Методическая разработка урока: "Евгений Чарушин-художник-анималист".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Методическая разработка урока,посвященная деятельности Евгения Чарушина,как художника-анималиста.На уроке ученики знакомятся с необычным методом изображения животных,который использовал художник в своих иллюстрациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_det.sad_charushin.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока : «Евгений Чарушин-художник-анималист».
Программное содержание:
Расширять представления детей о художественных произведениях и иллюстрациях писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной графической технике – тычком жесткой полусухой кистью.
Развивать чувство фактурности и объемности.
Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего урока, поддерживать двигательную активность во время физминутки.
Воспитывать эстетически – нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционной графической технике.
Словарь:
Активизировать в речи уменьшительно – ласкательные слова: лисята, зайчата, медвежата, волчата, лисенок, медвежонок, зайчонок, волчонок.
Использовать в речи прилагательные: слабенький, беззащитный, безобидные, пушистые, милые, смешные, нескладный, толстенький, густая, мохнатая шерсть.
Использовать в речи наречие: вертикально.
Предшествующая работа:
Читали рассказы Евгения Ивановича Чарушина о зверятах, рассматривали иллюстрации к ним;
рисовали в нетрадиционной технике – тычком жесткой полусухой кистью по темам «Лисята», «Котята»;
тонировали листы бумаги способом набрызга.
Подготовка учителя:
Разработала конспект занятия.
Подобрала наглядный материал, музыкальное сопровождение для основной части занятия.
Продумала методы и приемы активизации мыслительной деятельности детей.
Продумала способ размещения детей и способ нетрадиционной техники рисования.
Оборудование и наглядные пособия:
Иллюстрации и книги русского писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, указка, магнитофон, листы бумаги с контурным изображением животного и с набрызгом, гуашь, жесткие и мягкие кисти, стаканчики для воды, подставки для кисточек, салфетки.
Организация и методика проведения занятия.
I.Путешествие по выставке.
В библиотеке представлена выставка иллюстраций и книг русского писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
В два ряда поставлены столы для занятий.
Приглашаю детей на урок.
Дети входят в библиотеку, встают полукругом.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами пришли на выставку великолепных зарисовок о животных замечательного русского писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
Назовите, пожалуйста, животных, которых вы видите на нашей выставке.
( Ответы детей: лисенок, волчонок, медвежонок, волк, волчата, олененок, зайчиха с зайчатами, зайчата, медвежата).
Воспитатель:
Особенно любил Евгений Чарушин звериных малышей, забавных и беспомощных. Вот олененок – слабенький, беззащитный. Сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встает. Но в некоторых зверятах художник подмечал будущих хищников, не всегда безобидных и безопасных.
- Как вы думаете, почему раскричался этот рыжий лисенок?
Ответы детей:
(Испугался, что мама его оставила одного).
Учитель:
- Посмотрите, как у него от страха хвостик напрягся, шерсть растопырилась.
И нескладный, и колючий, совсем как задиристая елка, что рядом растет.
- Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. Любуется ими Евгений Чарушин и хочется ему передать в рисунке свое доброе к ним отношение.
- А что вы можете рассказать о медвежатах?
Ответы детей:
(Мы видим у медвежат мягкие уши, нескладные лапы, серьезные мордочки, густую мохнатую шерсть, как прижались друг к другу проголодавшиеся малыши).
Учитель:
Молодцы, ребята! А теперь садитесь, пожалуйста, за свои столы.
II. Беседа по художественным произведениям Е. И. Чарушина.
Учитель:
- Итак, ребята, мы рассмотрим с вами маленьких лесных зверят на нашей выставке. Таких пушистых, милых и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому не случайно его первые рассказы о животных называются уменьшительно – ласкательными словами.
- Назовите, пожалуйста, эти рассказы.
Ответы детей:
(«Волчишко», «Олешки», «Медвежата», «Про зайчат»).
Учитель:
- Послушайте отрывок из рассказа Е. Чарушина:
«…маленький – маленький котеночек ходит, большеголовый котеночек. Хвост короткий – не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего…»
Ответы детей:
(Этот рассказ называется «Лесной котенок».)
Учитель:
- О ком рассказал автор в своем рассказе?
Ответы детей:
(В своем рассказе автор рассказал о рысенке).
Учитель:
- Какие слова использовал автор для описания котенка?
Ответы детей:
(Маленький котеночек, большеголовый котеночек, хвост короткий – не хвост, а
хвостишко, мордочка пучеглазая, глаза глупые.)
Учитель:
- Как называется рассказ Е. Чарушина ,из которого я вам прочитаю отрывок:
«…ну, я не вытерпел, все – таки посмотрел за брезент и увидел: два маленьких – маленьких, с белыми пятнами зверьков – не больше кошки ростом – стоят и на меня глазами и ушами наставились. Ножки тонкие – тонкие, вроде карандашей, передние в коленях сходятся, а у земли разошлись в стороны.
Как называется этот рассказ Е.Чарушина?
Ответы детей:
(Этот рассказ называется «Олешки».)
Физминутка «Забавные зверята».
III.Уточнение и закрепление методов и приемов рисования.
Учитель:
- Читая книги Е. И. Чарушина и рассматривая его иллюстрации, мы узнаем много нового и интересного о животных. А сегодня вы сами будете художниками и нарисуете своих замечательных зверят. Перед вами лежат листочки с фоном, которые вы сделали на прошлом занятии способом набрызга. А сегодня мы с вами нарисуем животных. Вспомните, каким способом мы рисовали «Котенка», чтобы он получился пушистый?
Ответы детей:
(Способом тычка.)
Учитель:
- Давайте вспомним правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью. Как нужно правильно держать кисть при рисовании тычком?
Ответы детей:
(Кисть надо держать вертикально.)
Учитель:
- Можно ли опускать кисть в воду при рисовании тычком?
Ответы детей:
(При работе тычком кисть в воду опускать нельзя. При работе тычком кисть в воду не опускают.
Учитель:
- Возьмите в правую руку кисть вертикально. Давайте покажем в воздухе, как мы будем рисовать способом тычка. Таким образом заполняется весь контур вашей фигуры (упражнения в воздухе).
IV. Самостоятельная работа детей.
Звучит тихая музыка Антонио Вивальди «Весна».
Во время рисования слежу за осанкой детей, как держат кисть. Осуществляю
индивидуальную помощь( дополнительный показ, совет). Когда остается несколько минут до конца занятия, предупреждаю детей:
- Ребята, заканчиваем свои работы.
V. Анализ детских работ.
При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:
- Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?
VI. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу.
Назовите способ рисования, который мы использовали сегодня.
Ответы детей:
(Мы рисовали тычком жесткой полусухой кистью.)
Учитель:
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались, рисовали увлеченно, с желанием. Работы получились аккуратные, зверята на них как живые. Наши рисунки мы разместим на выставке Е. И. Чарушина и пригласим ребят из других групп посмотреть нашу выставку.
Список литературы:
1.Кузнецов Э. «Звери и птицы Евгения Чарушина».
Москва: Советский художник,1983г.
2.Чарушин Е.И. «Волчишко».
Москва, «Детская литература», 1977 г.
3.Чарушин Е.И. «Медвежата».
Ленинград, «Детская литература»,1987 г.
4.Чарушин Е.И. «Кот Епифан» и другие рассказы.
Издательство «Правда», Москва, 1991 г.
5.Чарушин Е.И. «Друзья».
Издательство «Малыш», Москва 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Урок с использованием регионального комплекса «Вокруг тебя – мир» Тема урока: «Евгений Носов «Трудный хлеб». 5 класс
Данный урок включен в программу регионального компонента с использованием комплекса "Вокруг тебя - мир" Главная задача - обратить внимание учеников на проблему: важно оказывать...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Презентация к уроку: "Евгений Чарушин-художник-анималист".
Презентацию можно использовать для иллюстрирования урока : "Евгений Чарушин-художник=анималист"....