Разработка урока ИЗО по теме "Прялка"
методическая разработка по мхк (5 класс) по теме

Родионова Маргарита Евгеньевна

Презентация и разработка урока ИЗО в 5 классе по программе Б. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_ur_izo_pryalka.doc49 КБ
Office presentation icon pryalka.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Родионова М. Е. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе.

1 четверть

Тема: Русская прялка.

Задание: Выполнение эскиза росписи прялки.

Цели:

  1. дать учащимся представление о прялке, как о предмете декоративно-прикладного  искусства.
  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям предков.
  3. Развивать навыки использования элементов русского орнамента в творческой работе.

 Оборудование к уроку:

Для учителя:

Таблицы с изображением прялок, книга « Кижи», Презентация по теме «Прялка»,

Музыкальный ряд: песня «Пряха», таблица-схема конструкция прялки, лист, ножницы, маркер.

Для учащихся:

 лист альбомный, карандаш, резинка, ножницы, тетрадь, акварель, кисть, банка с водой.

План урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Беседа об истории пялки.
  4. Объяснение и показ этапов работы.
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Итоги.
  7. Уборка рабочих мест.

 

Ход урока:

Беседа.

(Звучит фрагмент песни «Пряха») на слайде пряха

1.«Давайте представим: заброшенная деревушка,  старинные бревенчатые  избы. Заглянем в оконце одной из них. Мы видим большую комнату , вдоль стен  широкие лавки, а на одной из них сиди пряха, русская женщина и рядом с ней прялка, она ловко вытягивает из кудельки нить и накручивая на веретенце.

В избушке распевая, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней,-

                                                      писал А.С.Пушкин.  

Прялка, как обязательный предмет женского рукоделия, ушла в далекое прошлое.

Вопрос:  но почему же в экспозициях музеев она занимает почетное место?  

 

Давайте посмотрим некоторые из них. (Показ слайдов прялок )

(Дети дают ответ: они очень красивые, украшенные, нарядные.)

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Ручное прядение было очень медленным и нудным занятием. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла спрячь в день 300метров пряжи, чтобы соткать затем одну рубаху, необходимо 5 тысяч метров пряжи. Поэтому уже в 6-8 лет девочку садили за прялку, что бы к замужеству она успела собрать себе приданое. Кроме того прялка часто была подарком, жених дарил прялку невесте, муж – жене, отец дочери. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству.

Часто девушки собирались в одной большой избе, пели за прядением песни, рассказывали сказки. Каждая с гордостью несла на посиделки, держа за ножку, свою прялку. Заходили на огонек и парни, затевали игры, да присматривали себе невест, а  примечали , какая девушка мастерица, ровная ли у нее ниточка выходит или узловатая. Если ровная, то и характер будет покладистый, нет, так и характер скверный.»

(Показ слайдов)

Давайте рассмотрим форму узор прялок.

2. Конструкция прялки.

Вопрос: из каких частей состояла прялка?

(лопастка, ножка, городки, серьга, донце)

Прялки Верхнего и Среднего Поволжья: прялки-«терема», прялки-«башенки».

Вопрос: почему их так назвали?

Резные прялки Русского Севера как бы отразили в себе покой и величественность северной природы.

Вопрос: назовите цвета росписи?

( цвета не яркие, гармонично подобранные)

Северодвинские прялки с многоцветной яркой росписью.

Вопрос: Как располагали узор эти мастера?

(В три яруса)

Вопрос: что изображалось в верхнем? среднем?   нижнем?

(небесные окна, птицы и дерево жизни, конь с санями)

 Городецкая прялка. В ее росписи встречаются сюжеты из жизни горожан: катание на лошадях, чаепитие, праздники)

Вопрос: какая часть прялки здесь изображена?

(донце)

Но донце не украшалось росписью. Поскольку прялка разбиралась, то когда она  была не нужна, донце вешали на гвоздь в доме, как картину.

Показ карельских прялок ( книга «Кижи»).

В экспозиции музея Кижи также есть карельские прялки, похожие на узкие веселки, поморские, украшенные сквозной резьбой,  пудожские с букетом из листьев и цветов.

. Вопрос:  посмотрите, какими тремя способами могла быть украшена прялка?

(росписью, резьбой, сквозной резьбой)

Конструкция прялки.

Практический показ этапов работы:

  1. Сложить лист пополам вдоль.
  2. Найти сгиб, к сгибу нарисовать половину лопастки с ножкой.
  3. Вырезать.
  4. Развернуть  закрасить светлым тоном, акварелью.

  1. 2.

Презентация «Русская прялка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская прялка. В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,- А.С.Пушкин.

Слайд 2

«Пряха» русская народная песня

Слайд 5

ножка лопаска городки серьга донце Конструкция прялки .

Слайд 6

Прялки Среднего Верхнего Поволжья. Прялки-башенки,

Слайд 7

Прялки- «терема»

Слайд 8

Северные прялки .

Слайд 9

Вологодские прялки.

Слайд 10

Северодвинская прялка .

Слайд 13

Фрагмент росписи Северодвинской прялки.

Слайд 14

Городецкие прялки (донце)

Слайд 15

Как украшались прялки? Сквозной резьбой (Вологодские), росписью или трехгранновыемчатой резьбой .

Слайд 16

Автор преподаватель изобразительного искусства МКОУ « Эссойльской СОШ» Родионова М.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...