Презентация и конспект урока "Гжель", 5класс, 2 четверть, программа Б.М.Неменсого
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
В папке содержится материал с открытого урока «Народные промыслы. Голубая гжель».
Программа Б.М.Неменского, 5 класс, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Урок проводится во всторой четверти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока. 5 класс Гжель. | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по декоративному рисованию в 5 классе «Народные промыслы. Голубая гжель».
Цель: “Моделирование из белой бумаги посуды. Роспись по мотивам Гжельского узора”.
Задачи: развивать потребность детей в творчестве; воспитывать уважение и интерес к национальной культуре; развивать способность видеть красоту окружающего мира и воспринимать способы мастеров выражать своё восхищение природой; воспитывать навыки работы в коллективе; раскрыть особенности изготовления гжельской керамики и своеобразие приёмов росписи; способствовать формированию навыков работы кистью /широкий и удлинённый мазок, мазок кончиком кисти, поворот и примакивание кистью/ и композиционного навыка; поощрение творческого подхода к теме, инициативы и самостоятельности, формировать понятия об орнаменте и его элементах; воспитывать аккуратность.
Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.
Тип урока: повтор и вариация.
Зрительный ряд: образцы гжельской керамики, фотографии и слайды, динамические таблицы.
Материалы: бумага, акварель, ножницы, клей, кисточки.
Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.
План урока:
- Организационный момент /1-2 мин./;
- Подготовка к восприятию. Повторение пройденного материала на прошлом уроке /выяснение уровня знаний по теме 3-4 мин./;
- Актуализация знаний. Рассказ о гжельском керамическом заводе и особенностях гжельской росписи с просмотром слайдов /6-7 мин/;
- Постановка проблемы. Совместное определение задания и распределение обязанностей в группах / 2 мин./;
- Самостоятельная работа детей /20 мин./;
- Подведение итогов /7-8 мин./;
Ход урока:
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжельском керамическом заводе и особенностях гжельской росписи, вам предстоит побыть мастерами по изготовлению посуды и мастерами росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя технику моделирования из бумаги и росписи изделия по своему проекту .
Повторение. Кроссворд.
- А сейчас, отгадав кроссворд ,мы с вами повторим материал о гжельской керамике, который изучили на предыдущем уроке.
1 | ||||||||||
Б | 2 | 3 | ||||||||
1 | Г | О | Л | У | Б | О | Й | С | ||
2 | К | Е | Р | А | М | И | К | А | ||
3 | Г | Ж | Е | Л | Ь | Н | ||||
4 | Ц | В | Е | Т | Ы | И | ||||
Й | Й |
По горизонтали:
- Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
- Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
- Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)
- Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).
По вертикали:
- Он состоит из цветов (букет).
- Это цвет гжельской керамики (белый).
- Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).
В старину мастера Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их зверей, птиц и цветы не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы. Смотришь на гжельские узоры, и, кажется, что белая метель синие цветы запорошила
Далее учитель предлагает детям совершить путешествие на гжельский керамический завод: «Много приходится потрудиться гжельским умельцам, чтобы создать эту красоту. Сначала художник в эскизах карандашом и красками придумывает новые формы сосуда и роспись. Затем форма сосуда лепится из пластилина, а с пластилиновой формы делается гипсовая форма. Гипсовая форма обрабатывается и заливается фарфоровой массой. Гипсовую форму снимают и обрабатывают уже готовую фарфоровую форму. На этом этапе к тулову изделия прикрепляют носик, ручки и другие детали. Далее следуют сушка и первичный обжиг. Теперь сосуд попадает в живописный цех. Мастер-живописец использует кисти различной толщины. Роспись выполняется кобальтовой краской. Появляются чёрные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы, тонкие линии стеблей, спирали усиков и листочки. У каждого мастера свой почерк: мазок то шире, то уже, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему в изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.
На следующем этапе изделия окунают в чан с глазурью, и роспись скрывается под белым составом. Наступает самый ответственный момент – второй обжиг при высокой температуре. В жарком пламени огня глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет.
Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру – сценки из жизни и пронизанные юмором композиции
Давайте вспомним основные элементы росписи Гжельской керамики.
Практическая работа.
“Моделирование из белой бумаги посуды. Роспись по мотивам Гжельского узора”.
Задание.
1 группа:
Обвести и вырезать детали (развёртки) чайника и чашки. Самостоятельно сконструировать посуду
Последовательность работы:
- Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.
- Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.
- Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
- В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.
- Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.
- Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.
- В такой же последовательности сконструировать чашку.
2 группа:
Рассмотрите посуду с необычной формой и узорами: цветами, птицами и городами.
- Какая цветовая палитра на сосудах? (Синий цвет)
- Как меняется мазок цветка? (Постоянный переход от светлого к темному.)
- Какие линии дополняет цветок? (тонкие линии: прямые, волнистые, спиральные, округлые)
Сегодня вы будете мастерами и попробуете расписать свои поделки. Для работы нам понадобится краска синего цвета, кисти вода и салфетки для промакивания кисточек.
Подумайте, где, какой рисунок будет расположен, но не забудьте:
- Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее.
- Узор всегда расположен в центре изделия.
- Узор начинаем писать с крупных деталей: лепестков, сердцевинок, стеблей и листьев.
- Используйте для богатства украшения изделий, спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.
Закрепление.
- Где находится старинный промысел?
- Из какого материала делают мастера посуду?
- Какие элементы росписи используют народные мастера?
- В чём особенность гжельской керамики?
- Какие цвета использовали?
- Где расположен узор?
- С каких элементов начинают писать узор?
Подведение итогов.
Подводим итоги и отмечаем удачные работы. Отмечаются те ученики, которые работали творчески подошли к созданию изделия из бумаги.
Последовательность работы:
1.Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.
2.Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.
3.Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
4.В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.
5.Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.
6.Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.
7.В такой же последовательности сконструировать чашку.
Последовательность работы:
1.Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.
2.Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.
3.Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
4.В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.
5.Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.
6.Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.
7.В такой же последовательности сконструировать чашку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....
Презентация и конспект урока русского языка. 5класс (ФГОС)
1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)2.Конспект у...
Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского
Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского...
Краткие планы-конспекты по музыке - 7 класс 2 четверть, программа Т.И.Науменко, В.В. Алеев
Краткие планы-конспекты по музыке - 7 класс 2 четверть, программа Т.И.Науменко, В.В. Алеев. Представлены этапы урока, цели, виды деятельности, теория, произведения для прослушивания, исполнения( из оп...
Рабочая программа и КТП по русскоиу языку 5класс по программе Т.А.Ладыженской КТП 5класс по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы Т.А.Ладыженской в соответствии с требования ФГОС...