Презентация и конспект урока "Гжель", 5класс, 2 четверть, программа Б.М.Неменсого
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Артамонова Валентина Дмитриевна

В папке содержится материал с открытого урока  «Народные промыслы. Голубая гжель».

Программа Б.М.Неменского, 5 класс, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Урок проводится во всторой четверти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по декоративному рисованию в 5 классе «Народные промыслы. Голубая гжель».

Цель: Моделирование из белой бумаги посуды. Роспись по мотивам Гжельского узора”.

Задачи: развивать потребность детей в творчестве; воспитывать уважение и интерес к национальной культуре; развивать способность видеть красоту окружающего мира и воспринимать  способы  мастеров  выражать своё восхищение природой; воспитывать навыки работы в коллективе; раскрыть особенности изготовления гжельской керамики и своеобразие приёмов росписи; способствовать формированию навыков работы кистью /широкий и удлинённый мазок, мазок кончиком кисти, поворот и примакивание кистью/ и композиционного навыка; поощрение творческого подхода к теме, инициативы и самостоятельности, формировать понятия об орнаменте и его элементах; воспитывать аккуратность.

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Тип урока: повтор и вариация.

Зрительный ряд: образцы гжельской керамики, фотографии и слайды, динамические таблицы.

Материалы: бумага, акварель, ножницы, клей, кисточки.

Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.

План урока:

  1. Организационный момент /1-2 мин./;
  2.  Подготовка к восприятию. Повторение пройденного материала  на прошлом уроке /выяснение уровня знаний по теме 3-4 мин./;
  3.  Актуализация знаний. Рассказ о гжельском керамическом заводе и особенностях гжельской росписи с просмотром слайдов /6-7 мин/;
  4. Постановка проблемы. Совместное определение задания и распределение обязанностей в группах / 2 мин./;
  5. Самостоятельная работа детей /20 мин./;
  6. Подведение итогов /7-8 мин./;

Ход урока:

  Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель)

Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о  Гжельском керамическом заводе и особенностях гжельской росписи, вам предстоит побыть мастерами по изготовлению посуды и мастерами росписи  гжельской керамики, работая коллективно, используя технику моделирования из бумаги и росписи изделия по своему проекту .

 

Повторение. Кроссворд.

- А сейчас, отгадав кроссворд ,мы с вами повторим материал о гжельской керамике, который изучили на предыдущем уроке.

1

Б

2

3

1

Г

О

Л

У

Б

О

Й

С

2

К

Е

Р

А

М

И

К

А

3

Г

Ж

Е

Л

Ь

Н

4

Ц

В

Е

Т

Ы

И

Й

Й

По горизонтали:

  1. Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
  2. Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
  3. Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)
  4. Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).

По вертикали:

  1. Он состоит из цветов (букет).
  2. Это цвет гжельской керамики (белый).
  3. Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).

  В старину мастера Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их зверей, птиц и цветы не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы. Смотришь на гжельские узоры, и, кажется, что белая метель синие цветы запорошила

Далее учитель предлагает детям совершить путешествие на гжельский керамический завод: «Много приходится потрудиться гжельским умельцам, чтобы создать эту красоту. Сначала художник в эскизах карандашом и красками придумывает новые формы сосуда и роспись. Затем форма сосуда лепится из пластилина, а с пластилиновой формы делается гипсовая форма. Гипсовая форма обрабатывается и заливается фарфоровой массой. Гипсовую форму снимают и обрабатывают уже готовую фарфоровую форму. На этом этапе к тулову изделия прикрепляют носик, ручки и другие детали. Далее следуют сушка и первичный обжиг. Теперь сосуд попадает в живописный цех. Мастер-живописец использует кисти различной толщины. Роспись выполняется кобальтовой краской. Появляются чёрные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы, тонкие линии стеблей, спирали усиков и листочки. У каждого мастера свой почерк: мазок то шире, то уже, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему в изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.

  На следующем этапе изделия окунают в чан с глазурью, и роспись скрывается под белым составом. Наступает самый ответственный момент – второй обжиг при высокой температуре. В жарком пламени огня глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет.

  Кроме посуды  гжельские умельцы делают мелкую скульптуру – сценки из жизни и пронизанные юмором композиции

Давайте вспомним основные элементы росписи Гжельской керамики.

Практическая работа.

Моделирование из белой бумаги посуды. Роспись по мотивам Гжельского узора”.

Задание.

1 группа:

Обвести и вырезать детали (развёртки) чайника и чашки. Самостоятельно сконструировать посуду

Последовательность работы:

  1. Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.
  2. Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.
  3. Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
  4. В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.
  5. Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.
  6. Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.
  7. В такой же последовательности сконструировать чашку.

2 группа:

Рассмотрите посуду с необычной формой и узорами: цветами, птицами и городами.

- Какая цветовая палитра на сосудах? (Синий цвет)
- Как меняется мазок цветка? (Постоянный переход от светлого к темному.)
- Какие линии дополняет цветок? (тонкие линии: прямые, волнистые, спиральные, округлые)

Сегодня вы будете мастерами и попробуете расписать свои поделки. Для работы нам понадобится краска синего цвета, кисти вода и салфетки для промакивания кисточек.

Подумайте, где, какой рисунок будет расположен, но не забудьте:

  • Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее.
  • Узор всегда расположен в центре изделия.
  • Узор начинаем писать с крупных деталей: лепестков, сердцевинок, стеблей и листьев.
  • Используйте для богатства украшения изделий, спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.

Закрепление.

  • Где находится старинный промысел?
  • Из какого материала делают мастера посуду?
  • Какие элементы росписи используют народные мастера?
  • В чём особенность гжельской керамики?
  •  Какие цвета использовали?
  •  Где расположен узор?
  •  С каких элементов начинают писать узор?

Подведение итогов.

Подводим итоги и отмечаем удачные работы. Отмечаются те ученики, которые работали творчески подошли к созданию изделия из бумаги.

Последовательность работы:

1.Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.

2.Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.

3.Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.

4.В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.

5.Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.

6.Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.

7.В такой же последовательности сконструировать чашку.

Последовательность работы:

1.Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.

2.Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.

3.Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.

4.В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.

5.Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.

6.Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.

7.В такой же последовательности сконструировать чашку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Презентация и конспект урока русского языка. 5класс (ФГОС)

1.Презентация урока русского языка (5 класс) по УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко. Тема: "Правописание чередующихся гласных е-и корнях слов (блист-блест, стил-стел, жиг-жег, чит-чет)2.Конспект у...

Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского

Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского...

Краткие планы-конспекты по музыке - 7 класс 2 четверть, программа Т.И.Науменко, В.В. Алеев

Краткие планы-конспекты по музыке - 7 класс 2 четверть, программа Т.И.Науменко, В.В. Алеев. Представлены этапы урока, цели, виды деятельности, теория, произведения для прослушивания, исполнения( из оп...

Рабочая программа и КТП по русскоиу языку 5класс по программе Т.А.Ладыженской КТП 5класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы Т.А.Ладыженской в соответствии с требования ФГОС...