Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми
статья по теме

Крылова Елена Дмитриевна

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._krylova_e.d..doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ЛИЦЕЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Крылова  Елена Дмитриевна, заместитель директора по учебно-методической работе, МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»,  Подольский муниципальный район

Значительные социальные, экономические, политические изменения в современном обществе требуют пересмотра и корректировки, в том числе, и системы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Изменение нравственных устоев и ценностей в стране привело к резкому снижению мотивации к обучению. Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из таких форм работы может стать проектная и исследовательская деятельность.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одним из приоритетных направлений работы МОУ «Лицей №1 пос. Львовский». Работа осуществляется в рамках программы «Одаренные дети», которая охватывает и образовательную, и воспитательную сферу деятельности школы.

Более десяти лет назад в лицее началась работа учащихся над проектами. Первоначально это были информационные проекты, которые выполнялись главным образом старшеклассниками. С развитием информационно-коммуникационных технологий представление результатов своей работы учащиеся стали осуществлять, используя презентации. Среди наиболее интересных проектов того времени можно назвать «Д.И. Менделеев – выдающийся ученый России», «Числа Фибоначчи», «Основы ракетостроения», «Золотое сечение», «Страна тысячи озер» и др.  

Для развития любого начинания очень важно не топтаться на месте, поэтому  постепенно мы перешли от информационных проектов к исследовательским. Первоначально они охватывали лишь экологию и географию, немного позже добавились физика, математика, русский язык и литература, химия, биология, история, мировая художественная культура.

Большое количество проектов привело к необходимости организации конкурса, где ребята могли бы представить свои работы всей школе и посоревноваться друг с другом. Это реализовалось через ежегодную научно-практическую конференцию школьников «Ломоносовские чтения», которую в этом году мы будем проводить в десятый раз. Первоначально в ней принимали участие учащиеся 9-11-х классов, с 2002 года 8-11-х классов, а в 2011 году – второго, шестого, 7-11-х классов, таким образом, возраст участников постоянно молодеет. В настоящее время количество учащихся, желающих принять участие в конференции, и тематика работ настолько велики, что Ломоносовские чтения проводятся по следующим секциям:

  1. гуманитарная;
  2. естественнонаучная;
  3. информационно-математическая.

Первым этапом участия в научно-практической конференции является отбор в классе. Для выявления лучших проектов на уровне класса применяется, в том числе, система взаимооценивания работ учащимися. Каждому учащемуся предлагается оценить работы одноклассников по различным критериям: дизайнерское и ораторское мастерство, соответствие работы заявленной теме, актуальность и др. После представления всех работ выявляются лучшие, которые будут участвовать в научно-практической конференции школьников лицея.

Победа в Ломоносовских чтениях является мостиком для дальнейшего участия в мероприятиях более высокого уровня: муниципальных, региональных, всероссийских и международных.

Многие работы, ставшие победителями школьной конференции, достойно представляли лицей на районных и областных мероприятиях:

  1. проект по географии «Профессиональное самоопределение выпускников-2010» Спесивцевой Ольги (руководитель Крылова Е.Д.) - I место в лицее, III место в районном конкурсе социальных проектов по географии, победитель областной выставки-конкурса «Юный исследователь»;
  2. проект по физике «Электрические явления в природе» Николаевой Надежды (руководитель Куценко Е.В.) - I место в лицее, победитель областной выставки-конкурса «Юный исследователь»;
  3. проект по литературе «Топонимика Подольского района» Спесивцевой Ольги (руководитель Широкорад Л.О.) - I место в лицее,  III место в районной научно-практической конференции «Топонимика и легенды Подолья», победитель Второй региональной конференции молодых исследователей;
  4. проект по математике «Строим школу» Красниковой Лилии и Корнеевой Анастасии (руководитель Красникова М.В.) - I место в лицее, II место в областной выставке-конкурсе «Юный исследователь».

             

Таким образом, в настоящее время в лицее сформировалась следующая весьма результативная система работы в этом направлении:

  1. работа в классе учащихся по отдельности или группами, выявление лучших проектов и исследований;
  2. представление лучших проектов на научно-практической конференции школьников лицея «Ломоносовские чтения»;
  3. представление проектов на районных, областных и всероссийских конференциях, конкурсах, фестивалях и др.

Проектная и исследовательская деятельность  также помогла сплотить ребят, что привело к созданию научного общества учащихся «Знание – сила», которое работает в лицее пять лет. Возникнув, практически случайно из учащихся 10-х классов в 2006 году, сейчас оно включает в себя учеников 7-11 классов. В научное общество принимаются все желающие. Среди членов научного общества учащихся пять стипендиатов Губернатора Московской области Б.В. Громова и более тридцати стипендиатов Главы Подольского муниципального района  Н.П. Москалева.

                 

Мы считаем, что в будущем проектная и исследовательская деятельность учащихся будет успешно развиваться в лицее для  формирования талантливой молодежи, что является одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум – М, 2001.
  2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/ Под ред. Б.А. Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2007.
  3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы фольклорной группы «Ульгэр»

Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей.Поэтому актуальной стала работа с одаренными детьми.С 1998 года в ...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений реализации ФГОС основного общего образования

Цель исследовательской деятельности в рамках ФГОС   :    формирование универсальных учебных действий в процессе проектно -исследовательской деятельности учащихся....

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации  работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами  ...

Презентация «Проектно- исследовательская деятельность учащихся – как одно из средств повышения интереса к изучению географии»

Проектно-исследовательская деятельность— это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательского творческого характер...