Урок с использованием регионального комплекса «Вокруг тебя – мир» Тема урока: «Евгений Носов «Трудный хлеб». 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Данный урок включен в программу регионального компонента с использованием комплекса "Вокруг тебя - мир" Главная задача - обратить внимание учеников на проблему: важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя. На уроке применена технология развивающего обучения. Заданияпредусматривают разные формы работы учащихся: индивидуальную, в группах, творческую. Вопросы, задаваемые учителем, способствуют желанию детей высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок с использованием регионального комплекса «Вокруг тебя – мир»
Тема урока: «Евгений Носов «Трудный хлеб». 5 класс
Цели урока:
1)формирование умения сопоставлять близкие по теме произведения в
соответствии с поставленной проблемой;
2)развивать навыки вести беседу, работать в группах, частично анализировать текст;
3)обратить внимание учеников на проблему: важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.
Применяемые технологии обучения: элементы модульной технологии;
Технология развивающего обучения;
Оборудование: иллюстрации к произведению, словарные плакаты, творческие работы учеников, книги «Вокруг тебя - мир»
Ход уроков (2 часа):
Лучший способ сохранить своих друзей - не предать их
У.Мизнер.
Не богатство друг, а друг – богатство.
И.Стобей.
1)Слово учителя.
Объявление темы и целей урока. Обращение к эпиграфам к уроку (постановка проблемного вопроса):
Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа? (дать ответ в конце урока)
2)Словарная работа. Афоризм - краткое выразительное изречение.
Слово учителя.
Тема урока сегодня выбрана не случайно. Очень часто в классе мы говорим об отношениях между ребятами, об умении уважать и ценить каждого члена нашего коллектива, верно судить о поступках друг друга.
И не раз мы отмечали, что писатели часто обращают наше внимание на то, чему мы не придаём значения в повседневной жизни. Они наделены особым даром: умением всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, заставлять и нас о том, что заинтересовало писателя.
Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного из таких писателей.
3)Сообщения учащихся о жизни и творчестве Е.Носова (материал для сообщений дети подбирали сами).
(Рецензирование рассказов учащихся учениками и учителем.)
- Я хочу прочитать вам одно газетное сообщение, которое потрясло меня до глубины души.
4) Чтение фрагмента газетной статьи (книга для учителя «Методические рекомендации к комплексу»)
5)Словарная работа (трудные слова из статьи)
Экспедиция- группа участников похода со специальным заданием;
Метала - быстро ставила;
Яства-угощения;
Тунеядец - бездельник.
6) Вопрос к 1 части статьи: Как вы относитесь к поступку охотника?
( Учитель организовывает дискуссию по данной проблеме, стремится к тому, чтобы прозвучали разные точки зрения)
7) Чтение 2 части статьи. Вывод автора заметки.
Прежде, чем мы прочитаем рассказ Носова, запишите в тетради вопрос, на который ответите после его прочтения: «Что объединяет этот рассказ и статью из газеты, которую мы обсуждали»?
( Записав ответы, обсудите их с товарищем по парте, дайте оценку написанному варианту).
8) Чтение рассказа Е.Носова и работа по его анализу.
-Ответьте на поставленный перед чтением вопрос.
-Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
-Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
-Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – полноценный помощник своего хозяина?
-Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у иного хозяина?
-Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?
9)Рассмотрим возникшие в ходе беседы предположения.
-Должна же быть от собаки какая-то польза?
-Собака бы тосковала дома без хозяина.
-Хозяину в лесу с собакой не так скучно.
-Хозяин Чанга хотел, чтобы он почувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
Вопрос. С каким высказыванием вы полностью согласны, а с кем бы вы поспорили и почему?
Как вы думаете, почему рассказчик «уже жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чанга?
В каких словах рассказа выражена его основная мысль?
Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа?
Как вы понимаете смысл названия рассказа?
Важно ли, какой «хлеб есть: трудный, честно заработанный или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?
10)Работа учащихся в группах.
Задание.
1 группа - художники. Нарисовать иллюстрацию к рассказу, подобрать к ней надпись из текста.
2 группа - критики. Написать аннотацию к рассказу.
3 группа - учителя. Представьте, что вы идёте на урок, где обсуждается данный рассказ. Вам нужно провести беседу по тексту, Задайте к нему несколько вопросов.
Комментарий учителя: при выполнении заданий нужно свой выбор связать с основной мыслью текста.
11) Проверка выполнения групповых заданий. Ученики обсудили варианты своих работ в группах, а затем лучшие продемонстрировали классу.
Вывод учителя: помощь нужна и людям и животным, Но нужно помнить, что она не должна быть унизительной для того, кто в ней остро нуждается. Она должна поддержать, а не задевать гордости и достоинства человека и даже животного.
12) Работа над творческим заданием по статье и рассказу.
Установка учащимся перед работой.
Написать отклик на статью.
Перед написанием решите, кому адресуете письмо:
-хозяину убитой собаки-1группа;
-автору статьи-2 группа;
-детям охотника-3 группа.
Вспомните об особенностях лексики, синтаксиса при написании писем. Постарайтесь передать свои чувства и выразить корректно своё отношение к охотнику из статьи. Подумайте, чего вы хотите добиться своим письмом? Какие мысли, возникшие по ходу обсуждения рассказа, можно было бы использовать при написании такого письма?
13) Обсуждение в группах, редактирование и чтение вслух лучших вариантов сочинений.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Завершить творческую работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»
Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...
Интеграция на уроках по учебно-методическому комплексу "Вокруг тебя - Мир..."
Учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." для 5-8 классов является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он дает возможность обсуждать про...
урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)
Цели:1. Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...
Урок литературы в 5 классе Е.Носов "Трудный хлеб"
Учить анализировать, сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой,развивать мыслительную деятельность, обогащать словарный запас, воспитывать собранность, организо...
Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)
Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)Цель урока: Обучающая ·...
Е.Носов "Трудный хлеб"
Цель:познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».Задачи:• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мы...
"Е. Носов "Трудный хлеб "
урок...