Технологическая карта урока по теме "Дымковская игрушка", технология развития критического мышления
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта урока «Дымковская игрушка» по технологии развития критического мышления на уроках ИЗО, автор: Приходько Д.А. Урок разработан по технолгии развития критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Дымковская игрушка»
Разработан
по технологии развития критического мышления на уроках ИЗО
автор: Приходько Д.А.
2023г.
Конспект урока в технологии РКМЧП, по теме:
Дымковская игрушка. История возникновения промысла ее особенности.
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.
Карточка 1.
История создания
Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.
Карточка 2. Технология изготовления игрушки
Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Новый век
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов. В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.
Производство
Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.
Легенда
Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.
Карточка 3. Элементы росписи, сюжеты
Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Различные круги — символ солнца, волны — неба
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Карточка 4. Цветовая палитра
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей развития Дымковской игрушки и произведений промысла.
- Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.
- Развивать творческую фантазию. Познавательную активность и художественный вкус.
- Формировать навыки работы в области художественной росписи Дымковской игрушки
Задачи:
- умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Оборудование и материалы:
Учитель: ПК , проектор, раздаточный материал : а)текст по теме (приложение2), б) синквейн («рыба» приложение 4)
Урок построен в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.
Организационная структура урока
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа уч-ся | Какие УУД формируются на каждом этапе | ФОУД, методы, приемы |
#1054;рганизационный момент | Активизация учащихся | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | (Л): мобилизация внимания, уважение к окружающим. (Р): целеполагание. (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Фронтальная форма, словесный метод. |
#1055;ервая стадия: вызов. | актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. | – Сегодня мы познакомимся с новым видом народных промыслов, этот вид называется глиняная игрушка. На Руси традиционно было несколько видов глиняных игрушек. На этом уроке познакомимся с Дымковской игрушкой. Давайте составим кластер по данной теме. На доске присутствует кластер, учащиеся выстраивают последовательность частей кластера.
| Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Р): целеполагание, Прогнозирование действия постановки и решения проблем. (К): инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника. (П): общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование | Объяснительно-иллюстративный, фронтальная форма |
3. Стадия вторая: стадия осмысления | Обучающийся обрабатывает полученную информацию, систематизирует ее. | Детям раздаётся текст ( приложение 2 ). Коллектив класса разбивается на группы по цвету. Каждая группа отбирает информацию соответствующую цвету. Дети записывают наиболее важную информацию на листах бумаги. Представитель каждой группы выходит к доске, раскрывает свою тему. Одновременно с рассказом демонстрируется презентация «Дымковская игрушка» (приложение 3). Дети дополняют ответы друг друга, находят подтверждение своих слов в презентации. По окончании этой работы «кластер» приобретает завершённый вид, где каждая тема раскрыта работами детей. Какую информацию вам хотелось бы ещё получить по этой теме? Домашнее задание поискать, возможно, существующую легенду по теме. Теоретических знаний получено достаточно, какой следующий этап?- практическая работа. На основании полученной информации, нарисовать Дымковскую игрушку | Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Л: осознание своих возможностей. Р: умение регулировать свои действия. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | Групповая форма. Словесный метод |
4. Стадия третья: рефлексии. | Учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. | Детям предлагается, используя полученную информацию, выполнить практическую работу — изобразить Дымковскую игрушку Подведение итога урока, просмотр работ учащихся | формирование на основе нового знания собственного аргументированного представления об изученном. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Р: контроль, оценка, коррекция. П: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К: организовывать учебное взаимодействие в группе. | Индивидуальная работа учащихся |
Список литературы
#1047;аир - Бек С . , Муштавинская И . Развитие критического мышления на уроке . Пособие для учителя . - М , 2004 . .
#1050;ритическое мышление : технология развития : Пособие для учителя / И . О . Загашев , С . И . Заир - Бек . - СПб : Альянс « Дельта » , 2003 .
#1057;елевко Г.К. Современные образовательные технологии . Учебное пособие . М . 1998
4 . « Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма » . Презентация Петровой Е.М. , учителя математики МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 1 » г . Новоалтайск .
#1041;утенко А.В. , Ходос Е.А. Критическое мышление : метод , теория , практика . - Красноярск : 2001. - 102 с.
#1057;айт международного журнала о развитии критического мышления « Перемена »
#1057;борник методических материалов семинара учителей Томского района , Томской области . Уроки с использованием приемов ТРКМЧП . - С. 62-68 , 90-100 .
#1060;естиваль педагогических идей
#1051;.Я. Супрун. "Городецкая роспись".Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.
#1052;. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи.2002 г.
#1045;. Субочева. "Городец". Книжка-раскраска.2000 г.
#1057;. Вохринцева. "Окружающий мир".Народное творчество. Дидактический материал. 2006 г. #1045;. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса"
13. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ. Татьяна Галактионова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"
Представлен подробный конспект урока литературы с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...
Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.
Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления....
Методическая разработка урока по истории по технологии развития критического мышления
Разработан урок по инновационным технологтям "критического мышления"....
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...
«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»
Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...
Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...