Рабочие программы 5 -7класс(изо)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чичканская основная общеобразовательная школа»
Комсомольского района Чувашской Республики
Рабочая программа по ИЗО для 5 - 6 -7 классов
на 2018-2019 учебный год
(предметная область)
(«Искусство»)
Рабочую программу разработал
учитель ИЗО Курицына О.Ю.
д. Чичканы, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства4
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоение учебного предмета.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Ученик научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Учекник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Ученик научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Ученик научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Ученик получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Ученик научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Ученик получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
(35 часов)
Раздел 1. Древние корни народного искусства -8час.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве -8 час.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа.Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Раздел 3 . Декор-человек, общество, время -11 час.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире -8час.
Современное выставочное искусство.
Ты сам- мастер.
6 класс
Тема года. Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов).
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
-8 час.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.-8 час.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.-12 час.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж.-7 час.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
Тема года. Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов)
Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека – 8 ч.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Раздел 2. Поэзия повседневности – 8 ч.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Раздел 3. Великие темы жизни. – 12 ч.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ. – 7 ч.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Тематическое планирование 5 КЛАСС
№ п\п уроков | Тема урока | Виды деятельности |
1 | Древние образы в народном искусстве | Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце). Материалы: карандаш, гель. ручка. фломастер |
2 | Орнамент как основа декоративного украшения. Полотенце. | Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. |
3 | Декор русской избы | Создание композиций на тему древних образов в резьбе, орнамента народной вышивки, росписи по дереву. |
4 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома | Изображение внутреннего убранства избы. Творческая работа:" Проходите в избу" |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. | Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта |
6 | Современное жилище. Что такое дизайн? | Создание эскиза своей комнаты |
7 | Народный праздничный костюм | Выполнение эскиза народного праздничного костюма |
8 | Народные праздничные обряды. | Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников |
9 | Древние образы в современных игрушках. | Эскиз предмета быта и украшение его росписью. Создание современной Матрешки и роспись. |
10 | Древние образы в современных игрушках | Эскиз создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов. |
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие. | Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора. |
12 | Искусство Гжели | Выполнение фрагмента росписи по мотивам гжельской росписи. |
13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие. | Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора. |
14 | Искусство Городца | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи |
15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие. | Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора. |
16 | Искусство Жостова | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам жостовской росписи |
17 | Хохломская роспись. Истоки и современное развитие. | Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора. |
18 | Хохломская роспись | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи |
19 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Роль народных художественных промыслов современной жизни. Декор предметов в соответствии с формой ,используя ритм как основу орнаментальной композиции |
20 | Связь времен в народном искусстве | Выполнение заданий конкурса |
21 | Зачем людям украшения | Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы. Украшение росписью закладки для книг |
22 | Декор и положение человека в обществе | Выполнение эскизов украшений по мотивам Древнего Египта |
23 | Одежда говорит о человеке | Выполнение рисунка «Бал во дворце» по мотивам сказки « Золушка» |
24 | Одежда говорит о человеке | Выполнение рисунка «Бал во дворце» по мотивам сказки « Золушка».(завершение акварелью) |
25 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Выполнение проекта собственного или семейного герба |
26 | Символы и гербы в современном обществе. Герб родной деревни | Выполнение герба деревни |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества( обобщение) | Решение кроссвордов, участие в викторине |
28 | Современное искусство. | Знакомство с творчеством чувашских художников. |
29 | Красота родного края | Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» |
30 | Устное народное творчество. Творчество художников -сказочников. | Проект Восприятие различных произведений сказочно-былинного жанра. Рассуждение о роли сказочных персонажей. Иллюстрация к сказке по выбору. |
31 | Устное народное творчество. Творчество художников -сказочников. | Иллюстрация к сказке по выбору. Акварель. |
32 | Декоративно – прикладное искусство | Разработка стенда для украшения интерьера школы, комнаты или столовой.( по выбору) |
33 | Декоративно – прикладное искусство в жизни человека | Разработка стенда для украшения интерьера школы, комнаты или столовой.( по выбору)-завершение рисунков. |
34 | Выставка работ | Выставка творческих работ |
35 | Резерв | |
Тематическое планирование 6 КЛАСС
№ п\п | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств |
2 | Рисунок -основа изобрази тельного творчества Художественные материалы. | Творческая работа разными материалами по выбору учащихся: зарисовка с натуры отдельных растений: листья. Цветы .. |
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер. Разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). |
4 | Пятно как средство выражения. Ком позиция как ритм пятен | Изображение различных состояний в природе(ветер, тучи,дождь, туман) черной и белой гуашью |
5 | Цвет. Основы цветоведения | Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палит рой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть |
6 | Цвет в произведениях живописи | Изображение осеннего букета в разном состоянии (радостного, грустного…) |
7 | Объемные изображения в скульптуре | Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки |
8 | Основы языка изображения | Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа материала. |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников |
10 | Изображение предметного мира. Натюрморт. | Работа над натюрмортом из плоских изображений с решением задачи их композиционного решения. |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма). |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 |
13 | Освещение. Свет и тень | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4 |
14 | Натюрморт в графике. | Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) |
15 | Цвет в натюрморте | Работа над изображением натюрморта в за данном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3 |
16 | Выразительные возможности натюрморта | Участие в выставке работ |
17 | Образ человека -главная тема искусства | Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, скульптуре, графике. |
18 | Конструкция Головы человека и её про порции | Работа над изображением головы человека . |
19 | Изображение головы человека в пространстве | Выполнение рисунка деталей лица: нос, рот, глаза |
20 | Графический портретный рисунок | Создание рисунка головы человека, придание индивидуальных черт лица.Автопортрет. |
21 | Портрет в скульптуре | Изображение в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бес смертный, Домовой и т. д.) |
22 | Сатирические образы человека | Изображение сатирических образов литературных героев . (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь) |
23 | Образные возможности освещения в портрете | Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении. |
24 | Портрет в живописи | Создание портрета литературного героя, мамы, бабушки .. |
25 | Роль цвета в портрете | Завершение рисунка |
26 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства |
27 | Великие портретисты прошлого | Коллаж портретов разных эпох |
28 | Жанры в изобразительном искусстве | Создание презентации о жанрах в изобразительном искусстве |
29 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. |
30 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | Работа над изображением большого эпического пейзажа :«Путь реки». |
31 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Создание пейзажа-настроения по памяти и представлению. |
32 | Пейзаж в русской живописи | Создание электронной презентации |
33 | Пейзаж в графике | Создание графической работы «Весенний пейзаж» |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Выставка работ |
35 | Резерв |
Тематическое планирование 7 КЛАСС
№ п\п | Тема урока | Виды деятельности |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств | Выполнение композиции с изображением древних шествий, характерных для древних культур |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | Эскиз .Зарисовка схемы фигуры человека. |
3 | Пропорции и строение фигуры человека. | Работа в цвете. Материал: карандаш |
4 | Строение фигуры человека с натуры. | Эскиз. Зарисовка набросков фигуры человека с одноклассников. Материал: карандаш |
5 | Строение фигуры человека с натуры. | Работа в цвете Материал: карандаш |
6 | Наброски фигуры человека с натуры. | Эскиз. Зарисовка набросков фигуры человека с одноклассников в движении. |
7 | Наброски фигуры человека с натуры. | Работа в цвете. Материал: карандаш |
8 | Человек и его профессия. | Выставка работ. |
9 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | Бытовой,исторический,мифололгические жанры |
10 | Сюжет и содержание в картине | Выполнение композиционных набросков на одну из выбранных тем: |
11 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | Выполнение композиционных набросков на одну из выбранных тем: «Жизнь моей семьи», «Субботник в школе» |
12 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | Завершение рисунка. |
13 | Праздник и карнавал( тема праздника в бытовом жанре) | Выполнение композиционных набросков на одну из выбранных тем: « Мы – за ЗОЖ», « Сабантуй» |
14 | Праздник и карнавал( тема праздника в бытовом жанре) | Завершение рисунка. |
15 | Жизнь в моей деревне в прошлые века | Выполнение композиции на тему: « Мой народ в прошлом» |
16 | Жизнь в моей деревне в прошлые века | Завершение рисунка. |
17 | Творчество художников 19 века (реализм) | Презентация проектов по творчеству художников А.Г Венецианова и П.А. Федотова |
18 | Творчество художников- передвижников. | Презентация проектов по творчеству художников В.Перова, И, Репина, Крамского. |
19 | Государственная Третьяковская Галерея | Презентация проекта: « Творчество В. Васнецова». |
20 | Монументальная живопись. | Выполнение витражной или мозаичной композиции |
21 | Библейские темы в изобразительном искусстве | Презентация проектов по творчеству художников Рембранда, Леонардо да Вичи,И. Иванова. |
22 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века | Презентация проекта по творчеству художника В.Сурикова |
23 | Процесс работы над тематической картиной | Выполнение композиций на тему: « Дети и война». |
24 | Процесс работы над тематической картиной | Завершение рисунка. |
25 | Монументальная скульптура и образ истории народа | Выполнение проекта памятника на тему: « Великая Победа» |
26 | Монументальная скульптура и образ истории народа | Завершение рисунка. |
27 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Графическое оформление книги. |
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Завершение рисунка. |
29 | Зрительские умения и их значения для современного человека | Презентация проекта : « Художники 20 века» |
30 | Зрительские умения и их значения для современного человека | Презентация проекта : « Художники Чувашии» |
31 | История искусств и история человечества | Реферат: « Стиль и направления в русском искусстве».(реализм, классицизм, символизм, модерн) |
32 | Стиль и направления в изобразительном искусстве. | Презентация проекта по творчеству художника М.Врубеля |
33 | Личность художника и мир его времени | Презентация проекта по творчеству художника П.Пикассо |
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства | |
35 | Резерв | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 7класс русский язык
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 А класса составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», авторской программы для 5- 9 кл : Ладыж...
рабочая программа 7класс, 8класс
пояснительная записка,календарно-тематическое планирорвание,лист коррекции...
Рабочая программа 7класс геометрия
Рабочая программа по геометрии в 7 классе...
рабочая программа 7класс фгос
рабочая программа 7класс по учебнику кауфман фгос...
Рабочая программа 7класс Мерзляк
Рабочая программа составлена к учебнику Алгебра 7 класс (авторы Мерзляк, Полонский)...
рабочая программа 7класс
рабочая программа 7 класс...
Рабочая программа 7класс
Рабочая программа Starlight 7...