Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 5 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Сапелина Юлия Ивановна

 

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 5 класс,

составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г.

Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 2005 г.в. Авторы учебника: Н.А. Горяева, О.В. Островская.

 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к КТП

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 5 класс,

составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г.

Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 2005 г.в. Авторы учебника: Н.А. Горяева, О.В. Островская.

 1 ч в неделю, всего 34 ч.



ТЕМА

Количество

часов по

программе

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Добавлено/

сокращено

За счёт  чего

1. Древние корни народного искусства.

8-16

9

7

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

2. Связь времен в народном искусстве.

8-16

7

9

2.1 Древние образы в современных народных игрушках.

2.2 Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

2.3 Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

2.4 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

2.5 Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

3. Декор – человек, общество, время.

12-24

10

14

3.1 Зачем людям украшения.

3.2 Декор и положение человека в обществе.

3.3 Одежда говорит о человеке.

3.4 О чем рассказывают гербы и эмблемы.

3.5 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

4. Декоративное искусство в современном мире.

7-14

8

6

4.1. Современное выставочное искусство.

4.2. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

№ урока

3№ урока в теме

Дата

Кол-во часов



Содержание учебного материала



Тип урока



Основные учебные цели



Требования к уровню подготовки учащихся



Вид контроля


Раздел 1. Древние корни народного искусства.

1

1

1

Древние корни народного искусства

 Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с истоками крестьянского декоративно-прикладного искусства.

Знать условно-символический язык крестьянского прикладного искусства.

Уметь изобразить солярные знаки.

Зарисовки солярных знаков.

2

1.1

1

Древние образы в народном искусстве

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства.

Открыть содержательный смысл художественного образного языка ДПИ, его связь с явлениями жизни.

Знать, что такое ДПИ.

Уметь изображать символы крестьянского ДПИ.

Изобразить чудо-

птицу, древо жизни,

чудо-коня.

3

1.2

1

Декор русской избы

Сообщение новых знаний.

Изучение языка ДПИ.

Знакомство с сюжетно-декоративной композицией.

Знать как украшал свой дом человек.

Уметь изобразить различные символы, использующиеся в украшении и обереге жилища.

Изобразить фронтон дома, украшенный резьбой в стиле

древних мастеров.

4

1.3

2

Внутренний мир русской избы

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище.

Сформировать понятия духовное и материальное.

Знать, что такое интерьер.

Знать как и зачем украшали люди  окружающие их предметы.

Уметь вписать в интерьер предметы быта.

Вписать в интерьер

 (по выбору)  печь, стол, лавку.

5


6

1.4

1

Конструкция, декор предметов народного быта

Сообщение новых знаний.

Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.

Знать предметы быта крестьянского жилища  и их назначение.

Уметь изобразить декоративное оформление предметов быта.

Нарисовать предмет крестьянского быта выразительной пластической  формы.

7

1.5

1

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки




Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Знать, что такое орнамент, его виды.

Уметь декоративно оформить изделие традиционным орнаментом, выдержать единство формы и декора.

Декоративно

 оформить изделия, выполненные на прошлом уроке.

8

1.6

1

Народный праздничный костюм

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма.

Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Закрепить создания худ. образа в декоративной композиции.

Знать элементы крестьянского костюма, их назначение.

Уметь изображать различные виды костюма.

Выполнить эскиз народного и праздничного

костюма.

9

1.7

1

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства».

Знать, что такое праздник.

Уметь использовать собственные работы в создании инсценировки.

Инсценировка праздника с использованием детских рисунков за четверть.

1 четверть: 9 ч


Раздел 2.  Связь времён в народном искусстве.

10

2.1

2

Древние образы в современных народных игрушках

Сообщение новых знаний.

Знакомство с древней русской игрушкой.

Формирование навыков работы с пластическим материалом.

Знать особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Уметь выразить единство формы и декора в игрушке.

Создание игрушки и украшение её декоративной росписью.

11

12

2.2

1

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с народными промыслами России, выявить их отличия и общность. Сформировать навыки составления декоративной композиции.

Знакомство с историей развития гжельской керамики.

Знать разнообразие и скульптурность посудных форм.

Особенности гжельской росписи.

Уметь работать мазком в технике Гжели.

Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их

 Росписью.

13

2.3

1

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Сообщение новых знаний.

Знакомство с историей развития городецкой росписи.

Знать основные приёмы городецкой росписи.

Уметь работать над композицией в орнаментальной и сюжетной росписи.

Выполнение

фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи.

14

2.4

2

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Сообщение новых знаний.

Знакомство с историей художественного промысла, вариантами построения цветочной композиции.

Знать основные приёмы жостовского письма.

Уметь изобразить цветочную композицию на подносе.

Выполнение

фрагмента

жостовской росписи на чёрном поле подноса.

15

16

2.5

1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Обобщение и систематизация знаний.

Выявить место произведений промыслов в нашей повседневной жизни(в современном быту и интерьере).

Знать народные промыслы.

Уметь выполнить работу в технике народного промысла.

Расписать предмет (пряник) в стиле древних росписей.

2 четверть: 7 ч


Раздел 3. Декор-человек, общество, время.

17

3

1

Декор – человек, общество, время

Сообщение новых знаний.

Сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества.

Познакомить с эволюцией и образным значением одежды.

Знать значение одежды в жизни человека, которая определяет его статус и род занятий.

Изобразить костюм выбранной эпохи.

18

3.1

1

Зачем людям украшения

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства, особенностями искусства Древнего Египта.

Знать значение  украшения в Древнем Египте.

Уметь различать  декоративное искусство  разных времён по стилистическим особенностям.

Выполнить эскиз ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства.

20

3.2

2

Декор и положение человека в обществе

Сообщение новых знаний.

1. Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции .    

2. Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.

Знать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

1. Выполнить эскизы фигур людей в греческом костюме.

2. Изобразить мифологический

сюжет в чернофигурном стиле на сосуде любой формы.

21

22

3.3

3

Одежда говорит о человеке

Сообщение новых знаний.

1. Познакомить учащихся с декоративным искусством в стиле барокко.

2. Познакомить учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоёв общества.

3. Сформировать умение выразительного использования в коллективной работе фактуры материалов, цвета, рисунка, пространства, композиции.

1. Знать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Уметь создавать проекты предметов среды, объединённых разной стилистикой.

2. Уметь работать в технике аппликации из ткани и цветной бумаги.

3. Уметь согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.

1. Создать интерьер дворца, мебель, люстры, канделябры и др. элементы

интерьера.

2. Выполнить эскиз костюма придворного аристократа.

3. Составление итоговой композиции.

23

24

25

3.4

2

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем.

Знать, что такое эмблема, герб.

Уметь составлять композиции герба, сочетания цветов.

Выполнить композицию герба.

26

27

3.5

1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества



(обобщение темы)

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщить и проверить знания учащихся по теме «Декор-человек, общество, время».

Знать особенности костюма различных эпох и слоёв населения.

Ответить на вопросы викторины.

3 четверть: 10 ч


Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире.

28

4

2

Декоративное искусство в современном мире

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с современным декоративным искусством, его отличие от традиционных народных промыслов.

Знать виды современного ДПИ.

Д/З:  подготовиться к декоративной работе

 «Витраж».

29

4.1

3

Современное выставочное искусство

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с искусством витража. Сформировать понимание поэтичности создания декоративной работы.

1. Знать, что такое витраж.

Уметь создавать художественный образ в декоративной работе.

2, 3.  Уметь имитировать технику витража.

1. Выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража.

2, 3.  Выполнить имитацию витража.

30

31


32

4.2

3

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

 Сообщение новых знаний.

1.Познакомить учащихся с искусством мозаики.

Повторить знания по созданию композиции.

2, 3. Повторить законы цветоведения.

Сформировать умение работы в технике мозаики.

Знать, что такое мозаика.

Уметь составлять композицию.

Уметь создавать коллективную работу.

1. Выполнить эскиз мозаики.

2, 3. Создание индивидуальной

работы и объединение в коллективную.

33

34

4 четверть: 8 ч, 1 ч – резерв.


Всего в уч. году: 34 ч , 1 ч – резерв.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Урок изобразительного искусства «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского. 4 класс.

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского интересен сочетанием индивидуа...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...

календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского

Календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...