конспект урока "Искусство Гжели"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_gzheli._istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla.docx | 255.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цель урока: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, историей ее происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.
- Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения чайного сервиза.
- Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Оборудование урока:
Для учителя:
Зрительный ряд: 1. Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
2. Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.
Литературный ряд: таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)
Для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой, карандаш, резинка, палитра, шаблоны чайного сервиза, карточки «Элементы росписи».
Методическая литература:
- В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.
- Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 — 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.
- Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90
- Большая советская энциклопедия
План урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Сообщение темы и задача (3 мин.)
- Объяснение нового материала (15 мин.)
- Самостоятельная работа (20 мин.)
- Итог урока (5 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы и задачи
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).
- Посмотрите внимательно на керамические изделия и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это гжель)
-Да, верно, тема урока: «Искусство Гжели»
-Прочтите эпиграф к уроку
(«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков.)
- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? (ответы детей)
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
- Скажите, пожалуйста, что же предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы учащихся)
- Сегодня мы с вами познакомимся с историей и элементами Гжельской росписи, украсим чайный сервиз узором. К концу урока у нас с вами должен появиться чайный сервиз.
3.Объяснение нового материала
а) Вводная часть:
- Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.
Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки (всё сопровождается показом изделий с гжельской росписью).
б) Теоретическая часть:
Ученик 1:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Ученик 2:
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
- Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?
В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).
Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды. Это сделают те ребята, которые пользуются акварельной краской.
- Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки (на столах раздаточный материал).
- Из этих элементов вы составите для своей посуды узор. Прежде чем начать расписывать наш чайный сервиз, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.
Учитель объясняет правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске – 3 мин.)
- Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.
4. Самостоятельная работа
Показ образца.
- А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свою посуду. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
- Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
- Не оставляй кисточку в баночке с водой.
- Не забывай прополоскать кисточку.
- Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения.
5. Итог занятия
По ходу выполнения работ – выставка работ.
- Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:
О какой росписи говорили на уроке?
Что можно расписать этой росписью?
Какие краски применяли?
Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались.
Учитель выставляет работы на выставку.
- Все ребята хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости.
6.Домашнее задание
Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
- Урок окончен. Всем спасибо!
Раздаточный материал
Словарик на доске:
Керамика – глиняная посуда. ( произошло от греческого слова “керамос” – глина).
Майолика – (итал. maiolica), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись – по непрозрачной глазури.
Фаянсовая посуда – изделия из белой глины.
Фарфор – тонкий, звучащий – делают из высшего сорта белой глины.
Технологическая карта урока
Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
ТДЦ: 1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, историей ее происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.
2. Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения чайного сервиза.
3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Общедидактическая цель: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.
Тип урока: изучение нового тматериала
Оборудование:
Для учителя:
Зрительный ряд: 1. Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
2. Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.
Литературный ряд: таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)
Для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой, карандаш, резинка, палитра, шаблоны чайного сервиза, карточки «Элементы росписи».
Ключевые понятия:
Керамика – глиняная посуда. ( произошло от греческого слова “керамос” – глина).
Майолика – (итал. maiolica), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись – по непрозрачной глазури.
Фаянсовая посуда – изделия из белой глины.
Фарфор – тонкий, звучащий – делают из высшего сорта белой глины.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности |
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Воспринимают на слух, показывают необходимые учебные принадлежности, контролируют готовность к уроку | Познавательные Коммуникативные Регулятивные - волевая саморегуляция |
Объявление темы урока. Актуализация знаний. | Учитель подводит учащихся к осознанию темы. Постановка проблемы. -Поиск решения -Организация наблюдения -Открытие нового -Обобщение. Предлагает разгадать загадку, соотнести отгадку с темой урока. | Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя. Внимательно рассматривают, делают выводы. Формулируют тему урока, доказывают, аргументируют её важность. | Умение анализировать и делать вывод; развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Сообщение целей и задач | С помощью вопросов подводит учащихся к осознанию целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания | Развитие умения выражать свои мысли. |
Открытие нового знания и первичное закрепление. Создание условий для решения учебной задачи | Задаёт вопросы. Устанавливает осознанность восприятия нового знания с помощью наглядного материала. Советует обратить внимание на основные этапы росписи. | Отвечая на вопросы, открывают новые знания, планируют способы достижения намеченной цели | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя |
Практическая деятельность учащихся: дифференцированное творческое задание | Организует творческую деятельность, консультирует. Просит обратить внимание на правила, необходимые для выполнения задания. | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Применяется индивидуальный метод | Развитие умения определять последовательность действий для достижения результата; развитие умения работать самостоятельно |
Осуществление контроля использования способа действия. | Осуществляет индивидуальный контроль. | Осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; |
Осуществление коррекции | Учитель консультирует, советует | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно | Развитие умения выделять и осознавать учащимися того, что усвоено; |
Оценивание учащихся | Предлагает проанализировать и оценить полученный результат. | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам, (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) | Умение анализировать и оценивать выполненную работу; умение общаться с учителем и одноклассниками; |
Итог урока Рефлексия | Проводит рефлексию. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Развитие умения выделять и осознавать учащимися то, что усвоено. |
Дифференцированное домашнее задание | Предлагает задание с учетом индивидуальных возможностей учащихся | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Работа обучающихся на уроке: Обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Индивидуализация обучения: присутствовала.
Характер самостоятельной работы обучающихся: продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гжель / Раскраска гжель
Фотографии в альбоме «Раскраска гжель» zhital на Яндекс.Фотках...
Конспект урока с использованием информационных – коммуникационных технологий в образовании.Тема: Искусство Гжели.
Предмет: Изобразительное искусство, урок – объяснение нового материала.Тема: Искусство Гжели.Продолжительность: 1 урок-45 минут.Класс: 5.Технологии: компьютер, проектор, экран....
Конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"
конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"...
конспект урока "Гжель"
конспект урока по изобразительному искусству по теме "Гжель" дает возможность познакомится с росписью вплотную....
Презентация и конспект урока "Гжель", 5класс, 2 четверть, программа Б.М.Неменсого
В папке содержится материал с открытого урока «Народные промыслы. Голубая гжель».Программа Б.М.Неменского, 5 класс, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Урок проводится во всторой ...
конспект занятия "Гжель. Технология росписи изделий"
Конспект занятия знакомит обучающихся с технологией росписи Гжель....
Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.
1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.2. Формировать практические умени...