статью "Методические аспекты работы с художественно одаренными детьми"
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Статья "Методические аспекты работы с художественно одаренными детьми. Из личного опыта" раскрывает систему работы с талантливыми детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические аспекты работы с художественно одаренными детьми
Из личного опыта
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Кадр № 1 Титульный
В физико- математическом лицее № 344 Невского района учатся дети, которые не только умеют решать сложные задачи по физике и математике,но и дополнительно занимаются музыкой, танцами, изобразительным искусством и др. Многие посещают кружки, изостудии, учатся в художественных школах и в школах искусств.
Кадр № 2 ( слова Пикассо)
В лицее не изучается предмет МХК, а учащиеся показывают хорошие результаты в школьном , районном турах и даже в городском туре. Многие вопросы на олимпиаде связаны не только с изобразительным искусством, но и с музыкой и искусством кино. Но наиболее заметны их успехи в рисовании и в декоративном творчестве. Поэтому, главная задача учителя изобразительного искусства на уроках и на внеурочных занятиях, в кружках (ОДОД), при работе в пионерском лагере, выявить творческих и художественно одаренных ребят. Какие же это дети? Многие ученые считают, что это дети с хорошим развитием правого полушария мозга, с ярко выраженными творческими способностями, любящие рисовать, мастерить, с творческим мышлением.
Кадр № 3 ( одаренные дети)
Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере деятельности, которая им интересна.
Одарённые дети:
1. Как правило, очень активны и всегда чем – либо заняты. Занимают себя
делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку.
2. Настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все
более подробно и требуют дополнительную и информацию.
3. Благодаря многочисленным умениям они способны лучше других
заниматься самостоятельной деятельностью.
4. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность
и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.
5. Умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно
найти новые источники информации.
6. Некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много
времени.
Для подготовки учащихся к олимпиаде по изобразительному искусству, учителю приходится выступать и как наставнику-консультанту, как эксперту и художнику.
Кадр № 4 ( учитель)
Учитель тоже должен соответствовать некоторым требованиям:
- увлеченность своим делом;
- желание работать нестандартно;
- знание психологии одаренных детей;
- мотивационная готовность к работе с такими детьми;
- создавать благоприятную атмосферу
- не сдерживать инициативу ребенка;
- доброжелательно относиться к детям.
Как бы ребенок не был одарен, его надо учить. Приучать к усидчивости, приучать трудиться, самостоятельно принимать решения.
Кадр № 5 ( система работы с одаренными детьми )
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочное время ( олимпиады, конкурсы, выставки).
Определив таких ребят, отслеживаю и направляю их дальнейшее развитие. Первым помощником является интерес к предмету.
При работе с одаренными детьми необходимо комбинировать индивидуальный подход с коллективной работой.
Кадр № 6 ( работа на уроках в УСЛОВИЯХ ФГОС )
На уроках надо использовать задания с повышенным уровнем сложности, прием поиска. Для этого, а так же с целью развития природных задатков на уроках использую творческие задания, занимательные игры, развивающие упражнения.
К таким упражнениям относятся: рисование разнообразными живописными и графическими материалами, монотипия, коллаж, рисование по мокрой бумаге, мятая бумага. Причем разнообразие техник применяется на одном уроке: ребята разбиваются на группы и ведут работу определенными материалами, которые они посчитают приемлемыми для воплощения творческого замысла . Такие методы изображения развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Кадр № 7 ( образцы работ )
К таким условия я отношу прием «Мокрая картина», «Волшебная клякса», «Восковые карандаши + акварель», «Акварель + ватные палочки»…
Кадр № 8 ( мотивация к познанию )
Для мотивации к познанию изобразительной грамоты этих детей необходимо им создать определенный статус и систему поощрений. В нашем лицее – это тематические выставки, творческие мастерские, фестивали детского творчества. участие в олимпиадах различных уровней, демонстрация работ на экране ТВ, привлечение ребят к оформлению стендов и актового зала к праздникам и мероприятиям.
Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора, самостоятельность: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
Кадр №9 ( внеурочные формы в условиях ФГОС)
Во внеурочное время формами работы с художественно одаренными детьми являются:
- Творческие мастерские.
-Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
-Организация учебно-исследовательской деятельности.
- Участие в интеллектуальных конкурсах, фестивалях, выставках
различного уровня.
-Организация летних пленэров.
- Сотрудничество с другими школами.
Кадр № 10 ( учитель рисует)
В образовательной модели учитель обязательно сам рисует вместе с детьми, имеет свое творческое задание. Сначала он рисует в качестве демонстрации образца анализа простых действий с обязательным комментарием ключевых элементов собственной стратегии. А затем делает это по ходу творческой деятельности школьников, создавая и поддерживая, таким образом, отношения сотрудничества, постоянно демонстрируя равноправие позиций, реализуя роль «наставника», «мастера», «партнера», «координатора», избегая любых проявлений диктата со своей стороны.
Занятия полезно строить в интеграции с литературой, музыкой, театром. Например, при обсуждении замысла творческой работы, построении образа и выбора художественных средств полезно использовать аналогию с минорной и мажорной музыкой, эмоциональной окрашенностью небольших музыкальных произведений.
Кадр № 11 ( фантазия и творчество)
Фантазия и творческое начало у ребят конечно есть, они и композицию знают и в живописи, и в графике разбираются, но социальные сети порой очень мешают выразить свою индивидуальность, подойти серьезно и по-своему к раскрытию темы. Есть, конечно ,дети, которые дополнительно нигде не занимаются искусством, а показывают очень высокие результаты на олимпиаде! Такие примеры есть.
Кадр № 12 (в лицее созданы комфортные условия для творчества)
Чтобы талантливый ребенок не стремился «быть как все», на мой взгляд, в лицее для таких ребят созданы комфортные условия, где ребенок может раскрыть свой талант.
Что касается олимпиады по черчению, мы ежегодно принимали участие , во всех турах, то теперь этот предмет изучается модулем в Технологии, в графической программе КОПАС 3ДLT.
Кадр № 13 ( исследовательская и проектная деятельность )
Занятия детей в исследовательской и проектной деятельности, в наше время являются очень актуальными. Дети уже с первого класса, в начальной школе, вместе с родителями, выполняют и защищают различные проекты. Дети учатся выполнять презентации, ориентироваться в мире искусства, формируют свое мнение, делают определенные выводы.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено,что творческие люди обладают большой жизненной энергией. И на педагоге ответственность – развить в ребёнке творческое начало, для того чтобы сформировалась личность.Главное, в художественном развитии ребенка, помочь ему сделать первые шаги по ступенькам творчества, главное не опоздать, не упустить момент рождения гения.
Кадр № 14 (вывод(
Итак: работа по выявлению и развитию художественно одаренных детей является не только работой одного педагога, а является совместной работой всех участников образовательных отношений ( самих детей, их родителей, педагогов).
Кадр № 15 ( заключительный)
Нестеренко Надежда Фёдоровна. Учитель ГБОУ №344 Невского района Санкт- Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми
В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...
Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"
Статья посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...
Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"
Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....
Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе
Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...
Презентация "Некоторые аспекты в работе педагога с одаренными детьми"
Данная презентация - анализ работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми за 2012 - 2013 учебный год...
Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
Проблема выявления и развития одаренности детей в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с...
Некоторые аспекты работы с творчески одаренными детьми
Выступление на конференции...