Сценарий проблемно-эвристического урока
план-конспект урока (9 класс) на тему

На уроке литературы в 9 классе по теме:«Собачье или человеческое сердце?» (по повести  М. А. Булгаков «Собачье сердце») через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей формировались и развивались действия нравственно-этического оценивания (личностные УУД); формировались и развивались основы гражданской идентичности путём знакомства в контексте художественных произведений с историческим прошлым России.

Действия, выполняемые учащимися на уроке:

создание ситуации, когда учащимся непременно нужно что-то сделать, но они не знают как;

•совместный поиск способа оценки результата;

•построение определённых способов  действия;
•умение давать правильную оценку результата;
•анализ причины успеха или неудачи реализованного способа;
•отработка , при необходимости, «правильного» способа действия и повторное его выполнение.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon problemno-evristicheskiy_urok_yakovenko.zip280.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий проблемно - эвристического урока.

Учитель русского языка и литературы

Каневской МБОУ «Гимназии»

Каневского района Краснодарского края

Яковенко Наталья Ивановна.

Общая часть

Предмет

Литература

9 класс

Тема

«Собачье или человеческое сердце?» (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Цель

Сопоставление характеров Шарика и Шарикова.

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

1.Теория: сатира, гротеск.

   2.Анализ текста с целью выделения существенных признаков.

3. Развивать навыки интерпретации произведения с потаённым смыслом.

4.Умение сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, делать выводы и заключения о намерении автора.

«Эпоха и культура»: судьба русских поэтов, музыкантов и художников в эпоху процветания «шариковщины» (интегрированное индивидуальное задание).

Нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей

Умение работать индивидуально и в группе.

Решаемые учебные проблемы

1. Обобщить весь собранный материал по анализу произведения;

2. Определить авторскую позицию, идею и аспект современного прочтения повести;

3.Выделить существенные признаки персонажей.

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Презентация, Интернет

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

Интернет-библиотека «Кирилла и Мефодия».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока: сопоставительная характеристика образов.

Мотивация: чему можно научиться, читая Булгакова?

 

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного  результата

1.Вступительное слово учителя;

 2.Чтение учащимися диалога профессора Преображенского и Швондера до слов: «То есть он говорил?..  Это ещё не значит быть человеком»

Вопросы: Шарик и Шариков – собака и «человек», что у них может быть общего?

-  Если сердце, то почему «собачье»?

 - Исследуем эти образы, попытаемся дать оценку их поступкам и определить место этих образов в произведении.

Деятельность учащихся:

  1. выразительно читают диалог;
  2. отвечают на вопросы;
  3. анализируют текст;
  4. читают выписанные дома цитаты к образам (реализация домашнего задания);
  5. оценивают наиболее удачные, точные цитаты;
  6. заполняют «рабочий лист».

Методы обучения

  • эвристическая беседа; поиск ответов на проблемные вопросы; 
  • интерпретация текста

Форма организации деятельности учащихся.

Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. Направляет работу по поиску опорной лексики для сжатого монологического выступления на тему:  «Образ Шарика и Шарикова».  

 Учащиеся работают в группах  с текстом.

 Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

Консультации учащихся, работающих в группах. 

Задание: впишите в таблицу  имена персонажей,  отыщите в тексте повести  примеры, дайте им свою интерпретацию (3-5 предложений); подготовьте сжатое монологическое выступление.

Работа с текстом: приём рефлексивного чтения (рефлексия на форму текста и его подтекст); заполнение граф рабочего листа.

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Вопросы для размышления

Вопросы для размышления

Особый повествователь. Почему именно ему доверено повествование?

«Интернационал»: «Кто был никем, тот станет всем».

Особый язык со сказовой манерой

Лексика Клима Чугункина. Авторская позиция?

Юмор

Приём сатиры

Внутренние монологи; о чём размышляет? «Вот это  - личность»

Мы не знаем о чём он думает!

 «Папаша».

 Есть своя биография: «Всё испытал, с судьбой своей мирюсь…»; «Отчаяние охватило его»

Наследственная фамилия.

Ранен на белогвардейских фронтах?

Потребитель.

Доброе ? сердце

Сердце, «самое паршивое, которое существует в природе»

Описание примет времени: Центрохоз, Моссельпром,плакаты, вывески, «пролетарий», «богатые люди».

Швондер и его команда. Метафорический потоп в квартире профессора, разруха, грозящая  полной гибелью культуры.

О шариковом образовании (глава2)

Образование и воспитание Шарикова (главы 8-9)

Вывод

Реализуется индивидуальное интегрированное домашнее задание  «Эпоха и культура».

Опыт сопоставления и поиск ответа на вопросы, поставленные автором,  определение авторской позиции.

Методы обучения

КСО

Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Опыт самооценки.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Чтение и анализ высказываний известных литературоведов, исследователей творчества М. А. Булгакова: Л. Р. Кабо, В. В. Агеносова, В. Г. Боборыкина о героях произведения (раздаточный материал

Чтение, сопоставление, построение краткого ответа.

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Рассуждение на заданную тему:  «Как вы понимаете смысл высказывания профессора Преображенского?

Обрабатываются все данные по уроку.

Выступления учащихся.

Методы обучения

Выступление  перед  аудиторией

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности  учителя.

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов

Длительность этапа

2-3 минуты на 1 выступление.

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Зачитывание своих работ 3-мя уч-ся перед аудиторией (остальные сдают рабочие листы на проверку).

Методы контроля

Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам.

Запись в тетрадях ( развёрнутый ответ в формате ОГЭ)

Способ контроля

Сбор тетрадей в конце урока.

Способ коррекции

Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся, анализ работ на следующем уроке.

Редактирование

Форма организации деятельности уч-ся

КСО

Обсуждение плюсов и недоработок в ответах

Роль учителя на данном этапе

Организующая, направляющая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к ответам уч-ся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Синквейн: уроки Булгакова.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

  • Даётся самооценка собственному участию в уроке.
  • Формулируется ответ на вопрос: «Уроки Булгакова», который будет темой письменного домашнего задания в объёме 90-100 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок.

Сценарий проблемно-эвристического  урока.  По теме "Генетика пола" проводимый в 9 классе....

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Проблемно-эвристический урок по теме "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие".

Урок химии в 11 классе. Урок нового материала.Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».Урок прекреплён наглядной презентацией в среде...

Сценарий проблемно-эвристического урока

исследование физических свойств различных типов потали с целью последующего ее  применения при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства на уроках по технологии....

Сценарий проблемно-эвристического урока-конкурса по ОРКиСЭ для 6-9 класса "Праздность- корень всех грехов"

сценарий урока-конкурса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для 6-9 классов "Праздность-корень всех грехов" на материале Притчи "О талантах", высказываний Святых Отцов, молитвы Ефре...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

сценарий проблемно-эвристического урока изобразительного искусства "Гжель" 2 класс

Сценарий проблемно-эвристического урока и презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель", 2 класс (программа Савенковой, Ермолинской)....