Конспекты уроков, технологическая карта 5-8кл
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Кузьмина Ольга Михайловна

Предварительный просмотр:

Урок Тема: «Изображение предмета на плоскости

и линейная перспектива». 6 класс

Цели:

  • познакомить обучающихся с перспективой, как способом изображения на плоскости предметов в пространстве;
  • изучить правила объемного изображения геометрических тел;
  • научить приемам объемного изображения геометрических тел;
  • развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки;
  • воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности;

Оборудование

а) Для учителя. Таблица-схема: «Построение рисунка по точке схода», «Наблюдательная перспектива», доска, мел.

б) Для обучающихся. Альбом, простой карандаш, ластик.

План урока

1. Организационная часть — 1—2 мин.

2. Сообщение новых знаний — 4—6 мин.

3. Практическая работа учащихся вместе с учителем — 20—27 мин.

4. Сообщение задания на дом — 1—2 мин.

5. Завершение урока — 2—3 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка численности учащихся на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие художественных принадлежностей).

  1. Сообщение темы урока

Любуясь произведениями великих художников-реалистов, мы часто восклицаем: «Все изображено, как в жизни!» Художественная грамота, лежащая в основе работы таких художников, покоится на трех столпах – перспективе, пластической анатомии и цветоведении.

Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы и сможете так нарисовать параллелепипед, куб или любой другой предмет, что они будут выглядеть на плоскости реалистично, как настоящие.

  1. Изучение нового материала.
  1. Ознакомление с понятием перспективы.

Учитель. Итак, что же такое перспектива?

Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги окружающий мир таким, как мы его видим.

Линейная перспектива, которую мы сегодня рассмотрим, дает возможность построить предмет при любом его положении. Часто практический метод передачи перспективного эффекта «на глаз», без коррективов называется наблюдательной перспективой.

Линейная перспектива  основана на соблюдении нескольких законов.

Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше.

По второму закону перспективы параллельные линии при приближении к горизонту сближаются.  Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте.

Еще одно понятие, которое нам сегодня необходимо – это точка схода, т.е. это та точка, в которой пересекаются все горизонтальные линии рисунка.

  1. Практическая работа учащихся совместно с учителем.

Учитель на доске показывает основы изображения предмета прямоугольной формы на плоскости, ученики параллельно работают в тетрадях.

Учитель. Сейчас мы с вами попробуем изобразить предмет прямоугольной формы (коробка, телевизор и т.д.) на плоскости, используя правила линейной перспективы. Я работаю на доске, вы в своих альбомах.

Альбомный лист располагаем вертикально. И работаем в верхней части листа. В начале работы необходимо определить линию горизонта, которая неизменно лежит на уровне глаз наблюдателя (на берегу моря – это граница между небом и водой, в степи – между небом и землей). После того как мы определили линию горизонта, намечаем на этой линии точку схода. Представим, что наш прямоугольный предмет располагается с левой стороны на линии горизонта (все проговариваемые действия учитель выполняет на доске, ученики в альбомах).

Во время выполнения этого задания учитель следит за работой учеников и помогает, если возникают трудности.

А теперь представим, что предмет находится также с левой стороны, но уже ниже линии горизонта. Кто попробует изобразить данный вариант на доске? (вызывается ученик, который выполняет задание на доске, остальные в тетрадях)

Предмет находится по центру ниже линии горизонта (вновь к доске вызывается ученик)

И последняя ситуация – предмет находится справа выше линии горизонта (работа ученика у доски)

Итак, все ли поняли принцип изображения предмета по правилам линейной перспективы? Если да, то продолжаем дальше.

Сейчас на второй половине вашего листа мы нарисуем комнату. Представим, что наблюдатель стоит в конце класса. С чего мы начинаем работу? (ответы учащихся)

Проводим линию горизонта и отмечаем точку схода. На линии горизонта мы рисуем прямоугольник – это будет центральная стена. Через точку схода проводим вспомогательные линии, которые будут служить основой боковых стен (далее учитель рассказывает технологию построения классной комнаты, показывая все на доске, учащиеся повторяют все тоже в альбомах)

  1. Домашнее задание.

Закончить работу над рисунком.

  1. Рефлексия.

Что же мы узнали сегодня на уроке?

Какие существуют основные законы линейной перспективы?

С чего начинается построения рисунка?

Что помогает в построении рисунка?



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

(изобразительное искусство 7 класс по программе Б.М.Неменского)

Тема

Интерьер, который мы создаем        

Педагогическая цель:

1.Образовательные:

- сформировать представления о цветовой доске интерьера как первоначальном этапе работы дизайнера над цветовым решением помещения;

- сформировать представления о коллаже как наиболее наглядной технике для эскиза;

- сформировать понятие цветовой гармонии;

- сформировать умения определять цветовые гармонии с помощью цветового круга.

2. Развивающие:

- развивать умения работать в технике коллажа;

- развивать умения и навыки  работы над цветовой доской;

- развивать расширение кругозора.

3. Воспитательные:

- воспитывать эстетическое отношение к окружающему;

- воспитывать коммуникативные отношения, аккуратность, терпение, внимательность.

Тип урока

Урок  открытия новых  знаний.

Вид урока

Смешанный

Методы и приемы

Метод: объяснительно-иллюстративный, наглядно-иллюстративный

Приемы: беседа, устный опрос, показ презентации, раздаточный материл

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел.

Личностные (ЛР)

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь обсуждать и анализировать собственную проектную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные:

• понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования, определённое композиционно-стилевое начало и эклектику;

• отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Коммуникативные:

• контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• развивать образно-архитектурное мышление;

• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

• самостоятельно определять цели своей деятельности;

• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Регулятивные:

• планировать самостоятельно путь достижения целей;

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Основное содержание темы, понятия, термины.

Определение интерьер, композиция интерьера, зонирование, составляющее интерьера, требования к интерьеру, функциональные зоны, декоративное убранство, стили интерьера.

Образовательные ресурсы.

Презентация: Интерьер, который мы создаем.        
Учебник: Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека 7 класс. Авторы: А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Изд-во: «Просвещение» 2017 г.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Тема урока

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация прошлого художественного опыта учащихся.

3. Изучение нового учебного материала.

4. Формулировка практического задания.

5. Инструктаж

6. Практическое решение учебной задачи.

7. Закрепление нового материала. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

8. Подведение итогов урока. Визуализация решения практической задачи.

9. Сообщение домашнего задания

Ход урока:

№ п/п

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1

2

3

4

5

6

1

Организация начала занятия

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствие. Проверить готовность учащихся к работе на уроке.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок

2

Сообщение домашнего задания

Запишем домашнее задание:

Принести: альбом, карандаш, ластик, ручку с черной пастой, фломастер черный.

ЛИБО

Принести: ножницы, клей, для основы альбом, журналы или открытки с изображением цветов, или распечатать с интернета.

Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

- Поговорим о том, в каких квартирах и домах мы живём!

- Есть ли у вас своя комната? Какая она? Как вы создаёте в ней уют?

- Есть ли в вашем доме комната для гостей, какая она? Какая мебель стоит на вашей кухне?

Обсуждают своё личное пространство в квартире, функциональные возможности своих комнат

Беседа с учителем.

4

Изучение нового учебного материала

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Итак, тема нашего урока –

Интерьер, который мы создаем.

(Учащиеся прописывают новую тему в альбомах).

Что такое интерьер?

И так,

▪ Интерьер от франц. сл.(in-térieur), а также лат.сл. (in-terior) переводится как «внутренний вид» — оформление, украшение внутреннего пространства здания или автомобиля и т.д. Архитектурный и художественный подход, обеспечивающий человеку эстетическое восприятие и комфортные условия жизнедеятельности.

Интерьер- это оформление помещения в определенном художественном стиле, а также внутренний вид помещения.

Поговорим о важных составляющих любого интерьера:

▪ Строительная основа (оформление стен, пола, потолка);

Предметная наполненность (мебель, бытовая техника);

Функциональность и психологическая атмосфера.

Кто-нибудь знает, какие требования предъявляют интерьеру?

- Функциональные требования (удобство) - это когда каждая зона служит своему назначению (зона для сна, отдыха, работы и т. д.)

Функциональные качества интерьера определяют условия нормального осуществления бытовых процессов. Оборудованные и оформленные пространства должны, в первую очередь, служить интересам семьи в удовлетворении функций индивидуального и коллективного отдыха, личной гигиены, сна, питания, учебы, любительских занятий. Практичность и элементарные удобства в использовании - главные функциональные качества жилого пространства.

- Гигиенические – звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно – гигиенического оборудования и другое.

Гигиенические требования предполагают использование в предметах интерьера безопасных и нетоксичных материалов. Они должны обладать малым количеством участков и зон, на которых оседает пыль. Особенно строгие гигиенические требования предъявляются к изделиям, которые используются для хранения продуктов, для отдыха и сна.

- Эстетические – гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность.

Далее мы с вами обсудим композицию интерьера:

▪ Композиция интерьера - это особое размещение мебели, светильников, бытового оборудования. С помощью включения в композицию интерьера цветовых сочетаний можно целенаправленно создавать эмоциональный климат помещения, регулировать воздействие освещения, зрительно увеличивать или уменьшать его размеры.

▪ Функциональные зоны:

Все помещения в любом жилище можно поделить на две большие группы: те, которые предназначены для сна и отдыха и те, которые созданы для общения и дневной активности. (показ слайдов)

Когда вы делали проект своего дома (квартиры) вы ссылались на эти большие группы?

Кто расскажет мне, что такое зонирование?

Разделение пространства на отдельны зоны.Для выделения нескольких зон в одном помещении можно использовать: (информация на слайде)

Декоративное убранство (слайд)

Стили в интерьере:

Классический, модерн, минимализм, конструктивизм, кантри, хай-тек.

Слушают учителя.

Воспринимают презентацию.

Говорят своими словами

Рассуждение.

5

Инструктаж

Поэтапное объяснение задания (демонстрация на доске)

Обеспечение усвоения новых знаний

Чтобы создать комнату, нужно провести горизонт, далее найти точку схода, потом от углов вашего листа вы проводите линии к точке схода, затем вы определяете глубину вашей комнаты.

Внимательно слушают учителя, смотря на доску. Задают вопросы.

6

Формулировка практического задания.

Самостоятельное выполнение задания

Обеспечение усвоения новых знаний

►Задание учащимся: Выполнить изображение интерьера в технике коллажа с использованием вырезок из рекламных проспектов, журналов и т.п. Не забывайте при этом о композиционной доминанте! Ваша комната не служебный офис. Сделайте в интерьере цветовой акцент (покрывало, подушки, коврик, декоративный постер на стене и т.п.). Зонировать комнату можно и цветом стен, повторив цвет в

предметах обстановки этой зоны.

Приступают к выполнению.

7

Практическое решение учебной задачи.

Выполненная работа в цвете

Закрепление усвоений новых знаний в практической части

Учитель проходит и смотрит готовность учащихся, в процессе самостоятельной работы – поправляет.

Выполняют практическую работу.

8

Закрепление нового материала. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Активная и продуктивная деятельности учащихся

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Рефлексия:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научился…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Либо вопросы.

- Что такое интерьер?

- На какие две большие группы можно разделить помещение?

- Какие стили интерьера вы сегодня изучили? (привести пример)

- Что такое зонирование?

- Что такое декоративное убранство интерьера?

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

9

Подведение итогов урока. Визуализация решения практической задачи.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Выявление качества и уровня овладения знаниями  способами действий, обеспечение их коррекции

А теперь, мы организуем небольшую выставку работ.

Критерии оценивания:

1.Композиционное размещение.

2.Ритмическое расположение

3.Плановость (цветовое решение)

Всем спасибо за урок, до свидания!

Ученики активно участвуют в обсуждении.



Предварительный просмотр:

.

Урок изобразительного искусства  в 5 классе

                                                                                       II четверть

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Урок №2. Тема:  Единство формы и декора в игрушках.

Цель: познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Задачи:

Образовательные 

  • познакомить учащихся с творчеством росписи народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;

Развивающие

  • развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;
  • формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;

Воспитательные

  • воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.
  • воспитывать внимание, усидчивость; уважение к работе товарищей.

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, технология.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

ХОД УРОКА

Организационная часть.

Введение учащихся в ситуацию народного творчества

Актуализация опорных знаний (1 слайд)

С какими видами народной игрушки мы познакомились на прошлом уроке? (Ответ детей)

Чем отличаются игрушки по своей форме?  (Ответ детей)

 Давайте вспомним пословицы о труде. (2 слайд)

 «Терпение и труд…» 1 группа, объясните смысл пословицы. (Ответ детей)
«Дело мастера…» 2 группа, объясните смысл пословицы.
(Ответ детей)
«Без труда …».  3 группа, объясните смысл пословицы.
(Ответ детей)

Формирование новых  знаний

Сегодня мы познакомимся с росписью этих игрушек. Декор их тоже отличается, как и пластическая форма.

( 3 слайд) Филимоновскую игрушку  расписывают прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

( 4 слайд)  Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В Филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В Филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.

( 5 слайд) Роспись Каргопольской игрушки очень проста и выразительна. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.

Из каких элементов состоит роспись каргопольской игрушки?

Преобладают круги, кресты, линии, точки.

Что символизируют эти знаки?

Круги, кресты, кольца — символы солнца, линия — земля, точка — зерно.

( 6 слайд) Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

( 7 слайд) Дымковскую игрушку , покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. 

- Чем отличается она от других игрушек? ( ответы детей)

Верно, это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере.

- Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек? (Яркие, праздничные)

Они любят насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

( 8 слайд) Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Практическая работа

Перед работой красками предлагаю потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге, продумать размещение узора на игрушке, выполнить эскиз. Для этого задания могут пригодиться несколько печаток-тычков разного размера. Чтобы изготовить тычок, нужно свернуть полоску бумаги в тугую трубочку. Чем длиннее полоска бумаги, тем тычок толще. Для каждой краски используют свой тычок.

А сейчас настала пора мастерам-игрушечникам приступить к росписи своих игрушек, сохраняя традиции промысла. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Можно ли ваши игрушки отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства? (Ответ детей)

Как вы считаете, декоративно-прикладное искусство по происхождению древнее или молодое? (Ответ детей)

Подведение итогов

Выставка и анализ работ ( Отзывы детей о получившихся игрушках)

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

Мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей.

 



Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства  в 5 классе

II четверть

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Урок №1 Тема:  Древние образы в современных народных игрушках

Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование работы с пластическим материалом.

Задачи:

Образовательные 

  • продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.

Развивающие

  • продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

Воспитательные

  • учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о месте происхождения : Филимоновских, Дымковских и Каргопольских  игрушек. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.

Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, технология.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

                                                     

ХОД УРОКА

Организационная часть.                                                                  

Введение учащихся в ситуацию народного творчества.

Актуализация опорных знаний (1 слайд)

- В I четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами (Ответ детей)

- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Ответ детей)

Формирование новых  знаний (2 слайд)

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

Форма игрушек очень пластичная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

Филимоновская игрушка (3слайд )

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.

(сообщение детей о Родине Филимоновской игрушки)

Содержание сообщения:

         Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается  в древних летописях  XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины.

Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

( 4слайд ) Высокие стройные крестьянки часто что – то держат в руках. Мужские фигуры подстать им: статные, длинноногие, чуть смешные.

( 5слайд ) Очень большое разнообразие воплотила в себе игрушка. Здесь и свиньи, и питцы – курицы и диковинные существа.

 Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.

Каргопольская игрушка ( 6слайд )

(сообщение детей о Родине Каргопольской игрушки)

Содержание сообщения:

Родина Каргопольской игрушки - Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

( 7 слайд )

Каргопольские барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки –

Кавалеры наши.

( 8 слайд )Любимым персонажем Каргопольской игрушки всегда был Конь – Полкан с головой человека и телом коня.

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

(9 слайд)Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.

Поляночкой
Идёт медведь с тальяночкой,
Он идёт, гармошку «рвёт»
Баску песенку поёт.

Дымковская игрушка  (10  слайд)

Мягко падает снежок,

вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом,

 точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

Еще в XVII веке изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской Лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в Дымково возник промысел по изготовлению игрушек. Игрушки эти лепили и раскрашивали только женщины и дети, в основном зимой, когда в поле уже не было работы. Барыни в пестрых юбках, бравые кавалеры, важные индюки и петухи, кони, весёлые карусели и многие другие забавные образы создавали дымковские мастерицы.

( 11слайд) Дымковские игрушки изготавливались для старинного весеннего праздника «Свистопляска», который был посвящен солнцу . Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья».

(12 слайд)

Вечера зимой так длинны,

   И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,

   А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

(13 слайд) Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно встретить и индюков

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок.

 Да алеет гребешок.

(14 слайд) Встречаются и лихие всадники на конях

Кони глиняные мчатся

на подставках что есть сил,

и за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

( 15 слайд ) можно увидеть и разряженных щеголих и нянек – «кормилок» с детьми на руках.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

( 16 слайд )Филимоновские игрушки  мастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее.

Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

(17 слайд )  Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.

( 18 слайд ) Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

( 19 слайд ) Давайте мы с вами представим себя мастерами и вылепим из пластилина

  • 1 группа - фигурки Филимоновских игрушек
  • 2 группа – фигурки Каргопольских игрушек
  • 3 группа – фигурки Дымковских игрушек

Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины? (Ответ детей)
Каким способом изготавливают игрушки?
(Ответ детей)

        Практическая работа в группах

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

Итог урока

– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на следующем уроке. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

- Посмотрите, какие разные и неповторимые получились игрушки в разных группах! ( Отзывы детей о получившихся игрушках)

На этом наш урок окончен, спасибо ребята!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме «Плакат» 7 кл.

Фамилия: ______________________________

Отметь правильные ответы:

  1. один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна:
  • живопись
  • графика
  • скульптура
  • декоративно-прикладное искусство
  1. к какому виду искусства относится плакат:
  • живопись
  • скульптура
  • графика
  • декоративно-прикладное искусство
  1. отметь, какие есть разновидности графики:
  • станковая
  • промышленная, прикладная
  • книжная и газетно-журнальная
  • компьютерная
  1. отметь правила создания плаката:
  • текст связан по смыслу с изображением
  • надо использовать 8 – 12 цветов
  • надо использовать контрастные цвета
  • изображение мелкое, с прорисовыванием деталей, расположено по всему пространству
  • изображение по центру, конкретное, чёткое, понятное без слов
  • используй близкие, колоритные цвета
  • используй длинный текст
  • используй короткий текст
  • пиши различным шрифтом и разными цветами
  • в основном используют символы, силуэты

Контрольный тест по теме «Плакат» 7кл.

Фамилия: ______________________________

Отметь правильные ответы:

1. один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна:

  • живопись
  • графика
  • скульптура
  • декоративно-прикладное искусство

2. к какому виду искусства относится плакат:

  • живопись
  • скульптура
  • графика
  • декоративно-прикладное искусство

3. отметь, какие есть разновидности графики:

  • станковая
  • промышленная, прикладная
  • книжная и газетно-журнальная
  • компьютерная

4. отметь правила создания плаката:

  • текст связан по смыслу с изображением
  • надо использовать 8 – 12 цветов
  • надо использовать контрастные цвета
  • изображение мелкое, с прорисовыванием деталей, расположено по всему пространству
  • изображение по центру, конкретное, чёткое, понятное без слов
  • используй близкие, колоритные цвета
  • используй длинный текст
  • используй короткий текст
  • пиши различным шрифтом и разными цветами
  • в основном используют символы, силуэты

Контрольный тест по теме «Плакат» 7 кл.

Фамилия: ______________________________

Отметь правильные ответы:

1. один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна:

  • живопись
  • графика
  • скульптура
  • декоративно-прикладное искусство

2.  к какому виду искусства относится плакат:

  • живопись
  • скульптура
  • графика
  • декоративно-прикладное искусство

3.  отметь, какие есть разновидности графики:

  • станковая
  • промышленная, прикладная
  • книжная и газетно-журнальная
  • компьютерная

4.  отметь правила создания плаката:

  • текст связан по смыслу с изображением
  • надо использовать 8 – 12 цветов
  • надо использовать контрастные цвета
  • изображение мелкое, с прорисовыванием деталей, расположено по всему пространству
  • изображение по центру, конкретное, чёткое, понятное без слов
  • используй близкие, колоритные цвета
  • используй длинный текст
  • используй короткий текст
  • пиши различным шрифтом и разными цветами
  • в основном используют символы, силуэты



Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 7 классе проводится в форме беседы (с применением компьютерной презентации).

Данная работа  познакомит учащихся с творчеством великого русского художника Карла Брюллова, расширит представления учащихся о становление таланта, творческой индивидуальности и неповторимости стиля художника.  

. Может использоваться на уроке МХК в 9-10 классах.

- 7 класс;

- Тема: «Реальность жизни и художественный образ»;

- Тема занятия: «Личность художника  и мир его времени в произведениях искусства»;

- Тип занятия: Беседа;

Тема: «Личность художника  и мир его времени в произведениях искусства»;                              «Карл Брюллов».

Задачи занятия: 

- развитие аналитических способностей учащихся;
- развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей школьников;
- обогащение духовного мира подростков;
- воспитание патриотических чувств.

Основные аспекты темы:

Золотая середина между господствующей академической живописью классицизма и новым романтическим влиянием.

Подготовка к занятию. Перед уроком детям даются индивидуальные задания: найти информацию о жизни и  творчестве Карла Брюллова.

Оборудование: Слайдовая презентация.

Ход занятия.

Знакомство с биографией художника (сообщения учащихся).

Биография.

Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», — говорил Карл Павлович Брюллов. Его собственное «чуть-чуть» пришлось на переломную эпоху в истории России. Отечественная война 1812 года вызвала рост самосознания и консолидацию прогрессивных сил нации. Демократизация общественной мысли оказала заметное влияние на становление отечественной словесности, театра, музыки, живописи. На небосклоне «золотого века» русской культуры взошли звезды Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Глинки, Кипренского, Тропинина.

Судьба распорядилась так, что Карл Павлович Брюллов родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным — это им было предоставлено право формировать художественный язык, на котором изъясняется российское искусство уже два столетия. В их биографиях есть много поразительных совпадений. Оба несли в крови иноземные гены, но твердо считали себя истинно русскими людьми. Поэт и художник не познали морщин старости — они пророчески предвидели, что их жизненный путь будет весьма короток, и творили до последнего «прости».

Настоящая фамилия отца художника звучала как Брюлло, она была унаследована от прадеда-француза. В XVIII веке Георг Брюлло приехал в Петербург и поступил лепщиком на фарфоровый завод. Его внук занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью и благодаря своим успехам стал академиком петербургской Академии художеств. Павел Иванович Брюлло был дважды женат. От первого брака родился сын Федор. От второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына — Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери — Мария и Юлия. Старший Федор шутил: «Три брата горбуны, почему и четвертому не быть». Его ирония имела основания: все сыновья Павла Ивановича Брюлло учились в Академии художеств, а их сестра Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Федоровича Соколова.

В раннем детстве средний сын Карл не отличался особыми способностями, к тому же после перенесенной золотухи был, слаб здоровьем. Отец, оберегая сына от подвижных игр, привил ему любовь к рисованию. Мальчику не давали завтрак, пока он не изобразит определенное его учителем количество человечков и лошадок. О том, что Павел Иванович не терпел сантиментов, свидетельствуют такие слова Карла Павловича: «Отец не приучал нас к нежностям и во всю свою жизнь поцеловал меня только один раз, когда я садился в дилижанс, чтобы ехать за границу». Отец будущего живописца прекрасно понимал, что путь в искусстве не усыпан лепестками роз и требует, прежде всего, самоотдачи и самодисциплины.

В десять лет Карл начал учебу в Академии художеств. Профилирующие предметы — рисунок, живопись, скульптура — давались ему легко, он чаще других учеников получал за прилежание золотые и серебряные награды. Однако правила строгого классицизма, доминировавшие в обучении, юный талант нарушал без оглядки на авторитет преподавателей. Композиция на мифологическую тему «Нарцисс», выполненная по всем правилам академической системы, все же обнаруживала первые опыты художника-новатора. Пейзажный фон в этом полотне был написан под влиянием непосредственного наблюдения природы. Попытка нарушить традиционный условный пасторальный пейзаж, внести в него дыхание жизни, говорила о пытливом и взыскательном уме молодого мастера, о его стремлении преодолеть условность академических правил. А в «Автопортрете» он изобразил отрока, внимательно следившего за развитием событий военной баталии с Наполеоном.

На выходе из Академии Брюллов опять продемонстрировал самостоятельность, отказавшись от дальнейшей стажировки в стенах консервативного учебного заведения. Он принял предложение Общества поощрения художников поехать в качестве его пенсионера в Италию. Именно тогда и видоизменили Карл и его брат Александр свою фамилию, добавив к ней окончание «ов». Русские художники Брюлловы — так они хотели именоваться за пределами Отечества.                          

Слайд № 2.

О творчестве Карла Павловича Брюллова (рассказ учителя).

                                                                         «Мне тесно, я бы теперь расписал небо»

                                                                                                               ( Карл Брюллов).      

    2 мая 1823 года братья Брюлловы въехали в Рим. Инструкция предписывала Брюллову (как и всем другим пенсионерам) представить на суд Общества поощрения художников сначала небольшую картину на свободно избранную тему, а затем капитальное полотно. Кроме того, также в согласии с инструкцией художник должен был сделать копию одного из классических произведений итальянской живописи. В течение 1825-28 он работал над копированием “Афинской школы” Рафаэля, написанной в стиле классицизма в натуральную величину. Так шлифовалось мастерство, намечался переход к самостоятельному творчеству.

В первые годы пребывания в Риме, захваченный впечатлениями от памятников античного искусства и окружающей экзотической природы юга, Брюллов немало сил отдавал разработке мифологических тем и сюжетов из древней истории.

В Риме молодой живописец так близко подошел к изучению великих шедевров классики, что с поразительной зрелостью делает глубокие выводы. Вот короткий отрывок из его письма к брату Федору Брюллову - художнику: "Первое, что я приобрел в вояже, есть то, что я уверился в ненужности манера. Манер есть кокетка или почти то же; делая соображения из всего виденного во всех галереях, на дороге встречавшихся, вижу, что метода, употребляемая древними мастерами, не без причин".

В то же время Брюллов неудержимо стремился прикоснуться кистью к живому теплу бурлящей вокруг жизни. Процесс внутреннего противоборства завершится к началу 1830-х годов: после 1829 года он, в сущности, перестанет обращаться к мифологическим сюжетам, свое истинное призвание он найдет в живописи портретной и жанровой, в темах, почерпнутых из реальной истории. Классицистические приемы постепенно вытесняются новыми - романтическими, а позднее, в лучших портретах, и реалистическими.

Приглядываясь к окружающей жизни итальянского народа, в которой привлекали красочность и своеобразие обычаев, Брюллов обратился к созданию жанровых сцен. В данном случае он шел наперекор наставлениям Общества поощрения художников, остерегавшего своих пенсионеров от увлечения бытовыми темами.

Слайд № 3

   Первой жанровой композицией Брюллова была картина Итальянское утро (1823 год). Решающую роль в картине играет освещение. В пленэрной обстановке художник обратился к теме связи человека с природой. По поводу освещения в брюлловских полотнах наиболее метко высказался Рамазанов – «Брюллов говорил о Рембрандте, что он похитил солнечный луч. Мы теперь можем сказать тоже о самом Брюллове: присутствие света и воздуха в большей части его картин поразительно».

   "Утро" принесло ему широкую известность. Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

   

Картина покорила всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картина была Обществом преподнесена в дар.

   Затем последовал целый ряд картин с жанровыми сценами. Избрав сюжетом для картин, религиозные обычаи итальянцев, художник воспользовался им лишь как предлогом для передачи национального своеобразия народных типов, костюмов, природы Италии.

  Неоднократно Брюллов рисовал народные праздники, передавая грацию и ритм движений, самозабвенное упоение танцами. В ближайшее затем время художник выполнил ряд бытовых сцен в технике акварели и сепии.

    Слайд № 4

      После картины "Утро" Брюллов стремится дальше развить образное сопоставление бытия природы и человека. Картина Итальянский полдень стала итогом многолетних исканий художника. Работа создавалась с чувством бесконечного внимания и доверия к реальной действительности. Моделью послужила невысокая плотная женщина, далеко не классических пропорций, уже пережившая свою юность. Но она покорила художника ярким блеском широко расставленных глаз, а главное - брызжущей через край жизненной силой.    Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит человеческой жизни. В картине отразилось то новое отношение к жизни, новое понимание задач искусства, которые вынес художник за пять лет самостоятельной работы.

      Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание новой работе Брюллова: «Общество поощрения художников» и старший брат Федор, многие коллеги и публика.

      Картина настолько шокирует почтенных членов «Общества», что они лишают Брюллова стипендии. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.

      По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме».

Слайд № 5

      Почти одновременно с «Итальянским полднем» Брюллов написал Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя, картину, в которой пейзаж имеет решающее значение.

Слайд № 6

    Летом 1827 года Брюллов вместе с Анатолием Николаевичем Демидовым - владельцем горнорудных заводов на Урале – впервые посетил раскопки Помпеи. О Помпее он слышал от своего брата Александра.

Во время осмотра этого города в голове художника блеснула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи, о чем он сообщил Демидову. Тот, выслушав его, предложил купить задуманную им картину и заключил с Брюлловым контракт, который обязывал художника закончить заказ к концу 1830 года.

    Два года, с лета 1827, когда он впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел монументальной исторической картины.

Он собирал необходимые материалы, изучал обычаи древней Италии, несколько раз бывал в Неаполе, исследовал разрушенную Помпею, посещал Неаполитанский музей, где находились поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом. История трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы живописца. Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации.

      Возможно именно это обстоятельство, а также нелестный прием картины Итальянский полдень и необходимость оправдываться, заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. 28 мая 1829 года Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен.

      Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины.

Картина Брюллова Последний день Помпеи, законченная в 1833 году, была выставлена сначала в Милане, затем в Париже и, наконец, летом 1834 года привезена в Россию. Когда картина была доставлена в Петербург, она была названа первым днем русской живописи.

      У всех на устах было в то время четверостишие Е.А.Баратынского:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень. —

И стал «Последний день Помпеи» —

Для русской кисти первый день!

     Отныне скромная падчерица — русская живопись — превратилась в горделивую королеву, украшавшую лучшие залы и дворцы мира. Ликованию соотечественников не было предела. Высокие ценители искусства были поражены блистательным произведением Карла Брюллова.

Слайд № 7

Около 1832 года художник создал произведение, которое явилось как бы итогом его творческих исканий в жанровой живописи и мифологии. У него возникает замысел картины Вирсавия, над которой он работал более четырех лет.

Слайд № 8

    В это же время по заказу графини Юлии Самойловой, дружба с которой окрасила всю жизнь художника, он пишет картину Всадница.

    Эта блестящая картина Брюллова сразу поставила его в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Виртуозно написанная, она вызвала сенсацию в Риме.

    Вот один из отзывов прессы тех дней: "Отличный живописец, которого до сих пор мы знали только по некоторым прелестным рисункам, исполненным акварелью, в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел всеобщие ожидания. Эта картина, портрет в настоящую величину, изображает очень красивую девушку на лошади, в саду, и написана господином Карлом Брюлловым по заказу графини Самойловой. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса".

Похвалы итальянской критики не были преувеличенными. Эта картина действительно является выдающимся произведением не только европейского, но и мирового искусства.

Слайд № 9

    Славу Брюллова как мастера портрета закрепил его Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. В портрет Самойловой Брюллов вложил всю силу своего вдохновения.

     Портреты молодого художника можно, по словам Ацаркиной Э.Н., разделить на лирически-камерные, жанрово-бытовые и парадно-репрезентативные.

     

    Вначале своей деятельности Брюллов отдавал предпочтение двум первым видам, но в конце 1820-х годов в его творчестве стали преобладать репрезентативно-парадные портреты. Взаимопроникновение всех этих форм у Брюллова началось лишь по возвращении в Петербург, когда окрепли его реалистические позиции.

     После двенадцати лет пребывания на чужбине художник в конце декабря 1835 года приехал в Москву, где провел несколько месяцев. Он страстно увлекся московской стариной, восхитился величием Кремля, любовался панорамой города с Воробьевых гор. Воображению его представлялись многочисленные картины из русской истории. Но все они остались в эскизах.

     Брюллова окружила в Москве среда художников, писателей, музыкантов, актеров. Он сдружился с В.А. Тропининым и Е.И. Маковским. Тропинин написал портрет Брюллова с карандашом в руках на фоне дымящегося Везувия. Витали создал бюст художника.

    Высшие достижения Брюллова будут лежать отныне не в области исторической картины, а в сфере портрета. Он станет законным наследником и продолжателем традиций именно русской портретной школы. Встреча с Тропининым оказалась первой после приезда из Италии встречей с отечественным искусством портрета. Он увидел здесь новый для него метод работы, когда в предварительных набросках идет процесс досконального изучения натуры и претворения ее без прикрас, без сознательного подтягивания к "идеалу". Сам Брюллов натурных рисунков к портретам не делал, его подготовительная работа заключалась в эскизных разработках композиционного решения.

     Большим событием в жизни художника была его встреча и завязавшаяся дружба с Пушкиным. Они сразу сошлись и полюбились друг другу. В письме к жене от 4 мая 1836 года поэт пишет: "Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на все". Дружба продолжалась до трагической гибели поэта.

    В мае 1836 года Брюллов, наконец, приехал в Петербург. Начались торжества и чествования художника. Брюллов был торжественно провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнивавшимся со всеми великими художниками мира.

   Вскоре по возвращении в Петербург, Брюллов приступает к исполнению обязанностей профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств, предложив Брюллову, руководство историческим классом, возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему надлежало написать большую картину на тему, утвержденную Академией.

   Наверное, почетный член многих академий Европы был озадачен таким оборотом дела. Очевидно, "Последний день Помпеи", написанный по собственной инициативе, был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора. Таково было высочайшее благоуважение государя Николая I.

   В Петербурге Брюллов поставил себя независимо. Он уклонился от заказа на портрет Николая I, а, начав писать царицу с дочерьми, так и не пошел дальше отдельных портретных этюдов.

   Оппозиционные настроения Брюллова не подлежат никакому сомнению. Близость с Пушкиным, композитором Глинкой, живое участие в судьбе Шевченко, Федотова, многих учеников и просто бедных учеников, особенно крепостных, случайно встретившихся на пути – все эти черты рисуют человеческий облик Брюллова.

   С 1836 года Брюллов начинает работу над огромным полотном по заказу Николая I - "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году", которая никак не укладывалась в заданные историей Карамзина рамки. Брюллов хотел передать огромный патриотический подъем, который охватил русских людей, защищавших независимость своей родины.

    Однако работа над «Осадой Пскова» постоянно нарушалась вмешательством официальных советников. Не закончив картину, Брюллов использовал ее как перегородку в своей мастерской. К тому же, по мнению самого мастера, произошел разрыв между замыслом и его решением. Баталия в «Осаде» превратилась в картину всенародного выступления. Это послужило источником творческих переживаний художника, и он оставил работу над ней.

     Но этот эпизод лишь положил начало тягостным отношениям, наступившим между царем и "первой кистью России". Брюллов по масштабам своего дарования стремился к монументальной живописи, к фреске. И когда после пожара Зимнего в 1837 году Брюллов

просит царя дать расписать ему фресками стены дворца на темы истории России, то его хлопоты, кстати, горячо поддержанные поэтом Жуковским, не увенчались успехом.

   

   Слайд № 10    Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839. Холст, масло. Не окончен.

       Над какими бы темами не задумывался Карл Брюллов, в каком бы жанре он не работал, лучшие минуты своего вдохновения он отдавал портрету.  

Продолжая традиции русских портретистов предшествующего периода с их интересом к внутреннему миру человека, он сумел сказать и в этой области свое существенное слово.

Слайд № 11  Портрет М.А. Бек. 1840.
      Брюллов написал в Петербурге около восьмидесяти портретов. Он оставался мастером большого полотна. Но теперь в его парадных портретах характеристики людей заметно усложняются.

Слайд № 12

Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой

   

Слайд № 13

     Около 1839 года Карл Павлович берется за создание нового портрета Юлии Самойловой.

Самойлова приезжает по делам наследства в Петербург в самый тяжелый период, когда после бракоразводного процесса, оклеветанный в глазах общества, Брюллов чувствует себя потерянным и бесконечно одиноким. Самойлова окружает его нежной заботой. Он словно бы вновь обретает, воскрешает в душе прежний свой идеал, вновь верит, что жизнь не соткана только из измен, обмана, предательства и клеветы, что все его портреты, воспевавшие прекрасную женщину, прекрасного человека, не ложь и не пустая фраза.

     И вот тогда, словно желая утвердиться в этом чувстве, он берется за новый портрет Самойловой.

Портрет имеет второе название - "Маскарад". Содержание этого портрета - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Фантастическая грандиозность архитектуры помогает проявиться этой новой грани авторского замысла: кажется, там, в глубине огромного полотна, не просто веселятся маски на обычном маскараде, а там творится маскарад жизни - каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света.

Вскоре Самойлова покидает Россию. Брюллову больше не суждено увидеться с нею.

    27 апреля 1849 года болезнь заставила Брюллова навсегда покинуть родину и уехать на остров Мадейру. Он уезжает, надеясь на возвращение, не зная, что три года спустя смерть настигнет его на чужбине.

   Два последних года жизни, проведенных в Италии, оказались необычайно плодотворными в творчестве Брюллова. Он переживает период новых творческих исканий. Среди созданного в те два года есть ряд произведений, которые внушительно свидетельствуют о том, что если бы не преждевременная смерть, Россия и Европа увидели бы в лице Брюллова совершенно иного, нового художника.

    Творчество Брюллова, оплодотворенное новыми достижениями, поднялось на более высокую ступень художественного познания. Блестящее мастерство способствовало осуществлению новых творческих дерзаний. Полная порывов и исканий жизнь художника оборвалась в зените его славы и творческих замыслов... «Многое еще вижу я впереди,— горестно заметил Брюллов незадолго до кончины,— я не сделал и половины того, что мог и должен сделать».  

Брюллов умер 23 июня 1852 года в местечке Марчиано, близ Рима, где пользовался местными целебными водами. Смерть настигла художника внезапно, хотя организм его давно был подточен. «В день смерти ему было хорошо, — писал в некрологе, помещенном в журнале «Пантеон», его современник,— он целое утро провел на ногах, гулял, обедал с аппетитом; но вдруг вскоре после обеда, почувствовал сильнейший припадок удушья, и три часа спустя его не стало на свете». По свидетельству того же автора, проживавшего в Риме, «Брюллов тосковал в последнее время по России и с наслаждением мечтал о том времени, когда снова увидит... холодный север».

     В наспех сбитом деревянном гробе тело Брюллова было привезено из Марчиано в Рим, где было встречено толпой художников, пожелавших на руках нести его на кладбище в Монте-Тестаччо. Великий русский художник был похоронен рядом с сыном поэта Гёте. На его могиле был воздвигнут памятник, сооруженный по поручению Александра Брюллова архитектором Щуруповым.  

Всеразрушающее время. Эскиз. 1851-1852, холст, масло. Частное собрание, Италия.

Эскиз картины, задуманной Брюлловым как итог творческой деятельности.

     В самом верху ее, посреди валящихся в пропасть гор, пирамид и обелисков стоит Время, гигантский Микельанджеловский старик, с бородой до колен, как у Микельанджеловского Моисея. Все столкнул он с пьедесталов и со страниц жизни, весь мир со всем его прошедшим летит в реку забвения, в Лету, которой волны кончают внизу картины и в которых все должно погибнуть.

      Летят в вечное забвение и законодатели древности со своими скрижалями каменными: Эзоп— один из первейших учителей-законодателей, Ликург, Солон, Платон; летят и поэты древности: слепой Гомер с разбитой лирой и венцом на голове — самая большая... фигура всей картины,— такое спокойствие и величественность движения дал ему Брюллов, что кажется, будто бы он не падает вниз, а спускается с каких-то высот, тихо несомый, как на крыльях, своим широко развевающимся голубым плащом; подле него, в противоположность величавому спокойствию Гомера даже и в падении, стремительно, как стремительны были его гимны, падает в Лету Пиндар; подле Гомера — Вергилий, Данте, Петрарка, Тассо, Ариосто.

      Выше поэтов несутся в бездну герои науки: Птолемей со сферой мира, в которую он опустил свой измеряющий отвес; Ньютон, увенчанный венцом из звезд; кругом Птолемея — Коперник, Галилей с трубой и трое других великих испытателей природы...»

На эскизе вместе с науками и искусствами изображены символы стран, религий и идеологий: от египетских сфинксов, Зороастра и Магомета до римского папы и русского патриарха. Там же, в коловороте вращения — Сила и Власть, Свобода и Рабство.

Заключение:

    К. П. Брюллов  прошел  школу,  которую  можно   назвать   классической

для своего времени по реализации тех тенденций и задач, которые  она   перед   собой  ставила и  одним из первых художников, положивших в основу всего изобразительного искусства изучение натуры.

    Он не только обновил академическую методику, но внес те коренные изменения в национальный художественный метод, без которых не представлялось возможным развитие русской живописи во второй половине XIX столетия.    



Предварительный просмотр:

Тема занятия: Терракотовая армия императора. Поплечный портрет воина. 6 кл

Тип : изучение нового материала.

Цель: выполнить поплечный портрет китайского воина терракотовой армии. 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить уч-ся с цианьской монументальной скульптурой, закрепить их знания по теме «Портрет».
  • Рассказать учащимся об особенностях изображения скульптур терракотовой армии.
  • Уметь анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку

Развивающие: 

  • Формировать устойчивую положительную позицию по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству.
  • Развивать желание изучать культуру через произведения искусства.
  • Развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительные качества в понимании прекрасного.
  • Воспитывать интерес и уважение к историческим памятникам культуры.
  • Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование: слайды, диапроектор или компьютер, презентация PowerPoint «Терракотовая армия китайского императора Цинь Ши Хуанди».

ХОД УРОКОВ:

1 урок

I. Организационный момент урока.

II. Мотивация урока.

    Прежде чем объявить тему и цель урока, я хочу прочитать вам стихотворение Ирины Фетисовой-Мюллерсон, которое называется «Первый император Китая Цинь Ши Хуанди

и его терракотовая армия». Именно строки из этого произведения взяты для эпиграфа к нашему уроку сегодня (обращаю внимание детей на доску).

 Эпиграф к уроку

Из тьмы веков, из тайны подземелья,
На божий свет явившиеся вспять,
Имперской прихоти ожившие творенья
Восстали волю неба исполнять…

Ирина Фетисова-Мюллерсон

Из тьмы веков, из тайны подземелья,
На божий свет явившиеся вспять,
Имперской прихоти ожившие творенья,
Восстали волю неба исполнять,
Что в их бездушные тела из терракоты
Была заложена столетьями назад,
О том, что нету на земле важней работы
Чем Императора Китая охранять,
Того, кто заложил страны основы,
Объединил провинции в одну,
И оградил китайские просторы
Воздвигнув прочную Великую Стену.
Боялся смерти грозный повелитель,
И, чтобы одному не горевать,
Велел в свою посмертную обитель,
Поставить Терракотовую рать,
Чтоб вместе с нею, там, в загробной жизни,
Опять владеть и властвовать людьми,
И не было той прихоти капризней,
Как не было к властителю любви.
Но как ослушаться святого приказанья,
Когда над головой висит топор?
Так воинов предсмертные ваянья
Нас поражают с тех далёких пор;
Из местной глины вылеплены славно
Похожих лиц не встретить – их тут нет;
И эти пустотелые болваны,
Пред императором в веках несут ответ,
За то, что нет тропы к его покоям,
За то, что только он вершит их путь.
Что не дадут его останки беспокоить,
Что их глаза вовеки не уснут.
Плечом к плечу застыли истуканы,
Готовы, если нужно,  воевать,
Им не страшны болезненные раны -
Они же Терракотовая рать!
Столетья над могильником промчались,
В тиши хранился всемогущий прах,
Лишь птицы беззаботно щебетали;
Но кто боится беззаботных птах?
Так верные присяге исполины,
Несли свой строгий вечный караул,
Но всё ж наследники встревожили руины,
И по земле пронёсся страшный гул;
И оголенная, предстала перед миром,
В осколках растревоженная рать,
Хромая прихоть грозного кумира
Искусно восстановлена опять,
Предупреждая, что опасный Император
Проклятьем окружил свой смертный трон,
Чтобы застыл железный экскаватор,
И не тревожил лучезарный сон,
Того, кто до скончания столетий,
Имеет власть над звёздной тишиной,
Не трогайте Имперскую обитель!
Ушедшим предначертан  упокой...

   Итак,  тема нашего урока «Терракотовая армия императора.  Поплечный портрет воина», цель - выполнить поплечный портрет китайского воина терракотовой армии. Для этого нам нужно более подробно узнать об этом императоре и его войске, посмотреть как выглядят воины этой глиняной армии. А поможет нам в этом рассказ и слайдовая презентация.

  III. Сообщение познавательных сведений.

  Император Цинь Шихуанди стал правителем царства Цинь в весьма юном возрасте, он смог за семнадцать лет завершить начатое его предшественниками завоевание и принять титул Первого Императора Поднебесной.

  Он  был  озабочен поиском вечной жизни для себя, вследствие чего рассылал всюду многочисленные экспедиции по поиску волшебной травы, по преданиям даровавшей бессмертие. И вместе с тем еще с момента восхождения на престол отдал приказ начинать строительство своей гробницы. Для охраны ее была создана так называемая Терракотовая армия: тысячи глиняных воинов больше натуральной величины и  колесницы, запряженные четверкой лошадей каждая.

     Поскольку волшебного средства, дарующего вечную жизнь, так и не было найдено, Император скончался. Согласно летописям, его похоронили в бронзовом саркофаге, плавающем по ртутному озеру. В гробницу были спущены огромнейшие богатства, а для сопровождения Первого Императора Цинь в потусторонней жизни было убито множество подданных, в том числе наложниц, и 17 сыновей. Легендарная армия, получившая название Терракотовой (по названию материала, из которого сделаны статуи), была случайно обнаружена китайскими крестьянами в марте 1974 года во время построения местной оросительной системы. Всего воинов, по различным оценкам, от 7 до 9 тысяч. Каждый из них сделан из глины, обожжен, покрыт специальным органическим составом и раскрашен. Вес воина – около 135 килограммов, лошади – около 200.

      Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э.) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 тысяч! рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

Просмотр презентации «Терракотовая армия Императора Цинь Ши Хуанди».

IV. Закрепление нового материала.

- Чем прославился император Цинь Ши Хуанди?

- Какое еще (кроме терракотовой армии) грандиозное сооружение было построено при его правлении?

- Для чего была сделана терракотовая армия?

- Как отличались воины друг от друга?

- Что такое портрет?

- Какие виды портрета вы знаете?

- Что такое поплечный портрет?

- К какому виду искусства относятся изображения воинов терракотовой армии?

- Почему эти скульптуры монументальные?

2 урок

I.   Постановка художественной задачи:

     Выполнить поплечный портрет древнего китайского воина (работа выполняется из трех брусков пластилина одного цвета,  или предварительно смешанных коричневого  оттенка).

II.   Практическая работа.

  Для того, чтобы выполнить из пластилина поплечный портрет, нам нужно вначале подготовить пластилин (согреть его).

Портрет выполняется поэтапно под руководством учителя.

Последовательность изготовления:

   На доске нарисована голова с линиями лица. Определяем форму головы, шеи, плечевого пояса (шея  является как-бы продолжением линии затылка) местоположение линии глаз и носа, рта.

  Берем кусок пластилина, работа выполняется из трех брусков пластилина одного цвета,  или предварительно смешанных коричневого  оттенка, которые уч-ся заранее приготовили дома (взяв три темных цвета положить их в целлофановый пакет и оставить в теплом месте, можно около батареи, затем перемешать их,  не доставая с пакета).

  Подготовленный кусок делим вначале на две части, а затем одну из них еще на две так, чтобы одна была немного больше другой. Первый кусок – побольше – для головы, второй поменьше – для плеч, третий самый маленький – для шеи.

Голову вылепливаем овальной формы, а шею  - цилиндрической.

 

Прикрепляем шею к голове так, чтобы  шея  являлась  как-бы продолжением линии затылка.

   

   

Лицо человека не является округлой ровной поверхностью. Предлагаю детям определить выпуклости и впадины на лице. Определяем «пять вершин» (китайские художники еще в древности перед началом работы над портретом намечали эти пять вершин). Они соответствовали сторонам горизонта: лоб – южная вершина, нос – центральная вершина, скулы – восточная и западная, подбородок – северная.    

   В центре головы легким надавливанием двумя указательными пальцами обозначаем глазные впадины. После этого на заготовке лица отчетливо прочитываются скулы, бровные дуги, лоб и линия носа.

       

   

Чуть-чуть сдавливаем заготовку головы со стороны висков большим и указательным пальцами.

Стеком намечаем линии кончика носа и рта. С помощью стека продавливаем область под носом и ртом.

Далее вылепливаем нос, губы, уши (напоминаю, что размер уха соответствует расстоянию от бровной дуги до кончика носа). Уши и нос не накладываем из отдельных деталей, а «вытягиваем» из общей массы.

Уши немного нужно придавить к голове, чтобы они не торчали «лопухами».

    При помощи стека  на модели обозначаем глаза и губы (напоминаю, что все воины терракотовой армии имели индивидуальные черты лица).

Из отдельных мелких деталей лепим и прикрепляем усы, бороды.

Стеком прорисовываем линию роста волос и сами волосы.

Из отдельных мелких деталей лепим дополнительные детали причесок.

Берем кусок пластилина,  предназначенный для плеч,  и раскатываем его в форме цилиндра.

Затем примазываем нижнюю часть шеи к плечам.

   

Намечаем ворот халата воина (китайские мужские и женские халаты по традиции запахивались слева направо, справа налево запахивался халат только во время погребения как знак того, что человек переходит в иной мир).

  Лепим

тонкую лепешку  и окручиваем ей шею и плечи воина с запахом слева направо.

Лепим головные уборы (по желанию), определяющие ранг воина. Прикрепляем их.

         

ВАРИАНТЫ ПОПЛЕЧНЫХ ПОРТРЕТОВ

III. Рефлексия урока.

- Что нового для себя узнали?

- В чем испытывали затруднения при выполнении художественной задачи, как их решали? - Какие чувства испытывали?

- Какой новый опыт приобрели и чему научились?

- Понравился ли вам урок?

- Что бы вы изменили в ходе урока?

IV. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Анализ и оценка работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, технологическая карта "Монастыри"

Технологическая карта "Монастыри"...

конспект урока "Технологическая карта и ее назначение"

Разработка к уроку по технологии 6 класс "Технологичская карта и ее назначение"...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Читаем с удовольствием!План -конспект урока.Технологическая карта урока.

План-конспект урока .Технологическая карта урока....

конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности....

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....