РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:
- Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
- Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
- Примерных программ по ИЗО, «Просвещение» 2011 г.
- Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского ( 5-9 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo.docx | 101.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:
- Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
- Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
- Примерных программ по ИЗО, «Просвещение» 2011 г.
- Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского ( 5-9 классы)
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.
Приоритетные цели учебного предмета на ступени основного общего образования
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Одной из самых главных целей преподавания изобразительного искусства является задача развития у ребенка визуально-пространственного мышления, как формы эмоционально-ценностного, освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и художественной деятельности школьника.
Рабочая (учебная) программа по русскому языку направлена на обеспечение:
- соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- доступности получения качественного основного общего образования;
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
- установление требований к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
- формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,
- условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
В основе Рабочей (учебной) программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно – исследовательской деятельности;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Рабочая (учебная) ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русскую культуру, уважающий свой народ, его духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Курс изобразительного искусства опирается на следующие методы:
1. информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный,
2. репродуктивный,
3. проблемный,
4. эвристический,
5. исследовательский.
Технологии обучения
Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача курса изобразительного искусства в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить обучающихся добывать их и осваивать самостоятельно.
Уроки изобразительного искусства призваны реализовывать данную концепцию через такие технологии обучения как:
- технология проблемного обучения;
- технология использования опорных конспектов;
- предметно-ориентированные технологии (технология дифференцированного обучения, технология концентрированного обучения)
- технология игрового обучения (викторины, конкурсы, "мозговой штурм" и т.д.);
- диалоговые технологии;
- компьютерные технологии, ИКТ (презентации, трансформация текста, тесты, использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, выполнение творческих работ);
- здоровьесберегающая технология.
Формы контроля:
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Рабочая (учебная) программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, приоритетные виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в каждом классе. 3 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительной искусство
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
5 класс | |
|
|
Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета русский язык
Планируемые результаты | |
Предметные | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
5 класс | |
языку декоративно-прикладного искусства; | отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне); |
различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); | создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов); |
связывать времена в народном искусстве; | создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи); |
особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало); | объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале; |
представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства. | различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма. |
Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
6 класс | |
|
|
Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета русский язык
Планируемые результаты | |
Предметные | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
6 класс | |
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; |
устанавливать целевые приоритеты; | осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра |
самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | ставить проблему, аргументировать её актуальность; |
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа |
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; |
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; | продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; |
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; | выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; |
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; | определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; |
использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) | понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. |
понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа; | |
выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов; | |
использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; | |
ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные; | |
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; | |
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; | |
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;. | |
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; | |
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; | |
применять правила объемного изображения геометрических тел с натуры; | |
понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. | |
с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; | |
работать гуашью; | |
анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра |
Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
7 класс | |
|
|
Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Планируемые результаты | |
Предметные | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
7 класс | |
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; | выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; |
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; | определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; |
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; | различать произведения разных эпох, художественных стилей; |
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы | различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма); |
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; | понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; |
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; | осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; |
осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; | понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим; |
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; | анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; |
сознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города; | понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; |
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; | анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа; |
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; | определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; |
создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; | понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств |
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; | |
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; | |
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий) | |
различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; | |
различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; | |
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии.
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XXвека (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый предметный результат |
1 | Древние корни народного искусства | 8 | знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); знать несколько народных художественных промыслов России; |
2 | Связь времён в народном искусстве | 7 | различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века); различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.); |
3 | Декор- человек, общество, время | 11 | выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Мезени, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 8 | владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.); |
Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый предметный результат |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 9 | знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 | знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 | знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 7 | создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства; |
Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемый предметный результат |
1 | Художник-дизайн-архитектура | 8 | знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве); понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов; |
2 | В мире вещей и зданий. | 9 | знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста; знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; |
3 | Город и человек. | 10 | называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий; иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке; получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. | 7 | развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения; |
Итого | 34 |
№ | Тема урока тип урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Форма работы | Использование ИКТ - ресурсов | Дата | |
План. | факт | ||||||
1 | Роль декоративного искусства в жизни человека. Вводный урок | 1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. | Фронтальная Индивидуальная | 1 | ||
2 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | 1 | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. | Фронтальная Индивидуальная | 1,6 | ||
3 | Декор русской избы. | 1 | Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. | Фронтальная Индивидуальная | |||
4 | Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Фронтальная Индивидуальная | |||
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 1 | Задание: найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах . | Фронтальная Индивидуальная | 2,3 | ||
6 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. (Коллективная работа «Проходите в избу»). | 1 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. | Фронтальная Индивидуальная | |||
7 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? | 1 | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. | Фронтальная Индивидуальная | |||
8 | Итоговая работа по теме «Древние корни народного искусства» | 1 | Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы | Фронтальная Индивидуальная | |||
9 | Древние образы в современных народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. | 1 | Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки. | Фронтальная Индивидуальная | |||
10 | Лепка и роспись собственной модели игрушки. | 1 | Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественных промыслов. | Фронтальная Индивидуальная | 4 | ||
11 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. | 1 | Овладеть приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. | Фронтальная Индивидуальная | 5 | ||
12 | Синие цветы Гжели. | 1 | Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Фронтальная Индивидуальная | 7 | ||
13 | Жостовские букеты. | 1 | Задание (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое. | Фронтальная Индивидуальная | |||
14 | Золотая Хохлома. | 1 | Задание (2 урок): Украшение игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение). | Фронтальная Индивидуальная | 8,9 | ||
15 | Городецкая роспись. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. | Фронтальная Индивидуальная | |||
16 | Итоговая работа по теме «Связь времен в народном искусстве». | 1 | Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | Фронтальная Индивидуальная Групповая | 13 | ||
17 | Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы. | 1 | Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. | Фронтальная Индивидуальная | |||
18 | Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг. | 1 | Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями». | Фронтальная Индивидуальная | 11 | ||
19 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. | 1 | Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Фронтальная Индивидуальная | |||
20 | Легенды и мифы Древней Греции. | 1 | Задание: Кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка. | Фронтальная Индивидуальная | 10 | ||
21 | Греческая керамика. Живопись на вазах. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкого промысла. | Фронтальная Индивидуальная | |||
22 | Одежда говорит о человеке. | 1 | Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. | Фронтальная Индивидуальная | 2,1 | ||
23 | Коллективная творческая композиция «Бал во дворце». | 1 | Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. | Фронтальная Индивидуальная | |||
24 | Коллективная творческая композиция «Бал во дворце». | 1 | Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Фронтальная Индивидуальная | 15,1 | ||
25 | О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. | 1 | Задание: Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи. | Фронтальная Индивидуальная | |||
26 | Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время» | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. | Фронтальная Индивидуальная | 2 | ||
27 | Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма. | 1 | Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. | Фронтальная Индивидуальная | |||
28 | Изготовление куклы–берегини. Работа в парах. | 1 | Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Фронтальная Индивидуальная | 3,4 | ||
29 | Изготовление куклы–берегини. . Работа в парах. | 1 | Лепка чаши в живой импровизационной манере под хохлому. | Фронтальная Индивидуальная | |||
30 | Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. | Фронтальная Индивидуальная | |||
31 | Эскиз русского народного костюма (аппликация с использованием различных материалов). Коллективная работа. | 1 | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. | Фронтальная Индивидуальная | 7 | ||
32 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа. | 1 | Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Фронтальная Индивидуальная Групповая | |||
33 | Современное выставочное искусство. | 1 | Осваивать основные приемы жостовского письма. | 7 | |||
34 | Человек и мода. | 1 | Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизированной манере в процессе выполнения творческой работы. | ||||
35 | Обобщающий урок по теме « Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» уровень Основного общего образования
Программа разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы.» – М.: Просвещение, 2014.»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету технология на уровень основного общего образования (5-8 классы)
Обучающийся научится:• называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Ст...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...
Рабочая программа по учебному предмету ХИМИЯ на уровень основного общего образования 8-9 КЛАССЫ
Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основного общего образования «Химия. 8 – 9 классы», соотве...
Рабочая программа 5 класс Учебного предмета «Изобразительное искусство» для основного общего образования
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произвед...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...