Некоторые аспекты работы с творчески одаренными детьми
материал по истории (8 класс) на тему
Выступление на конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaharova_o.v._vystuplenie_na_konferentsii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова, тезисы выступления
Захарова Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
«Некоторые аспекты работы с творчески одаренными детьми»
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
К основным общим принципам обучения одаренных детей относятся:
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.
- Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах.
Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.
В качестве приоритетных целей обучения одаренных детей могут быть выделены следующие:
1) развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
2) создание условий для развития творческой личности;
3) развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
4) обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера. В своей работе я использую в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. Однако, применение компьютеризованных средств обучения, на мой взгляд, ни в коем случае не должно исключать использование средств, обеспечивающих богатый зрительный ряд (видео и т.п.). Большое эмоциональное впечатление на моих учеников произвел просмотр фильма «Царь», рассказывающий об эпохе Ивана Грозного. После этого урока у многих учащихся появилась потребность глубже изучить этот исторический период.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Несколько лет в нашей школе существовал отряд юных краеведов «Родничок». Мы сотрудничали с ветераном ВОВ М.Н.Горшковым, ветеранами труда ПО «Иртыш», с курсантами ОТИИ, с библиотекой №34. Было подготовлено и проведено немало мероприятий и нестандартных уроков, например, «Улицы нашего округа», урок-КВН «Люби и изучай свой родной край», «Озеро Чередовое: мифы и реальность», «Адмиральский час» об А.В.Колчаке и др. Одаренные учащиеся, которые занимались в отряде, привлекались к совместной работе с педагогами и одновременно являлись руководителями классных исследовательских секций по историческому краеведению. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, на мой взгляд, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и формирует у него ответственность за своих товарищей.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. Учитывая интересы и уровни дарования конкретных учеников, я предлагаю им выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Одним из интересных индивидуальных проектов была работа Ивана Тангаева «НТР в СССР: первый полет человека в космос». Из групповых проектов можно назвать «Свет и тени хрущевских реформ», «Мировые религии», «Генерал-майор Гуртьев Леонтий Николаевич», «Семейное право», которые были подготовлены несколькими учащимися. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей мне оказывает применение группировки учащихся внутри одного класса в малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т.п.) Такая форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: 1) создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; 2) реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, наличии дополнительных помещений и т.п.; 3) «массовость» применения.
Обучая одаренных детей, я стараюсь включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать их интерес к универсальному и общему, повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему. Сотрудничество с учителями-предметниками привело к использованию междисциплинарного подхода на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания: истории, обществознания, географии, экологии, физики, литературы и т.д. Совместно с другими педагогами были проведены интегративные уроки, например, «Эпоха Великих географических открытий и их последствия», «Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем», «Глобальные проблемы человечества», «Транссибирская магистраль», « Великие исторические реки: роль в истории человечества» и др. Такой подход, с моей точки зрения, стимулирует стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развитие их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.
На своих уроках я работаю над формированием навыков и методов исследовательской работы, стараюсь учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком, поддерживать и развивать самостоятельность в учении. Считаю необходимым использование разнообразных источников и способов получения информации. Стараюсь обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
В своей работе я применяю следующие методы и приемы развития интеллекта учащихся:
эвристическая беседа; проблемное изложение материала; исследовательская работа; рассказ; объяснение; схемы; опорные таблицы; заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу; сравнения и сопоставления; сравнительного анализа двух фрагментов текста; моделирование; защита своего мнения; формулирование вопросов; рецензирование; метод свободного выбора; ученики в роли учителя; обучение действием, обсуждение в группах; ролевая игра; дискуссия; семинар; ученик как исследователь; мозговой штурм; межпредметные сравнения; проблемные ситуации, вопросы; практическая работа; проекты; презентации.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я использую дидактические игры. Считаю, что игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Восстановление рукописи о походе Ермака, составление дневника экспедиции И.Д.Бухольца, проведение «Клуба путешественников», «Исторических судов», «Исторических гостиных» и т.д. способствовали развитию творческих способностей и исследовательских навыков у одаренных ребят.
Все выше перечисленное позволяет мне выполнять задачи, направленные на развитие интеллектуальных качеств:
1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия и др.)
2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
3. Содействовать развитию у учащихся умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, тексте и др.)
4. Обеспечить развитие у учащихся умений классифицировать познавательные объекты и др.
5. Создать условия в развитии памяти учащихся.
6. Создать условия для развития мышления учащихся
7. Формировать умения планировать действия, необходимые для решения поставленных целей.
8. Формировать умения и навыки поиска, обработки и хранения информации.
9. Формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки.
10. Развивать коммуникативные умения и навыки
11. Развивать умения учиться, использовать знания на практике.
12. Развитие интуиции, пространственного мышления учащихся.
13. Развитие познавательного интереса учащихся.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СЧИТАЮ СЛЕДУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ:
ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАД 2005 – 2010г.г. (за 5 лет)
Дата участия | ФИО участника | Класс | Олимпиада | Результат |
2005 | Селиверстова Олеся | 8 А | Краеведение | Ш место по городу |
2007 | Солонинка Вадим | 8 Г | Краеведение | II место по городу |
2009 | Малахова Ирина | 7 В | История | 2 место по городу |
2009 | Гаус Мария | 10 Б | Обществознание | Призер по городу |
2009 | Гаус Мария | 10 Б | Право | 3 место по городу |
2010 | Гаус Мария | 10 Б | Право | Призер по области |
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ
Дата и место выступления | Автор | Вид работы. Тема | Название конкурса. Уровень проведения (школьный, районный, городской и т.д.) | Результат |
2005 | Бугакова Алена, Демьянова Юля, 6 В класс | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Городской конкурс юных краеведов | Лауреаты |
2010 | Команда «Электорат» | Игра «Твой выбор» | Городской конкурс в рамках Дня молодого избирателя. | 1 место |
2009- 2010 | Команда 7-х кл. | Игра «Знатоки краеведения» | Городской конкурс | Грамота за участие в 3-х этапах |
Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе классического танца.
В данном докладе расскрываются проблемы хореографического аккомпанемента, основные задачи концертмейстера на уроке классического танца....
Некоторые аспекты работы с одаренными детьми
В статье автор делится опытом работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития, определяются отдельные направления данной работы, предлагаются некоторые методические рекомен...
Некоторые аспекты работы домриста над приёмом тремоло.
В этой работе я пытаюсь обобщить опыт ведущих педагогов домристов и предложить свои наработки в преодолении трудностей,возникающих в работе над самым трудным и,пожалуй ,самым красивым приё...
Некоторые аспекты работы учителя физики в условиях класс-комплекта малокомплектной школы
методические рекомендации и материалы для проведения уроков физики в условиях класс-комплекта. В приложении дается раздаточный материал к урокам....
О некоторых аспектах работы с обучающимися цыганской национальности в средней школе
В статье рассматриваются некоторые аспекты работы с обучающимися цыганской национальности в современной социокультурной среде....
Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Некоторые аспекты работы с начинающими в классе балалайки"
В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и...
"Некоторые аспекты работы над репертуаром при групповой форме обучения"
laquo;Некоторые аспекты работы над репертуаромпри групповой форме обучения в классе синтезатора на примере студии «АккСи+»...