сценарий проблемно-эвристического урока изобразительного искусства "Гжель" 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Сценарий проблемно-эвристического урока и презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель", 2 класс (программа Савенковой, Ермолинской). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства для 2-го класса.

Программа: В.С.Кузин  «Изобразительное искусство».

Раздел: «Декоративно-прикладное искусство». 

Тема урока: «Народные промыслы России. Гжель».

Цель урока:

  1. Сформировать первоначальное представление о традиционном русском промысле «Гжельская керамика»

Задачи урока:

  1. Научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.
  2. Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике гжельского орнамента.
  3. Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела «Цветоведение»).
  4. Стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.
  5. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
  6. Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Интерактивная доска (или мультимедийный проектор и  экран). Музыкальный  центр.

Парты расставлены для групповой работы («вагончики» на 6 мест). Каждый «вагончик» имеет номер в виде таблички в форме разных геометрических фигур. На столах – баночки с водой, альбомные листы.

Раздаточный дидактический материал:

  • Билеты (на каждую из групп готовятся билеты в форме определенной геометрической фигуры; билеты окрашены в разные оттенки синего цвета; на обратной стороне билетов – буквы, из которых можно сложить слово «Гжель».
  • Памятки «Правила сотрудничества в группе».
  • Памятки «Особенности гжельской росписи».
  • Конверты с фотографиями изделий различных народных промыслов – Хохломы, Дымково, Городца, Гжели.
  • Конверты с деталями для конструирования орнамента.
  • Плакаты формата А3 с контуром гжельского фарфорового чайника.
  • Альбомные листы с контуром кумгана.

Образовательные технологии: технология урока на деятельностной основе.

Данная технология принципиально меняет роль учащегося на занятии: теперь он  не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.
Применение данной технологий обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.:

  • научиться учиться («умею учить себя);
  • развивать познавательную активность («люблю учиться, все интересно»);
  • поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»)
  • совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя, и сам оцениваю свою деятельность»).

Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся и развитие навыков сотрудничества. Достигается  этого следующими путями:

  • стимулирование  учащихся к высказыванию собственного мнения;
  • оценивание не только конечного результата, но и процесса деятельности;
  • поощрение  стремления ученика находить свой способ решения, анализировать ответы свои и другие.
  • Организация коллективной деятельности в группе.

Ход урока.

«Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что высаживать яблоки в отравленную почву».

Ш.А. Амонашвили.

  1. Организационный момент.

Слайд №1 – веселый паровозик.

Дети входят в класс под переливчатые звуки колокольчиков. При входе в класс каждый ребенок получает билет – карточку синего цвета различной формы. У каждого ребенка в руках багаж – краски и кисти. Дети встают полукругом у доски.

Слайд №1 – веселый паровозик.

Учитель:

  • Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родной стране на волшебном поезде. Ваш багаж для путешествия – кисти и краски. У каждого из вас есть билет на поезд и сейчас вы займете места в вагонах. Номер вагона – табличка с геометрической фигурой – такой же, как форма билетов у вас в руках. Занимайте свои места. Мы скоро отправляемся!

Дети занимают места, делятся таким образом на группы.

  • И так, в путь!

Звучит гудок паровоза. Стук колес.

  1. Введение в тему урока.

Слайд №2– вид из окна поезда.

Учитель:

  • Мы с вами держим путь в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в какой именно, вы должны пройти первое испытание – расположите геометрические фигуры  в порядке усиления цвета. Что это значит? (от светлого оттенка к темному). Работая в группе, не забывайте о правилах сотрудничества.

Слайд №3– квадраты разного оттенка синего цвета (при правильном расположении складывается слово «Гжель»)  

Учитель:

  • Молодцы! А теперь обратите внимание на то, какое слово сложилось из ваших волшебных билетов?

Дети:

  • Гжель.

Слайд №4– надпись «Гжель» с использованием элементов росписи.  

Музыка фоном.

Учитель:

  • Верно, Гжель. Это и есть место, куда мы направляемся. Кто из вас слышал это слово- Гжель? Что оно обозначает?
  •  Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду из белой глины. Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель», «жечь» и говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих?

Дети:

  • Слово состоит из звонких согласных звуков.

Учитель:

  • Верно. Звуки слова звенят так же,  как и знаменитый гжельский фарфор.
  1. Изучение отличительных особенностей гжельской росписи. Повторение материала из раздела «Цветоведение».

Учитель:

  • У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут геометрические фигуры. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность?

Дети:

  • Узоры выполнены синей краской.
  • На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему?
  • (ответы детей).

Слайд №6 – пейзажи с акцентом на синий цвет.

  • Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.
  • Синий цвет присутствует в палитре флага РФ!
  • Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. («собираю, разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен» и пр.).
  • Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья).

Слайд №7– цветовой спектр.

Учитель:

  • Вспомним цветоведение. Давайте дадим характеристику синего цвета (цветовой спектр).

Ответы детей

  • Основной, холодный, сближенный с голубым и фиолетовым, контрастный оранжевому.
  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Слайд №8 – фото изделий разных промыслов, витрина для размещения изделий гжели.

Учитель:

  • Вы уже достаточно знаете о Гжели, чтобы самостоятельно отличить ее изделия от других народных промыслов. Ваше следующее задание – оформить выставку изделий, украшенных гжельской росписью. Возьмите конверт №1, в нем есть образцы расписанной посуды. Выберите  ту посуду, которая соответствует  гжельской росписи и расположите её на витрине. Время на выполнение задание – 2 минуты.
  • Выступления групп.
  1. Практическая работа – тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.

Учитель:

  • Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны.

Подготовка руки к работе. Пальчиковая гимнастика.

Слайд №9 – примеры орнамента кантов.

  • Начнем с рисования кантов. Эти узоры используются для украшения краев изделий.

Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное выполнение учащимися.

Слайд №10 – примеры орнамента.

  • Основной элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает центр изделий. Для завершенности орнамента украшается тонкими завитками – усиками.

Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное выполнение учащимися.

Слайд №11 – примеры орнамента.

  • Листья и ягоды. Как дополнение основного элемента.

Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное выполнение учащимися.

  • Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи.
  • Подведем итог работе: основные приемы росписи – свободный мазок, примакивание, тычки и прокрутки. Базовый цвет для орнамента – синий.
  1. Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции.

Слайд №12 – правила композиции.

Учитель:

  • Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма. Но для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? Расположение рисунка на изделии. Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Кант – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно  быть слишком много или слишком мало. Выполните следующее задание в группах – украсьте кувшин элементами  росписи (мозаика в конверте №3). Время выполнения задания – 3 минуты. В качестве подсказки пользуйтесь карточкой – правила композиции.

\

Слайд №13– контур кувшина и детали для моделирования орнамента.

Дети выполняют задания в группах. 3 человека – у интерактивной доски.  Проверка и словесная оценка созданных орнаментов.

  1. Творческое домашнее задание.

Учитель:

  • Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь сувениры – белоснежные гжельские кумганы (кувшины). Но это лишь заготовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.  

Детям предлагается  заполнить таблицу

Я узнал

Я научился

Я умею

У меня возник вопрос

Шевчук Светлана Борисовна, учитель  МБОУ «СОКШ №4»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие начинается!

Слайд 3

Ь Е ! Ж Л

Слайд 4

Завод гжельской керамики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Цветовой спектр


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орнамент для канта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Проблемно-эвристический урок английского языка в 6 классе по теме "Хобби и увлечения".

Предлагаемый проблемно-эвристический урок английского языка, который проводился в 6 классе по теме «У нас одинаковые увлечения?», включает в себя все три аспекта проблемного обучения.  Он адресов...

Проблемно-эвристический урок английского языка в 6 классе по теме «Один день в Лондоне».

Данный проблемно-эвристический урок английского языка, который проводился в 6 классе по теме «Один день в Лондоне», при изучении темы "Достопримечательности Лондона." Учащиеся в процессе изучения темы...

Сценарий проблемно-эвристического урока

исследование физических свойств различных типов потали с целью последующего ее  применения при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства на уроках по технологии....

Сценарий проблемно-эвристического урока-конкурса по ОРКиСЭ для 6-9 класса "Праздность- корень всех грехов"

сценарий урока-конкурса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для 6-9 классов "Праздность-корень всех грехов" на материале Притчи "О талантах", высказываний Святых Отцов, молитвы Ефре...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Сценарий проблемно-эвристического урока

На уроке литературы в 9 классе по теме:«Собачье или человеческое сердце?» (по повести  М. А. Булгаков «Собачье сердце») через выявление морального содержания и нравственного значения действий пер...