Северные прялки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Урок об особенностях росписи северных пермогорских прялок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryalki.docx | 66.94 КБ |
foto.docx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс. Русские северные прялки
Тема «Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки». «Мы рисуем русскую прялку». (2 урока)
Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Пермогорской росписью.
Задачи:
Познакомить учащихся с отдельными предметами крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, Формировать умения самостоятельно составлять декоративно-сюжетные композиции. Учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре; развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Оборудование и материалы:
Для учителя: Наглядные пособия (прялка), таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента, словарь терминов, шаблоны, презентация росписей.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, фломастеры, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
2.Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Выставка и анализ детских работ.
7. Подведение итогов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. Слайд №1
Русская народная песня «Пряха». Слайд №2 (девушка за прядением, на фоне песни)
Пряха.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка
Думы без конца…
Ты о чем взгрустнула,
Девица-краса?
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Слайд №3 (расписные прялки)
«Прялка» была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Слайд №4 (девочка, сидящая за прядением)
Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. Девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того, чтобы наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться.
Слайд №5 (фото девушки за прядением)
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке. Садилась пряха и осторожно левой рукой вытягивала нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Слайд №6 (веретёна, мочесник)
Веретена с напряденными нитками-мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки – веселые вечеринки. Слайд №7 (Девушки сидящие за прядением, на фоне музыки) Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы.
Демонстрация старинной прялки + Слайд №8 (фото старинных прялок)
Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.
В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.
Сегодня мы познакомимся с северными Пермогорскими прялками. Слайд №9 (сцены из повседневной жизни: чаепитие, катание на лошадях, прядение)
Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края и любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях
В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями – фантастические существа: вещие птицы Сирины. (показ по таблице – Пермогорская роспись)
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
Слайд №10 (демонстрация отдельных элементов прялки)
Основные элементы прялки:
- Городки
- Лопасть
- Серьги
- Ножка
- Донце
Слайд №11 Существует множество пословиц и поговорок о прядении: (домашнее задание: дети называют поговорки, пословицы)
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
- Прялка не Бог, а рубаху дает
- Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
- Не ленись прясть, хорошо оденешься
Слайд №12 (северные прялки) Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Учитель показывает и называет росписи на прялках.
Слайд №13 Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Слайд №14 (пермогорская прялка) На Пермогорской прялке роспись лицевой стороны разбивается на две части.
Верхняя – большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях дерева (показ по таблице). Птица чаще всего заключена в круг. Птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, счастьен в дом. (предлагаются также варианты изображения упрощенного рисования петушка, цветка)
В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием на конях, чаепитием, посиделками, свадьбой. В росписи пермогорских мастеров использовалось 4 цвета:
Красный – основной
Жёлтый и зелёный – сопутствующие
Чёрный – оживка, контур.
Физкультминутка: Слайд №15 (девочка, сидящая за прядением, на фоне песни о пряхе)
А сейчас я предлагаю Софии попробовать продемонстрировать, как прядут на настоящей прялке. Звучит фрагмент песни «Ах ты прялица» Ребята повторяют на местах движения, как прядут за Софией.
4 Постановка художественной задачи.
Слайд №16 (фрагмент верхней части прялки) У ребят уже к уроку готовы различные виды прялок, выполненные по шаблонам. Шаблон прялки разбивается на две части. На первом уроке ребята прорисовывают верхнюю часть прялки, вписывая в круг птицу Сирин, петушка или цветок (предлагается раздаточные карточки с элементами рисунка: бордюры, птицы, цветы). Оформляем и украшаем бордюры. Выполненную часть прялки раскрашиваем гуашью. На доске таблицы с элементами пермогорской росписи, с которыми ребята знакомились в 4 классе.
2-ой урок: Повторяем пройденный материал, закрепляем ответами на вопросы учителя. Слайд №17 (фрагмент росписи нижней части прялки)
- С какими северными росписями на прялках мы с вами познакомились?
- Какую северную прялку мы украшаем?
- Что изображали мастера на прялках?
- Какие цвета использовали для росписи?
«Ребята, внимательно рассмотрите предложенные вам шаблоны, выберите свой сюжет росписи.
выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Прядение»
Работу нужно выполнить в цвете гуашью. По окончании работы, весь рисунок на прялке обводится чёрным фломастером (оживка)
Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Во время работы контролировать учащихся: поощрять их, помогать справляться с заданием.
звучит музыка (русские песни). Слайд №18 (Палех. Девушка в избе за прядением)
5 Практическое выполнение задания.
Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.
6 Выставка и анализ детских работ.
7 Подведение итогов
- Какие виды прялок существовали?
- Назовите основные элементы прялки?
Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека - прялкой.
Урок окончен.
Разработка урока по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс. Русские северные прялки
Тема «Выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки». «Мы рисуем русскую прялку».
Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Пермогорской росписью.
Задачи:
Познакомить учащихся с отдельными предметами крестьянского быта, дать учащимся сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении, Формировать умения самостоятельно составлять декоративно-сюжетные композиции. Учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре; развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки, воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Оборудование и материалы:
Для учителя: Наглядные пособия (прялка), таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок, слайды с элементами традиционного народного орнамента, словарь терминов, шаблоны, презентация росписей.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, фломастеры, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
2.Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Выставка и анализ детских работ.
7. Подведение итогов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
Русская народная песня «Пряха».
Пряха.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка
Думы без конца…
Ты о чем взгрустнула,
Девица-краса?
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Слайд №1 (старинная русская прялка)
«Прялка» была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Слайд №2 (разные виды и росписи прялок)
Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. Девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того, чтобы наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке. Садилась пряха и осторожно левой рукой вытягивала нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Слайд №3 (веретёна, мочесник)
Веретена с напряденными нитками-мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки или супрядки – веселые вечеринки. Слайд №4 (Девушки сидящие за прядением) Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы.
Демонстрация прялки
Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.
В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.
Сегодня мы познакомимся с северными Пермогорскими прялками. Слайд №5 (сцены из повседневной жизни: чаепитие, катание на лошадях, прядение)
Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края и любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях
В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, и семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями – фантастические существа: вещие птицы Сирины. (показ по таблице – Пермогорская роспись)
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.
Слайд №6
Основные элементы прялки:
- Городки
- Лопасть
- Серьги
- Ножка
- Донце
Существует множество пословиц и поговорок о прядении:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
- Прялка не Бог, а рубаху дает
- Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
- Не ленись прясть, хорошо оденешься
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезене, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Слайд №7 (северные прялки)
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
На Пермогорской прялке роспись лицевой стороны разбивается на две части.
Верхняя – большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях дерева (показ по таблице). Птица чаще всего заключена в круг. Птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, счастьен в дом. (предлагаются также варианты изображения упрощенного рисования петушка, цветка)
В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием на конях, чаепитием, посиделками, свадьбой. Слайд №8 (пермогорская прялка)
В росписи пермогорских мастеров использовалось 4 цвета:
Красный – основной
Жёлтый и зелёный – сопутствующие
Чёрный – оживка, контур.
Физкультминутка:
А сейчас я предлагаю С. Попробовать продемонстрировать, как прядут на настоящей прялке. Звучит фрагмент песни «Ах ты прялица» Ребята повторяют на местах движения, как прядут за С.
4 Постановка художественной задачи.
Шаблон прялки разбивается на две части. Ребята прорисовывают верхнюю часть прялки, вписывая в круг птицу Сирин, петушка или цветок (предлагается раздаточные карточки с элементами рисунка: бордюры, птицы, цветы). Оформляем и украшаем бордюры.
Объясняется вторая часть задания.
«Ребята, внимательно рассмотрите предложенные вам шаблоны, в нижней части прялки выберите свой сюжет росписи.
Выполните рисунок сценки «Катание на конях», «Чаепитие», «Сказочные птицы».
Работу нужно выполнить в цвете гуашью. Можно помочь себе фломастерами, подчеркнув мелкие детали или линии
Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Во время работы контролировать учащихся: поощрять их, помогать справляться с заданием.
звучит музыка (русские песни).
5 Практическое выполнение задания.
Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения.
6 Выставка и анализ детских работ.
7 Подведение итогов
Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл важную роль в жизни русского человека - прялкой.
- С какой северной росписью с вами познакомились?
- Какие виды прялок существовали?
- Назовите основные элементы прялки?
- Что изображали мастера на прялках?
- Какие цвета использовали для росписи?
.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»
урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».
план - конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс....
"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...
урок ИЗО в 5 классе по теме "Мы рисуем русскую прялку"
Техники украшения русских прялок (работа в цвете)...
Открытый урок по изо для 5 класса по теме «Прялка»
Тема урока посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет....
Разработка урока ИЗО по теме "Прялка"
Презентация и разработка урока ИЗО в 5 классе по программе Б. Неменского....
Русская северная прялка.
Методическая разработка к уроку ИЗО в 5 классе....