Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах. (ФГОС)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЖДЕНИЕ
«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«СОГЛАСОВАНО» Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
зам. директора по УВР на заседании МО: директор МБОУ
МБОУ «Юркинская СОШ» Протокол № ___ «Юркинская СОШ»
________ Н.А. Баландина «___» августа 2018 г. _________ Т.Г. Немцева
«___»____________ 2018 г. «01» сентября 2018 г.
Календарно-тематическое планирование
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для обучающихся 5-8 классов (ФГОС)
Иванова Наталья Степановна,
учитель музыки, ИЗО, МХК
первой квалификационной категории
МБОУ «Юркинская СОШ»
п. Юркино,
2018
Календарно – тематическое планирование «Изобразительное искусство»
5 класс 1 час в неделю - 34 часа в год.
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
№ урока | Тема урока | Кол-во час | дата | Элементы содержания, деятельность учащихся | Планируемые результаты | Примечание д\з | |||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа. Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки) Задание: найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах | • осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; • знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки); • умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности; • освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции; • приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; • приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства. | • умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI века • умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России; • умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобре-тать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география); • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; органи-зует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода); • умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников. | • воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей; • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; • формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; • развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. | Найти и принести материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб. | ||||||||||||||||||
2 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище | 1 | Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека. Задание: Украшение (индивидуально или в группах) детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника. | Найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера. | |||||||||||||||||||||
3 | Интерьер крестьянского дома | 1 | Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы. Задание: Обобщенное изображение крестьянского интерьера. | Найти репродукции произведений искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда. | |||||||||||||||||||||
4-5 | Конструкция и декор предметов народного быта | 2 | Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре. Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптур-ность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи. Задание: Эскиз украшения любого предмета крестьянского быта (прялка, ковш, ). | Найти изображения орнаментов русской вышивки | |||||||||||||||||||||
6 | Русская народная вышивка. | 1 | Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки. Задание: Выполнить эскиз орнамента вышивки на полотенце. | Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам, в Интернете. | |||||||||||||||||||||
7-8 | Народный праздничный костюм | 2 | Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания. Задание: Выполнение эскиза народного праздничного костюма районов России. | Найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники». | |||||||||||||||||||||
9 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | 1 | Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой. Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы. Задание: Беседа-обобщение. | ||||||||||||||||||||||
10-11 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Повторение «История игрушки». Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие). Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художествен-ных промыслов в современной жизни. Задание (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое. Задание (2 урок): Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение). | • осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России; • знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное как принципа изобразительной композиции; • приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики; • приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя; • приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков. | • умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён; • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; • умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу; • умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.; • умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями; • умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы. | • воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни; • формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке); • формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; • формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу; • формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности. | Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии. | ||||||||||||||||||
12 | Искусство Гжели | 1 | Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес). Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи. Задание: Кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка. Роспись посудной формы под Гжель. | ||||||||||||||||||||||
13 | Городецкая роспись | 1 | Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла. Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Грфически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров. Задание: Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи. Задание в рабочей тетради (стр. 15). | ||||||||||||||||||||||
14 | Хохлома | 1 | Искусство Хохломы, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Повторение (древние символы плодородия). Сохранение крестьянских традиций в творчестве современных мастеров, связь времен в народном искусстве. Главный мотив хохломской росписи- травка. Образы хохломских птиц и их травное узорочье. Задание: Мини-упражнения на освоение элементов травного узора. Роспись придуманной интересной формы на тонированной бумаге в живой импровизационной манере под хохлому. | ||||||||||||||||||||||
15 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов. Знакомство с приёмами жостовского письма. Задание: Выполнить фрагмент росписи подноса (2-3 крупных цветка, дополненные листьями и мелкими формами цветов). | ||||||||||||||||||||||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством. Задание: | ||||||||||||||||||||||
17-18 | Зачем людям украшения | 2 | Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях класси-ческого декоративно-прикладного искусства. Задание: Беседа | • осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций; • расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора; • умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; • умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам; • приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе; • приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела. | • умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география); • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.); • умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся. | • воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации; • формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени; • формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность; • формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля. | |||||||||||||||||||
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты. Задание на 1 урок: Выполнить эскизы на тему «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики. | Найти и принести иллюстрации к сказкам братье Гримм, Андерсена, Перро, графичес-кие и живописные изображения человека в костю-мах разных времен и подумать кому эти костюмы могут принадлежать. | |||||||||||||||||||||
21-22 | Одежда говорит о человеке | 2 | Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Костюмы эпохи Средневековья. Задание Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка») | Нарисовать в интерьере дворца гостей. | |||||||||||||||||||||
23-24 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 | Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе. Задание: Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи (на основе современности) | ||||||||||||||||||||||
25 | Символы и эмблемы в современном обществе. | Уметь создавать условное, символическое изображение Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи (на основе современности) | |||||||||||||||||||||||
26-27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | Обобщение полученных знаний по теме четверти. Свободная тема | ||||||||||||||||||||||
28 | Современное выставочное искусство | 1 | Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ). Единство материала, формы и декора. Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Задание: Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы.. | • понимание места и значения современ-ного декоративного искусства в жизни человека и общест-ва, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, матери-алов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора; • осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства; • умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале; • приобретение опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур). | • умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой; • выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу; • осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и т. д.); • умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности. | • воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству; • развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения; • формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.); • развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров. | |||||||||||||||||||
29-33 | Ты сам мастер | 6 | Роль и возможности человека в преображении окружающего мира. Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале. Задание: Работа над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров.
композиционных эскизах (индивидуально).
композиционным эскизам. Учащиеся в индивидуальном режиме выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их в более крупные блоки. 3. Монтаж панно. Соединение фрагментов в более крупные блоки. | Подобрать материалы для последующей работы. | |||||||||||||||||||||
34 | Современное выставочное искусство обобщение | Урок – обобщение с презентацией работ года. |
Предварительный просмотр:
6 класс
№ | Тема урока | Кол | Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности | Виды контроля- измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |||||||||||||
Личностные | метапредметные | предметные | |||||||||||||||||
По плану | Факт. | ||||||||||||||||||
1четверть Виды изобразительного искусства (8часов) |
| ||||||||||||||||||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Найти и разобрать открытки по видам искусстваВиды пластических искусств Виды изобразительного искусства:живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | Ознакомление с видами искусства | Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. | |||||||||||||
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер | Фронтальный опрос. Сравнение и анализ работ обсужден. | |||||||||||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь. | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Привитие любви к произведениям искусства. | |||||||||||||
4 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. | Сравнение и выбор лучших работ | Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. | Умение отличать и выполнять тональные соотношения. | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | ||||||||||||
5 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» | Просмотр и обсуждение выполненных работ | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона. | Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | ||||||||||||
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). | Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить. | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | |||||||||||||
7- | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки | Опрос, просмотр и анализ работ. | Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. | Связь объема с окружающим пространством и окружением | Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | ||||||||||||
8 | Основы языка изображения | 1 | Выполнение конкурсных заданий | Подведение итогов конкурса. | Знать виды пластических и изобразительных искусств. | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства. | |||||||||||||
2 четверть Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | |||||||||||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. | Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. | Формирование представлений о ритме и цвете. | Привитие любви к произведениям искусства. | ||||||||||||
10 - | Изображение предметного мира | Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей. | Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение. | Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта. | |||||||||||||
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). | Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | ||||||||||||
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4. | Просмотр и анализ работ. | Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | ||||||||||||
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. | Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся. | Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | ||||||||||||
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Просмотр и анализ работ | Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. | Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний. | Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. | ||||||||||||
15 | Цвет в натюрморте | 1 | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. | Анализ и оценка процесса и результатов собствен. художественного творчества. | Знать выразительные возможности цвета. | Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы» | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | ||||||||||||
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии | Анализ и оценка результатов проектной деятельности | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка. | Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | ||||||||||||
3 ЧЕТВЕРТЬ Вглядываясь в человека Портрет (10часов) | |||||||||||||||||||
17 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. | Оценить внимание и эрудированное участие в беседе .Фронтальный устный опрос. | Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий. | Знать жанры изобразительного искусства | |||||||||||||
Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | |||||||||||||||||||
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). | Просмотр и анализ работ. | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | ||||||||||||
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 1 | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. | Выборочный просмотр | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | ||||||||||||
20 | Портрет в графике. | 1 | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага. | Просмотр анализ и оценка. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности. | Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. | Воспитание любви и интереса к Произведениям худ. литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. | ||||||||||||
21 | Портрет в скульптуре. | 1 | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка | Знать материалы и выразительные возможности.. | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица. | ||||||||||||
22 | Сатирические образы человека. | 1 | Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка. | Тест. Просмотр и анализ работ. | Понимание правды жизни и язык искусства. | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Уметь работать графическими материалами. | ||||||||||||
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. | Просмотр и анализ работ. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | Понимать роль света в разных видах искусства. Театр. кино | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | ||||||||||||
24 | Портрет в живописи. | 1 | Ассоциат. портрет в техники коллажа мама, папа, бабушка, дедушка, групповая работа. | Представление работ. Анализ и оценивание. | Уметь активно работать в технике коллажа. | Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи | Роль живописного. портрета в истории искус Композиция в портрете. | ||||||||||||
25 | Роль цвета в портрете. | 1 | Анализ цветового решения образа в портрете Материалы: гуашь, кисть. | Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет? | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | ||||||||||||
26 | Великие портретисты. | 1 | Повторяем и обобщаем. | Презентация проектов. | Выражение творческой индивидуальности. | Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | ||||||||||||
4 ЧЕТВЕРТЬ Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов) | |||||||||||||||||||
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль.Специфика языка художественных материалов. | Развитие интереса к предмету изобразительного искусстваФронтальный опрос. | Работа в художественно-конструктивной деятельности. | ||||||||||||
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы Карандаш, акварель. | Соотнести репродукции произведений разных жанров (Портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов.Прсмотр, анализ и оценка. | Знать правила воздушной и линейной перспективы. | Уметь организовать пространство на листе бумаги.Выделить горизонт и точку зрения. | Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы | ||||||||||||
30 | Пейзаж - большой мир. Организация пространства. | 1 | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти | Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективыОценить. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Уметь использовать выразительные возможности материала.Роль фыбора формата. | Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. |
| |||||||||||
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят6 «Мало но много музыки?» Оценить ответы и рассуждения | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой. | |||||||||||||
32- 33 | Городской пейзаж Графическая композиция города. | 1 1 | Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь. | Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе. | Эстетическая оценка результатов | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. | ||||||||||||
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | Поставить оценки за конкурсные задания. Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года. | Обобщить работу всего класса в течении года. | Знать виды и жанры художественной деятельности | Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров. | Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. | ||||||||||||
35 | Творческая выставка работ учащихся | 1 | Вне сетки часов | Обобщить работу всего класса |
Предварительный просмотр:
7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика видов учебной деятельности учащихся | Тип урока | Планируемые предметные результаты освоения знаний | Универсальные Учебные Действия (УУД) | Дата | |
план | факт | |||||||
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. 7 часов | ||||||||
1 | Художник – дизайн - архитектура. | 1 | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций. | УИПЗЗ | Предметные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
2 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 | Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. | УИПЗЗ | Задание: выполнение практических работ по теме: «Основы композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, гармония, сгущенность и разреженность формы). | Личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; | ||
3 | Прямые линии и организация пространства. | 1 | Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, членить композиционное пространство при помощи линий. | УИПЗЗ | Задание: выполнение практических работ по теме: «Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции». | Познавательные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | ||
4 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1 | Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве». | Коммуникативные развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | ||
5 | Буква – строка - текст. | 1 | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать « архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции. | УКИЗ | Задание: выполнение практических и аналитических по теме «Буква – изобразительный элемент композиции». | Метапредметные умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | ||
6 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1 | Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создать творческую работу в материале. | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме «Изображение – образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки». | Регулятивные Личностные Коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | ||
7 | Многообразие форм графического дизайна. (обобщение темы) | 1 | Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создать практическую творческую работу в материале. | УПОКЗ | Задание: выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере). | Метапредметные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | ||
II. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. 7 часов | ||||||||
8 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1 | Развивать пространственное воображение. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т.д. | УИПЗЗ | Задание: выполнение практических работ по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» (создание объёмно-пространственных макетов). | Познавательные - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | ||
9 | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 | Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. | УИПЗЗ | Задание: выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов). | Личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию; | ||
10 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | 1 | Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. | УИПЗЗ | Задание: выполнение практических работ по теме «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции». | Метапредметные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | ||
11 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 | Иметь представление и рассказывать о главных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развитию. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. | УИПЗЗ | Задание: выполнение практических работ по теме «Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макетов). | Предметные - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. | ||
12 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. | 1 | Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование , умение объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. | УКИЗ | Задание: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы «Создание образно-тематической инсталляции». | Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | ||
13 | Роль и значение материала в конструкции. | 1 | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь форм и материала. Развивать творческое воображение, новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме: «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» - проекты «Из вещи – вещь», «Сочинение вещи». | Предметные - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. | ||
14 | Цвет в архитектуре и дизайне (обобщение темы). | 1 | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективно-творческую работу по теме. | УПОКЗ | Задание: выполнение коллективной практической работы по теме: «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3-5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона). | Личностные | ||
III. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека – 7 часов | ||||||||
15-17 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 3 | УИПЗЗ – УЗЗВУ – УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Предметные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
18 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 | УИПЗЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; | |||
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | 1 | УИПЗЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Познавательные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
20 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Коммуникативные развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры | |||
21 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещевой среды интерьера. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | |||
22-23 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 | УЗЗВУ - УОСЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Предметные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
24 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (обобщение темы). | 1 | УПОКЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Познавательные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
IV. Человек в зеркале дизайна и архитектуры - 8 часов. | ||||||||
25 | Мой дом – мой образ жизни. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Познавательные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
26-27 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | 2 | УЗЗВУ - УОСЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Коммуникативные развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | |||
28 | Дизайн и архитектура моего сада. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Познавательные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
29 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; | |||
30 | Мой костюм мой облик. Дизайн современной одежды. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Коммуникативные развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | |||
31 | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | |||
32 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. | 1 | УКИЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Коммуникативные развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; | |||
33 | Моделируя себя – моделируешь окружающий мир. | 1 | УПОКЗ | Задание: выполнение практических работ по теме | Познавательные формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | |||
34 | Резерв времени. | 1 | УПОКЗ | Коммуникативные развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. |
Предварительный просмотр:
8 класс
№ урока | № урока в теме | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата проведения | |||||
планируемая | фактическая | |||||||||
Художник и искусство театра (7ч.) | ||||||||||
1. | 1. | Искусство зримых образов. | 1. | Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. 05.09 | ||||||
2. | 2. | Правда и магия театра. АРМ | 1. | Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля. Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре. Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). | ||||||
3. | 3. | Безграничное пространство сцены. | 1. | Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов. Приобретать представление об исторической эволюции театрально- декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении. | ||||||
4. | 4. | Сценография — искусство и производство. АРМ | 1. | Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. | ||||||
5. | 5. | Тайны актёрского перевоплощения. | 1. | Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа. | ||||||
6. | 6. | Привет от Карабаса- Барабаса! АРМ | 1. | Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра. | ||||||
7. | 7. | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. | 1. | Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища. Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса. | ||||||
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии (8 ч.) | ||||||||||
8. | 1. | Фотография. АРМ | 1. | Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие. Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии. | ||||||
9. | 2. | Грамота фотокомпозиции и съёмки. | 1. | Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом. Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. | ||||||
10. | 3. | Фотография — искусство светописи. АРМ | 1. | Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. | ||||||
11. | 4. | «На фоне Пушкина снимается семейство». | 1. | Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния. Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. | ||||||
12. | 5. | Человек на фотографии. АРМ | 1. | Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека. Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике | ||||||
13. | 6. | Событие в кадре. АРМ | 1. | |||||||
14. | 7. | Фотография и компьютер. АРМ | 1. | Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запёчатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой творческий уровень. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет. | ||||||
15. | 8. | От фотозабавы к фототворчеству. АРМ | 1. | |||||||
Фильм — творец и зритель (11ч.) | ||||||||||
16. | 1. | Многоголосый язык экрана. | 1. | Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение). Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. | ||||||
17. | 2. | Художник – режиссёр - оператор. | 1. | Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника. Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино | ||||||
18. | 3. | Азбука киноязыка. АРМ | 1. | Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок- бастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение кинослова и кинофразы. | ||||||
19. | 4. | Фильм — «рассказ в картинках». АРМ | 1. | |||||||
20. | 5. | Воплощение замысла. | 1. | Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. | ||||||
21. | 6. | Чудо движения: увидеть и снять. | 1. | Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений | ||||||
22. | 7. | Бесконечный мир кинематографа. | 1. | Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. | ||||||
23. | 8. | Искусство анимации. АРМ | 1. | |||||||
24. | 9. | Живые рисунки на твоём компьютере. АРМ | 1. | Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения. | ||||||
25. | 10. | Персонажи-куклы. АРМ | 1. | |||||||
26. | 11. | Звуковое оформление. АРМ | 1. | |||||||
Телевидение — пространство культуры? (7 ч.) | ||||||||||
27. | 1. | Мир на экране: здесь и сейчас. АРМ | 1. | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное. | ||||||
28. | 2. | Телевидение и документальное кино. | 1. | Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. | ||||||
29. | 3. | Жизнь врасплох, или Киноглаз. | 1. | Понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке. | ||||||
30. | 4. | Видеоэтюд, видеосюжет. АРМ | 1. | Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы. Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда, видеосюжета. Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов. Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека. Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом. | ||||||
31. | 5. | Телевидение, видео, Интернет. АРМ | 1. | Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведении на примере создания авторского видеоклипа и т. п. Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. | ||||||
32. | 6. | Вечные истины искусства. | 1. | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир. | ||||||
33. | 7. | Искусство — зритель — современность. АРМ | 1. | Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества. Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и творческой самореализации. Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном. Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное. Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников. Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства. | ||||||
Защита проекта (1ч.) | ||||||||||
34. | 1. | Защита проекта | 1. | Использовать полученный творческий опыт в разработке собственной идеи и выполнении собственного замысла. Обсуждать практические творческие работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно тематическое планирование по Изобразительному искусству по программе Б.М.Неменский
Учебно тематическое планирование. Рабочие программы по ИЗО-Б.М.Неменский...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 5 классе
Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 5 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 6 классе
Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 6 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 7 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 9 классе
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 9 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное...
Урок изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского "Вглядываясь в человека" 6 класс
Составлен по программе Б .М. Неменского Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.Данный урок третий по данному разделу.Урок направлен на расширение представлений учащихся о жан...
Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"
Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...