Технологическая карта к уроку на тему: "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Азарникова Светлана Владимировна

Технологическая карта к уроку на тему: "Дымковская игрушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  Азарникова С. В.

                                                                  учитель изобразительного                                                                                            

                                                                  искусства

                                                                  МБОУ СОШ №17

                                                                  г. Ростова-на-Дону

Технологическая карта урока по учебному предмету     «Изобразительное искусство»

                В 5 классе на тему : «Дымковская игрушка».

Тип урока:

Комбинированный.

Авторы УМК:

Неменский  Б. М.

Цели урока:

Знакомство с Дымковскими игрушками.

Обучение умению выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи, используя разнообразные приемы кистью.

Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи ( круги, прямые и волнистые линии, клетка, точка, горошины).

Планируемые образовательные результаты

(личностные, метапредметные, предметные):

Предметные:   углубить познания в области народного искусства; творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ;

умение видеть форму,  основной цвет,

декор игрушек и передавать единство этих качеств в рисунке.

Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение способов работы с гуашью; желания проявлять себя в роли народных мастеров, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  самостоятельно разрабатывать узор для украшения Дымковской игрушки и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

Находить варианты решения различных творческих задач; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: иметь представление о народном промысле - глиняная Дымковская игрушка. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; уметь правильно формировать свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; эстетически подходить к любому виду деятельности.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Дымковская игрушка», плакаты «Дымковская игрушка»,

поэтапное выполнение игрушки, шаблоны-силуэты игрушек. Декоративное оформление класса. (см. прилож).

Образовательные ресурсы:

Учебник «Изобразительное искусство»,  

5 класс  Б. М. Неменский.

Наглядный демонстрационный материал (дымковские игрушки).

Шаблоны-силуэты игрушек, краски, кисти, карандаш, ластик, баночки с водой.

ИКТ (презентация).

СТУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Время

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок.

Настраивает детей на работу.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать
Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5»!

- А теперь сядьте удобно, правильно.

- Пусть этот урок принесет вам радость общения, создаст хорошее настроение, а настроение влияет на успеваемость.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Настрой на работу.

Личностные:

Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами.

2 мин.

2.

Актуализация знаний.

Цель:  работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.

Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

- С какими видами русского народного творчества мы познакомились на прошлых уроках? (хохломская роспись, гжель, полхов - майданская роспись).

 слайд 1.

Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения.

Личностные:

Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека.

2

мин.

3.

4.

Определение темы, цели и задачи.

Цель:  формировать  умение ставить цели, задачи, планировать свою деятельность, и способы достижения цели,

формулирова-ние собственного мнения и его аргументация.

Открытие нового материала.

Цель: формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества,  раскрыть красоту узора Дымковских мастеров, включить обучающихся   в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию.

(знакомство с Дымковскими игрушками)  

 слайд 2.

- А кто видел Дымковские игрушки?

- Какие они? (яркие. красочные, необычной формы).

- Как вы думаете, почему эти игрушки называли Дымковскими?

слайд 3.

От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Кировом. Но ведь дым серого цвета, а игрушки красочные, нарядные. Послушайте, что сказал про Дымковскую игрушку поэт Фофанов:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости сырей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

слайд 4.

слайд 5.

Расположенная на берегу реки слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком.

Возможно, с этим и связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печи, когда мастера обжигали игрушки. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок и какова его тема? (ответы детей).

- Давайте определим задачи урока,  для этого посмотрите по сторонам и

- Скажите, что вы увидели? ( дек. оформл. кабинета файлы прилагаются).

( плакаты с узорами, студия современного дизайна, мастерские Дымково и Фантазеров).

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

 слайд 6 

(разрабатывать узоры для украшения игрушек).

По белому фону мастерицы «разбрасывали» узоры.

- Ребята, из каких элементов состоят узоры? (яркие круги, мелкие и крупные горошины, точки, лепестки, завитки).

слайд 7

(клеток, прямых и волнистых линий, тонких и толстых).

слайд 8

(полосок, штрихов, капелек).

- Какие фигуры напоминают вам эти узоры? (геометрические).

слайд 9

Цвета выбирали самые разнообразные, в разных контрастных сочетаниях. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшие еще более нарядность игрушке.

Знакомство с Дымковскими игрушками.  

Слушание стихотворения, рассматривание настоящих Дымковских игрушек  и мультимедийное сопровождение.

Слушание, просмотр презентации.

Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении.

Личностные:

Формирование готовности  усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Познаватель-ные УУД:

Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать  цель деятельности на уроке.

Предметные:

Учащиеся должны понимать, что такое

«Дымковская игрушка».

Личностные:

Формирование готовности  усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

4

мин.

10 мин.

 5.

Реализация знаний.

Цель:  формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений;

развивать у  обучающихся  умения    в    приёмах   рисования    кистью декоративных узоров.

Обеспечить условия для  успешного выполнения росписи,  дать возможность участия в

практической работе, получать при необходимости консультации у учителя и друг у друга.

Физкультминутка.

- Посмотрите на плакат «Дымковские игрушки» и ответьте на вопрос. Каждый правильный ответ таит в себе одно гимнастическое упражнение.

Ответив правильно, вы выполняете упражнение спрятанное под картинкой.

- Внимание вопрос: «Какие цвета использовали дымковские мастера для росписи игрушек». 

слайд 10

слайд 11

- Спасибо за правильные ответы, продолжаем урок.

Дымковские игрушки ребята, изготавливались для старинного праздника «Свистопляска».

- Как вы думаете, почему праздник назывался имен так?

(потому, что на нем все свистели и бросались в пляс).

Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. 

слайд 12

Вся ярмарка наполнялась наполнялась свистом, а от этого праздник становился веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

- Каждая игрушка имеет свое название.

Проблемный вопрос:

- Угадайте, как называются наши игрушки?

(проводится игра «Угадай, как меня зовут».

слайд 13

слайд 14

слайд 15

слайд 16

- Что же общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали).

слайд 17

- А почему у всех игрушек белый фон как вы думаете? (ответы детей).

слайд 18

Можно предположить, что белый фон мастера взяли от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима долгая и снежная.

Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.

слайд 19

- Где расположен узор на Дымковской игрушке? ( на больших участках фигуры, центральных и более значимых).

слайд 20

При всей кажущей простоте один и тот же узор  не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду расписывают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают ярким  узорами. Возможности украшения Дымковской игрушки весьма разнообразны.

А теперь определим последовательность выполнения работы на примере барыни.

- Кто мне поможет? (вместе с детьми разбираем поэтапное рисование барыни). 

слайд 21

Через несколько минут вы получите вот такие шаблоны (показываю)

1этап – шаблон.

Изображение контура игрушки.

2этап – пропорции.

Намечаем лицо, туловище, руки и крупные узоры.

3этап – проработка мелких элементов.

Прорисовываем лицо и более мелкие узоры.

слайд 22

4этап – цветовое решение крупных пространств.

Мы начинаем закрашивать цветом

крупные участки барыни.

5этап - цветовое решение мелких пространств.

Мы начинаем закрашивать цветом

мелкие участки барыни (лицо, узоры).

6этап – проработка мелких элементов в цвете.

Прорисовываем лицо и более мелкие узоры в цвете.

- Ребята, всем понятно, в какой последовательности надо расписывать игрушки? (да).

- Молодцы!

Сейчас мы отправляемся в художественную мастерскую.

- Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока? (придумать узор и выполнить его в цвете).

- Ребята, художники часто работают группами. Вот и мы попробуем поработать в группах.

Каждая группа имеет свое название и будет выполнять разные задания. ( на столах появляются таблички с названиями групп).

1 группа « Дымковские мастера».

2 группа «Фантазеры».

3 группа «Современные дизайнеры».

1 группа « Дымковские мастера».

Ваша задача: на шаблоне выполнить в цвете яркого, красивого индюка, использовать можно предложенные элементы узоров.(шаблоны прилагаются в приложении).

2 группа «Фантазеры».

Ваша задача: на шаблоне выполнить оленя в цвете, элементы узора и орнамент придумываете сами, одним словом фантазируете, вы ведь Фантазеры. Кто не может придумать узор сам, может использовать предложенные.

3 группа «Современные дизайнеры».

Ваша задача: на шаблоне выполнить барыню в цвете, то есть, как вы представляете себе эту игрушку сейчас или в будущем.

Релаксационная пауза.

Напишите носом или подбородком в воздухе добрые слова, пожелания друг другу.

Теперь улыбнитесь и с хорошим настроением принимайтесь за работу. Раздаю шаблоны.

- Сейчас возьмите в руки карандаши и начинайте работать.

Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске).

На завершении карандашного построения проводится

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

               

                Чок, чок, чок, чок,

                Разомну я кулачок!

             Буду пальчики считать:

          Раз, два, три, четыре, пять!

- А теперь продолжаем работать в цвете.

Обращайте внимание на последовательность выполнения работы.(пособия на доске).

В конце урока проводим ярмарку игрушек, самые красивые, яркие, оригинальные игрушки станут ее украшением.

Отдыхают, отгадывают цвета, выполняют физические упражнения.

Слушание, просмотр презентации.

Учащиеся переводятся из положения сидя в свободное стояние и отгадывают загадки.

Изучают

историю игрушки.

Знакомятся с элементами  росписи.

Вместе с детьми разбираем поэтапное рисование барыни в карандаше.

Просмотр поэтапной последовательнос-

ти выполнения барыни в цвете.

Выдвигают варианты задачи урока, участвуют в обсуждении.

Организовываются в творческие группы (мастерские).

Отдыхают, участвуют в релаксационной паузе.

Практическая работа.

Отдыхают, участвуют в пальчиковой гимнастике.

Практическая работа.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Коммуникативные УУД:

Овладеть умением вести диалог.

Регулятивные УУД: 

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Познаватель-ные УУД:

Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов.

Предметные:

Учащиеся должны понимать, что такое «Дымковская игрушка».

Личностные:

Формировать желания проявлять себя в роли народных мастеров, развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в  процессе совместной деятельности.

Регулятивные УУД:  самостоятель-

но разрабатывать узор для украшения Дымковской игрушки и выполнение ее в цвете; уметь рационально строить самостоятель-

ную творческую деятельность;

Познаватель-ные УУД:

Стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.

2 мин.

20 мин.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель:  формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести  итог

проделанной работы, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут.

Подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты.

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?

- Для чего лепили Дымковские игрушки?»

- Кто может похвалить себя?

- За что?

- Кто не доволен собой?

- Что не получилось?

- Наш урок подошел к концу. Я прошу улыбнуться,  у кого сейчас хорошее настроение.

- А теперь прошу похлопать в ладоши, кому интересно было на уроке.

- Вы очень хорошо потрудились, все были активными, дружными, к работе все подошли творчески.

Вы заслуживаете благодарности.

- Спасибо за работу!

слайд 23

- Будьте здоровы! Умейте управлять своими эмоциями, настроением и желанием. Ваше здоровье в ваших руках!

А теперь повторяйте за мной:

«Мы хотим быть здоровыми,

Мы можем быть здоровыми,

Мы всегда здоровы!»

- Спасибо за урок!

Представляют результаты своей работы.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия;

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Личностные:

Развивать эстетическое мышление.

Уметь обсуждать и анализировать

собственную художествен-

ную деятельность

и работу одноклассни-ков.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи.

  5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка"

Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка" согласно ФГОС. Подробно представлены технологическая карта и сценарий урока....

Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Игрушки»

Открытый урок по теме "игрушки" направлен на систематизацию лексико-грамматического материала. На уроке используются игровые технологии, мультимедийные средства, здоровье-сберегающие технологии. Оформ...

Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИЗДЕЛИЯ (ёлочная игрушка)«МЫШКА С СЫРОМ» В ТЕХНИКЕ «ШИТЬЕ»

Мастер -класс выполнен пошагово с описанием всего технологического процесса изготовления ёлочной игрушки из фетра. К описанию прилагаются фотографии, позволяющие наглядно убедиться в правильном исполн...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...

Технологическая карта урока по теме "Дымковская игрушка", технология развития критического мышления

Технологическая карта урока «Дымковская игрушка» по технологии развития критического мышления на уроках ИЗО, автор: Приходько Д.А.  Урок разработан по технолгии развити...

Технологическая карта интегрированного урока "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности,  обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории т кул...