Музыкально-литературная композиция "Весенние посиделки" с детьми подготовительной группы и родителями.
методическая разработка

Баширова Ольга Александровна

Расширить знания детей о народном календаре, о русском фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_posidelki.docx224.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

D:\Users\Шиловская Т А\Documents\ЛОГОПЕД Шиловская Т.А\2016-2017\народные праздники\04. АПРЕЛЬ-13.04-14.04\Народный месяцеслов. апрель ПРЕЗЕНТАЦИЯ.jpg

Весенние посиделки

Музыкально-литературная композиция

с детьми подготовительной группы

и родителями


Музыкально-литературная композиция

с детьми подготовительной группы

и родителями

.Образовательная область:  художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: развивать социально-коммуникативные, художественно- эстетические способности, расширять знания детей о русском фольклоре, традициях, обрядах.  Создание условий для духовного и социального благополучия детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о народном календаре второго месяца весны - апреле.
  2. Активизация речевого развития через совместную досуговую деятельность с родителями.
  3. Развивать творческие способности с учетом возможностей каждого ребенка через  игру на детских музыкальных инструментах.
  4.  Развивать двигательную активность детей через использование русских народных игр.
  5. Формирование у детей ценностного отношения к культуре.

Практический материал и оборудование:

  • Техническое оснащение: музыкальный центр, мультимедийный экран, проектор, ноутбук.
  • Земледельческий календарь презентация.
  • Русские народные костюмы,  музыкальные инструменты.
  • Маски: Скворец, Грач, Дятел, Синичка, Голубь, Снегирь
  • Корзинка с жаворонками.

Для оформления сцены использованы экспонаты музея «Русская изба»

Действующие лица:

Хозяюшка, Весна.

Сценарий музыкально-литературной композиции

                           Слайд 1

Дети заходят  в зал взявшись за руки и  исполняют хоровод .

                            Хоровод  «Снег уже не белый» автор А.Чугайкина

Дети садятся на стульчики.

Хозяюшка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

В старину люди собирались вместе на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали, вспоминали народные приметы и обычаи, праздновали праздники. Вот и мы  сегодня с вами вспомним весенние апрельские народные праздники.

                                    Слайд 2

Месяц апрель в народе называли цветень, водопол,  березень.

                                    Слайд 3

7апреля – Благовещенье. Много сложено пословиц об этом празднике.

                                  Слайд 4

Ребенок 1:

Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.

                                 Слайд 5

Ребенок 2:

На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

                               Слайд 6

       Ребенок 3:

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят.

                                 Слайд 7

Ребенок 4:

На Благовещенье над дымом не сидят.

                        Слайд 8

       Ребенок 5:

На Благовещенье нельзя надевать новую одежду, в противном случае порвешь или испортишь

 Хозяюшка:

Пожилые женщины в этот день пережигают соль в печи. Этой солью лечат от болезней.

                                Слайд 9

Хозяюшка: На Благовещенье соблюдали обряд отпущения птиц на волю.

                               Слайд 10                

Ребенок 1:

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины,

На волю птичку отпускаю

При светлом празднике весны.

Ребенок 2:

Я стал доступен утешенью.

За что на бога мне роптать?

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

                    Слайд 11

Хозяюшка:

10 апреля. Мать - и – мачеха зацветает. Её цветы и листья лечебные.

                  Слайд 12

Хозяюшка:

Посмотрите на этот радостный яркий цветок, он появляется одним из первых. И похож на маленькое солнышко, его лепестки расположены, как лучи, расходящиеся от центра. Этот цветок раскрывается навстречу солнцу, а вечером закрывается, как будто спать ложится

                             Слайд 13

Хозяюшка:

11 апреля - «слушали березы», собирали целебный березовый сок.

Березы – один из символов России. Березы воспевались в песнях, стихах. Послушайте.

                         Слайд 14

 Ребенок:

Без березы не мыслю России –

Так светла по-славянски она,

Что, может быть в столетья иные

От березы она рождена

 Ребенок:

Под бе6резами пели, женили,

Выбирали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах..

                       Слайд 15

Хозяюшка:

В праздничные дни березы были окружены всеобщим вниманием. Девушки водили хороводы вокруг берез, гадали, завивая венки из веток березы.  Я ребята приглашаю вас поиграть в оркестре.

 Ребенок.

В нашем оркестре всего понемножку,

Звенит треугольник, запели гармошки.

В нашем оркестре всего понемножку,

И даже играют тарелки и ложки.

В нашем оркестре всего понемножку,

Помогут оркестру и наши ладошки.


                 
Шумовой оркестр  «Во поле береза стояла»                                                     рус.нар.мелодия

                          Слайд 16

Хозяюшка:

17 апреля – Иосиф Песнопевец. Просыпаются сверчки, и первый раз подают голос журавли. Дети, видя летящих журавлей, приветствовали их.

                      Слайд 17

       Хозяюшка:

Попробуем и мы с Вами проговорить хором:

Дети и родители хором:

Ики, ики, ики, ики,

Крики, крики, крики,

Икли, икли, икли –

Это журавли! Это журавли!

Курли, курли, курли!

Летят журавли! Летят журавли!

Курли, курли, курли!

По Руси! По Руси! По Руси!

Хозяюшка: Вот и журавли летят!

                            Слайд 18

Хозяюшка:

18 апреля – Федул – теплый ветер подул. В этот день растворяли оконницу и заговаривали её беречь дом от гнилых ветров.

Примерно в это время появляются первые бабочки, и оживают после зимнего сна божьи коровки.

                   Слайд 19

Ребенок:

Божья коровка улети вверх ловко,

Принеси с неба хлеба замену,

Грибам перемену, ягодам рост,

Редьке длинный хвост.

Божья коровка, ветер или дождь,

Если ветер, то лети,

Если дождик – посиди!

Инсценирование песни «Божья коровка»
                            муз. К.Костин, сл. И.Лагерев

                               Слайд 20

Хозяюшка: Про Весну говорим, а может в гости ее позовем.

                                   Слайд 21

Хозяюшка: Проговариваем хором:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким.

С дождями, ливнями,

С хлебами обильными.

                                             Слайд 22

Хозяюшка: Но где же она, Весна – красна?

Звучит музыка и входит педагог в костюме весны.

Весна:

Вот и я, вот и я, здравствуйте, мои друзья!

Знаю, ждут меня повсюду, всем на свете я нужна,

Приношу я радость людям, и зовут меня Весна!

Ведущий: Весна, весна, ты как пришла?

                               Слайд23

Весна:

Я к вам пришла по снежному,

По влажному ковру,

                               Слайд24

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

                              Слайд25

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

                             Слайд 26

Березового соку

Ребятам раздала.

                               Слайд 27

В берлогу заглянула:

- А ну, вставай, медведь!

                                 Слайд 28

–На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

                             Слайд 29

Русская народная игра «Золотые ворота»

Весна: Ребята, прислушайтесь, к нам пернатые гости летят, торопятся. Встречайте.

                      Слайд 30

Инсценировка с участием родителей

Птицы: Скворец, Грач, Дятел, Синичка, Голубь, Снегирь

Скворец:

Здравствуй, птичка – невеличка. Здравствуй, добрая синичка!

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель, Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите птицы, Где вы побывали? Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нет.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы

Дятел:

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец: 

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка:

Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Грач:

Чтобы было интересней,

Поиграем с вами вместе

Ведущий:

Готовы перелетные птички, можно селиться,

Готовы дома – терема!

Летите, летите,

Веселые птицы

Скорей занимайте дома со своими птенчиками!

Слайд 31
Хороводная игра «Чей кружок быстрее соберется?»
рус.нар.мелодия

Весна:

А вы знаете, что издавна на Руси в день весеннего равноденствия – 22 марта отмечали веселый праздник - Жаворонки. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

                         Слайд 32

Хозяюшка:

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали

                          Слайд 33

Весна:

- Жаворонки – жаворонки,

Летите из-за моря

Несите здоровья

Кому крошку – кому ложку,

А мне – целую лепешку!

             

Хозяюшка:

Кончив кликанье, дети играли со своими «жаворонками», а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову для своей мамы. Дома отдавали голову «жаворонка» маме со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как он высоко летает, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен головастый был.

                             Слайд 34

Весна выносит корзинку с испеченными жаворонками для чаепития.

Весна:

Я хочу подарить вам жаворонков и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить.

Весна:

Но вы должны помнить:

Что птиц, ребята не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять,

Зимою птицам помогать,

Их жалеть оберегать.

Запомнили?

Хозяюшка: Всех приглашаем на чаепитие.

Приложение 1

Пословицы, поговорки, стихи, загадки, сценки

Ребенок

Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.

Ребенок

На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

Ребенок

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят.

Ребенок

На Благовещенье над дымом не сидят.

Ребенок

На Благовещенье нельзя надевать новую одежду, в противном случае порвешь или испортишь.

Ребенок

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины,

На волю птичку отпускаю

При светлом празднике весны.

Ребенок

Я стал доступен утешенью.

За что на бога мне роптать?

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

Ребенок.

В нашем оркестре всего понемножку,

Звенит треугольник, запели гармошки.

В нашем оркестре всего понемножку,

И даже играют тарелки и ложки.

В нашем оркестре всего понемножку,

Помогут оркестру и наши ладошки.

Ребенок:

Без березы не мыслю России –

Так светла по-славянски она,

Что, может быть в столетья иные

От березы она рождена.

Ребенок:

Под бе6резами пели, женили,

Выбирали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах.

Дети и родители хором:

Ики, ики, ики, ики,

Крики, крики, крики,

Икли, икли, икли –

Это журавли! Это журавли!

Курли, курли, курли!

Летят журавли! Летят журавли!

Курли, курли, курли!

По Руси! По Руси! По Руси!

Ребенок:

Божья коровка улети вверх ловко,

Принеси с неба хлеба замену,

Грибам перемену, ягодам рост,

Редьке длинный хвост.

Божья коровка, ветер или дождь,

Если ветер, то лети,

Если дождик – посиди!

Ребенок:

На Мартына на лисиц курья слепота нападает.

Проговариваем хором:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким.

С дождями, ливнями,

С хлебами обильными.

Ребенок:

Ярче лучики сияют

И земельку согревают,

Зеленеют стебельки,

Расцветают все цветки.

Из-за моря вереницей

Поскорей вернулись птицы.

Ребенок:

Если грач на горе, то весна на дворе.

Ребенок:

А еще говорят: «Увидел грача - весну встречай».

Инсценировка с участием родителей

Птицы: Скворец, Грач, Дятел, Синичка, Голубь, Снегирь

Скворец:

Здравствуй, птичка – невеличка. Здравствуй, добрая синичка!

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель, Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите птицы, Где вы побывали? Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нет.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы

Дятел:

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка:

Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Грач:

Чтобы было интересней,

Поиграем с вами вместе


   


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия с детьми подготовительной группы "Играем в школу"

Цель:Развивать лексико-грамматический строй речи детей по теме: «Школа»Закреплять умение детей согласовывать существительные с числительными;Закреплять умение производить фонематический анализ и...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Посуда"

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Посуда"...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о Гжельской росписи по теме:"Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами ознакомления с народно-прикладным искусством Гжели"

Наш детский сад с 2011 года работает по проекту "Мусор" в рамках Международной экологической программы ЭКО -школа "Зеленый флаг". Основные темы: "ТБО" (твердые бытовые отходы), и "Пищевые отходы", их ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Образовательная область «Познание» (ФЭМП) Тема: «КВН знатоков группы Солнышко».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 29»    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИС ДЕТЬМИ...

Образовательный проект с родителями и детьми подготовительной группы по теме: "Путешествие в оперу"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА АВТОР: Лукина Т.С. ТЕМА ПРОЕКТА: Путешествие в оперу" ВИД ПРОЕКТА: познавательно - творческий, игровой. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:дети, воспитатели,музыкальный руководитель. ЦЕЛЬ:...