Программа по изобразительному искусству для 5-8 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Программа изобразительное искусство разработана с учетом НРЭО Челябинской обасти в рамках ФГОСдля учащихся 5-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по изобразительному искусству для 5-8 классов | 362 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Специфика предметных образовательных результатов отражается в изучении национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в курсе «Изобразительное искусство», которое направлено на достижение следующих задач:
– воспитание у детей уважения к историко-культурному наследию Южного Урала, любви к родному городу (селу), позитивного отношения к среде поселения; социально-ответственному поведению в ней;
– освоение учащимися знаний об основных этапах формирования многонационального населения Челябинской области, о культурных достижениях региона и родного города (села);
– освоение гуманистических традиций и ценностей современного российского общества, понимание культурного многообразия региона, толерантность;
– овладение обучающимися умениями самостоятельно работать с источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с выделением отдельных деталей повседневного бытия;
– развитие у школьников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, приобщения к решению местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
– формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению, возрождению и развитию культуры родного края.
В результате прохождения курса выпускник научится:
- разбираться в основных видах декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мирового и отечественного изобразительного искусства;
- ориентироваться в истории русского и мирового прикладного и изобразительного искусства, узнавать изученные народные промыслы и ремесла, виды и жанры изобразительного искусства;
- понимать значение прикладных и изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- понимать изобразительную метафору и целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
- воспринимать произведения искусства и аргументированного анализировать разные уровни своего восприятия;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и направлений искусства и определять средства художественной выразительности (композиция, декор, орнамент, светотень, цвет, штрих, пятно и т.д. );
- применять основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства при выполнении творческих работ;
- работать с художественными материалами (гуашь, акварель, тушь, бумага, природные и подручные материалы) прикладных и изобразительных (пластических) искусств;
- использовать приобретенный опыт художественной деятельности в творчестве и повседневной жизни для самостоятельной творческой работы в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Кроме этого ученик получит возможность научится:
- характеризовать особенности уникального искусства народов Южного Урала;
- определять специфику образного языка декоративно- прикладного искусства народов Южного Урала, создавать декоративные изображения и эскизы народного праздничного костюма на основе традиционных образов народов, проживающих на территории Челябинской области;
- различать и характеризовать художественные промыслы Южного Урала;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов в творчестве художников Южного Урала;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм на примере работ художников Южного Урала;
- называть имена выдающихся русских художников-портретистов и определять их произведения, посвященные выдающимся личностям в истории Урала;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека на примере уральских писаниц;
- рассуждать об изменчивости образа человека в истории искусства на примере деревянной скульптуры Урала и памятников Челябинска;
– характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника Южного Урала над жизнью;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории Урала, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; – рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образов народов Южного Урала;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны на примере монументального искусства Челябинской области;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне и установленные на территории Челябинской области;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна на примере памятников архитектуры Челябинской области;
- понимать тенденции и перспективы развития современного искусства Челябинской области.
Содержание учебного предмета
Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 ч).
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | 6 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 15 |
3 | Декор – человек, общество, время | 5 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 8 |
Итого: | 34 |
1. Древние корни народного искусства: знакомство с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки древних жителей Южного Урала
Древняя Южно-Уральская архитектура. Традиционные жилища народов Южного Урала
Убранство русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта.
Народная вышивка. Народный праздничный костюм. Праздничные костюмы народов Южного Урала
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни Южного Урала.
2. Связь времен в народном искусстве: включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели), Южного Урала (Урало-сибирская роспись, Каслинское литье, гравюра, резьба по камню). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Урало-сибирская роспись
Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3. Декор — человек, общество, время: проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Саратовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Одежда «говорит» о человеке.
Южно-Уральский эпос в произведениях русских художников.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Образ-символ в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала
4. Декоративное искусство в современном мире: знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер. Пространственные искусства на улицах нашего города
Общая тема программы 6 класса – «Искусство в жизни человека» (34 ч).
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве | 10 |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 8 |
Итого: | 34 |
1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка: проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве художников. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств, художественные материалы,
Рисунок-основа изобразительного творчества. Уральские узоры: Орнаменты Южного Урала
Линия и ее выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре. Анимализм древних эпох
Основы языка изображения
2. Мир наших вещей. Натюрморт : изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира в различных культурах России
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта
3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве: изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
Образ человека – главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре. Образ человека в деревянной скульптуре Урала
Графический портретный рисунок
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого: Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов – создатели портретной галереи династии Демидовых
Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Народный костюм в культуре Южного Урала
4. Человек и пространство в изобразительном искусстве: предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической пейзажной композицией.
Жанры в изобразительном искусстве, изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Пейзаж – большой мир. Виды природы и городов Южного Урала в картинах художников
Природа и художник. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала
Пейзаж в русской живописи. Графический пейзаж
Городской пейзаж. Челябинск – надежная крепость России
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Общая тема программы 7 классов – «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 ч).
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека | 7 |
2 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 7 |
3 | Великие темы жизни | 11 |
4 | Реальность жизни и художественный образ | 9 |
Итого: | 34 |
1. Изображение фигуры человека и образ человека: образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства. Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
Образ человека в истории искусств
Изображение фигуры человека
Пропорции и строение фигуры человека
Лепка фигуры человека
Наброски фигуры человека с натуры
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
2. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов: Материал посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах. Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Сюжет и содержание в картине
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве
Жизнь в моем городе в прошлые века. Урал в исторической живописи русских художников. Исторические картины из жизни города Челябинска
Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре)
3. Великие темы жизни: Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох
Батальный жанр в изобразительном искусстве
Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Процесс работы над тематической картиной
Библейские темы в изобразительном искусстве. Уральские лики: Строгановская школа иконописи
Монументальная скульптура и образ истории народа. Скульптуры Челябинска и Челябинской области
Место и роль картины в искусстве XX века
Художественно-творческие проекты. Лицо современного города: Архитектурный образ как отражение истории
4. Реальность жизни и художественный образ: материал в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни. Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах. В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение: художник-график детских книг Южно-Уральского книжного издательства А.В. Гилёв
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Каслинское и Кусинское литье- гордость Урала
Зрительские умения и их значение для современного человека
История искусств и история человечества
Стиль и направление в изобразительном искусстве разных эпох
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства Художники Южного Урала
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Общая тема программы 8 классов – «Дизайн и архитектура в жизни человека» (34 ч).
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Архитектура и дизайн | 8 |
2 | В мире вещей | 8 |
3 | Город и человек | 9 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 9 |
Итого: | 34 |
1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Сочетание текста с изображением. Возникновение архитектуры развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Гармония, контраст и выразительность плоской композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна
Буква – строка – текст
Искусство шрифта
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна
2. В мире вещей и зданий: художественный язык конструктивных искусств. От плоского изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещей. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету
Взаимосвязь объекта в архитектурном макете
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания. На улицах нашего города
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени
Форма и материал
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формообразовании.
3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального града строительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознания людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайн и архитектуры. Природа в городе или город в природе. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов макете.
Город сквозь времена и страны. Образы культуры прошлого России и Челябинской области
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Современные дизайнеры и архитекторы Южного Урала
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица – это моя малая Родина.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом
Интерьер, который мы создаем
Пугало огородное в дизайне приусадебного участка. Дизайн проект приусадебного участка
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Современные модельеры России и Челябинской области
Встречают по одежке
Автопортрет на каждый день
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы)
Тематическое планирование с указанием часов,
отводимых на изучение каждой темы
5 класс
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля |
1 | Древние корни народного искусства | Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки древних жителей Южного Урала | 1 | Знание традиционных образов декоративно-прикладного творчества: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. Понимать декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условный характер. | Вводный тест |
2 | Древняя Южно-Уральская архитектура. Традиционные жилища народов Южного Урала | 1 | Знание элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска), умение создавать образ русской избы, с орнаментальными элементами резьбы и росписи, навык работы цветными карандашами | Рисунок | |
3 | Убранство русской избы | 1 | Знание элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска), умение создавать образ русской избы, с орнаментальными элементами резьбы и росписи, навык работы цветными карандашами | Рисунок | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | Особенности конструкции и декора предметов труда и быта, посуды; работа цветными карандашами по шаблону и самостоятельно, передача основных форм предметов крестьянского быта | Рисунок | |
5 | Народная вышивка. Народный праздничный костюм. Праздничные костюмы народов Южного Урала | 1 | Отличие русской народной вышивки, цветовая гамма, основные элементы; умение работать с цветной бумагой, создание композиции в технике аппликации Умение отличать народные костюмы разных национальностей, создавать образ русского праздничного национального костюма | КТП | |
6 | Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни Южного Урала. | 1 | Знание основных народных русских праздников, праздники башкир и татар, народов севера, создание по мотивам праздничных гуляний композицию праздника | Рисунок | |
7-8 | Связь времен в народном искусстве | Древние образы в современных народных игрушках. | 2 | Знание основных видов народных игрушек (из глины, дерева, ткани), умение различать их, создавать эскиз народной игрушки, навык работы цветными карандашами | Рисунок |
9-10 | Искусство Гжели. | 2 | Знание особенностей гжельской росписи, выполнение основных элементов, умение составлять композицию в технике гжельской росписи, навык работы гуашью | Рисунок | |
11-12 | Городецкая роспись. | 2 | Знание особенностей городецкой росписи, выполнение основных элементов (купавка, розан, бутон, травка, птицы и лошадки), умение составлять композицию в технике городецкой росписи, навык работы гуашью | Рисунок | |
13-14 | Хохлома. | 2 | Знание особенностей хохломской росписи, выполнение основных элементов (завиток, Кудрина, ягодки, цветы), умение составлять композицию (под фон) в технике золотой хохломы, навык работы гуашью | Рисунок | |
15-16 | Жостово. Роспись по металлу. | 2 | Знание основных способов обработки металла, создание образа жостовского традиционного подноса, умение работать гуашью | Рисунок | |
17-19 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Урало-сибирская роспись | 3 | Знание основных способов обработки древесины, создание образа изделия из щепы, умение работать гуашью | Рисунок | |
20 | Тиснение и резьба по бересте. | 1 | Знание основных способов обработки древесины, создание образа берестяного изделия из бумаги, умение работать с бумагой | Творческий проект | |
21 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 | Знание понятия «промысел», основных ДПТ Южного Урала, умение выявлять отличительные особенности промыслов родного края | Рисунок | |
22 | Декор — человек, общество, время | Зачем людям украшения. | 1 | Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали; использование характерных знаков-символов | Рисунок |
23 | Одежда «говорит» о человеке. | 1 | Особенности развития моды, значение декора в определении сословия или класса, профессиональной деятельности людей; умение создавать образ человека различных эпох через особенности костюма. | Рисунок | |
24 | Южно-Уральский эпос в произведениях русских художников. | 1 | Особенности Уральского народного фольклора и его отражении в изобразительном искусстве, работа с иллюстрациями к сказам Бажова. Умение создавать сюжетную композицию, иллюстрацию к произведению литературы | Рисунок | |
25 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | 1 | Значение узоров, орнаментальных композиций и декоративных элементов в жизни человека. Роль и значение промыслов в современной жизни, применение основ НДПТ в дизайне | Творческий проект | |
26 | Образ-символ в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала | 1 | Знание традиционных образов декоративно-прикладного творчества: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. Понимать декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условный характер. | Рисунок | |
27 | Декоративное искусство в современном мире | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | Знание материалов и техник ДПИ, пластический язык материала, его роль в создании художественного образа, умение создавать авторский продукт на основе НДИТ и современного ДПИ | Рисунок |
28-31 | Современное выставочное искусство. | 4 | Знание особенностей современного ДПИ, приемы выполнения витража(роспись по стеклу), батика (роспись по ткани), умение работать по стеклу и ткани Знание основ работы дизайнера, умение применять знания НДПИ в создании авторской работы | Рисунок | |
32-34 | Ты сам — мастер. Пространственные искусства на улицах нашего города | 3 | Знание особенностей современного ДПИ, приемы выполнения витража(роспись по стеклу), батика (роспись по ткани), умение работать по стеклу и ткани Знание основ работы дизайнера, умение применять знания НДПИ в создании авторской работы. Умение создавать творческий проект, обобщать знания и навыки в ДПИ | Творческий проект, итоговый тест |
6 класс
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств, художественные материалы | 1 | Разбираться в вида искусства, различать изобразительное, ДП и конструктивное, творческий подход к решению поставленной задачи | Вводный тест |
2 | Рисунок-основа изобразительного творчества Уральские узоры: Орнаменты Южного Урала | 1 | Знание особенностей графики, применение различных графических материалов, навык выполнения зарисовки с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек(колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды) | Рисунок | |
3 | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Выразительные особенности линейного рисунка, различные типы линий; применение линейного рисунка в создании портрета-настроения (грусть, радость) | Рисунок | |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | 1 | Умение создавать ритмичную композицию, применять закономерности тоновых отношений при отражении состояния природы, работа тушью и пером (возможно заменить на гелиевые ручки) | Рисунок | |
5 | Основы цветоведения | 1 | Знание основных и дополнительных цветов, холодные и теплые цвета, умение создавать живописную композицию на основе смешения цветов, умение изображать пейзаж акварельными красками | Рисунок | |
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Знание основных и дополнительных цветов, холодные и теплые цвета, умение создавать живописную композицию на основе смешения цветов, умение изображать пейзаж акварельными красками | Рисунок | |
7 | Объемные изображения в скульптуре. Анимализм древних эпох | 1 | Знание основ построения скульптуры, объемная скульптура, барельеф, горельеф, рельеф, история развития жанра, умение создавать эскиз готовой работы в графических материалах | Рисунок | |
8 | Основы языка изображения | 1 | Знание основ изображения: художественные приемы, композиция, сюжет, тема, умение применять знания на практике для создания авторской работы | Рисунок | |
9 | Мир наших вещей. Натюрморт | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Знание различных жанров, особенностей реалистичной картины, ее отличие от декоративного рисунка, понятие стилизация, фантазия в картинах художника, умение анализировать произведения | Художественный анализ картины |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт в различных культурах России. | 1 | Знание понятия «Натюрморт», особенности развития жанра, натюрморт с натуры, декоративный натюрморт, умение строить предметы на плоскости с применением правил и законов линейной перспективы | Сообщение | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Знание законов линейной перспективы, умение применять закономерности построения на плоскости при передаче формы | Рисунок | |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная Перспектива | 1 | Знание законов линейной перспективы, умение применять закономерности построения на плоскости при передаче формы кухонной утвари | Рисунок | |
13 | Освещение. Свет и тень | 1 | Знание законов перспективы, умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы над изображением. Умение применять законы перспективы | Рисунок | |
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д., работа карандашами различной твердости | Рисунок | |
15 | Цвет в натюрморте | 1 | Умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д., работа акварельными красками | Рисунок | |
16 | Выразительные возможности натюрморта | 1 | Умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д., работа карандашами различной твердости, работа акварельными красками | Рисунок | |
17 | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве | Образ человека – главная тема искусства | 1 | Знание истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека | Рисунок |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | 1 | Знание истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека | Рисунок | |
19 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | Знание истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека | Рисунок | |
20 | Портрет в скульптуре. Образ человека в деревянной скульптуре Урала | 1 | Знание истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека | Рисунок | |
21 | Графический портретный рисунок | 1 | Знание истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека | Рисунок | |
22 | Сатирические образы человека | 1 | Изображение сатирических образов литературных героев и использование приемов карикатуры | Рисунок | |
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Умение понимать образ человека, его настроение, эмоции через освещения, знание основных типов освещения, плана анализа живописного или графического портрета | Художественный анализ картины | |
24 | Роль цвета в портрете | 1 | Знание особенностей жив описного портрета, умение передавать образ человека с помощью цвета (акварель) | Рисунок | |
25 | Великие портретисты прошлого: Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов – создатели портретной галереи династии Демидовых | 1 | Знание великих портретистов нового времени (ХХ век), современных портретистов. Навык работы с литературой, написание доклада | Сообщение | |
26 | Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Народный костюм в культуре Южного Урала | 1 | Знание истории развития портрета, крупнейших портретистов, портрет в искусстве Южного Урала, ДПИ как неотъемлемая часть создания образа народа в портрете. Умение применять знание ДПИ и ДПТ в создании портрета-образа | Рисунок | |
27 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Знание жанров в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр, творческий подход к решению поставленной задачи | Тест |
28 | Изображение пространства | 1 | Знание особенностей жанра пейзаж, умение передавать пространство на бумаге, лирический пейзаж | Рисунок | |
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | 1 | Знание особенностей жанра пейзаж, умение передавать пространство на бумаге, лирический пейзаж. Умение применять правила перспективы | Рисунок | |
30 | Пейзаж – большой мир. Виды природы и городов Южного Урала в картинах художников | 1 | Знание особенностей жанра пейзаж, умение передавать пространство на бумаге, навык рисования цветными карандашами родной природы | Рисунок | |
31 | Природа и художник. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала | 1 | Знание особенностей жанра пейзаж, знание истории становления жанра, русские пейзажисты, пейзаж в искусстве Западной Европы и Южного Урала (сравнение) | Рисунок | |
32 | Пейзаж в русской живописи. Графический пейзаж | 1 | Знание особенностей жанра пейзаж, особенностей графического пейзажа, средств его выразительности. Умение работать над графической композицией | Рисунок | |
33 | Городской пейзаж. Челябинск – надежная крепость России | 1 | Знание линейной и световоздушной перспективы, умение создавать композицию по описанию | Рисунок | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | Знание основ анализа художественного произведения, поиск скрытого смысла в картинах. Умение обобщать знания, грамотно оперировать понятиями изобразительного и ДП искусства | Итоговый тест |
7 класс
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека | Образ человека в истории искусств | 1 | Знание основных канонов изображения человека в Древнем Египте, Древней Греции, средние века, эпоха Возрождения, новое время | Вводный тест |
2 | Пропорции и строение фигуры человека | 1 | Знание пропорций, умение с помощью схем изображать фигуру человека, навык работы простым карандашом | Рисунок | |
3-4 | Изображение фигуры человека | 2 | Знание пропорций, умение пропорционально изображать фигуру человека в различных позах, навык работы простым карандашом | Рисунок | |
5 | Фигуры человека в движении | 1 | Знание пропорций, умение пропорционально изображать фигуру человека в различных позах, навык работы простым карандашом | Рисунок | |
6 | Наброски фигуры человека с натуры | 1 | Знание особенностей рисования с натуры фигуры человека, умение применять правила пропорционального построения фигуры на практике | Рисунок | |
7 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Знание основных канонов изображения человека в разных эпохах особенности русской реалистической портретной школы. Умение анализировать художественные произведения | Сообщение | |
8-9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 2 | Отличительные особенности бытового жанра, русские и зарубежные мастера бытовой картины; умение разрабатывать композицию, навык компоновки и выполнения работы гуашью Знание особенностей построения бытовой картины, основ пропорционального изображения фигуры человека, автопортрета, умение творчески решать поставленную задачу | Рисунок |
10 | Сюжет и содержание в картине | 1 | Знание понятий сюжет и содержание, тема картины, умение через сюжет и содержание воплощать предложенную тему произведения «Зимняя сказка», навык ведения работы от эскиза к законченному рисунку | Рисунок | |
11 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 1 | Знание отечественных мастеров бытовой картины. Общество передвижных выставок (XIX век), умение писать сочинение рассуждение, обобщать полученные знания и делать собственные выводы | ЭССЕ | |
12 | Жизнь в моем городе в прошлые века. Урал в исторической живописи русских художников. | 1 | Знание особенностей интерпретации исторической темы в бытовом жанре, отражение истории через быт людей прошлого | Рисунок | |
13 | Исторические картины из жизни города Челябинска | 1 | Умение различать жанры в изобразительном искусстве, определять исторический и мифологический жанр, навык работы над созданием исторической картины | ||
14 | Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | Знание примеров известных отечественных и зарубежных работ мастеров бытовой картины, писавших праздники и гуляния, значение цвета в передачи ощущения праздника. Навык работы по памяти и воображению | Рисунок | |
15 | Великие темы жизни | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Знание примеров исторических полотен выдающихся мастеров этого жанра, основных сюжетов мифологии, Русская историческая школа живописи, мифологические сюжеты, умение анализировать картины | Игра |
16-17 | Батальный жанр в изобразительном искусстве | 2 | Знание основ построения композиции в батальном жанре, выдающихся мастеров батальной картины, роли и места батального жанра в русской исторической живописи, умение создавать продуманную композицию битв и сражений с использованием различных художественных приемов | Рисунок | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | Основные направления в тематической русской картине XIX века, великие представители этого направления в живописи зарубежной и отечественной, умение применять основы построения композиции и раскрытие основной идеи сюжета | Рисунок | |
19-20 | Процесс работы над тематической картиной | 2 | Применение знаний основ построения тематической картины при создании своей творческой работы, соблюдение этап работы от компоновки до выполнения в цвете, раскрытие сюжета | Рисунок | |
21 | Библейские темы в изобразительном искусстве. Уральские лики: Строгановская школа иконописи | 1 | Знание мастеров библейской темы в изобразительном искусстве, великие темы в искусстве (бытовой жанр, исторический, сказочно-былинный жанры), умение решать тест с элементами творческих задач (дорисовать рисунок, составить композицию, разработать эскиз и т.д.) | Художественный анализ | |
22 | Монументальная скульптура и образ истории народа. Скульптуры Челябинска и Челябинской области | 1 | Понимание основ создания монументальной скульптуры, знание крупнейших российских и местных скульпторов-монументалистов и их произведения, современных скульпторов, умение представлять на этапе эскизирования готовую работу в материале | Рисунок | |
23 | Место и роль картины в искусстве XX века | 1 | Знание жанров, направлений в искусстве ХХ века и современности, умение разбираться в современном искусстве, навык создания работы в технике граффити | Рисунок | |
24-25 | Художественно-творческие проекты. Лицо современного города: Архитектурный образ как отражение истории | 2 | Знание особенностей архитектуры как вида искусства, умение работать в команде, умение создавать совместный проект | КТП | |
26-27 | Реальность жизни и художественный образ | Искусство иллюстрации. Слово и изображение: художник-график детских книг Южно-Уральского книжного издательства А.В. Гилёв | 2 | Синтез слова, мысли и рисунка, значение иллюстрации в искусстве, правила и приемы оформления книги, умение работать в коллективе, создание авторского проекта оформления книги | Рисунок |
28 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Каслинское и Кусинское литье- гордость Урала | 1 | Знание связи архитектуры с ДПИ. Особенности архитектуры Южного Урала. Умение применять ранее полученные знания для решения новой творческой задачи | Рисунок | |
29 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Знание особенностей восприятия картин мастеров изобразительного искусства, умение анализировать полотна, понимать их скрытый смысл | Художественный анализ картины | |
30 | История искусств и история человечества | 1 | Знание выразительных особенностей исторической картины, мастера исторического жанра, умение создавать эскиз, работать с историческими материалами | Рисунок | |
31-32 | Стиль и направление в изобразительном искусстве разных эпох | 2 | Знание жанров, направлений в искусстве ХХ века и современности, умение разбираться в современном искусстве, навык создания работы в технике граффити | Рисунок | |
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Знание особенностей восприятия картин мастеров, восприятие мира художника через его картины, умение анализировать полотна, понимать их скрытый смысл | Художественный анализ картины | |
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | Знание основных крупнейших музеев мира, музеев изобразительного искусства РФ, Челябинской области и их значение для культуры в целом. Умение обобщать знания, грамотно оперировать понятиями изобразительного и ДП искусства | Итоговый тест |
8 класс
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля |
1 | Архитектура и дизайн | Гармония, контраст и выразительность плоской композиции, или «Внесем порядок в хаос!» | 1 | Знание и умение находить в окружающем мире примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций, выбор различных композиций с эмоциональной выразительностью, понимание передачи в работах движения, статики и композиционного ритма | Вводный тест |
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 | Понимание и объяснение роли прямых линий в организации пространства, использование прямых линий для связывания отдельных элементов в единое композиционное пространство при помощи линий | Рисунок | |
3-4 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна | 2 | Понимание роли цвета в конструктивных искусствах, различие технологии использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах, применение цвета в графических композициях как акцента или доминанту | Рисунок | |
5-6 | Буква – строка – текст Искусство шрифта | 2 | Понимание букв как исторически сложившееся обозначение звука, различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур, применение печатного слова, типографскую строку в качестве элементов графической композиции | Рисунок | |
7 | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | 1 | Знание, понимание и объяснение образно-информационной цельности синтеза слова и изображения в плакате и рекламе, умение создавать творческую работу в материале | Плакат | |
8 | В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна | 1 | Знание элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала, умение выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота, умение создавать практическую творческую работу в материале | Коллаж | |
9 | В мире вещей и зданий | Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету | 1 | Знание основ плоскостных композиций как возможного схематического изображения объемов при взгляде на них сверху, умение создавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – шар или цилиндр и т.д., умение применять в композиции доминантный и вспомогательный соединительный элемент | Чертеж |
10-11 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 2 | Анализ композиции объемов, составление общего облика, образа современной постройки, осознание взаимного влияния объемов и их сочетаний, понимание и объяснение взаимосвязи выразительности и целесообразности конструкции, использование в макете фактуры плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности | Макет | |
12 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля | 1 | Понимание и объяснение структуры различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов входящих в них, умение применять знания для анализа архитектуры прошлого и современности | Анализ произведений архитектуры | |
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. На улицах нашего города | 1 | Представление о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития, умение находить их в конструкции зданий, умение создавать разнообразные творческие работы | Коллаж | |
14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени | 1 | Понимание общего и различного во внешнем облике вещи и здания, умение выявлять сочетания объемов, образующих форму вещи, осознание дизайна вещи одновременно и как искусство, и как социальное проектирование, умение объяснять это, определение вещи как объекта, несущего отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего, создание графической конструктивной работы | Рисунок | |
15-16 | Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формообразовании. | 2 | Знание особенностей взаимосвязи формы и материала, получение представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а так же о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объектов, развитие творческого воображения, создание новой фантазийной или утилитарной функции для старых вещей | Рисунок | |
17 | Город и человек | Город сквозь времена и страны. Образы культуры прошлого России и Челябинской области | 1 | Наличие общего представления об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох, понимание значения архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города, создание образа материальной культуры прошлого | Игра |
18-19 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Современные дизайнеры и архитекторы Южного Урала | 2 | Знание современных технологий и материалов, используемых в строительстве, понимание значения преемственности в искусстве архитектуры и поиска собственного способа «применения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции, выполнение в материале разнохарактерных практических творческих работ | Коллаж | |
20 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица – это моя малая Родина. | 1 | Рассмотрение и объяснение планировки города как способа оптимальной организации образа жизни людей, развитие чувства композиции через выполнение творческого сообщения «Улицы моей Аши…» | Сообщение | |
21 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | 1 | Осознание и объяснение роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства, проявление творческой фантазии, выдумки, находчивости и умения адекватно оценивать ситуацию в процессе работы | Рисунок | |
22 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера | 1 | Умение понимать роль цвета, фактур и вещевого наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и прочее), создание практической творческой работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами | Рисунок | |
23-24 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 2 | Понимание эстетического и экологического взаимного сосуществования природы и архитектуры, приобретение общего представления о традициях ландшафтно-парковой архитектуры, умение макетировать из бумаги и работать в группе | Макет | |
25-27 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры | Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом Интерьер, который мы создаем | 3 | Осуществление в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальных, так и фантазийных представлений о будущем жилище, учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач, проявление знаний композиции и умение владеть художественными материалами | Рисунок |
28-29 | Пугало огородное в дизайне приусадебного участка. Дизайн проект приусадебного участка | 2 | Знание различных вариантов планировки дачной территории, совершенствование приемов работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка, применение навыка сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны. | КТП | |
30 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Современные модельеры России и Челябинской области | 1 | Знание общего представления о технологии создания одежды, современных дизайнерах России и Челябинской области, понимание как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использование эти законы на практике, осознание двуединой природы моды как нового эстетического направления и как способа манипулировать массовых сознанием | Коллаж | |
31 | Встречают по одежке | 1 | Использование графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных комплектов одежды, создание творческих работ, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы | Рисунок | |
32 | Автопортрет на каждый день | 1 | Понимание разницы между творческими задачами, стоящими перед гримером и визажистом, умение воспринимать и понимать макияж и прическу как единое композиционное целое, выработка четкого ощущения эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики прически в повседневном быту | Рисунок | |
33 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж дизайна | 1 | Понимание имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль, объяснять связи имиджа с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой, создание творческой работы в материале, активное проявление себя в коллективной деятельности | КТП | |
34 | Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы) | 1 | Знание основ современного дизайна и архитектуры, истории развития, понимать необходимость и важное значение современного пространственного искусства, умение видеть искусство вокруг себя, умение анализировать работы и делать выводы, обобщать накопленные знания в области ДПИ, изобразительного искусства, архитектуры и дизайна | Итоговый тест |
Оценочные материалы
№ п/п | Класс | Автор | Источник | Вид контроля |
1 | 5 | Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. | Изобразительное искусство. Учебник для 5 класса. М.: Просвещение, 2012 | Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты |
2 | 6 | Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. | Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2012 | Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты |
3 | 7 | Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. | Изобразительное искусство. Учебник для 7 класса. М.: Просвещение, 2014 | Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты |
4 | 8 | Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. | Изобразительное искусство. Учебник для 7-8 класса. М.: Просвещение, 2012 | Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты |
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- активность участия;
- умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
- искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
- самостоятельность;
- оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование;
В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс
Настоящая программа по изобразительному искусству для VIкласса создана на основе Программы специальных( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 кл...
Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.
Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М....
рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8х классов
подробная рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменскому для 5-8х классов...
Рабочая программа По «Изобразительному искусству» для 1 - 7 класса
Содержит развёрнутое тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1- 4 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1- 4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента Республики Марий Эл. адаптирована для проведения уроков в сельской школе....
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...