"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка".
1. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назначения. Учить создавать композицию из элементов растительного орнамента народной росписи, гармоничному цветосочетанию, технике работы с кистью и красками.
2. Познакомить учащихся с народным творчеством, дать сведения о Городецкой росписи.
3. Развивать чувство цвета, формы, творчество, навыки работы с ножницами, кистью и красками.
4. Воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, трудолюбие, умение доводить дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx_pryalka-pryalka_.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка», 5 класс.
Учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории
Гуфранова Надежда Вениаминовна
Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Городецкой росписью.
Задачи:
- Обучающие. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назначения. Учить создавать композицию из элементов растительного орнамента народной росписи, гармоничному цветосочетанию, технике работы с кистью и красками.
- Познавательные. Познакомить учащихся с народным творчеством, дать сведения о Городецкой росписи.
- Развивающие. Развивать чувство цвета, формы, творчество, навыки работы с ножницами, кистью и красками.
- Воспитывающие. Воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, трудолюбие, умение доводить дело до конца.
Оборудование.
- Для учителя: Наглядные пособия (прялка); нитки; изделия, вытканные из ниток; детские работы; модель прялки, классическая музыка, презентация росписей.
- Для учащихся: бумага, баночка для воды, ножницы, краски, кисти
План доски:
Вещи (ткачество, вязание) | Число Тема Цель Эскизы работ | Иллюстрации прялок или презентация | |||||||
Элементы росписи | |||||||||
Вид урока: проблемно-обучающий
Содержание: Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции прялки, подчеркивание формы и конструкции узором. Внимательное отношение народных мастеров к особенностям материала (дерево). Символика цвета и образов народной росписи.
Задание: Беседа с показом наглядных пособий, опорных таблиц, презентации, макета прялки, самостоятельная индивидуальная работа над формой, эскизом росписи прялки с Городецкой росписью; способы симметричного вырезания; вещи, изготовленные из ниток (ткачество, вязание), детские работы.
Литературный ряд: С.К.Жегалова «Русская народная живопись; А.Рогов «Кладовая радости; Н.В.Тарановская «Маленькие чудеса», рассказ учителя.
Музыкальный ряд: Народные мелодии (как сопроводждение). Бородин, Скрябин – медленная классическая музыка (как фон при самостоятельной работе)
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие класса, анализ наличия инструментов и принадлежностей. Объявление темы занятия.
- Драматургическая завязка.
Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окошка. Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено…
Среди многих работ, которые выполнили крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать нужно было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.
Мы сейчас и представить не можем, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин льняного холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти (показываю изделия). Работы начинались ранней весной и заканчивались поздно осенью. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. И каждый стремился сделать подарок на радость и удивление. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
- Украшение прялки.
Детская работа
Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.
Расписные украшения прялки хорошо сочетаются с ее формой. Некоторые народные умельцы на лопаске рисовали корабль. Он, рассекая волны, мчится. Надулись от ветра пар\уса, накренились толстые мачты. А над кораблем цветущий сад. Художник «тяжелую» часть росписи поместил внизу лопаски. Так расписывали в Пермогорье. В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.
Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края. Тут поведано о счастливой семейной жизни, о пирах и застольях, тут и езда на ярмарку, покупка скота, изображения праздничных катаний молодцов, лихо играющих на гармонике, и сценки, явно повествующие о том, как женихи едут в дом невесты свататься. И вот что интересно_ любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях. Езда в телегах тоже встречается, но редко.
По пороше, по пороше,
По зиме, по холоду
Бегут сани из Казани,
Из Казани в Вологду.
Сами алыми коврами
Разукрашенные,
Дуги алыми цветами
Разрисованные,
У коней вороных
Гривы кольцами,
Кони мчатся, бренчат
Колокольцами.
Кто же гонит эти сани
По снегу, по холоду?
Это наши из Казани
Едут к вашим в Вологду!
- Педагогический рисунок.
Вырезаю прялку. У меня получилась вот такая форма прялки. У вас у всех будет разной формы.
Прежде чем рисовать художник думает о композиции, то есть о том, как расположить элементы узора на прялке, чтобы было красиво.
Я сейчас покажу вам приемы кистевой росписи на примере цветка купавки и птицы. Беру на кисть краску, пробую на палитре, нахожу нужный цвет и начинаю рисовать. Птиц обычно изображают, синим или черным цветом. Купавка – желтая, синяя, красная. Листья зеленые, с добавлением желтого цвета. Не обязательно точно копировать Городецкую роспись, можно придумать свои элементы.
5. Физкульминутка
6. Практическая работа.
Возьмите в руки бумагу, вырежьте прялку, подберите цвет на палитре и начинайте роспись прялки элементами Городецкой росписи.
В ходе самостоятельной работы учащихся обращаю внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.
7. Анализ работ.
Во время индивидуальной работы важно акцентировать внимание ребят на удачных находках и решениях, комментируя и поясняя, почему и как это получается. Неудачные работы показывать акцентуацией внимания тоже необходимо, но здесь надо аккуратно подсказывать пути исправления недостатков, подключая к диалогу самих детей.
8. Обобщение темы, рефлексия.
1) Практическая работа закончена. Учитель подводит общий итог, учитывая уровень самооценки, и закрепляет три основных понятия:
-урок мне понравился, потому…
-я на уроке научился (лась)…
-городецкая роспись – это…
- вырезать прялку - …
- делать своими руками – это…
что, чему и как учились ребята на этом занятии. «Тот, кто в жизни красиво сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет».
2) Задание на дом.
В качестве домашней работы учащимся предлагается поисковая деятельность (открытки, журналы, Интернет, семейные фотографии) по теме «Интерьер жилища крестьян».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ИЗО 5 класс "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка."
Знакомство с русской прялкой, её видами....
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»
Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельност...
Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."
Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается раздаточный материал к урок...
Технологическая карта изучения темы:Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка .
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялка".В карте отражены все этапы урока, их цели,деятельность учащихся и учителя....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Конструкция и декор предметов народного быта (прялка)
Произведения народного искусства жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.Узорные росписи, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелан...