Рабочая программа дополнительного образования «Изобразительное искусство» (начальная ступень) в воскресной школе для детей 5-7 лет
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Программа расчината на детей от 5 до 7 лет. Это дети младшей группы, посещающие воскресную школу. Программа авторская, составлена в расчете на урок продолжительностью 30 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voskshkola_progrizo.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
_________________ ________________________
Настоятель храма Директор воскресной школы
Рождества Христова учебно-воспитательной группы
п. Ханымей - Рождественское храма Рождества Христова
иерей Андрей п. Ханымей
«__»__________2015 года Петренко Елена Анатольевна
«__»__________2015 года
Рабочая программа
дополнительного образования
«Изобразительное искусство»
(начальная ступень) для учащихся воскресной школы
Возраст детей 5-7 лет
Учитель ИЗО: Складанная Дина Алексеевна
п. Ханымей
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Искусство – Божий дар людям. Оно соединяет нас с Богом тогда, когда мы стремимся постигать его духовным взором: в Боге, истине и красоте. Красота и гармония мира, переданная художником в произведении, заостряет внимание человека, заставляет задуматься о Творце мироздания в его целостности и многообразии.
Программа «Изобразительное искусство» составлена на основе программы общеобразовательной школы, с учетом особенностей и традиций христианской православной веры.
Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.
Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Изучение программы по изобразительному искусству направлено на овладение элементарными навыками художественного письма, получение знаний о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, что способствует не только художественно-эстетическому образованию, но и духовно-нравственному развитию ребенка. Хочется отметить духовно-нравственную направленность, так как помогает формированию личности ребенка средствами духовного искусства.
Рассчитана программа на один года обучения в объѐме 28 часов.
Программа «Изобразительное искусство» направлена на достижение следующих целей и задач.
Цель: развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах.
- Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
- Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
- Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.
- Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
- Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
- Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
- Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
Занятия изобразительным искусством помогают формированию нравственности и познания христианской культуры, укреплению веры в Бога, умению увидеть и познать красоту окружающего мира как творения Божия, приобщить к миру искусства, познакомить с произведениями живописи и иконописи, художниками и иконописцами. Занятия тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем.
При организации учебно-познавательной деятельности по изобразительному искусству уместно использовать различные методы работы: словесные; наглядные; практические; проблемно-поисковые.
Занятия по изобразительному искусству сопровождаются беседами о любви, сострадании, уважении и милосердии к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле.
Наряду с учебными занятиями программой предусмотрены выставки, праздники (Рождество, Пасха и др.), конкурсы, в ходе которых дети имеют возможность получить дополнительные знания о народных традициях.
При освоении программы «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты следующие результаты обучения и воспитания.
Предметные результаты.
Воспитанники должны знать:
- основы цветоведения, композиции;
- ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке и в живописи;
- понятия: линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства.
Воспитанники должны уметь:
- передавать настроение в работе;
- передавать на бумаге форму и объем предметов, соотносить их в пространстве и в соответствии с этим – изменять размеры;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.
Личностные результаты:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- проявлять способность к эстетической и нравственной оценке произведений искусства,
- оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов, отведенное на изучение темы | Теоретических | Практических |
1 | Введение. «Наш удивительный мир» Рисунок мира по представлению. | 1 | 1 | |
2 | Создание человека. Рисунок «Бабочка». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Рождество Богородицы. Рисунок осеннего пейзажа акварелью. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Закон Божий и дела людей. Рисунок «Добрые дела людей». | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Библейские персонажи. Рисование положительных персонажей. | 2 | 1 | 1 |
7 | Слово – дар Божий человеку. Оформление краткой молитвы орнаментом по древнерусским мотивам. | 2 | 1 | 1 |
8 | Вводится Дева во храм. Рисунок зимнего пейзажа акварелью. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Ангел и ангельский мир. Изготовление ёлочной игрушки «Ангел». | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Пост - заповедь Божия. Рисование натюрморта. | 2 | 1 | 1 |
11 | Рождество Христово. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь» | 2 | 1 | 1 |
12 | От Рождества до Крещения Господня. Зимний пейзаж «У реки». | 2 | 1 | 1 |
13 | Сретение Господне. Рисунок маленького птенчика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Прощеное воскресение. Рисование натюрморта «Блинная трапеза» | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Евангельские притчи. Рисунок на тему одной из притч. | 2 | 1 | 1 |
16 | Благовещение Пресвятой Владычицы. Рисунок «Первые весенние цветы». | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Вход Господень в Иерусалим. Рисование веточки вербы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Пасха – великий праздник. Пасхальные узоры. Роспись яиц. | 2 | 1 | 1 |
19 | Храмы. Фрески. Графическое решение архитектурного облика храма. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «День славянской культуры и письменности». Рисунок буквы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | 13 | 15 |
Основное содержание программы
- «Наш удивительный мир» (1 час)
Теория. Бог в природе. Что сделал непостижимый Бог, чтобы явить Себя людям.
Практическая часть. Рисунок мира по представлению.
- Создание человека (1 час)
Теория. Человек – венец творения. Душа человека. Жизнь первых людей в Раю. Забота людей о живой природе и всем мире.
Практическая часть. Рисунок «Бабочка». Райский сад на крыльях бабочки с одной стороны, осень – с другой.
- Рождество Богородицы (1 час)
Теория. Предание о рождении Девы Марии. Богородичные иконы. Разнообразие цветовых оттенков.
Практическая часть. Рисунок осеннего пейзажа акварелью.
- Покров Пресвятой Богородицы (1 час)
Теория. История праздника Покров Пресвятой Богородицы.
Практическая часть. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок.
- Закон Божий и дела людей (1 час)
Теория. Дарование Закона. Как жить по заповедям Божиим?
Практическая часть. Рисунок «Добрые дела людей»
- Библейские персонажи (2 часа)
Теория. Жизнь людей после грехопадения. Положительные и отрицательные персонажи Библии.
Практическая часть. Рисование положительных персонажей.
- Слово – дар Божий человеку (2 часа)
Теория. О молитве. Слово Божие и слово человеческое.
Практическая часть. Оформление краткой молитвы орнаментом по древнерусским мотивам.
- Вводится Дева во храм (1 час)
Теория. Пресвятая Богородица как предначалие Нового Завета. Рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Практическая часть. Рисунок зимнего пейзажа акварелью.
- Ангел и ангельский мир (2 часа)
Теория. Кто такие Ангелы-хранители? Значение цвета в православии.
Практическая часть. Изготовление ёлочной игрушки «Ангел».
- Пост - заповедь Божия (2 часа)
Теория. Пост - это труд, но труд радостный. Виды поста. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала.
Практическая часть. Рисование натюрморта.
- Рождество Христово (2 часа)
Теория. Рождество как живописный сюжет. Рождество Христово в русской живописи.
Практическая часть. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь»
- От Рождества до Крещения Господня (2 часа)
Теория. Святки. История празднования Святок на Руси. Крещение Господа в Иордане. Крещенская вода и ее чудесные свойства.
Практическая часть. Зимний пейзаж «У реки»
- Сретение Господне (1 час)
Теория. История праздника. Народные обычаи и приметы на Сретенье. Цветовая гамма.
Практическая часть. Рисунок маленького птенчика.
- Прощеное воскресение (1 час)
Теория. Прощеное воскресение – как мост, ведущий к Великому посту. Масленица. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала.
Практическая часть. Рисование натюрморта «Блинная трапеза»
- Евангельские притчи (2 часа)
Теория. Что такое притча. Композиционные приёмы в выделение главного и второстепенного.
Практическая часть. Рисунок на тему одной из притч.
- Благовещение Пресвятой Богородицы(1 час)
Теория. Благовещение — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания. Декоративность цветового решения в композиции.
Практическая часть. Рисунок «Первые весенние цветы»
- Вход Господень в Иерусалим (1 час)
Теория. Вербное воскресенье. Смысл праздника. Разнообразие оттенков в окружающей действительности.
Практическая часть. Рисование веточки вербы
- Пасха – великий праздник (2 часа)
Теория. Праздников праздник и торжество из торжеств. История праздника. Разнообразие форм предметов окружающей действительности. Зависимость размещения узора от формы предмета.
Практическая часть. Пасхальные узоры. Роспись яиц.
- Храмы. Фрески (1 час)
Теория. Понятие храма. Значение храма в православии. Архитектура и символика храма.
Практическая часть. Графическое решение архитектурного облика храма.
- День славянской культуры и письменности (1 час)
Теория. Учителя словенские Кирилл и Мефодий. Славянский язык – богослужебный язык Церкви. Декоративность цветового решения в композиции.
Практическая часть. Рисунок буквы.
В работе используются различные нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Информационное и материально-техническое
обеспечение учебно-воспитательного процесса
Для успешного преподавания необходимы определенные условия:
- наличие учебного кабинета, учебной доски;
- наличие необходимых технических средств: компьютер, медиапроектор;
- наличие учебных пособий: иллюстрированный материал, репродукции икон и картин художников;
- видеозаписи, диски;
- инструменты и материалы: цветные и простые карандаши, кисти, ножницы, клей, акварельные краски, пастель, гуашевые краски, восковые мелки, бумага акварельная, цветная бумага, картон.
Учебная литература для педагога
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
- Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.
- Виноградова Г. Уроки рисования с натуры: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980.
Учебная литература для воспитанников и родителей
- Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – СПб., 2005.
- Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
- Барило О.С. Православие для детей. – Кострома, 2002.
- Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1977.
Форма контроля и оценки достижений воспитанников
Приоритетную роль в оценке результатов по программе «Изобразительное искусство» выполняют такие формы контроля и оценки, как представление творческих работ на выставках к праздникам, украшение храма, трапезной детскими изделиями, мини-выставки в конце занятий, а также участие в различных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речи учащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»
Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речиучащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе I вида для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе I вида для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе I вида для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству начального общего образования, 1-4 класс по программе В. С. Кузина
Целевая ориентация рабочей программы по изобразительному искусству в практике образовательной организации составлена в соответствии с федеральной...
Рабочая программа по немецкому языку начальная ступень (2-4 классы) ФГОС
Представленная рабочая программа по немецкому языку обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов....
Рабочая программа по немецкому языку начальная ступень (5-9 классы) ФГОС
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе премерной и авторской программ....