Использование мягких графических материалов в станковой композиции. Методическая разработка для учащихся подготовительной группы 8-9 лет.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Основные приемы работы сухой пастелью рассматриваются в заданиях: зарисовка ветки растения; композиционная зарисовка тыквы на лиане с листьями; композиционный рисунок птицы "Филин", "Сова"; композиция в ограниченной цветовой гамме "Богатырь - защитник земли русской"; композиция "Балет"; композиция "Крестьянский труд", "Народные ремесла"; натюрморт с чайником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зарисовки ветки растения | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мягких графических материалов
в станковой композиции
(методическая разработка для учащихся подготовительной группы 8-9 лет)
Преподаватель Тарасенко Е.А.
Главной целью учебного предмета «Станковая и прикладная композиция» является развитие творческих способностей детей, их всестороннее развитие. Чтобы каждый ребенок мог активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания необходимо поддерживать интерес к художественной деятельности, чередовать задания в различных техниках.
Задачи:
- изучение и использование художественно-изобразительных возможностей различных живописных и графических техник;
- реализация художественно-пластического решения для каждой творческой задачи;
- освоение навыков работы с натуры и по памяти;
- формирование умения работы над станковой композицией: от эскиза до реализации замысла.
В течение всего курса станковой композиции продолжается изучение основных законов, правил, средств, приемов композиции. Используются различные живописные и графические техники, среди которых работа мягкими графическими материалами (сухая пастель, пастельные карандаши, сангина, уголь, масляная пастель, соус) занимает особое место.
Пастель – великолепный учебный материал с широким спектром возможностей, доступная техника, идеальна для начинающих художников. Имеет качества и выразительные свойства как живописи, так и рисунка.
В этой технике можно решать задачи любого уровня сложности:
- наброски и зарисовки растений, животных;
- пейзажи;
- сюжетные композиции;
- натюрморты;
- творческие эксперименты.
В зависимости от задачи используются различные технические приемы:
- выразительная линия, передающая форму, движение, положение в пространстве;
- различные виды штриха;
- растушевка, сглаживание переходов, реалистичность;
- передача фактуры;
- сочетание растирания пастели с плавными живописными линиями и штриховкой;
- использование в качестве основы под пастель акварельного или гуашевого подмалевка.
Каждое занятие начинается с просмотра репродукций известных мастеров пастели:
Жан Батист Симеон Шарден, Жан Этьен Лиотар, Эжен Делакруа, Эжен Буден, Жан Франсуа Милле, Эдгар Дега, Пабло Пикассо и другие. Стоит вспомнить художницу Ангелику Кауфман, которая уже в 9-летнем возрасте рисовала портреты пастелью. В качестве наглядного материала используются пособия, а также ранее выполненные работы учащихся. Преподаватель на своем листе выполняет композиционные зарисовки, в которых решается масштаб изображения, пропорции , цвет, детали, технические приемы. Приветствуется творческое решение композиции.
Необходимые материалы:
- сухая пастель;
- пастельные карандаши;
- тонированная шершавая бумага для пастели («серый асфальт» идеален), бумага «земляных» оттенков (крафт) или картон;
- ластик – клячка;
- растушевка, бумажные салфетки;
- кисть беличья или колонок № 7- 9 для смахивания красочного слоя;
- фиксатив (лак для волос).
Методика работы сухой пастелью.
1 этап. Построение с тональной проработкой.
2 этап. Перевод на пастельный лист.
3 этап. Закрытие плоскости листа пастелью.
4 этап. Тональное и цветовое решение композиции.
5 этап. Завершение.
Освоение техники работы пастелью.
1. Рисование линиями различной толщины: тонкая – широкая, ровная – дрожащая, сплошная – прерывистая, с одинаковым или переменным нажимом.
2. Штриховка углом мелкая – тонкая линия, торцом – толстая.
3. Рисование боковой плоскостью мелка - шероховатое пятно с разным нажимом, при растирке – более однородное.
4. Применение растушевки.
5. Оптическое смешивание цветов.
Тематический план работы в технике сухой пастели учащимися 8-9 лет подготовительной группы.
№ п/п | Тема | Содержание | Материалы | Часы |
1. | Зарисовка ветки растения (Рисование линией различной толщины) | Отработка навыков рисования линией различной толщины пастельным сухим мелком: - тонкими, толстыми линиями, с нажимом, едва касаясь (за педагогом). | Сухая пастель, тонированная гуашью темным тоном бумага ф.А-3 | 1 |
2. | Композиционная зарисовка тыквы на лиане с листьями (Рисование линией с последующим закрытием всех форм слоем пастели посредством растирания). | Живость в передаче формы и цвета, включение в рисунок мелких букашек, травы, земли по представлению. Пособия: схема композиционного размещения на листе тыквы на лиане с листьями, изображения тыквы и листьев. | Сухая пастель, бумага или картон «земляных» оттенков ф.А-3 | 2 |
3. | Композиционный рисунок птицы «Филин», «Сова» (Сочетание растирания пастели с плавными живописными линиями). | Создание образа птицы, передача характера оперения, цветового окраса (цветовое пятно с элементами штриха), природной среды (линией). Пособия: Цветные изображения птиц филина и совы, схемы изображения птиц. | Сухая пастель, бумага черного, темно-синего цвета, ф.А-3 | 2 |
4. | Композиция в ограниченной цветовой гамме «Богатырь-защитник земли русской» (Рисование линией с последующим закрытием всех форм слоем пастели посредством растирания). | Создание образа русского богатыря в латах с оружием в природном окружении (на фоне древнерусской архитектуры). Пособия: Репродукции картин В.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», иллюстрации к сказкам И.Билибина, рисунки богатырей, лат, оружия из книги «Мы – славяне». | Сухая пастель, бумага или картон «земляных» оттенков ф.А-3 | 2 |
5. | Композиция «Балет» (Совершенствование техники линейного рисунка с последующим закрытием форм цветом и растушевкой, с включением штриха). | Создание образа балерины из спектаклей (по выбору) «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель». Пособия: Репродукции картин Э.Дега: «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Танцовщица на сцене», «Танцовщицы на репетиции». | Сухая пастель, бумага черного, темно-синего цвета, ф.А-3 | 4 |
6. | Композиция «Крестьянский труд, народные ремесла» (Усовершенствование техники пастельного рисунка, использование растушевки со штриховкой) | Создание тематической композиции, передающей быт крестьян Древней Руси. Пособия: по народному костюму, по древнерусской архитектуре (изба, терем), по народным ремеслам; репродукции картин | Сухая пастель, пастельная бумага темных оттенков ф.А3-А2 | 6 |
7. | Натюрморт с чайником (Использование приемов растушевки со штриховкой, детализация, мягкость переходов). | Изучение правил передачи формы предметов, пропорций, обьема, цветовых и тоновых отношений. | Сухая пастель, пастельная бумага темных оттенков ф.А3 | 4 |
Литература.
1. Ю.Ю.Дорофеева, А.А.Моисеев. Пастельная живопись. Москва, Владос, 2014.
2. Дмитрий Горелышев. Простое рисование. Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2019.
3. Н.П.Бесчастнов. Графика натюрморта. Москва, Владос, 2014.
4. Мария Семенова. «Мы - славяне», Азбука, Книжный клуб «Терра», Санкт-Петербург, 1997.
5. Ф.М.Пармон. Русский народный костюм, Изд-во В.Шевчук, 2012.
6. Самые красивые птицы: иллюстрированная энциклопедия. М.: Белый город.
7. Песенки колыбельные и детские. Тула.: Астрель, 2011.
8. В.Г.Кунташова. Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX- начала XX века. Смоленский государственный музей-заповедник, 2007.
9. Б.Ф.Рыбченков, А.П.Чаплин. Талашкино. М.: Изобразительное искусство,1973.
10. А.В.Терещенко. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2007.
11. В.М.Соловьев.Золотая книга русской культуры. М.: Белый город, 2007.
12. Джек Хамм. Как рисовать животных. Минск.: Попурри, 2001.
Интернет-рессурсы.
http://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/risovanie/kak-risovat-pastelju
http://yablor.ru/blogs/davayte-porisuem-master-klass-po-ri/4389178
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дети в логопедической группе"
Рекомендовано родителям детей логогруппы....
«Положительное влияние использования разнообразных графических материалов на создание условий для развития творческих способностей обучающихся в классах VII вида».
Освоение художественных материалов и техник в процессе обучения изобразительному искусству...
Методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему: "До свиданья, детский сад!"
Сценарий праздника "До свиданья, детский сад"...
Методическая разработка занятия в подготовительной группе по изготовлению дидактической игры «Слова – слоги» и «Найди звук» с нетрадиционным материалом.
Главная особенность дидактической игры состоит в том,что задания предлагаются детям в игровой форме, где они осваивают и закрепляют какие -то знания, овладевают навыками с предметами, учатся культуре ...
Особенности методики преподавания физической культуры учащимся подготовительной группы
В статье рассматриваются различные методические приемы для работы с учащимися имеющими ограничения по здоровью....
Музыкально-литературная композиция "Весенние посиделки" с детьми подготовительной группы и родителями.
Расширить знания детей о народном календаре, о русском фольклоре....
Проблемные методы в дошкольном образовании и и их использование при проектировании НОД. НОД в форме сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: "Инструменты"
Суть использования проблемных методов в обучении дошкольников заключается в создании познавательной задачи, ситуации, которая даёт детям возможность находить средства её решения, используя ранее усвое...