебного курса «Изобразительное искусство».
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе проявляются в следующем:
в ценностно-ориентационной сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогический подход к освоению произведений искусства;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно - прикладного искусства и т. д.).
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста в учебнике «Изобразительное искусство».
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822)
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству | |
Учащийся научится (у учащегося будет сформировано): | Учащийся получит возможность научиться (получит возможность для формирования): |
Личностные: уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности искать решения различных изобразительных задач; владение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы; первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места
| Личностные: готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ценностного ориентирования в области изобразительного искусства; духовных и эстетических потребностей; первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; проговаривать свои действия в ретроспективном плане. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Регулятивные: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; в сотрудничестве и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату. |
Познавательные: под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и пособиях; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя .делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Познавательные: продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; осмысленно воспринимать познавательные тексты; выделять существенную информацию из познавательных текстов; на основе полученной информации принимать несложные практические решения; под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие учебной задачи; как под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками, так и самостоятельно обобщать, выделять класс объектов как по заданному признаку; научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. |
Коммуникативные: принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; понимать важность коллективной работы; контролировать свои действия при совместной работе Допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению; уметь пользоваться языком изобразительного искусства; учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы. | Коммуникативные: проявлять инициативу в коллективных творческих работах; следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. |
Основные виды учебной деятельности школьников
на уроках изобразительного искусства:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Формы контроля знаний, умений, навыков
(входного, текущего, рубежного, итогового).
- Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
- Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
- Устный опрос.
- Практическая работа.
Дидактический материал, используемый на занятиях:
а) репродукции картин;
б) наглядные пособия;
в) мультимедийные средства;
г) цифровые ресурсы;
д) таблицы;
е) карточки-задания.
Список обеспечения УМК:
- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение, 2012.
Учебно-тематическое планирование
Изобразительное искусство в жизни человека (35 ч)
6 класс
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятие « художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические работы.
№ уро ка | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания теоретической части | Основные требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды учебной деятельности на уроке | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание | |||||||||||||||||
Планиру емые сроки | Факт | ||||||||||||||||||||||||
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. | |||||||||||||||||||||||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | урок открытия нового знания . | Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника. Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. Роль пространственных искусств в создании предметно- пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя. | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные) | 02.09. 15г. | п.1. стр.8 | ||||||||||||||||||
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности графических материалов. Навыки работы с графическими материалами. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) | Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов. | 09.09.15г. | п.2 стр.24 | ||||||||||||||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров. | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры | Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие а характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.) | 16.09.15г. | п.3 стр.30 | ||||||||||||||||||
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый ) контраст. Характер поверхности пятна – понятие фактуры. Граница пятна. Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно. | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики | Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | 23. 09. 15г. | п.4. стр.34 | ||||||||||||||||||
5 | Цвет. Основы цветоведения. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света, физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета. Насыщенность цвета, светлота цвета, цветовая шкала. Восприятие цвета – ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие. | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | 1.Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. 2. создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.) | 30.09.15г. | п.5 стр.38 | ||||||||||||||||||
6 | Цвет в произведениях живописи. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направ-лен-ности | Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах. Искусство живописи. Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета. Понятие «локальный цвет». Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. | Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи | Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени) | 07.10.15г. | п.6 стр.43 | ||||||||||||||||||
7 | Объемные изображения в скульптуре. | урок открытия нового знания | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре: глина, камень, метал, дерево и др. выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры. Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как важнейшее условие восприятия круглой пластики. | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | Создание объемных изображений животных в разных материалах. | 14.10.15г. | п.7. стр.48 | ||||||||||||||||||
8 | Основы языка изображения | Урок рефлексии | Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения. Культуросозидающяя роль изобразительного искусства. | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа и подведения итогов изучения материала; обсуждение художествен-ных особенностей работ. | 21.10.15г. | п.8 стр.52 | ||||||||||||||||||
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно- выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет). | |||||||||||||||||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | урок открытия нового знания | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников. | 28.10.15г. | п.9. стр.56 | ||||||||||||||||||
10 | Изображение предметного мира - натюрморт. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направлен-ности | Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации). | 11.11.15г. | п.10. стр.58 | ||||||||||||||||||
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направлен-ности | Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм | 1.Изображения с натуры силуэтов двух – трех кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур. 2.Конструирование из бумаги простых геометрических тел. | 18.11.15г. | п.11. стр.62 | ||||||||||||||||||
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направлен-ности | Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространства мира на плоскости. Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Линейное построение предмета пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс. | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | 1.Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или гипса (свободные зарисовки карандашом без использования чертежных принадлежностей). 2.изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел. | 25.11.15г. | п.12 стр.64 | ||||||||||||||||||
13 | Освещение. Свет и тень. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направлен-ности | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «рефлекс», «падающая тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и темного как средство построения композиций драматического содержания. Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина – натюрморт XVII – X VIII веков. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры | 1. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объемного изображения. 2.Изображение (набросок) драматического по содержанию натюрморта, построенного на контрастах светлого и темного. | 02.12.15 | п.13. стр.69 | ||||||||||||||||||
14 | Натюрморт в графике. | Урок общеме-тодоло-гичес-кой направлен-ности | Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп – оттиск печатной формы. | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики | 1.Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению. 2.Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттески с аппликации на картоне ). | 09.12.15г. | п.14. стр.76 | ||||||||||||||||||
15 | Цвет в натюрморте | Урок общеме-тодоло-гической направ-лен-ности | Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | 1.Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.). 2.Выполнение натюрморта в технике монотопии | 16.12.15г. | п.15. стр.78 | ||||||||||||||||||
16 | Выразительные возможности натюрморта | Урок рефлексии | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт- автопортрет». | 23.12.15г. | п.16. стр.86 | ||||||||||||||||||
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч) Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно – выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. | |||||||||||||||||||||||||
17 | Образ человека- главная тема искусства. | урок открытия нового знания | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего мира, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический потрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи , графике и скульптуре. Великие художники- портретисты. | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр | Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре | 13.01.16г. | . п. 17. стр.90 | ||||||||||||||||||
18 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаза, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Выполнение портрета в технике аппликации ( изображение головы с соотнесенными по- разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д. | 20.01.16г. | п.18. стр.102 | ||||||||||||||||||
19 | Изображение головы человека в пространстве. | Урок развивающего контроля | Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой череп ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерность конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров. | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | Зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров | 27.01.16г. | п. 19. стр. 106 | ||||||||||||||||||
20 | Портрет в скульптуре. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя. | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | 03.02. 16г. | 10.02 | п.20. стр.108 | |||||||||||||||||
21 | Графический портретный рисунок | Урок рефлексии | Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительного графического материала. | Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | 10.02.16г. | 17.02 | п.21. стр.112 | |||||||||||||||||
22 | Сатирические образы человека. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Обзор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа. | Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами | Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | 17.02.16г. | 24.02 | п.22. стр.116 | |||||||||||||||||
23 | Образные возможности освещения в портрете. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направлений сбоку, снизу рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. | Знать основы изобразительной грамоты (светотень) понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры | Наблюдения натуры и выполнения набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. | 24.02.16г. | 02.03 | п.23. стр.120 |
| ||||||||||||||||
24 | Роль цвета в портрете. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Цветовое решение образов в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (темная - светлая). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура. | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | Создание портрета знакомого человека или литературного героя. | 02.03.16г. | п.24. стр.122 | ||||||||||||||||||
25 | Великие портретисты прошлого. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художника. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа | Создание автопортрета или портретов близких людей (членов семьи, друга) | 09.03.16г. | п.25. стр.126 | ||||||||||||||||||
26 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | Урок рефлексии | Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.). Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XX века. Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремленности и созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века. | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Участие в выставке лучших работ класса, посещение художественного музея и выставки | 16.03.16г. | п.26. стр.130 | ||||||||||||||||||
Человек и пространство. Пейзаж. (9 часов) Жанр в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра «пейзаж». Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников – пейзажистов. Виды пейзажа. Особенности образа – выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. | |||||||||||||||||||||||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | Урок открытия нового знания | Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено, то что этим хотел сказать художник, называется «содержание произведения». Историческое развитие жанра и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства | Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. | 06.04.16г. | п.27 стр.138 | ||||||||||||||||||
28 | Изображение пространства. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи мировоззрением художника. | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению | Изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице; создание простых зарисовок наблюдаемого пространства, с опорой на правила перспективных сокращений. | 13.04.16г. | п.28. стр.142 | ||||||||||||||||||
29 | Правила построения перспекти-вы. Воздушная перспектива. | Урок развивающего контроля | Навыки изображения уходящего вдаль пространства, схемы построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива. Представление о высоком и низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменение контрастности. Изменение тона и цвета предметов по мере удаления. | Знать правила построения перспективы. Уметь выполнять изображение пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы. | Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | 20.04.16г. | п.29 стр.146 | ||||||||||||||||||
30 | Пейзаж - большой мир.
| Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображение пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картины – пейзажа, как самостоятельного жанра. Пейзаж эпически и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта картины и его образный смысл. | Знать традиции изображения пейзажа в древнем Китае, Европе. Уметь использовать технику работы с красками, карандашами | Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа индивидуальная или коллективная с использованием аппликации и наполнение их деталями). | 27.04. 16г. | п.30 стр.148 | ||||||||||||||||||
31 | Пейзаж настроение. Природа и художник. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Изменчивость состояний природы при разной погоде, сумрак, туман, солнечная погода в разное время суток (утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе, изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать. Живопись на природе – пленер. Импрессионизм – направление в живописи XIX в. Задача изображения новых колористических впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Роль колорита в пейзаже, настроение, наблюдение и освещения в реальном окружающем мире. | Знать о ритмичной организации изображения и богатстве выразительных возможностей пейзажа. Уметь использовать изменчивые и яркие цветовые сочетания. | Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.) | 04.05.16г | п. 31 стр.152 | ||||||||||||||||||
32 | Пейзаж в русской живописи. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры. | Знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов Знать традиции изображения пейзажа в русской живописи. | Разработка творческого замысла и создание композиционного пейзажа на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина. | 11.05.16г. | п.32 стр.156 | ||||||||||||||||||
33 | Пейзаж в графике. | Урок рефлексии | Графические зарисовки и наброски в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и ее роль в развитии культуры. | Иметь представление об основных этапах развития пейзажа. Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Создание графической работы на тему «Весенний пейзаж». | 18.05. 16г. | п.33. стр.164 | ||||||||||||||||||
34 | Городской пейзаж. | Урок общеме-тодоло-гической направ-ленности | Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт - Петербурга, других русских городов. значение этих произведений для современной культуры. Образ города в искусстве XX в. разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа современного города. | Знать основы изобразительной грамоты. Уметь выполнять наброски пейзажа улиц города с натуры и по памяти | Создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа) | 25.05.16г. | п.33 стр.168 | ||||||||||||||||||
35 | Вырази-тельные возможности изобразительного искусства. | Урок рефлексии | Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира. | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | Доп. время | Участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства, участие в выставке творческих работ. | п. 35.стр.172 |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Интернет – ресурсы.
1. Единая коллекция Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
2. Образовательный портал «Ucheba.com». Режим доступа: www.uroki.ru
3. Учебно – методический портал. – Режим доступа: http://www.uchmet.ru
4. Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/
5. Государственная Третьяковская Галерея http://www.tretyakov.ru/
6. Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/
7. Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
8. Музей Лувр http://www.louvre.fr/
9. Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы и России 10.http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
11.Искусство России http://www.artrussia.ru/
12.Мир Леонардо да Винчи, биография, творчество, живопись http://worldleonard.h1.ru/
13. Русская икона http://www.icon-art.narod.ru/
14. Коллекция: мировая художественная культура. http://artclassic.edu.ru/
15.История искусств в лекциях Светланы Анатольевны Еремеевой http://vvvasilyev.narod.ru/index.htm
16.Art Dictionary: словарь искусствоведческих терминов http://www.artlex.com/
17.Античное искусство http://ancientrome.ru/art/index.htm
18.История Древнего Рима http://ancientrome.ru/
19.Медиаэнциклопедия http://visaginart.nm.ru/visaginart.htm
20. Учебник «Мировая художественная культура» http://www.mhk.spb.ru/book
21. Библиотека изобразительного искусства http://www.artlib.ru/
22. История изобразительного искусства. Музеи и галереи http://www.arthistory.ru/museum.htm
23. Энциклопедия искусства http://www.artprojekt.ru/Menu.html
24. Музей современного искусства www.mmsi.ru
25. Современное искусство (Санкт-Петербург) www.RUSSKIALBUM.ru
26. Энциклопедия «Все о живописи» http://jivopis.ru
27. Абстракция: живопись и графика http://www.angelfire.com/art2/abstract2
28. Эпоха Возрождения http://renesans.narod.ru/
29. Импрессионизм в сети http://impressionnisme.narod.ru
30. Основы рисунка http://www.drawtraining.ru/
31. Портал "Культура России" http://www.russianculture.ru/default.asp
32. Иоханнес Иттен. Искусство формы http://itten.at.tut.by/itten-11.html
33.Иоханнес Иттен. Искусство цвета http://itten.at.tut.by/itten-12.html
- Информационно- коммуникативные средства.
- Лисаковский И. Н. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. Термины. Понятия. Значения. Словарь- справочник. – Москва, Издательство РАГС, 2002. -240с.
- Виртуальный музей, созданный на основе 3D- графики. ЗАО «Интерсофт». Москва . 1998г. ЭРМИТАЖ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Государственный Эрмитаж. Санкт- Петербург
- МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
- Власов, В.Г. Большой Энциклопедический словарь изобразительного искусства.- СПб: Лита,2000.-848с: ил
Искусство средних веков в западной и центральной Европе. МОСКВА ИСКУССТВО 1981
3. Наглядные пособия.
Раздаточный материал, коллекции
4. Технические средства обучения.
Компьютер, проектор
5. Учебно – практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, шкафы для хранения наглядных пособий
Литература для учителя
1. Губанова, Е.Н. Декоративно – прикладное искусство Воронежского края и его изучения в школе. – В. :Центр духовного возрождения Черноземного края,2003
2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.
3. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988.
4. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. - М.: просвещение, 1979.-183с: ил.
5. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.
6. Тимченко С. Славянка: православный журнал , М.: Издательский Дом Славянка,2006.
7. Русский народный свадебный наряд. Л.: Наука, 1978.
8. Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. М.: Легкая индустрия, 1969.
9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе.- М.: Просвещение, 1980
10. Власов, В.Г. Большой Энциклопедический словарь изобразительного искусства.- СПб: Лита,2000.-848с: ил
Литература для обучающихся
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 5 классов
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного при...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базовый уровень, 5-6 классов, ФГОС
Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) в 5 классе
базовый уровень...
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 7 классах...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство » (базовый уровень) в 8 классах...