Прялка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта. Конструкция и декор предметов народного быта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta-pryalka.docx | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель | Киреева Татьяна Ивановна, учитель изобразительного искусства МБОУ Дорогобужская СОШ № 2, г. Дорогобуж Смоленской обл. |
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Автор УМК | Б.М. Неменский «Изобразительное искусство» |
Учебник | 5 кл – Н.А.Горяева, О.В.Островская Изобразительное искусство - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М.Неменского Москва «Просвещение» 2016 год |
Тема урока | Конструкция и декор предметов народного быта. Живая душа русской прялки |
Система уроков | Древние корни народного искусства I четверть 4 урок |
Тип урока | урок открытия и закрепления новых знаний |
Методы и формы обучения | Беседа-путешествие, интерактивная лекция, практическая работа |
Цель урока | - Создать условия для формирования у учащихся представления о конструкции и декоре предметов народного быта на примере прялки; расширение кругозора, воспитание любви к народной культуре, родному краю; - Развивать творческую и познавательную активность при помощи самостоятельно проведённого исследования; воображение, фантазию, создавать узоры, исходя из собственного замысла. - Способствовать формированию пр. навыков работы в конкретных материалах, моторных способностей. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать специфику образного языка ДПИ. Пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Уметь применять различные материалы и выразительные средства орнаментальных композиций в творческой работе |
УУД Личностные (ЛР) | - духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к предметам народного искусства - источнику красоты и вдохновения; - знать народные традиции, проявлять чувство гордости за русскую культуру, культуру Смоленщины - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; развитие эстетических чувств; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - развитие самостоятельности в решении различных изобразительных задач; - развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творч.деятельности - ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы. Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла. Давать определения понятиям. - развивать способность смыслового восприятия художественного текста; - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. - вступать в диалог, формулировать собственное мнение и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию - адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; - уметь организовать место занятий. |
Понятия, термины | Прялка, кудель, веретено |
Вид занятия | Декоративное рисование |
Наглядно демонст-рационный материал | Мультимедийная презентация «Русская прялка», аудиозаписи песни "Веретёнце» , русская народная песня «Пряха», литературный ряд: А.С.Пушкин |
Оборудование уч-ся | Альбом, шаблоны заготовок к пр. работе, восковые мелки, акварель, кисть, баночка, клей, ножницы |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обуча-ющие и развива-ющие компоненты,задания и упраж-нения | Формы организа-ции взаимо-действия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1. Оргмомент 1 мин. | Ф | - Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с миром изобразительного искусства. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". - Почему это важно? | Выполняют оценку/ самооценку готов-ности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -их расположения на парте, -самостоятель ность подготовки | Познавательные - Личностные: внимание, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: саморегуляция | ||
2. Мотивация учебной деятель-ности 1 мин | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготов-ка уч-ся к усвоению изучае-мого материала | Ф | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. - Ребята, сегодня на уроке мы отправимся с вами в небольшое путешествие, в наше прошлое.. Но прежде, я прочитаю вам несколько строк. Ваша задача отгадать, о чём идёт речь: В каждом доме вечерком Раньше не скучали- Женщины из всей семьи Мяли, пряли, ткали А сейчас пылишься ты – По углам музеев, И глазеют на тебя Толпы ротозеев. Многим даже невдомёк Что эта машина Поклон низкий от людей Русских заслужила. (о жизни русской женщины, её занятиях, о прядении, ткачестве и прялке…) | Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы |
3. Актуа-лизация знаний 3 мин. | Беседа с организа-цией повто-рения | Ф, К | Приём "Я беру тебя с собой" (На доске иллюстрации с предметами быта прошлого и настоящего, либо кроссворд) - На предыдущих уроках мы знакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. Какие предметы помогали женщине в её повседневной жизни? (ухват, коромысло, короб, сундук, прялка) Предлагает выбрать предметы, необходимые женщине или выполнить кроссворд. - Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие - путешествие в наше прош-лое. Познакомимся как наши прабабушки проводили длинные зимние вечера. | Слушают учителя, отвечают на вопрос. Выбирают предметы или выполняют кроссворд с самопроверкой. Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия. | Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы доказывать и анализировать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение анализировать, осуществлять сравнение. | Устные ответы |
4. Коллектив-ное обсужде-ние темы Создание ситуации успеха 3 мин. | Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы. | Ф, К | Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав с дороги, заглянули в крестьянскую избу конца 19 в Здесь все как в природе – гармонично и совершенно. Под тихую спокойную музыку читает стихотворение. В низенькой светелке | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Вступают в диалог с учителем. | Личностные: проявляют интерес к литературно-художественной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения Коммуникативные: высказывают собственное мнение, строят понятные речевые высказывания умеют слушать друг друга, делают выводы Регулятивные- волевая саморегуляция | Устные ответы |
5. Целеполагание и построение проекта, выхода из затрудне-ния 1 мин | Беседа | Ф | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему - Сформулируйте тему и цель нашего урока. - Откуда мы можем получить нужный материал? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания? | Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цель урока. Составляют план достижения цели и определяют средства. | Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. Познавательные: поиск и выде-ление необходимой информации, применение методов информац. поиска; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: планирова-ние учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. | Устные ответы |
6. Реализация построенного проекта 10 мин | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами лекции | Ф, К | Интерактивная лекция. Игра «Инфо-угадайка». Цели метода: Узнать, какое значение имела прялка в жизни женщины- русской крестьянки, представление нового материала, его структурирование, оживление внимания обучающихся. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры, презентация Проведение: Учитель называет тему урока «Живая душа русской прялки». На доске прикреплён лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на сектора, пронумерованные, но пока не заполненные (или заполнены и закрыты). Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор или открывает название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Рассказ идёт по слайдам 1 сектор. Прялка (Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь в беседе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые слова). Они вносятся на плакат по ходу сообщения) Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество 2 сектор. Лён — высокое травянистое растение, которое исторически использовали для прядения раньше других. Волокно получают из надземной части растения. Его легко прясть. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление одежды, рушни-ков. Но сначала надо лен спрясть - превратить в нити. Лён мяли, трепали, чесали. В результате этих работ получа-лась кудель – пучок льняных волокон. 3 сектор. Процесс прядения. Ручное прядение было очень медленным. Для того чтобы кудель превратилась в нить, её привязывали к прялке и начинали прясть, затем получалась нитка. Готовую нитку наматывали на веретено. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопаске, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. – Сколько могла пряха за день напрясть? Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 м пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 м ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! 4 сектор Типы прялок. Они были двух типов: с гребнем и с лопастью. Составные и корневые. «На осине сижу, сквозь клёну гляжу, березу трясу». - Может, кто-то догадался, о чём эта загадка? Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае. 5 сектор Устройство прялки Городки, лопасть, серьги, ножка, донце Городки - разные выступы, в верхней части, обозначающие путь солнца по небосводу, символ дневного солнца. «Серьги» - выступы в нижней части, символы ночного (подземного) солнца. Вертикальная ножка с лопастью, к которой привязывалась кудель для прядения. Кудель прикреплялась именно к той части лопасти, где находится большое солнце. Донце – горизонтальное сиденье для пряхи 6 сектор Форма и украшение Украшали росписью или резьбой. Часто украшали знаками-символами солнца, встречались растительные мотивы, удивительные птицы и длинноногие кони. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю тому дарю», советы, поучения: «Пряди, прялку береги» 7 сектор Фольклор Тема прядения широко представлена в песенно-игровом фольклоре молодежи. Так, весной девушки исполняли веснянки, призывая птиц, которых просили принести весну и атрибуты рукоделия: «Жаворонки... принесите весну... Слушание песни, изображение движений-имитация ручного труда.«Уж, ты, прялица 1. Уж, ты прялица, ты, прялица моя, Ты красавица, красавица моя. Ты расписана листочками, Разукрашена цветочками. 2. Ой ты, прялица, ты, прялица моя, Сослужи-ко службу верную, Сопряди-ко нитку тонкую, Нитку тонкую, шелковую…. 8 сектор Поэзия Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение. «В избушке распевая, дева прядёт, Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней..», - А.С.Пушкин 9 сектор Моя Смоленщина Производство льна было основным промыслом на Смоленщине, т.к. этому благоприятствовал умеренный климат и плодородие местной почвы. Возделывани-ем льна, его переработкой, прядением, ткачеством на смоленской земле люди занимались с незапамятных времен На Смоленщине пряли "с гребня", этот способ давал возможность получить тонкую "кружельную" нить. В Смоленской губернии прялку называли «копаная», заключая в этом названии намек на выко-панный корень дерева, послуживший прялке донцем.В последний день маслени-цы женщины, празднуя окончание пряде-ния, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем даль-ше они проедут, тем длиннее уродится лён. В Смоленске есть музей льна – единствен-ный в России музей подобного профиля 10 сектор Эскиз прялки -Как вы думаете, что будет в этом секторе? -Как изобразить прялку? (Т.о, наглядно и в четко структурирован-ном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В конце учитель задает вопрос, действи-тельно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает уч-ся следить за аргументацией учителя и ви-деть актуальный в данный момент рас-сказа аспект темы. Отчетливое разделе-ние общего потока информации способст-вует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы) | Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о конструкции и декоре прялки. Рассуждают о строении композиции росписи и связи её с конструкцией. Ещё раз анализируют выполненное задание. | Личностные: проявляют интерес самоопределение, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии. Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, цвет и форму. Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. | Устные ответы |
7. Первичное закрепление 2 мин | Беседа | Ф, П | Игра «Третий лишний» Организует работу в парах (группах). Объясняет правила игры. Условия игры: на столах лежат карточки с изображениями различных предметов быта или их частей Необходимо проана-лизировать изображённые предметы и исключить лишний предмет или часть предмета. Организует проверку задания. Раздаёт карточки с правильными ответами и критериями оценивания работ. - При выполнении задания советуйтесь друг с другом. | Работают в парах. Рассуждают, анализируют. Делают выводы. Приходят к одному решению. Сравнивают ответы с эталоном. Оценивают свою работу
| .Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате тв. работы доказывать и анализировать. Коммуникативные: планирова-ние учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение анализи-ровать, осуществлять сравнение. | Наблюде-ние за выпол-нением упраж-нений |
8. Постановка художественной задачи 1 мин | Объяснение | Ф | - На столах лежат по 3 прямоугольника-это осн. составляющие прялки. Каждому в группе необходимо выполнить по одному осн. элементу прялки, а затем соединить все элементы в единое целое. Выполнить эскиз прялки с использовани-ем знаний о русском традиционном орнаменте и его символике. - Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы? (Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу, коня) - А что означают эти символы? (Счастье, радость, богатство.) | Работают в группах. Рассуждают, анализируют. Делают выводы. Приходят к одному решению | Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества друг с другом Регулятивные: целеполагание - постановка худож-ной задачи, планирование, прогнозирование. | |
9. Самостоятельная работа. Работа над краткосрочным проектом «Прялка» 15 мин | Тв.практическая деятельность | Г | Выполнение мини-проекта «Прялка» Класс поделен на группы по 3 чел. Организует работу в группах. Раздаёт по 3 заготовки-прямоугольника, составляющие прялки, инструкцию, дополнительную литературу. Звучит русская народная музыка. Инструкция: 1.Продумать общую форму прялки и её элементов. Заготовки сложить, вырезать формы в соответствии с замыслом 2. Продумать композицию. 3. Центральное изображение выделить размером и сделать его упрощенным и обобщенным. 4. В композиции - геометрические и растительные элементы, выстраивая их в определенном ритме. 5. В работе можно использовать разную технику (восковые мелки, акварель ) Во время выполнения работ учитель проводит текущий инструктаж: 1) контроль организации рабочего места; 2) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения3) контроль качества выполняемой работы | Делятся на группы по 3 чел.Определяют ответственных. Каждой группе необходимо изучить: - связь конструкции предмета с компози-цией его росписи; - отличительные особенности конструкции и росписи предметов народного искусства в различных уголках России; – дать название прялки Группы готовят защиту проекта | Личностные: самоопределение, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии Познавательные: умение структурировать знания и умения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирова-ние учебного сотрудничества с одноклассниками. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение; самопроверку | Устные ответы, наблюде-ние |
10. Контроль и оценка использования способа действия Просмотр и анализ работ. 4 мин. | Выставка работ учащихся. Обобщение полу-ченных на уроке сведений, оценивание резуль-татов работы. | Ф, К | - Теперь посмотрим, что у вас получилось. Учитель организует мини-выставку детских работ «Русская прялка». Предлагает учащимся посмотреть, какие творческие работы получились. -Давайте рассмотрим нашу выставку. -Какая прялка вам больше понравилась? Почему? -Что вам легче всего удалось выполнить в творческой работе? -В чём испытывали затруднения? -Как вы назвали свои прялки? -Ребята, тема нашего урока: «Живая душа русской прялки» А у ваших нарисованных прялок есть душа? -Согласна, у нарисованных прялок тоже есть живая душа, ведь они созданы вашими руками, изображают добрые символы, которые рисовали ещё наши древние мастера. Они также радуют людей своей красотой.Молодцы, красивые прялки у вас получились. -Ребята, скажите, где бы вы применили тот опыт, который получили на этом уроке? Учитель оценивает работы учащихся, ставит оценки. | Анализируют работы, сравнивают, отмечают удачные варианты, высказы-вают свое отноше-ние к творческим работам своих одноклассников, оценивают.Отвечают свободно на вопросы учителя. Обдумывают, сопос- тавляют работу мастеров и свою. Осмысливают значимость ручного труда человека, её художественную ценность. Высказыва ют свое впечатление от представленных работ. Отвечают на вопрос учителя, косвенно подводят итог. | Познавательные: умение структурировать знания и умения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание развитие умения контролировать и оценивать результат творческой деятельности, умение анализировать выполненную работу;. Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, адекватное восприятие информации учителя и учащихся, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке; прогнозирова-ние и получение конкретного результата. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций, | Устные ответы, наблюде-ние |
11. Рефлексия 2 мин. | Обобщение полу-ченных на уроке сведений, оценивание резуль-татов работы. | Ф, И | Учитель организует рефлексию – «облако «тегов». Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Закончи фразу: - Я узнал.. - Я понял, что… - У меня получилось... - Было трудно... - Для меня было открытием... - Мне понравилось... - Теперь я могу… - Было интересно… - Я смог… - Мне захотелось… и т.д. | Делают выводы. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности. | Личностные: смыслообразова-ние, значимость творчества (Я сам) Познавательные: развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности Коммуникативные: умение общаться с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; прогнозирование и получение конкретного результата. | Устные ответы |
12. Домашнее задание 1 мин. | Ф | Задаёт и комментирует домашнее задание. Предлагает найти материал о русской народной вышивке. 1 уровень – просто найти: 2 уровень – представить в письм.форме; 3 уровень - представить в письменной форме с презентацией. | Определяют домашнее задание. Выбирают уровень. | Личностные: самоопределение; проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. | ||
13. Итог 1 мин. | Ф | Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа, прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков. Постарались вложить в свою работу частичку своей души. Русская прялка узором богата, Формой красива, резьбой хороша. Мастер создал её в прошлом когда-то, В ней старина и живая душа… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»
урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».
план - конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс....
"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...
урок ИЗО в 5 классе по теме "Мы рисуем русскую прялку"
Техники украшения русских прялок (работа в цвете)...
Северные прялки
Урок об особенностях росписи северных пермогорских прялок...
Открытый урок по изо для 5 класса по теме «Прялка»
Тема урока посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет....
Разработка урока ИЗО по теме "Прялка"
Презентация и разработка урока ИЗО в 5 классе по программе Б. Неменского....