Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

ИВАНОВА Наталья Степановна

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах. (ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЖДЕНИЕ

«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«СОГЛАСОВАНО»                                             Рассмотрено                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УВР                                       на заседании МО:                                            директор МБОУ

МБОУ «Юркинская СОШ»                                Протокол № ___                                              «Юркинская СОШ»

________ Н.А. Баландина                                   «___» августа 2018 г.                                      _________ Т.Г. Немцева

«___»____________ 2018 г.                                                                                                          «01» сентября  2018 г.                          

Календарно-тематическое планирование

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 для обучающихся 5-8 классов (ФГОС)

Иванова Наталья Степановна,

учитель музыки, ИЗО, МХК

первой квалификационной категории

МБОУ «Юркинская СОШ»

п. Юркино,

2018

Календарно – тематическое планирование «Изобразительное искусство»

 5  класс    1 час в неделю -  34 часа  в год.

по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

урока

Тема урока

Кол-во час

дата

Элементы содержания,

 деятельность учащихся

Планируемые результаты

Примечание д\з

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Древние образы в народном искусстве

1

Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа.

Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)

Задание: найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах

• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью»  (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI века

• умение ориентироваться  в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи  в учёбе, планировать  пути достижения цели, приобре-тать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными  областями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; органи-зует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);

• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

•  воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Найти и принести  материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.

2

Дом-космос. Единство конструкции и декора  в народном жилище

1

Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека.

Задание: Украшение (индивидуально или в группах) детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.

Найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.

3

Интерьер крестьянского дома

1

Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы.

Задание: Обобщенное изображение крестьянского интерьера.

Найти репродукции произведений искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда.

4-5

Конструкция и декор предметов народного быта

2

Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.

Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре.

Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптур-ность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи.

Задание: Эскиз украшения любого предмета крестьянского быта (прялка, ковш, ).

Найти изображения орнаментов русской вышивки

6

Русская народная вышивка.

1

Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Задание: Выполнить эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам, в Интернете.

7-8

Народный праздничный костюм

2

Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания.

Задание: Выполнение эскиза народного праздничного костюма районов России.

Найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».

9

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

1

Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой.

Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы.

Задание: Беседа-обобщение.

10-11

Древние образы в современных народных игрушках

2

Повторение «История игрушки».

Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие).

Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художествен-ных промыслов в современной жизни.

Задание (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое.

Задание (2 урок): Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение).

• осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России;

• знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное как принципа изобразительной композиции;

• приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики;

• приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;

• приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков.

• умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность,  связанную  с  традициями;  умение  сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные  отношения,  распределять роли  в  соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

• умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

• воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

• формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);

• формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.

Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии.

12

Искусство Гжели

1

Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес).

Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи.

Задание: Кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка.

Роспись посудной формы под Гжель.

13

Городецкая роспись

1

Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла.

Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Грфически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров.

Задание: Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи. Задание в рабочей тетради (стр. 15).

14

Хохлома

1

Искусство Хохломы, истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Повторение (древние символы плодородия). Сохранение крестьянских традиций в творчестве современных мастеров, связь времен в народном искусстве. Главный мотив хохломской росписи- травка. Образы хохломских птиц и их травное узорочье.

Задание: Мини-упражнения на освоение элементов травного узора.

Роспись придуманной интересной формы на тонированной бумаге в живой импровизационной манере под хохлому.

15

Жостово. Роспись по металлу

1

Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов.

Знакомство с приёмами жостовского письма.

Задание: Выполнить фрагмент росписи подноса (2-3 крупных цветка, дополненные листьями и мелкими формами цветов).

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством.

Задание:

17-18

Зачем людям украшения

2

Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях класси-ческого декоративно-прикладного искусства.

Задание: Беседа

• осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;

• расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

• приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

• умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

• воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;

• формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего  общества

2

Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты.

Задание на 1 урок: Выполнить  эскизы на тему «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики.

Найти и принести иллюстрации к сказкам братье Гримм, Андерсена, Перро, графичес-кие и живописные изображения человека в костю-мах разных времен и подумать кому эти костюмы могут принадлежать.

21-22

Одежда говорит о человеке

2

Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Костюмы эпохи Средневековья.

Задание Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»)

Нарисовать в интерьере дворца гостей.

23-24

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

2

Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе.

Задание: Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи  (на основе современности)

25

Символы и эмблемы в современном обществе.

Уметь создавать условное, символическое изображение 

Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи  (на основе современности)

26-27

Роль декоративного искусства в жизни

человека и общества (обобщение темы)

1

Обобщение полученных знаний по теме четверти.

Свободная тема

28

Современное выставочное искусство

1

Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ).

Единство материала, формы и декора.  Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества.

Задание: Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы..

• понимание места и значения современ-ного декоративного искусства в жизни человека и общест-ва, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, матери-алов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;

• умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале;

• приобретение

опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).

• умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и

т. д.);

• умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.

29-33

Ты сам мастер

6

Роль и возможности человека в преображении окружающего мира.

Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале.

Задание: Работа над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров.

  1. Воплощение замысла в

композиционных эскизах  (индивидуально).

  1. Воплощение замысла по лучшим

композиционным эскизам.

Учащиеся в индивидуальном режиме выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их в более крупные блоки.

3. Монтаж панно. Соединение фрагментов  в более крупные блоки.

Подобрать материалы для последующей работы.

34

Современное выставочное искусство обобщение

Урок – обобщение с презентацией работ года.



Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока

Кол

Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности

Виды контроля-

измерители

 Планируемые результаты освоения материала

Дата

проведения

Личностные

метапредметные

предметные

По плану

Факт.

1четверть

Виды изобразительного искусства (8часов)

 

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Найти и разобрать открытки по видам искусстваВиды пластических искусств Виды изобразительного искусства:живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности.

Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли.

Ознакомление с видами искусства

Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

2

Рисунок- основа изобразительного творчества

1

Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер

Фронтальный опрос.

Сравнение и анализ работ обсужден.

3

Линия и ее выразительные возможности.

1

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь.

Анализ результатов собственной художественной деятельности

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

Привитие любви к произведениям искусства.

4

Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен

1

Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа.

Сравнение и выбор лучших работ

Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка.

Умение отличать и выполнять тональные соотношения.

Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы.

5

Цвет, основы цветоведения.

1

Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Создание

проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка

Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона.

Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.

6

Цвет в произведениях живописи

1

Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий).

Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить.

Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение.

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.

7-

Объемные изображения в скульптуре

1

Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки

Опрос, просмотр и анализ работ.

Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры.

Связь объема с окружающим пространством и окружением

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

8

Основы языка изображения

1

Выполнение конкурсных заданий

Подведение итогов конкурса.

Знать виды пластических и изобразительных искусств.

Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства.

2 четверть

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему.

Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества.

Формирование представлений о ритме и цвете.

Привитие любви к произведениям искусства.

10

-

Изображение

предметного мира

Работа над

натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм

Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей.

Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение.

Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта

Натюрморт в живописи, графике, скульптуре

Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта.

11

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

1

Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб).

Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их.

Иметь представление о многообразии и выразительности форм.

Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.

Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4.

Просмотр и анализ работ.

Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости.

Творческое обсуждение выполненных работ.

Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

13

Освещение. Свет и тень.

1

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся.

Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского.

Знать основы изобразительной грамоты: светотень

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.

14

Натюрморт в графике.

1

Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Просмотр и анализ работ

Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его.

Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний.

Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики.

15

Цвет в натюрморте

1

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный.

Анализ и оценка процесса и результатов собствен.

художественного творчества.

Знать выразительные возможности цвета.

Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы»

Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок.

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии

Анализ и оценка результатов проектной деятельности

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.

Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка.

Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.

 

3 ЧЕТВЕРТЬ

Вглядываясь в человека Портрет (10часов)

17

Образ человека, главная тема искусства

1

Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.

Оценить внимание и эрудированное участие в беседе .Фронтальный устный опрос.

Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий.

Знать жанры изобразительного искусства

Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).

Просмотр и анализ работ.

Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)

Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ.

Найти и прочитать материал в исторической литературе.

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа.

1

Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь.

 Выборочный просмотр

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое обсуждение работ

Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей.

20

Портрет в графике.

1

 Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага.

Просмотр анализ и оценка.

Поиск информации, создание алгоритма деятельности.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.

Воспитание любви и интереса к

Произведениям

худ. литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.

21

Портрет в скульптуре.

1

 Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой

Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка

Знать материалы и выразительные возможности..

Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете

Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица.

22

Сатирические образы человека.

1

Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка.

Тест. Просмотр и анализ работ.

 Понимание правды жизни и язык искусства.

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

 Уметь работать графическими материалами.

23

Образные возможности освещения в портрете

1

Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении.

Просмотр и анализ работ.

Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия.

Понимать роль света в разных видах искусства. Театр. кино

Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

24

Портрет в живописи.

1

Ассоциат. портрет в техники коллажа мама, папа, бабушка, дедушка, групповая работа.

Представление работ. Анализ и оценивание.

Уметь активно работать в технике коллажа.

Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи

Роль живописного. портрета в истории искус Композиция в портрете.

25

Роль цвета в портрете.

1

Анализ цветового решения образа в портрете Материалы: гуашь, кисть.

Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет?

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.

Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства.

Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

26

Великие портретисты.

1

Повторяем и обобщаем.

Презентация проектов.

Выражение творческой индивидуальности.

Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником.

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.

4 ЧЕТВЕРТЬ

Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов)

28

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль.Специфика языка художественных материалов.

Развитие интереса к предмету изобразительного искусстваФронтальный опрос.

Работа в художественно-конструктивной деятельности.

29

 Правила воздушной и линейной перспективы.

1

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы

 Карандаш, акварель.

 Соотнести репродукции произведений разных жанров (Портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов.Прсмотр, анализ и оценка.

Знать правила воздушной и линейной перспективы.

Уметь организовать пространство на листе бумаги.Выделить горизонт и точку зрения.

Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы

30

Пейзаж - большой мир. Организация пространства.

1

Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти

Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективыОценить.

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.

Уметь использовать выразительные возможности материала.Роль фыбора формата.

Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана.

 

31

 Пейзаж- настроение. Природа и художник.

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят6 «Мало но много музыки?» Оценить ответы и рассуждения

 Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет.

Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности.

Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами.

Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой.

32-

33

Городской пейзаж

Графическая композиция города.

1

1

Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь.

Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе.

Эстетическая оценка результатов

Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году.

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Поставить оценки за конкурсные задания. Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года.

Обобщить работу всего класса в течении года.

Знать виды и жанры художественной деятельности

Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров.

Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.

35

Творческая выставка работ учащихся

1

Вне сетки часов

Обобщить работу всего класса

 




Предварительный просмотр:

7 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика видов учебной деятельности учащихся

Тип урока

Планируемые предметные результаты освоения знаний

Универсальные Учебные Действия

(УУД)

Дата

план

факт

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. 7 часов

1

Художник – дизайн - архитектура.

1

Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций.

УИПЗЗ

Предметные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме: «Основы композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, гармония,  сгущенность и разреженность формы).

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;   готовности  и  способности  вести диалог с другими  людьми  и достигать в нем взаимопонимания;

3

Прямые линии и организация пространства.

1

Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, членить композиционное пространство при помощи линий.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме: «Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции».

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

4

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту.

Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах.

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Акцентирующая роль цвета в организации  композиционного пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве».

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

5

Буква – строка  - текст.

1

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать « архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.

Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.

УКИЗ

Задание: выполнение практических и аналитических по теме «Буква – изобразительный элемент композиции».

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создать творческую работу в материале.

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Изображение – образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки».

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

7

Многообразие форм графического дизайна. (обобщение темы)

1

Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создать практическую творческую  работу в материале.

УПОКЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги  (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере).

Метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

II.  Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. 7 часов

8

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Развивать пространственное воображение. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т.д.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» (создание объёмно-пространственных макетов).

Познавательные -

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

9

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов).

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

10

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

1

Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции».

Метапредметные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

11

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Иметь представление и рассказывать о главных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развитию.

Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макетов).

Предметные -

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

12

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

1

Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование , умение объяснять это.

Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего.

Создавать творческие работы в материале.

УКИЗ

Задание: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы  «Создание образно-тематической инсталляции».

Метапредметные - умение соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий  в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

13

Роль и значение материала в конструкции.

1

Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь форм и материала.

Развивать творческое воображение, новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме: «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» - проекты «Из вещи – вещь», «Сочинение вещи».

Предметные - развитие  индивидуальных творческих способностей  обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

14

Цвет в архитектуре и дизайне (обобщение темы).

1

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.

Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре.

Выполнять коллективно-творческую работу по теме.

УПОКЗ

Задание: выполнение коллективной практической работы по теме: «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3-5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).

Личностные

III.  Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека – 7 часов

15-17

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

3

УИПЗЗ – УЗЗВУ – УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Предметные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

18

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;   готовности  и  способности  вести диалог с другими  людьми  и достигать в нем взаимопонимания;

19

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

20

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры

21

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещевой среды интерьера.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Метапредметные - умение соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий  в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

22-23

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

УЗЗВУ - УОСЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Предметные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

24

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (обобщение темы).

1

УПОКЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

IV. Человек в зеркале дизайна и архитектуры -  8 часов.

25

Мой дом – мой образ жизни.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

26-27

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

2

УЗЗВУ - УОСЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

28

Дизайн и архитектура моего сада.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

29

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;   готовности  и  способности  вести диалог с другими  людьми  и достигать в нем взаимопонимания;

30

Мой костюм мой облик. Дизайн современной одежды.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

31

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Метапредметные - умение соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий  в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

32

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

33

Моделируя себя – моделируешь окружающий мир.

1

УПОКЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

34

Резерв времени.

1

УПОКЗ

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.



Предварительный просмотр:

8 класс

№ урока

№ урока в теме

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата проведения

планируемая

фактическая

Художник и искусство театра (7ч.)

1.

1.

Искусство зримых образов.

1.

Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране.

Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра.

Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.

05.09

2.

2.

Правда и магия театра. АРМ

1.

Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля.

Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики.

Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля.

Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре. 

Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).

3.

3.

Безграничное пространство сцены.

1.

Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.

Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.

Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.

Приобретать представление об исторической эволюции театрально- декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике.

Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.

4.

4.

Сценография — искусство и производство. АРМ

1.

Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.

Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.

5.

5.

Тайны актёрского перевоплощения.

1.

Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.

Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.).

Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.

6.

6.

Привет от Карабаса- Барабаса!

АРМ

1.

Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.

Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.

Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра.

7.

7.

Третий звонок.

Спектакль: от замысла к воплощению.

1.

Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.

Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища.

Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии (8 ч.)

8.

1.

Фотография. АРМ

1.

Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие.

Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.

Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.

Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии.

9.

2.

Грамота фотокомпозиции и съёмки.

1.

Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом.

Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.

Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.

10.

3.

Фотография — искусство светописи. АРМ

1.

Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.

Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта.

11.

4.

«На фоне Пушкина снимается семейство».

1.

Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.

Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния.

Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи.

12.

5.

Человек на фотографии. АРМ

1.

Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.

Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета.

Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого

душевно-психологического состояния человека.

При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека.

Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.

Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике

13.

6.

Событие в кадре. АРМ

1.

14.

7.

Фотография и компьютер. АРМ

1.

Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.

Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запёчатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.

Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой творческий уровень.

Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет.

15.

8.

От фотозабавы

к фототворчеству. АРМ

1.

Фильм — творец и зритель (11ч.)

16.

1.

Многоголосый язык экрана.

1.

Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.

Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение).

Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.

Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.

17.

2.

Художник – режиссёр - оператор.

1.

Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий.

Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.

Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника.

Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино

18.

3.

Азбука киноязыка. АРМ

1.

Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок- бастере и домашнем видеофильме.

Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы.

Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы.

Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение кинослова и кинофразы.

19.

4.

Фильм — «рассказ в картинках».

АРМ

1.

20.

5.

Воплощение замысла.

1.

Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.

21.

6.

Чудо движения: увидеть и снять.

1.

Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра.

Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео.

Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений

22.

7.

Бесконечный мир кинематографа.

1.

Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации).

Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке.

Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа.

23.

8.

Искусство анимации. АРМ

1.

24.

9.

Живые рисунки на твоём компьютере. АРМ

1.

Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.

Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.

Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.

25.

10.

Персонажи-куклы. АРМ

1.

26.

11.

Звуковое оформление. АРМ

1.

                Телевидение — пространство культуры? (7 ч.)

27.

1.

Мир на экране: здесь и сейчас. АРМ

1.

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.

Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.

Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать

собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное.

28.

2.

Телевидение и документальное кино.

1.

Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.

Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.

29.

3.

Жизнь врасплох, или Киноглаз.

1.

Понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео.

Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке.

30.

4.

Видеоэтюд, видеосюжет. АРМ

1.

Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы.

Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда, видеосюжета.

Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов.

Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека.

Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом.

31.

5.

Телевидение, видео, Интернет. АРМ

1.

Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведении на примере создания авторского видеоклипа и т. п.

Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении.

В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа.

Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.

32.

6.

Вечные истины искусства.

1.

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.

Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир.

33.

7.

Искусство — зритель — современность. АРМ

1.

Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества.

Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и творческой самореализации.

Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном.

Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное.

Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников.

Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства.

Защита проекта (1ч.)

34.

1.

Защита проекта

1.

Использовать полученный творческий опыт в разработке собственной идеи и выполнении собственного замысла.

Обсуждать практические творческие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно тематическое планирование по Изобразительному искусству по программе Б.М.Неменский

Учебно тематическое планирование. Рабочие программы по ИЗО-Б.М.Неменский...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 5 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 6 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 7 классе

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 7 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 9 классе

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 9 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное...

Урок изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского "Вглядываясь в человека" 6 класс

Составлен по программе Б .М. Неменского Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.Данный урок третий по данному разделу.Урок направлен на расширение представлений учащихся о жан...

Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"

Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...