Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Цели и задачи урока:
Предметные:
- знакомство учащихся с искусством витража;
- формирование представления об истории развития витража.
Метопредметные:
- развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
- сформировать навыки работы над имитацией техники витража.
Личностные:
- создание условий для формирования эстетического вкуса.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Материалы и инструменты: картон, нож, клей, цветная пленка или цветная бумага.
Ход урока.
I. Подготовительный этап. Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством. Слайд 1
Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству. Слайд 2
Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.
-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?
Фреску, витраж, мозаику, панно. Слайд 3
Возьмите стекло и нарисуйте на нём какой-нибудь яркий рисунок красками или маркерами. Например, цветок или дерево. Дайте краске высохнуть. А теперь поверните своё стёклышко к окну и посмотрите сквозь него на свет.
Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.
Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Мы его и сделали. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле.
II. Формирование знаний.
Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос. Слайд 4
Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Слайд 5
Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Слайд 6
Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
1. Страничка истории
Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?
Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.
Слайд 7-8
Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба».
2. Современная техника выполнения
Слайд 9-11
Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом. Витражи из толстых стекол не вставляют в рамы окон. Они укрепляются на специальных конструкциях на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей, подсказывают темы величественные и глубокие, созвучные нашей эпохе. Слайд 12
3. Рассказ о витражах, под музыку и показ слайдов
Слайд 13-17
С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…
Собор становится уютнее. А если на улице случится яркий – при яркий солнечный полдень и солнце хлынет ливнем, прорываясь во все окна, - то-то заиграет, засветится всё пространство собора, словно горячие цветные реки польются по нему, а уж окна-то играют, горят красками, словно цветные пожары!
И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. Слайд 18 -24
В мире существуют огромные, очень сложные стекла-картины. В них множество фигур и цветов.
Некоторые витражи – настоящие картины, на них изображаются даже лица людей, можно увидеть и лошадей, и собак, и дома, и поля, и реки. Вот какие большие возможности у витража! Оказалось, что цветное стекло хорошо подошло и к современным домам, простым, полным света и воздуха.
4. Вопросы учащимся
Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.
-Какие примеры вы можете привести?- Стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле.
- Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.
- Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.
- Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках
III. Практическая работа
Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми.
- Выполнить эскиз композиции.
- Переведите рисунок на картон.
- Специальным ножом вырезать те части картона, где будут находиться цветные вставки.
- Оставшийся каркас покрыть черной краской.
- Положить цветную бумагу в образовавшиеся отверстия. Подклеить их аккуратно с обратной стороны к полоскам.
Прежде чем начать подклеивать - бумагу, хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.
Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.
IV. Выставка и анализ работ учащихся
V. Рефлексия
- С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?
- Что мы называем витражом?
VI. Самооценивание
- Понравилась ли вам работать на уроке?
Литература
- Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение 2003
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_i_zadachi_uroka.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- знакомство учащихся с искусством витража;
- формирование представления об истории развития витража.
Развивающие:
- развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
- сформировать навыки работы над имитацией техники витража.
Воспитательные:
- создание условий для формирования эстетического вкуса.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Материалы и инструменты: картон, нож, клей, цветная пленка или цветная бумага.
Ход урока.
I. Подготовительный этап. Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством. Слайд 1
Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству. Слайд 2
Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.
-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?
Фреску, витраж, мозаику, панно. Слайд 3
Возьмите стекло и нарисуйте на нём какой-нибудь яркий рисунок красками или маркерами. Например, цветок или дерево. Дайте краске высохнуть. А теперь поверните своё стёклышко к окну и посмотрите сквозь него на свет.
Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.
Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Мы его и сделали. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле.
II. Формирование знаний.
Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос. Слайд 4
Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Слайд 5
Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Слайд 6
Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
1. Страничка истории
Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?
Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.
Слайд 7-8
Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба».
2. Современная техника выполнения
Слайд 9-11
Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом. Витражи из толстых стекол не вставляют в рамы окон. Они укрепляются на специальных конструкциях на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей, подсказывают темы величественные и глубокие, созвучные нашей эпохе. Слайд 12
3. Рассказ о витражах, под музыку и показ слайдов
Слайд 13-17
С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…
Собор становится уютнее. А если на улице случится яркий – при яркий солнечный полдень и солнце хлынет ливнем, прорываясь во все окна, - то-то заиграет, засветится всё пространство собора, словно горячие цветные реки польются по нему, а уж окна-то играют, горят красками, словно цветные пожары!
И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. Слайд 18 -24
В мире существуют огромные, очень сложные стекла-картины. В них множество фигур и цветов.
Некоторые витражи – настоящие картины, на них изображаются даже лица людей, можно увидеть и лошадей, и собак, и дома, и поля, и реки. Вот какие большие возможности у витража! Оказалось, что цветное стекло хорошо подошло и к современным домам, простым, полным света и воздуха.
4. Вопросы учащимся
Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.
-Какие примеры вы можете привести?- Стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле.
- Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.
- Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.
- Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках
III. Практическая работа
Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми.
- Выполнить эскиз композиции.
- Переведите рисунок на картон.
- Специальным ножом вырезать те части картона, где будут находиться цветные вставки.
- Оставшийся каркас покрыть черной краской.
- Положить цветную бумагу в образовавшиеся отверстия. Подклеить их аккуратно с обратной стороны к полоскам.
Прежде чем начать подклеивать - бумагу, хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.
Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.
IV. Выставка и анализ работ учащихся
V. Рефлексия
- С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?
- Что мы называем витражом?
VI. Самооценивание
- Понравилась ли вам работать на уроке?
Литература
- Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение 2003
- М.А. Порохневская. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство 5 класса, Волгоград 2003
- Т.Б.Сапжникова, О.А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М. Педагогический университет «Первое сентября» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского
Урок даёт возможность познакомить учащихся с историей создания русской матрёшки, с видами русской матрёшки, элементами росписи матрёшек. Материал урока способствует воспитанию любви к народным...
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского
Урок даёт возможность познакомить учащихся с историей создания русской матрёшки, с видами русской матрёшки, элементами росписи матрёшек. Материал урока способствует воспитанию любви к народным...
Урок изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского "Вглядываясь в человека" 6 класс
Составлен по программе Б .М. Неменского Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.Данный урок третий по данному разделу.Урок направлен на расширение представлений учащихся о жан...
Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.
урок по изобразительному искусству в 5 классе...
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах. (ФГОС)...
Урок Изобразительного искусства в 5 классе по теме: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Роспись матрешки)
Дружно спрятали косичкиИ живут семьей одной.Только старшую открой,В ней сидит сестра другая,В той еще сестра меньшая.Доберешься ты до крошки,Эти девицы — (матрешки). ...