Северные прялки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Урок об особенностях  росписи северных пермогорских прялок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryalki.docx66.94 КБ
Файл foto.docx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс. Русские северные прялки

Тема «Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки». «Мы рисуем русскую прялку». (2 урока)

Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Пермогорской росписью.

Задачи:

Познакомить учащихся с отдельными предметами  крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, Формировать умения самостоятельно составлять декоративно-сюжетные композиции. Учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре;  развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Оборудование и материалы:

Для учителя: Наглядные пособия (прялка), таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента, словарь терминов, шаблоны, презентация росписей.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Для учащихся:   альбом, простой карандаш, ластик, фломастеры, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.

План урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

2.Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Выставка и анализ детских работ.

7. Подведение итогов.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. Слайд №1

Русская народная песня  «Пряха». Слайд №2 (девушка за прядением, на фоне песни)

Пряха.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Слайд №3 (расписные прялки)

«Прялка» была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Слайд №4 (девочка, сидящая за прядением)

   Чтобы приготовить себе приданное, девушка  начинала прясть с 6-8 лет. Девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того, чтобы наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться.

    Слайд №5 (фото девушки за прядением)

  Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке. Садилась пряха и осторожно левой рукой вытягивала нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Слайд №6 (веретёна, мочесник)

Веретена с напряденными нитками-мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки – веселые вечеринки. Слайд №7 (Девушки сидящие за прядением, на фоне музыки) Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы.

Демонстрация старинной прялки + Слайд №8 (фото старинных прялок)

Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.

Сегодня мы познакомимся с северными Пермогорскими прялками. Слайд №9 (сцены из повседневной жизни: чаепитие, катание на лошадях, прядение)

Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края и любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях

В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями – фантастические существа: вещие птицы Сирины. (показ по таблице – Пермогорская роспись)

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

Слайд №10 (демонстрация отдельных элементов прялки)

Основные элементы прялки: 

  1. Городки
  2. Лопасть
  3. Серьги
  4. Ножка
  5. Донце  

Слайд №11 Существует множество пословиц и поговорок о прядении: (домашнее задание: дети называют поговорки, пословицы)

  1. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  2. Прялка не Бог, а рубаху дает
  3. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  4. Не ленись прясть, хорошо оденешься

Слайд №12 (северные прялки) Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Учитель показывает и называет росписи на прялках.

Слайд №13 Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Слайд №14 (пермогорская прялка) На Пермогорской прялке роспись лицевой стороны разбивается на две части.

Верхняя – большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях дерева (показ по таблице). Птица чаще всего заключена в круг. Птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, счастьен в дом. (предлагаются также варианты изображения упрощенного рисования петушка, цветка)

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием на конях, чаепитием, посиделками, свадьбой. В росписи пермогорских мастеров использовалось 4 цвета:

Красный – основной

Жёлтый и зелёный – сопутствующие

Чёрный – оживка, контур.

Физкультминутка: Слайд №15 (девочка, сидящая за прядением, на фоне песни о пряхе)

А сейчас я предлагаю Софии попробовать продемонстрировать, как прядут на настоящей прялке. Звучит фрагмент песни «Ах ты прялица» Ребята повторяют на местах движения, как прядут за Софией.

4 Постановка художественной задачи.

Слайд №16 (фрагмент верхней части прялки) У ребят уже к уроку готовы различные виды прялок, выполненные по шаблонам. Шаблон прялки разбивается на две части. На первом уроке ребята прорисовывают верхнюю часть прялки, вписывая в круг птицу Сирин, петушка или цветок (предлагается раздаточные карточки с элементами рисунка: бордюры, птицы, цветы). Оформляем и украшаем бордюры. Выполненную часть прялки раскрашиваем гуашью. На доске таблицы с элементами пермогорской росписи, с которыми ребята знакомились в 4 классе.

2-ой урок: Повторяем пройденный материал, закрепляем ответами на вопросы учителя. Слайд №17 (фрагмент росписи нижней части прялки)

- С какими северными росписями на прялках мы с вами познакомились?

- Какую северную прялку мы украшаем?

- Что изображали мастера на прялках?

- Какие цвета использовали для росписи?

«Ребята, внимательно рассмотрите предложенные вам шаблоны, выберите свой сюжет росписи.

выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Прядение»

Работу нужно выполнить в цвете  гуашью. По окончании работы, весь рисунок на прялке обводится чёрным фломастером (оживка)

Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Во время работы контролировать учащихся: поощрять их, помогать справляться с заданием.

 звучит музыка (русские песни). Слайд №18 (Палех. Девушка в избе за прядением)

5 Практическое выполнение задания.

   Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов

- Какие виды прялок существовали?

  - Назовите основные элементы прялки?

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека - прялкой.

Урок окончен.

Разработка урока по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс. Русские северные прялки

Тема «Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки». «Мы рисуем русскую прялку».

Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Пермогорской росписью.

Задачи:

Познакомить учащихся с отдельными предметами  крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, Формировать умения самостоятельно составлять декоративно-сюжетные композиции. Учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре;  развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Оборудование и материалы:

Для учителя: Наглядные пособия (прялка), таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента, словарь терминов, шаблоны, презентация росписей.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Для учащихся:   альбом, простой карандаш, ластик, фломастеры, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.

План урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

2.Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Выставка и анализ детских работ.

7. Подведение итогов.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

Русская народная песня  «Пряха».

Пряха.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Слайд №1 (старинная русская прялка)

«Прялка» была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Слайд №2 (разные виды и росписи прялок)

   Чтобы приготовить себе приданное, девушка  начинала прясть с 6-8 лет. Девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того, чтобы наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться.

    Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке. Садилась пряха и осторожно левой рукой вытягивала нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Слайд №3 (веретёна, мочесник)

Веретена с напряденными нитками-мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки – веселые вечеринки. Слайд №4 (Девушки сидящие за прядением) Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы.

Демонстрация прялки

Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.

Сегодня мы познакомимся с северными Пермогорскими прялками. Слайд №5 (сцены из повседневной жизни: чаепитие, катание на лошадях, прядение)

Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края и любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях

В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями – фантастические существа: вещие птицы Сирины. (показ по таблице – Пермогорская роспись)

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

Слайд №6

Основные элементы прялки: 

  1. Городки
  2. Лопасть
  3. Серьги
  4. Ножка
  5. Донце  

Существует множество пословиц и поговорок о прядении: 

  1. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  2. Прялка не Бог, а рубаху дает
  3. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  4. Не ленись прясть, хорошо оденешься

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Слайд №7 (северные прялки)

Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

На Пермогорской прялке роспись лицевой стороны разбивается на две части.

Верхняя – большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях дерева (показ по таблице). Птица чаще всего заключена в круг. Птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, счастьен в дом. (предлагаются также варианты изображения упрощенного рисования петушка, цветка)

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием на конях, чаепитием, посиделками, свадьбой. Слайд №8 (пермогорская прялка)

В росписи пермогорских мастеров использовалось 4 цвета:

Красный – основной

Жёлтый и зелёный – сопутствующие

Чёрный – оживка, контур.

Физкультминутка: 

А сейчас я предлагаю С. Попробовать продемонстрировать, как прядут на настоящей прялке. Звучит фрагмент песни «Ах ты прялица» Ребята повторяют на местах движения, как прядут за С.

4 Постановка художественной задачи.

Шаблон прялки разбивается на две части. Ребята прорисовывают верхнюю часть прялки, вписывая в круг птицу Сирин, петушка или цветок (предлагается раздаточные карточки с элементами рисунка: бордюры, птицы, цветы). Оформляем и украшаем бордюры.

Объясняется вторая часть задания.

 «Ребята, внимательно рассмотрите предложенные вам шаблоны, в нижней части прялки выберите свой сюжет росписи.

Выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Сказочные птицы».

Работу нужно выполнить в цвете  гуашью. Можно помочь себе фломастерами, подчеркнув мелкие детали или линии

Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Во время работы контролировать учащихся: поощрять их, помогать справляться с заданием.

 звучит музыка (русские песни).

5 Практическое выполнение задания.

   Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.

6 Выставка и анализ детских работ.

7 Подведение итогов

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека - прялкой.

- С какой северной росписью с вами познакомились?

 - Какие виды прялок существовали?

  - Назовите основные элементы прялки?

- Что изображали мастера на прялках?

- Какие цвета использовали для росписи?        

    .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».

план  - конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс....

"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс

Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1.      Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...

урок ИЗО в 5 классе по теме "Мы рисуем русскую прялку"

Техники украшения русских прялок (работа в цвете)...

Открытый урок по изо для 5 класса по теме «Прялка»

Тема  урока  посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет....

Разработка урока ИЗО по теме "Прялка"

Презентация и разработка урока ИЗО в 5 классе по программе Б. Неменского....

Русская северная прялка.

Методическая разработка к уроку ИЗО в 5 классе....