Методическая разработка урока ИЗО, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Разработка урока изобразительного искусства, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"
Цели и задачи урока:
- создать условия для формирования роли визуально- пространственных искусств в формировании образа Родины через постижение главных выразительных средств в «пейзажах настроения», развитие эстетического восприятия природы её отображение в произведениях различных видов искусства;
- закрепить представление о жанре живописи; формировать целостное эстетическое восприятие природы в произведениях русских художников и окружающей среды; научить владеть графическими средствами изображения;
- формирование навыков посильного создания художественного образа природы; развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
- воспитание бережного отношения к природе, воспитание эстетического отношения к действительности, любви к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo_5_klass_zimnyaya_pora_v_zhivopisi.docx | 165.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе:
«Зимняя пора в живописи». Гуашь.
Урок подготовила и провела
Преподаватель ИЗО
МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска
Клецина Наталья Анатольевна
Цель и задачи:
- создать условия для формирования роли визуально- пространственных искусств в формировании образа Родины через постижение главных выразительных средств в «пейзажах настроения», развитие эстетического восприятия природы её отображение в произведениях различных видов искусства;
- закрепить представление о жанре живописи; формировать целостное эстетическое восприятие природы в произведениях русских художников и окружающей среды; научить владеть графическими средствами изображения;
- формирование навыков посильного создания художественного образа природы; развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
- воспитание бережного отношения к природе, воспитание эстетического отношения к действительности, любви к родной природе.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- развивать способность смыслового восприятия произведений живописи;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач,
овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь как это солнышко.
- Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?
Ответ ученика:
(ЖАНР (от франц. «genre»).Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений.)
В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.
- Какие жанры живописи вы знаете?
Ответ ученицы:
(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)
- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?
Ответ ученика:
(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено в основу).
В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).
Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)
- Что означает батальный жанр?
Ответ ученицы:
(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни)
- Что означает исторический жанр?
Ответ ученика:
(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого)
- Что означает сказочно-мифологический жанр?
Ответ ученика:
(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов).
Что означает анималистический жанр?
Ответ ученика:
(рисование животных)
- Что означает маринистический жанр?
Ответ ученицы:
(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией; мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря).
- Что означает бытовой жанр?
Ответ ученика:
(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь).
Что такое натюрморт?
Ответ ученика:
НАТЮРМОРТ (франц. «naturemorte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства.
Что такое портрет?
Ответ ученицы:
Портрет – (от франц. «portrait») – изображение человека или группы людей.
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.
Учитель: Хороша зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Очарованию первого снега, нежного, робкого, посвящена картина русского художника А. Пластова « Первый снег». Посмотрите на репродукцию.
-Какие цвета художник использовал для написания картины?
Учитель:
Обычный деревенский день изображен на картине К.Коровина «Зимой»: мы видим деревянный старый дом, полуразвалившийся забор, лошадь, запряженную в сани. Рядом несколько заснеженных деревьев, а вдали – поля, лес. Картина привлекает простотой сюжета и исключительной живописной выразительностью.
- Посмотрите на картину и скажите, что необычного вы видите?
Учитель:
Красота морозного утра и переливающийся всеми цветами радуги иней удивительно точно переданы в работе А.Рябушкина «Зимнее утро». Зимние краски иссиня - голубого неба, фиолетово- синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто- бордовых, коричнево-желтых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – одним словом, радость жизни, как и всякое настоящее произведение искусства. Давайте посмотрим на репродукцию, что же изобразил художник.
- Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.
Портрет Ивана Захаровича Сурикова.
В своем стихотворении «Зима» он писал:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Ребята, а кого вы знаете еще из поэтов, кто писал о Зиме?
Ответы детей: Портрет А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»:
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Ответы детей: Портрет М.Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…
Ответы детей: Портрет С.Д. Дрожжина
Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Вьюга злится за окном…»
Вьюга злится за окном,
Белая береза
Вся окутана кругом
Инеем мороза…
- Ребята, а художники писали картины про Зиму?
Какие вы знаете картины, написанные о зиме.
Ответы детей: Константин Коровин «Зимой», Василий Иванович Суриков «Зима в Москве», Архип Иванович Куинджи «Солнечные пятна на снегу», «Пятна лунного света в лесу. Зима», Порфирий Никитич Крылов (Н.С.) «Зимний пейзаж».
Посмотрите на доску (на доске репродукции названных картин).
Скажите, что общего в этих картинах?
Ответы детей:
- на картинах изображено одно и то же время года – это зима.
Мы видим начало или конец зимы?
Ответы детей:
(Коровин, Крылов) (неглубокий, чистый, рыхлый, почти нетронутый снег, говорит о начале зимы)
Посмотрите и скажите
-Какое здесь состояние природы?
Ответы детей:
-спокойное, тихое, умиротворенное.
Какие цвета выбрали художники для картин?
Ответы детей:
белый, синий, черный.
Какие вы знаете выразительные средства живописи?
Ответы детей:
-перспектива, светотень, линия, силуэт.
Вывод: на картинах мы видим удивительное свойство живописи; художники передают зримые образы действительности, отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.
- Тема урока. Цели урока.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она,
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Назовите тему урока и поставьте цель, которую вы должны достигнуть в конце урока.
Мы продолжаем знакомство с образом времени года в искусстве. Тема урока «Зимняя пора в живописи». На уроке мы будем совершенствовать умения и навыки отражать природные явления, а именно при написании пейзажа «Зимние причуды».
Повторим что такое пейзаж, живопись, последовательность изображения пейзажа.
Ребята, давайте выполним работу так, чтобы у всех были они разные т.е. каждый из вас проявит творчество, фантазию.
- Физминутка (музыкальная).
- Повторение знаний.
Вопросы учителя.
Что такое пейзаж?
Ответы детей:
-жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы.
Что такое живопись?
Ответы детей:
-вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом; произведения живописи создаются красками.
Какие вы знаете виды пейзажного жанра?
Карточки (работа в парах)
Сельский пейзаж Городской пейзаж
Парковый пейзаж Морской пейзаж
Архитектурный пейзаж Индустриальный пейзаж
Героический пейзаж Декоративный пейзаж
Эпический пейзаж Исторический пейзаж
Романтический пейзаж Космический пейзаж Пейзаж настроения
Проверяем с помощью эталона.
Эталон на доске.
А теперь, давайте повторим последовательность изображения пейзажа:
Изображение пейзажного мотива:
Определение формата и положения листа бумаги.
Проведение линии горизонта, определяющей соотношение земли и неба.
Рисование на земле основных элементов пейзажа (самые важные и большие)
Отмечают обобщенную пространственную форму
по внешним контурам светлыми линиями по законам линейной перспективы.
Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется по законам воздушной перспективы
Тонирование рисунка:
-установление тоновых отношений между землей и небом;
-передаем тоновые различия между элементами первого плана и землей;
-потом между элементами первого плана и небом;
-переходим к тоновым отношениям между всеми планами и частями каждого плана.
Живописное изображение пейзажа:
-представляем себе цветовой строй пейзажа;
-цветовой строй пейзажа задается освещением (солнцем, луной, небом) и состоянием атмосферы;
-фиксируем основные цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану.
Моделировка формы:
-передаем объем каждого элемента пейзажа;
-передаем объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими в результате взаимодействия всех элементов данного плана;
-устанавливаем цветовую связь между всеми планами пейзажа.
- Рефлексия. Музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ребята попрошу вас расслабиться, сесть как вам удобно, закрыть глаза, представьте, что вы на природе, у каждого из вас появляется своя картинка, попробуйте войти в эту картинку и почувствовать себя в образе какого-то элемента на картинке (дерева, сугроба, веточки, тучки, тени…).
Оставайтесь в этом же состоянии только откройте глаза, возьмите кисти в руки, краски и попробуйте написать на листе бумаги свою увиденную картинку.
- Самостоятельная работа учащихся. Тихо звучит музыка.
Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
- Итог урока.
-На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу.
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?
Как вы думаете: достигли вы цели, которую поставили в начале урока?
Ответы детей: да.
В начале нашего урока мы говорили о том, что времена года - это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников, еще это любимейшая тема в творчестве композиторов.
Во время выполнения работы вас сопровождала музыка П.И. Чайковского.
Очень много песен народных сложено о зиме.
Я хочу закончить наш урок песней о зиме (дети поют вместе с учителем).
- Д/З
составить кроссворд по теме: «Зимний пейзаж»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...