Сценарий проблемно - эвристического урока. Учитель русского языка и литературы Каневской МБОУ «Гимназии» Каневского района Краснодарского края Яковенко Наталья Ивановна. |
Общая часть |
Предмет | Литература | 9 класс |
Тема
| «Собачье или человеческое сердце?» (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») |
Цель | Сопоставление характеров Шарика и Шарикова. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные Метапредметные Личностные |
1.Теория: сатира, гротеск. 2.Анализ текста с целью выделения существенных признаков. 3. Развивать навыки интерпретации произведения с потаённым смыслом. 4.Умение сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, делать выводы и заключения о намерении автора. | «Эпоха и культура»: судьба русских поэтов, музыкантов и художников в эпоху процветания «шариковщины» (интегрированное индивидуальное задание).
| Нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей Умение работать индивидуально и в группе. |
Решаемые учебные проблемы | 1. Обобщить весь собранный материал по анализу произведения; 2. Определить авторскую позицию, идею и аспект современного прочтения повести; 3.Выделить существенные признаки персонажей. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, Интернет
|
Методическое назначение средств ИКТ
| Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. |
Образовательные интернет-ресурсы
| Интернет-библиотека «Кирилла и Мефодия». |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока: сопоставительная характеристика образов.
| Мотивация: чему можно научиться, читая Булгакова? |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Вступительное слово учителя; 2.Чтение учащимися диалога профессора Преображенского и Швондера до слов: «То есть он говорил?.. Это ещё не значит быть человеком» Вопросы: Шарик и Шариков – собака и «человек», что у них может быть общего? - Если сердце, то почему «собачье»? - Исследуем эти образы, попытаемся дать оценку их поступкам и определить место этих образов в произведении. | Деятельность учащихся: - выразительно читают диалог;
- отвечают на вопросы;
- анализируют текст;
- читают выписанные дома цитаты к образам (реализация домашнего задания);
- оценивают наиболее удачные, точные цитаты;
- заполняют «рабочий лист».
|
Методы обучения | - эвристическая беседа; поиск ответов на проблемные вопросы;
- интерпретация текста
|
|
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы. |
|
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. Направляет работу по поиску опорной лексики для сжатого монологического выступления на тему: «Образ Шарика и Шарикова». | Учащиеся работают в группах с текстом.
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Формирование конкретного образовательного материала | Консультации учащихся, работающих в группах. Задание: впишите в таблицу имена персонажей, отыщите в тексте повести примеры, дайте им свою интерпретацию (3-5 предложений); подготовьте сжатое монологическое выступление.
| Работа с текстом: приём рефлексивного чтения (рефлексия на форму текста и его подтекст); заполнение граф рабочего листа. |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
Вопросы для размышления | Вопросы для размышления | Особый повествователь. Почему именно ему доверено повествование? | «Интернационал»: «Кто был никем, тот станет всем». | Особый язык со сказовой манерой | Лексика Клима Чугункина. Авторская позиция? | Юмор | Приём сатиры | Внутренние монологи; о чём размышляет? «Вот это - личность» | Мы не знаем о чём он думает! «Папаша». | Есть своя биография: «Всё испытал, с судьбой своей мирюсь…»; «Отчаяние охватило его» | Наследственная фамилия. Ранен на белогвардейских фронтах? Потребитель. | Доброе ? сердце | Сердце, «самое паршивое, которое существует в природе» | Описание примет времени: Центрохоз, Моссельпром,плакаты, вывески, «пролетарий», «богатые люди». | Швондер и его команда. Метафорический потоп в квартире профессора, разруха, грозящая полной гибелью культуры. | О шариковом образовании (глава2) | Образование и воспитание Шарикова (главы 8-9) | Вывод |
| Реализуется индивидуальное интегрированное домашнее задание «Эпоха и культура». Опыт сопоставления и поиск ответа на вопросы, поставленные автором, определение авторской позиции.
|
Методы обучения | КСО | Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией. |
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. |
|
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Опыт самооценки. |
Этап 3. Практикум |
Формирование конкретного образовательного материала | Чтение и анализ высказываний известных литературоведов, исследователей творчества М. А. Булгакова: Л. Р. Кабо, В. В. Агеносова, В. Г. Боборыкина о героях произведения (раздаточный материал | Чтение, сопоставление, построение краткого ответа. |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Рассуждение на заданную тему: «Как вы понимаете смысл высказывания профессора Преображенского? Обрабатываются все данные по уроку.
| Выступления учащихся. |
Методы обучения |
| Выступление перед аудиторией |
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск верного решения. |
|
Основные виды деятельности учителя. | Организационная. |
|
Этап 4.Проверка полученных результатов |
Длительность этапа | 2-3 минуты на 1 выступление. |
|
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов |
| Зачитывание своих работ 3-мя уч-ся перед аудиторией (остальные сдают рабочие листы на проверку).
|
Методы контроля | Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам. | Запись в тетрадях ( развёрнутый ответ в формате ОГЭ) |
Способ контроля | Сбор тетрадей в конце урока. |
|
Способ коррекции | Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся, анализ работ на следующем уроке. | Редактирование |
Форма организации деятельности уч-ся | КСО | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах |
Роль учителя на данном этапе | Организующая, направляющая, корректирующая |
|
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам уч-ся |
|
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Синквейн: уроки Булгакова. |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | - Даётся самооценка собственному участию в уроке.
- Формулируется ответ на вопрос: «Уроки Булгакова», который будет темой письменного домашнего задания в объёме 90-100 слов.
|