Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Никифорова Ирина Петровна

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse_gzhel.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:

« Искусство Гжели».

Цель урока:

- знакомство учащихся с Гжельским народным промыслом, его истоками и современным развитием.

Задачи:

- познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием форм, особенностью росписи;

- развивать индивидуально – творческие способности;

- сформировать навыки составления декоративной композиции, работы мазком;

- воспитывать  чувство  прекрасного,  чувство высокой человеческой духовности, чувство красоты;

- приобщать к истокам русской культуры.

Тип урока:

урок усвоения  нового учебного материала, формирование умений и навыков.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, игра.

Оборудование и материалы:

компьютер, проектор, наглядные пособия ( изображение элементов гжельской росписи), предметы гжельской керамики( чайник, блюдце, салфетка),  заготовки –тарелки (для каждого ученика), краски, кисти, палитра, карандаши.

Музыкальный ряд:

« Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»; народная музыка; танец «Гжель»- танцевальная мелодия .

Структура урока:

I  Организационный момент.

- Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А начнем мы наше путешествие с улыбки, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.

- Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй легкий ветерок!

Здравствуй маленький листок!

Мы живем в родном краю.

Всех я вас приветствую!

Начинаем наше путешествие. Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. У людей всегда была потребность украшать свой быт, свои вещи. Давайте вспомним, что такое народный промысел?  

- Народный промысел- это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах, передавалось из поколение в поколение.

-Первый город на нашем пути – город Вятка, рядом с ним Дымковская слобода. Чем славен дымковский промысел? (Дымковская игрушка)

- В чем особенность дымковской росписи?( на белом фоне разноцветные кружочки, полосы, овалы, кресты).

- Отправляемся далее- в деревню Жостово под Москвой.

-Какими изделиями она славится? ( Жостовские подносы)

-Чем они украшены?

-Цветами.

-А сейчас заглянем в Сергиев Посад.

-Родиной какой игрушки он является? ( матрешки).

-На нашем пути еще один подмосковный поселок.

I I Мотивационный момент:

«Загадаю вам загадку, кто быстрей ответ найдет, тот и тему урока назовет.

I I I Сообщение темы урока:

- Снежно- белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.

- Откуда эта посуда? (из Гжели).

-Голубой – цвет неба,

Синий – цвет воды,

Белый цвет – от снега,

Что укрыл сады.

Соберем в один букет

Синий, белый, голубой…

Я открою вам секрет –

Это  Гжель, друг мой!

- На уроке мы будем говорить о керамики Гжели.

- Русская жемчужина,

Нас чаруешь ты.

Синяя фантазия – море красоты.

          М.Г.Аверьянов

I V Постановка цели урока:

-Сегодня на уроке вы подробнее познакомитесь с искусством Гжельского народного промысла и его истоками, оформите росписью под Гжель тарелки.

V  Объяснение темы урока.

Демонстрация слайдов, рассказ о истории промысла.

-Гжель старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в 60 км от Москвы.Свое название село получило от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжигать». Гжель название народного промысла, керамический центр России. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и здесь издавна жили гончары. Глину копали, увлажняли и под умелыми руками мастера на гончарном круге выходили молочные крынки, тарелки, квасники и кувшины. Такая посуда называлась «черной».После обжига ее лощили, томили или обваривали. И все же то была грубая работа. Шагом  впреред стал выпуск «муравленой» посуды – политой глазурью, свинцовая глазурь придавала изделию белый цвет. В конце 17 века появилась майоликовая посуда. Майолика – изделие из цветной гончарной глины, покрытая глазурью или расписанная по сырцу. Но победное шествие майолики оказалось недолгим –ее вытеснил фарфор. Фарфор старой Гжели самобытное художественное  явление, принадлежит 19 веку. В Гжели выпускали полуфаянс.  Мастер лепил изделие, потом обжигал при температуре 900 градусов. Далее изделие расписывали. Для росписи использовали только одну краску – кобальт, это  особая керамическая краска  изначально черная, а после обжига становится ярко-синей. Краска одна, а добиваются мастера до 20 оттенков синего цвета.

После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и снова обжигают при температуре 1350 градусов, глазурь делается прозрачной, а краска приобретает синий цвет. Сочетание белого фона и синей росписи стало характерным признаком Гжельской керамики.

- Сине- голубые розы, листья, птицы.

Увидев их впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре – синяя купель,

Это называется просто роспись Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известна всем в народе, ее названье – Гжель.

        И. Кадухина

Гжельская роспись делится на три вида.

  1. Главная – это травка,ягоды, веточки, листья, бутоны, цветы. Самый любимый узор – пионы и розы.

-Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера

И сине – белые бутоны

Прекрасны ныне, как вчера!

        Л. Куликова

2. Орнаментальная.

3. Сюжеты- это сценки городской жизни, деревенские пейзажи.Это персонажи русских сказок: Синие птицы, Полканы, Русалки, Коты- Баюны.

V I Валеологическая пауза. Рефлексия.

Предлагаю  учащимся поиграть в игру « Да- нет», задавая вопросы по теме , стараюсь запутать уч-ся, предлагая неверные ответы.

Уч-ся  обдумывают действия и решения, если «да»- хлопают в ладоши, если нет- топают ногами.

- Изделия гжельских мастеров из дерева?

-Изделия гжедьских мастеров из глины?

Гжельская роспись выполнена на золотистом фоне?

-Гжельская роспись выполнена на  белом фоне?

-В росписи используется синий цвет?

-В росписи используют разные цвета?

В росписи присутствуют розы, пионы, травы, птицы?

VII  Показываю на  листе приемы работы кистью.

-Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону»- набираем на одну сторону кисти краску и круговым движением кладем мазок.

«Мазок тенями» или «растяжка»- берем краску на кисть, делаем мазок, смываем краску с кисти и чистой кистью размываем мазок.

V III  Практическая работа.

Предлагаю выполнить роспись  тарелки под Гжель.

Перед началом работы предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

- Давайте разогреем пальчики.

- Наши синие цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

Завтра утром все цветки

Вновь  распустят лепестки.

- А теперь садимся поудобнее и приступаем к работе. Не спешите помните русскую народную пословицу  « Поспешишь - людей насмешишь».

Дети выполняют работы под тихо звучащую музыку.

Оказываю необходимую индивидуальную помощь.

 IX Проверка практической  работы.

-Мне нравятся ваши работы. Смотрите, открылась нам Гжели красота несказанная.

-Вот тарелки, что за диво!

Хороши и та, и та

Все нарядны, все красивы,

Все расписаны , в цветах.

Здесь и роза , и ромашка,

Одуванчик, васильки.

С синей сеточкой по краю,

Просто глаз не отвести.

-Учащиеся отмечают лучшие работы.

X  Закрепление полученных на уроке знаний.

-Как называется промысел с которым вы сегодня познакомились? (Гжель)

-Где находится  поселок Гжель? ( Подмосковье)

-Какие фарфоровые изделия изготавливают мастера?( чайники, подсвечники и т. д.)

- Какой цвет  имеет Гжельская керамика? (белый, синий, голубой)

-Что изображают мастера на своих работах?(розы, листья, птиц, травы)

XI Окончание урока.

-Темно – синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

- Гордится вся Россия небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения.

-Подвожу итоги урока. Выставляю оценки.

-Дети, у нас на уроке присутствовали гости. Я думаю, им будет   приятно получить в подарок от вас  красиво расписанную тарелочку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «В сказочном подводном царстве».

Бинарный урок по теме: «В сказочном подводном царстве» (ИЗО + технология) Новикова Лидия Алексеевна Хитрова Светлана Павловна...

Разработка урока по теме: "Сказочная Гжель"

Данный материал    включает в себя конспект урока изобразительного искусства на тему "Сказочная Гжель" Урок рассчитан на обучающихся 5 класса. Является логическим продолжением урок...

Урок-проект "Сказочная Гжель"

Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО, работающих в 5 классах....

урок по теме "Сказочная Гжель"

Представлена разработка урока в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Разработка содержит презентацию....

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

Конспект занятия в объединении "Художественная вышивка" по теме "Сказочная гжель"

Конспект занятия по программе "Художественная вышивка" на тему "Сказочная гжель". Цель занятия- формирование умения вышивать в технике "простой крест" по мотивам гжельско...

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "Искусство гжели. Сказочная гжель"

Рабочий план конспекта урока по предмету  Изобразительное искусство 5 классРаздел: Связь времён в народном искусстве.Тема урока: Искусство гжели. «Сказочная Гжель»Задачи урока ...