Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (ФГОС) на уровень основного общего образования 5-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса соответствует базовому уровню изучения предмета, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составлена на основе программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А.Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М. : Просвещение,2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_programma.docx | 79.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________Рябинина С.А. Протокол № 6 от «28 » июня 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Волоконовская СОШ №1» ___________ Фирсова О.А. «29» июня 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Волоконовская СОШ № 1» ____________Горюнова А.Г. Приказ № 270 от « 29» августа 2018 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство» (ФГОС)
на уровень основного общего образования
5-8 классы
Учитель изобразительного искусства: Сорокина Татьяна Викторовна
Базовый уровень
Волоконовка 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса соответствует базовому уровню изучения предмета, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составлена на основе программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н.А.Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М. : Просвещение,2015.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7, 8 классе -34 часа. Всего 136 часов, что соответствует содержанию образования в рамках Примерной программы по изобразительному искусству - 1 час в неделю, с учётом календарного графика школы, в котором 34 рабочих недели.
Данная рабочая программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный Стандарт основного общего образования, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса изобразительного искусства в 5-8 классах.
Программа предусматривает использование учебника Горяева Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева. О.В.Островская; под ред. Б.Н.Неменского.-М.:Просвещение.2012.-192с.; ил., учебника «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского-М.: Просвещение, 2012.-175 с.; А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского. А. С. Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» Рабочей программой определяются следующие цели и задачи:
Цель - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
задачи:
-формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции;
-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, способности определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства;
-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, театра, кино, о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств»
-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости (с натуры, по памяти, представлению, воображению), развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности,
-развитие способности осуществлять поиск, отбор, систематизацию и обработку необходимой информации в источниках различного типа, развитие способности использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления художественно-творческих работ;
-формирование умения понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Изменения, внесенные в рабочую программу на уровне основного общего образования:
В рабочую программу внесены изменения в объёме 20 %:
5класс: введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Белгородской области: Старооскольская игрушка, Борисовская керамика, Белгородский костюм, герб и флаг города Белгорода.
6 класс: введено рисование с натуры натюрморта из геометрических тел, выполнение декоративного натюрморта, силуэт, портрет сказочного героя, пейзаж в технике коллажа (коллективная работа).
7 класс: введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение истории развития родного поселка и его пейзажей.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь);
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы;
8 класс:
освоить азбуку фотографирования; анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа; осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение -это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Содержание курса
5 класс
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
2.Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3.Декор - человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
4.Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер.
6 класс.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
2.Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
3.Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
4.Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир.
Пейзаж настроения.
Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл.
7 класс.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек
1.Художник - дизайн - архитектура.
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет - элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква - строка - текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты - архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом - мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя - моделируешь мир
8 класс.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
1.Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография - искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса -Барабаса!
Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.
2.Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
3.Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игроком фильме.
От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Бесконечный мир кинематографа.
4.Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Телевидение, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Тематическое планирование
Тематическое планирование в 5 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Древние корни народного искусства | 9 часов | Знать:- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); Уметь:- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора. Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами. |
2 | Связь времен в народном искусстве | 7 часов | Знать:- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); Уметь:- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.) Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. |
3 | Декор – человек, общество, время | 10 часов | Знать:- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; Уметь:- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века); Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Самарской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 8 часов | Знать:- несколько народных художественных промыслов России; Уметь: -различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.); Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. |
Итого | 34 |
Тематическое планирование в 6 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 9 часов | -знать о месте и значении изобразительных искусств; -уметь пользоваться красками, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 7 часов | -знать основные виды и жанры изобразительных искусств; -видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета; |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 часов | -знать общие правила построения головы человека; -уметь передавать характер человека используя цвет, тень и свет, индивидуальные особенности; |
4 | Человек в пространстве. Пейзаж. | 8 часов | -уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы; -знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению. |
Итого | 34 |
Тематическое планирование в 7 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Архитектура и дизайн- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек Художник -дизайн - архитектура. Искусство композиции -основа дизайна и архитектуры | 8 часов | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры Основы композиции в конструктивных искусствах. |
2 | В мире вещей и зданий Художественный язык конструктивных искусств | 8 часов | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху. Осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. |
3 | Город и человек Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 11 часов | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурных художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно-пространственно композиционной доминанты во внешнем облике города. Создать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование | 7 часов | Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своем будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалам |
Итого | 34 |
Тематическое планирование в 8 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 8 часов | Понимать специфику изображения и визуально пластической образности в театре и на киноэкране. Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театрально декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра. Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя - равноправного участника сценического зрелища. Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально художественного впечатления - катарсиса. |
2 | Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель | 8 часов | Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие. Различать особенности художественно образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. Понимать и объяснять , что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом. Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно выразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно выразительного фотонатюрморта. Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. Осознавать художественную выразительность и визуально эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека. Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. |
3 | Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино | 11 часов | Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-дрматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление о кино, как о пространственно-временнóм искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение). Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника. Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы». Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений. Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения. |
4 | Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель | 7 часов | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном. Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. Понимать, что кинонаблюдение - это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке. Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы. Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой передать специфику киноизображения. Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём со бытия и человека. Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом. Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и т. п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучении видео клипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества. Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и творческой самореализации. Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства. |
Итого | 34 |
Список литературы
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Учебники
Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
А. С. Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Пособия для учащихся
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Пособия для учителей
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
Дополнительные пособия для учителя
Кузин В.С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
Неменский Б.М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
Павлова О.В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.
Семенова М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования (5-9 классы) ФГОС
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень) в 5 классе
базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Ст...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» (ФГОС- 2021, уровень основного общего образования)
5Б классБазовый уровень...
Календарно - тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» (ФГОС-2021, уровень основного общего образования)
Календарно - тематическое планированиек рабочей программе по учебному предмету «Литература»(ФГОС-2021, уровень основного общего образования)5Б класс Базовый уровень5Б класс...