Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Жидова Марина Владимировна

Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) на уроках ИЗО Жидова Марина Владимировна,  учитель изобразительного искусства МБОУ «Яренская СШ» Ленского района Архангельской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.42 МБ
Файл Сопровождение слайдов31.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) на уроках ИЗО Жидова Марина Владимировна Учитель изобразительного искусства МБОУ « Яренская сш » ленского района Архангельской области

Слайд 2

«…Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют». А.П.Чехов

Слайд 3

Что такое УУД? Это умение учиться!

Слайд 4

4 2 3 1 ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД подразделяются УУД определяют эффективность образовательного процесса.

Слайд 5

Личностные УУД способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Личностное, профессиональное, жизненное определение Действие нравственно – этическое оценивание ЛИЧНОСТНЫЕ Смысло - образование

Слайд 6

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач . Общеучебные ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Л огические Постановка и решение проблем

Слайд 7

К онтроль Регулятивные УУД обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Ц елеполагание П ланирование П рогнозирование К оррекция Волевая само – регуляция О ценка РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Слайд 8

Коммуникативные УУД способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Построение р ечевых высказы – ваний Лидерство и с огласование действий с партнером КОММУНИКАТИВНЫЕ Планиро-вание учебного сотрудни - чества Постановка вопросов

Слайд 9

Системно-деятеятельностный подход Чему учить? Ради чего учить? Как учить? Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие обновление содержания ценности образования (цель) обновление средств обучения (методики) до 95% информации усваивается через деятельность

Слайд 10

учитель ученик ученик ученик игра дискуссия Исследо-вательский метод КТД Интерактивные методики Метод проектов

Слайд 11

Модернизация системы заданий Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация) Увеличение заданий для работы в парах или группах Увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие Увеличение заданий по поиску информации Увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность

Слайд 12

Привлекаю к открытию новых знаний Организую деятельность учащихся

Слайд 13

Уроки ИЗО

Слайд 14

В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) на уроках ИЗО Жидова Марина Владимировна,  учитель изобразительного искусства МБОУ «Яренская СШ» Ленского района Архангельской области.

Слайд 2

 «…Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют». А.П.Чехов

На протяжении более 30 лет работы в школе в качестве  учителя изобразительного искусства  меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы каждый ученик шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями. Реализация данных проблем способствовало возникновению темы моего опыта «Формирование УУД на уроках ИЗО».

Слайд 3

Что такое УУД?

 Это умение учиться! Это способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 4

УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

УУД подразделяются

Слайд 5

1) Личностные универсальные учебные действия

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Цель – развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человека, формирование у школьников на основе освоения опыта художественной культуры, умений самостоятельного видения мира, размышления о нём, ответственного выражения своего отношения. 

.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

Организую деятельность через вовлечение учащихся в решение увлекательных, личностно значимых учебных заданий.

-Например, задание «Социальная реклама».  Учащимся предлагается выполнить два плаката, с раскрытием темы, в негативном свете и в позитивном. Это задание помогает не только оценить спорные социальные вопросы со стороны, но и выработать осознанную, аргументированную мотивацию своего выбора.

- При изучении  раздела «В гостях у народных мастеров»,  «Связь  времён  в  народном  искусстве»  говорится о  народных  промыслах.  Данные темы способствуют формированию  таких  личностных  качеств,  как уважительное отношение к национальной  культуре русского народа,  бережное отношение к историческим ценностям.

-Ещё одно задание «Авангардизм». Учащимся предлагается выбрать некоторые цвета и составить ассоциативный ряд, соединив выбранный цвет с какой-либо эмоцией. Далее такая же работа проделывается в отношении формы (круг, квадрат и т.д.) Итоговая композиция может быть нагромождением разнообразных форм и красок. В этом задании у школьников развивается ассоциативное мышление, а также повышается самооценка, так как те дети, которые считают себя «не умеющими рисовать», стесняющиеся, могут в этом задании очень ярко проявить творческое начало и, как правило, оказываются первыми.

Слайд 6

2) Познавательные универсальные учебные действия 

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Ребенок учится познавать мир через визуальный художественный образ, представлять, место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; воспринимать и анализировать смысл художественного образа произведений, описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий, значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях.

- Например задание «Нарисуй пословицу». Учащимся предлагаются на выбор русские пословицы. Нужно проиллюстрировать пословицу так, чтобы другие могли ее отгадать. После выполнения рисунка весь класс отгадывает изображенные учащимися пословицы, что вызывает положительные эмоции и активизирует познавательную деятельность.

- Ещё одно задание  «История, рассказанная художником». Учащимся показывается картина бытового или исторического жанра с интересным сюжетом. Дети не знают сюжета картины, они начинают всматриваться, анализировать изображение, замечают детали, объясняют их. Можно обратить их внимание на колорит, композицию, которые передают настроение картины. Таким образом учащиеся, внимательно изучая картину, делают выводы о происходящем на ней событии.

Слайд 7

3) Регулятивные универсальные учебные действия 

На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

-Например оценка своей работы. В процессе выполнения рисунка лица учащемуся предлагается поставить оценку самому себе и прокомментировать ее. Как правило, дети понимают, что у них не всё получилось, но не знают, как это исправить. Моя задача  подтолкнуть ученика к правильной оценке своей работы, пониманию последовательности дальнейших действий, предпринимаемым к исправлению работы.

-Или  планирование действий. Составить план-схему «Последовательность выполнения росписи». Изучение последовательности выполнения поможет учащимся сделать роспись, обращая внимание на качество работы.

Слайд 8

4)Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов. С использованием возможностей ИКТ и справочной литературы. Важно научить учащихся ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства.

-Например задание  «Создать проект сундука с северной росписью». Класс делится на несколько команд (примерно по 5 человек). Им необходимо создать проект старинного сундука. В каждой команде назначается главный (командир, староста и т.д.), который координирует действия группы. Обязательно надо дать время на совещание команды (примерно 5-7 минут). Как правило, каждый ребенок выбирает и рисует одну стенку сундука, более сильные рисовальщики успевают помочь более слабым и выполняют крышку сундука. После того, как задание выполнено, учащиеся должны защитить свой проект, оценить работу других групп. Важным является умение согласованно работать в группе: планировать работу, распределять обязанности, понимать общую задачу проекта и точно выполнять своё задание, а так же уметь выполнять различные роли в группе.

Слайд9                                                                                                         Системно – деятельностное  обучение создаёт  условия для проявления познавательной активности учащихся, что помогает достичь основного результата – развитие личности ребёнка. Основная педагогическая задача –создание и организация условий, инициирующих детское действие.

При формировании универсальных способов действий встают вопросы «Чему учить?», «Ради чего учить?», «Как учить?». Для решения этих вопросов необходимо обновлять содержание, показывать ценность образования, обновлять средства обучения (методики).

Слайд 10

В своей педагогической практике использовать различные интерактивные методики с целью формирования УУД. Например: метод проектов, исследовательский метод, дискуссия, игра, коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.

При использовании интерактивных форм моя роль резко меняется, перестаёт быть центральной, я лишь регулирует процесс и занимаюсь его общей организацией, готовлю заранее необходимые задания и формулирую вопросы или темы для обсуждения в группах, даю консультации, контролирую время и порядок выполнения намеченного плана. Ученикам приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Слайд 11

Провожу модернизацию системы заданий: 

- Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация).

- Увеличила задания для работы в парах или группах.

- Увеличила число заданий и вопросов, инициирующих детское действие.

- Увеличила количество заданий по поиску информации.

- Увеличила количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД.

   Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность.

Слайд 12

В процессе формирования УУД  Я:

- учу ставить цели, делать выбор, отстаивать своё мнение, сотрудничать;

- организую деятельность учащихся;

- знакомлю с источниками информации;

- обучаю приёмам работы в группах и самопроверке;

- привлекаю к открытию новых знаний;

- провожу мониторинг достижений учеников.

УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.

Слайд 12

На уроках ИЗО различия в способностях детей не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это урок, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтических текстов, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

    Вывод:  Таким  образом, формирование  УУД  на  уроках  изобразительного искусства позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса;  способствует повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности;  лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитате...

Открытый урок "Формирование Универсальных Учебных Действий на уроке иностранного языка"

Тема урока "Свободное время, досуг. Люблю не люблю". Презентация....

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках геометрии в 7 классе, конспект урока на тему:"Сумма углов треугольника"

Данный конспект будет полезен учителям математики при объяснении новой темы: "Сумма углов треугольника"...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)

статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....