Технологическая карта к уроку на тему: "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта к уроку на тему: "Дымковская игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта к уроку на тему: "Дымковская игрушка" | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Азарникова С. В.
учитель изобразительного
искусства
МБОУ СОШ №17
г. Ростова-на-Дону
Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство»
В 5 классе на тему : «Дымковская игрушка».
Тип урока: | Комбинированный. |
Авторы УМК: | Неменский Б. М. |
Цели урока: | Знакомство с Дымковскими игрушками. Обучение умению выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи, используя разнообразные приемы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи ( круги, прямые и волнистые линии, клетка, точка, горошины). |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные: углубить познания в области народного искусства; творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ; умение видеть форму, основной цвет, декор игрушек и передавать единство этих качеств в рисунке. Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение способов работы с гуашью; желания проявлять себя в роли народных мастеров, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Метапредметные: Регулятивные УУД: самостоятельно разрабатывать узор для украшения Дымковской игрушки и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; Находить варианты решения различных творческих задач; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: иметь представление о народном промысле - глиняная Дымковская игрушка. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов. Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; уметь правильно формировать свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; эстетически подходить к любому виду деятельности. |
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Дымковская игрушка», плакаты «Дымковская игрушка», поэтапное выполнение игрушки, шаблоны-силуэты игрушек. Декоративное оформление класса. (см. прилож). |
Образовательные ресурсы: | Учебник «Изобразительное искусство», 5 класс Б. М. Неменский. Наглядный демонстрационный материал (дымковские игрушки). Шаблоны-силуэты игрушек, краски, кисти, карандаш, ластик, баночки с водой. ИКТ (презентация). |
СТУКТУРА УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Время |
1. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок. | Настраивает детей на работу. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать Чтоб за работу получать Только лишь отметку «5»! - А теперь сядьте удобно, правильно. - Пусть этот урок принесет вам радость общения, создаст хорошее настроение, а настроение влияет на успеваемость. - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. | Настрой на работу. | Личностные: Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами. | 2 мин. |
2. | Актуализация знаний. Цель: работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов. | Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - С какими видами русского народного творчества мы познакомились на прошлых уроках? (хохломская роспись, гжель, полхов - майданская роспись). слайд 1. | Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения. | Личностные: Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. | 2 мин. |
3. 4. | Определение темы, цели и задачи. Цель: формировать умение ставить цели, задачи, планировать свою деятельность, и способы достижения цели, формулирова-ние собственного мнения и его аргументация. Открытие нового материала. Цель: формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества, раскрыть красоту узора Дымковских мастеров, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию. | (знакомство с Дымковскими игрушками) слайд 2. - А кто видел Дымковские игрушки? - Какие они? (яркие. красочные, необычной формы). - Как вы думаете, почему эти игрушки называли Дымковскими? слайд 3. От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Кировом. Но ведь дым серого цвета, а игрушки красочные, нарядные. Послушайте, что сказал про Дымковскую игрушку поэт Фофанов: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости сырей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! слайд 4. слайд 5. Расположенная на берегу реки слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим и связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печи, когда мастера обжигали игрушки. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок и какова его тема? (ответы детей). - Давайте определим задачи урока, для этого посмотрите по сторонам и - Скажите, что вы увидели? ( дек. оформл. кабинета файлы прилагаются). ( плакаты с узорами, студия современного дизайна, мастерские Дымково и Фантазеров). - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? слайд 6 (разрабатывать узоры для украшения игрушек). По белому фону мастерицы «разбрасывали» узоры. - Ребята, из каких элементов состоят узоры? (яркие круги, мелкие и крупные горошины, точки, лепестки, завитки). слайд 7 (клеток, прямых и волнистых линий, тонких и толстых). слайд 8 (полосок, штрихов, капелек). - Какие фигуры напоминают вам эти узоры? (геометрические). слайд 9 Цвета выбирали самые разнообразные, в разных контрастных сочетаниях. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшие еще более нарядность игрушке. | Знакомство с Дымковскими игрушками. Слушание стихотворения, рассматривание настоящих Дымковских игрушек и мультимедийное сопровождение. Слушание, просмотр презентации. Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении. | Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Познаватель-ные УУД: Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Предметные: Учащиеся должны понимать, что такое «Дымковская игрушка». Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. | 4 мин. 10 мин. |
5. | Реализация знаний. Цель: формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; развивать у обучающихся умения в приёмах рисования кистью декоративных узоров. Обеспечить условия для успешного выполнения росписи, дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультации у учителя и друг у друга. | Физкультминутка. - Посмотрите на плакат «Дымковские игрушки» и ответьте на вопрос. Каждый правильный ответ таит в себе одно гимнастическое упражнение. Ответив правильно, вы выполняете упражнение спрятанное под картинкой. - Внимание вопрос: «Какие цвета использовали дымковские мастера для росписи игрушек». слайд 10 слайд 11 - Спасибо за правильные ответы, продолжаем урок. Дымковские игрушки ребята, изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». - Как вы думаете, почему праздник назывался имен так? (потому, что на нем все свистели и бросались в пляс). Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. слайд 12 Вся ярмарка наполнялась наполнялась свистом, а от этого праздник становился веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами. - Каждая игрушка имеет свое название. Проблемный вопрос: - Угадайте, как называются наши игрушки? (проводится игра «Угадай, как меня зовут». слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 - Что же общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали). слайд 17 - А почему у всех игрушек белый фон как вы думаете? (ответы детей). слайд 18 Можно предположить, что белый фон мастера взяли от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима долгая и снежная. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. слайд 19 - Где расположен узор на Дымковской игрушке? ( на больших участках фигуры, центральных и более значимых). слайд 20 При всей кажущей простоте один и тот же узор не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду расписывают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают ярким узорами. Возможности украшения Дымковской игрушки весьма разнообразны. А теперь определим последовательность выполнения работы на примере барыни. - Кто мне поможет? (вместе с детьми разбираем поэтапное рисование барыни). слайд 21 Через несколько минут вы получите вот такие шаблоны (показываю) 1этап – шаблон. Изображение контура игрушки. 2этап – пропорции. Намечаем лицо, туловище, руки и крупные узоры. 3этап – проработка мелких элементов. Прорисовываем лицо и более мелкие узоры. слайд 22 4этап – цветовое решение крупных пространств. Мы начинаем закрашивать цветом крупные участки барыни. 5этап - цветовое решение мелких пространств. Мы начинаем закрашивать цветом мелкие участки барыни (лицо, узоры). 6этап – проработка мелких элементов в цвете. Прорисовываем лицо и более мелкие узоры в цвете. - Ребята, всем понятно, в какой последовательности надо расписывать игрушки? (да). - Молодцы! Сейчас мы отправляемся в художественную мастерскую. - Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока? (придумать узор и выполнить его в цвете). - Ребята, художники часто работают группами. Вот и мы попробуем поработать в группах. Каждая группа имеет свое название и будет выполнять разные задания. ( на столах появляются таблички с названиями групп). 1 группа « Дымковские мастера». 2 группа «Фантазеры». 3 группа «Современные дизайнеры». 1 группа « Дымковские мастера». Ваша задача: на шаблоне выполнить в цвете яркого, красивого индюка, использовать можно предложенные элементы узоров.(шаблоны прилагаются в приложении). 2 группа «Фантазеры». Ваша задача: на шаблоне выполнить оленя в цвете, элементы узора и орнамент придумываете сами, одним словом фантазируете, вы ведь Фантазеры. Кто не может придумать узор сам, может использовать предложенные. 3 группа «Современные дизайнеры». Ваша задача: на шаблоне выполнить барыню в цвете, то есть, как вы представляете себе эту игрушку сейчас или в будущем. Релаксационная пауза. Напишите носом или подбородком в воздухе добрые слова, пожелания друг другу. Теперь улыбнитесь и с хорошим настроением принимайтесь за работу. Раздаю шаблоны. - Сейчас возьмите в руки карандаши и начинайте работать. Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске). На завершении карандашного построения проводится «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»
Чок, чок, чок, чок, Разомну я кулачок! Буду пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять! - А теперь продолжаем работать в цвете. Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске). В конце урока проводим ярмарку игрушек, самые красивые, яркие, оригинальные игрушки станут ее украшением. | Отдыхают, отгадывают цвета, выполняют физические упражнения. Слушание, просмотр презентации. Учащиеся переводятся из положения сидя в свободное стояние и отгадывают загадки. Изучают историю игрушки. Знакомятся с элементами росписи. Вместе с детьми разбираем поэтапное рисование барыни в карандаше. Просмотр поэтапной последовательнос- ти выполнения барыни в цвете. Выдвигают варианты задачи урока, участвуют в обсуждении. Организовываются в творческие группы (мастерские). Отдыхают, участвуют в релаксационной паузе. Практическая работа. Отдыхают, участвуют в пальчиковой гимнастике. Практическая работа. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. | Коммуникативные УУД: Овладеть умением вести диалог. Регулятивные УУД: Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Познаватель-ные УУД: Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов. Предметные: Учащиеся должны понимать, что такое «Дымковская игрушка». Личностные: Формировать желания проявлять себя в роли народных мастеров, развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Регулятивные УУД: самостоятель- но разрабатывать узор для украшения Дымковской игрушки и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятель- ную творческую деятельность; Познаватель-ные УУД: Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов. Коммуникативные УУД: Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы. | 2 мин. 20 мин. |
6. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести итог проделанной работы, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут. | Подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты. - Мы достигли цели, которую ставили перед собой? - Для чего лепили Дымковские игрушки?» - Кто может похвалить себя? - За что? - Кто не доволен собой? - Что не получилось? - Наш урок подошел к концу. Я прошу улыбнуться, у кого сейчас хорошее настроение. - А теперь прошу похлопать в ладоши, кому интересно было на уроке. - Вы очень хорошо потрудились, все были активными, дружными, к работе все подошли творчески. Вы заслуживаете благодарности. - Спасибо за работу! слайд 23 - Будьте здоровы! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием. Ваше здоровье в ваших руках! А теперь повторяйте за мной: «Мы хотим быть здоровыми, Мы можем быть здоровыми, Мы всегда здоровы!» - Спасибо за урок! | Представляют результаты своей работы. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия; Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. | Личностные: Развивать эстетическое мышление. Уметь обсуждать и анализировать собственную художествен- ную деятельность и работу одноклассни-ков. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свою мысль в устной речи. | 5 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка"
Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка" согласно ФГОС. Подробно представлены технологическая карта и сценарий урока....
Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Игрушки»
Открытый урок по теме "игрушки" направлен на систематизацию лексико-грамматического материала. На уроке используются игровые технологии, мультимедийные средства, здоровье-сберегающие технологии. Оформ...
Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс
Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИЗДЕЛИЯ (ёлочная игрушка)«МЫШКА С СЫРОМ» В ТЕХНИКЕ «ШИТЬЕ»
Мастер -класс выполнен пошагово с описанием всего технологического процесса изготовления ёлочной игрушки из фетра. К описанию прилагаются фотографии, позволяющие наглядно убедиться в правильном исполн...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...
Технологическая карта урока по теме "Дымковская игрушка", технология развития критического мышления
Технологическая карта урока «Дымковская игрушка» по технологии развития критического мышления на уроках ИЗО, автор: Приходько Д.А. Урок разработан по технолгии развити...
Технологическая карта интегрированного урока "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории т кул...