Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс), ФГОС НОО
рабочая программа по информатике и икт по теме
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Кружок «Путешествие по стране Информатики» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_1_-2_klasse.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа кружка
«Путешествие по стране Информатики»
(1-2 класс)
Составитель программы: Дронова И.А.
г. Губкин
2013г.
Пояснительная записка
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Кружок «Путешествие по стране Информатики» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
- Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов
3. Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма Министерства образования Российской Федерации от 17,12,2001 № 957/13-13)
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
- развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с
1) обучением:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
- познакомить школьников с основными свойствами информации
- научить их приемам организации информации
- формирование общеучебных умений и навыков
- прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией
- формирование умения применять теоретичекие знания на практике
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
- памяти, внимания, наблюдательности
- абстрактного и логического мышления
- творческого и рационального подхода к решению задач;
3 ) воспитанием
- настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
- бережного отношения к школьному имуществу,
- навыков здорового образа жизни.
Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):
В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики :
- - технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;
- - общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Так вот данная программа реализует именно второй подход.
Кроме того, выделяют два основных направления обучения информатике:
- обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).
- второе направление обучения информатике - это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов, основные логические структуры мышления формируются в начальной школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.
К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:
- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
- описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений - алгебра высказываний;
- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего кружка концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от года к году.
Способы оценивания уровня достижений учащихся.
Работы учащихся словесно оцениваются учителем. Словесная оценка должна быть только положительной. Критерии оценивания могут быть следующие:
- работа выполнена в заданное время;
- работа выполнена самостоятельно;
- работа выполнена качественно.
На занятиях развивающего кружка «Путешествие по стране Информатики» рекомендуется использовать различный иллюстративный материал, готовые и разработанные учителем технологические карты.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе 15 человек.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- осознавать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
- анализировать полученные из наблюдений сведения;
- обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
- с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
- объединять предметы по общему признаку;
- различать целое и части;
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- составлять и исполнять несложные алгоритмы;
- создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
- использовать информацию для принятия решений;
- использовать информацию для построения умозаключений;
- понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- производить поиск по заданному условию;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учебно-тематический план 1-й год
№ | наименование разделов и тем | общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Вводный раздел | 9 | ||
1.1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | 1 | |
1.2 | Что умеет делать компьютер ? | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Из чего состоит компьютер ? | 1 | 1 | |
1.4 | Понятие и назначение курсора. Управление мышью. | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» | 3 | 1 | 2 |
2 | Формальное описание предметов | 9 | ||
2.1 | Выделение существенных признаков предмета | 1 | 1 | |
2.2 | Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Понятие множества | 1 | 1 | |
2.5 | Вложенность и пересечение множеств | 3 | 1 | 2 |
3 | Введение в логику | 14 | ||
3.1 | Упражнения на развитие внимания | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Логика и конструирование | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Симметрия | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Пропедевтика отрицания | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Решение логических задач | 4 | 1 | 3 |
4 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 15 | 19 |
2-й год
№ | наименование разделов и тем | общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретичес ких | практичес ких | |||
1 | Вводный раздел. Повторение. | 5 | ||
1.1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ | 1 | 1 | |
1.2 | Что умеет делать компьютер ? Компьютер – помощник человека | 1 | 1 | |
1.3 | Из чего состоит компьютер ? | 1 | 1 | |
1.4 | Управление мышью. | 1 | ||
1.5 | Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» | 2 | 2 | |
2 | Информация. Логика и информация. | 12 | ||
2.1 | Что такое информация ? Виды информации | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Способы передачи и получения информации | 1 | ||
2.3 | Свойства информации | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Передача информации | 1 | 1 | |
2.5 | Хранение и обработка информации | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Кодирование и декодирование информации | 4 | 2 | 2 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 15 | ||
3.1 | Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Алгоритмы в математике и русском языке | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Способы записи алгоритмов | 1 | 1 | |
2.4 | Работа в алгоритмической среде Исполнитель черепашка и среда GAME LOGO простые команды: «вперед», «назад», «налево», «направо». Правило 360 градусов. Черепашья графика Составление и выполнение алгоритмов | 10 2 2 2 2 2 | 4 | 6 |
4 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы:
Первый год обучения (34 ч)
Вводный раздел (9 ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Изчего состоит компьютер? Понятике и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура.Упражнения из серии «Ловкие ручки»
Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств
Введение в логику (14 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания. Решение логических задач
Повторение (2 ч)
Второй год обучения (34 ч)
Вводный раздел. Повторение (5 ч).
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Компьютер–помощник человека. Из чего состоит компьютер? Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»
Информация. Логика и информация (15 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение и обработка информации. Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (12 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
Повторение (2 ч)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности учебной методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения кружка «Путешествие по стране Информатики» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент ( 1-2 мин )
- Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 6-8 мин)
- Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий ( 8-10 мин )
- Физкультминутка (1-2 мин)
- Работа за компьютером ( 10-15 мин )
- Подведение итогов занятия ( 3 мин )
Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
- компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
- клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
- компьютерные лабиринты для управления объектом;
- компьютерные мозаики;
- логические игры на компьютере;
- компьютерные энциклопедии, путешествия;
- компьютерные топологические схемы (например, района, метро),
- компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
- игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
- компьютерные среды управления исполнителем.
Используемые средства программной поддержки курса:
- Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
- «Информатика» - программа-тренажер для детей
- «Мир информатики. 1-2 год обучения»
- «Мир информатики. 3-4 год обучения»
- «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
- «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
- «Компьютерная грамотность:звездная миссия»
- «Волшебные превращения. Основы дизайна»
- «Суперинтеллект». Головоломки для любозгательных
- «240 логических игр» и другие.
Литература для учащихся
- «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
- Сборник «Задачи для развития логики».
Литература для учителя
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
- Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
- Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...
Программа кружка (внеурочной деятельности) по биологии «Живая лаборатория» 5-7 классы
В условиях перехода Российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государс...
Рабочая программа по Внеурочной деятельности "Путешествие в страну геометрию "
Внеурочная деятельность. Элективный курс по геометрии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путешествие по Великобритании"для 5-6 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по Великобритании» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО с учетом программ, входящих в ее структуру, а именно...