Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
статья по физике (7 класс) по теме

Дьякова Наталья Николаевна

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создаютвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни. Как показала действительность, ученики окончившие школу с золотой медалью зачастую не достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои знания.Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.

         В своей статье я попыталась ответить на ряд вопросов, которые так или иначе ставит перед собой любой учитель, приступая к планированию урока, а так же поделюсь опытом, как можно сформировать УУД на уроках физики при изучении конкретных тем школьного курса в 7 классе,  работая по УМК Н.С. Пурышевой. Я предлагаю вашему вниманию свое видение формирование УУД на уроках по темам, изучаемым в 7 классе, думаю что данный материал может стать ключевым блоком при составлении учителем-предметником календарно-тематического планирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  универсальных учебных действий на уроках физики.

/Из опыта работы/.

/ УМК Пурышевой Н.С. «Физика 7 класс»/.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (см. схему):

Давайте подробно остановимся на теоретической составляющей вопроса:

Регулятивные УУД.

Что входит в умение учиться?

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.

Наша жизнь непредсказуема. Возможно через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями.

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Личностные УУД

Как понять себя и чувства другого?

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.

Познавательные УУД

Как сделать учебу интересней?

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

Очень помогает в исследовательской деятельности составление ребенком собственного портфолио. Что же представляет собой портфолио ученика?

Первые странички портфолио посвящены информации о его владельце. На них размещены фотографии его и его друзей, родственников, а также рассказ о себе, своих хобби и др.

Далее ученик берет интересующую его тему и на последующих страницах как можно шире раскрывает ее. Как раз в процессе этого у ребенка и развивается интерес к исследованию, и, разумеется, к знаниям. Именно работая с портфолио, школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы и др. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.

Коммуникативные УУД

Умеем ли мы общаться?

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

       

В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни. Как показала действительность, ученики окончившие школу с золотой медалью зачастую не достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои знания.

Способ формирования УУД, предложенный академиком РАО В.С. Лазаревым, помогает человеку правильно отреагировать на нестабильность современной жизни, выйти победителем из любой критической ситуации.

Данная методика дает ребенку возможность приобрести навыки принятия правильного решения в сложной жизненной ситуации, снижает риск асоциального поведения, улучшает адаптацию ребенка в обществе, школьник приобретает умение сотрудничать с другими людьми.

Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Давайте проследим, как можно сформировать УУД на уроках физики при изучении конкретных тем школьного курса в 7 классе,  работая по УМК Н.С. Пурышевой.              Я предлагаю вашему вниманию свое видение формирование УУД на уроках по темам изучаемым в 7 классе, думаю что данный материал может стать ключевым блоком при составлении учителем-предметником календарно-тематического планирования.

ФИЗИКА 7 класс. УМК Пурышевой Н.С.

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Освоение предметных знаний

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Что изучает физика и астрономия?

1.Природа.

2.Явления природы.

3.Наука.

4.Виды наук.

5.Физика – одна из наук о природе.

6.Физические тела.

7.Физические явления.

8.Астрономия.

9.Связь физики и астрономии.

10.Научный метод познания.

11.Физические методы изучения природы.

12.Наблюдение.

13.Эксперимент.

Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений.

Учатся самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений. Выбирают критерии для сравнения физических тел и физических явлений.

Ставят  учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно

Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы. Умеют обосновывать свои выводы и умозаключения.

Физические величины и единицы их измерения. Измерение физических величин.

1.Физические приборы.

2.Физические величины.

3.Единицы измерения физических величин.

4.Кратные единицы.

5.Дольные единицы.

6.Измерение физических величин.

7.Цена деления.

Описывают известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирают необходимые физические приборы и определяют их цену деления.

Выделяют количественные характеристики объектов.

Определяют последовательность промежуточных целей.

Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Точность измерений.

1.Точность измерений.

2.Понятие абсолютной погрешности измерения.

3.Запись результата с учетом абсолютной погрешности.

4.Относительная погрешность.

5.ЛР № 1 «Измерение объема твердого тела».

Измеряют расстояния. Предлагают способы измерения объема тела правильной и неправильной формы. Измеряют объемы тел.

Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения.

Определяют последовательность промежуточных действий.

Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.

Измерение размеров малых тел.

1.Метод рядов.

2.*Метод пятна.

3.ЛР № 2 «Измерение размеров малых тел»

Измеряют размер малых тел методом рядов.

Предлагают способы повышения точности измерений.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения.

Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений.  

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Связь между физическими величинами.

1.Представление о физических законах.

2.Физическая теория.

3.Роль физической теории.

4.ЛР № 3 «Измерение промежутков времени».

Измеряют промежутки времени.

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Определяют последовательность промежуточных действий.

Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Мир физики. Физика и техника.

1.Физика – основа техники.

2.Технические устройства.

3.Физика в быту.

4.Физика на транспорте.

5.Микромир.

6.Макромир.

7.Мегамир

Участвуют в обсуждении значения физики в жизни человека, ее роли в познании мира.

Создают структуру взаимосвязей в физике как науке о природе.

Ставят задачу на год, участвуют в обсуждении временных и

оценочных

характеристик результатов.

Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Механическое движение. Относительность механического движения.

1.Механическое движение.

2.Виды механических движений.

3.Способы описания.

4.Траектория.

5.Путь.

6.Скорость.

7.Относительность механического движения.

Приводят примеры механического движения.

Различают способы описания механических движений. Изображают различные траектории.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.

Равномерное прямолинейное движение. Скорость при РПД.

1.Представление о равномерном движении.

2.Скорость РПД.

3.Спидометр.

Сравнивают различные виды движения.

Сравнивают движения с различной скоростью. Понимают смысл скорости.  Решают расчетные задачи и задачи – графики.

Выражают смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунки, графики.

Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

Равномерное прямолинейное движение. Скорость при РПД.

1.Расчет пути, времени и скорости при равномерном прямолинейном движении.

Вычисляют путь, скорость и время движения. Знакомятся с задачами-графиками

Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задач.

Составляют план и последовательность действий.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Механическое движение небесных тел.

1.Геоцентрическая система мира.

2.Гелиоцентрическая система мира.

3.ЛР № 4 «Изучение равномерного движения».

Обсуждают различие и исторические предпосылки формирования различных систем мира.

Выделяют и формулируют проблему.

Сравнивают и оценивают факты о движении небесных тел.

Владеют вербальными и невербальными средствами общения.

Прямолинейное неравномерное движение.

1.Представление о неравномерном прямолинейном движении.

2.Примеры неравномерных движений.

3.Средняя скорость.

Сравнивают различные виды движения.

Сравнивают движения с различной средней скоростью. Понимают смысл средней скорости.  Решают расчетные задачи на вычисление средней скорости.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умеют анализировать и объяснять при работе в малой группе ситуацию и полученный результат при решении задач.

Равноускоренное движение. Ускорение.

1.Представление о равноускоренном движении.

2.Ускорение.

3.Физический смысл ускорения.

4.Формула для вычисления.

Понимают смысл ускорения, как величины, характеризующей  с

Быстроту изменения скорости тела. Понимают смысл и особенности равноускоренного и равнозамедленного движения.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Решение задач по теме «Равноускоренное движение. Ускорение».

1.Решение различных типов задач на вычисление ускорения, конечной скорости и времени

Решают качественные, расчетные задачи. Знакомятся с задачами-графиками.

Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

Инерция.

1.Изменение скорости тела и его причины.

2.Инерция.

3.Примеры движения по инерции.

Приводят примеры движения тел по инерции. Объясняют причину такого движения.

Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета, различают особенности диалогической и монологической речи,  описывают объект: передавая его внешние характеристики, используют выразительные средства языка.

Предвосхищают результат: что будет, если…?

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Взаимодействие тел. Масса.

1. Представление о взаимодействии тел.

2. Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы.

3. Масса тела.

4. Единицы массы.

Приводят примеры тел, имеющих разную инертность.

Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. Осознают смысл выражения: «Масса – мера инертности тела».

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Измерение массы тела.

Правила взвешивания. Рычажные весы. ЛР № 5  «Измерение массы тела на рычажных весах».

Измеряют массу тел на рычажных весах, соблюдая «Правила взвешивания».

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.

Плотность вещества.

1.Плотность вещества.

2.Единицы плотности.

3.Плотность твердых тел, жидкостей и газов.

Объясняют различие в плотности воды, льда и водяного пара.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Измерение плотности  твердого тела.

ЛР № 6 «.Измерение плотности твердого тела».

Измеряют плотность вещества.

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.

Контрольная работа №1 по теме  «Введение. Движение тел. Плотность».

1.Введение.

2.Описание движения тел.

3.Масса.

4.Плотность.

Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Сила.

1.Сила – мера взаимодействия тел.

2.Сила  векторная величина.

3.Изображение силы.

4.Единицы силы.

5.Вычисление модуля силы.

Выделяют существенные и несущественные признаки физической величины.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Сложение сил.

1.Равнодействующая сила.

2.Определение  модуля и направления равнодействующей силы.

Определяют модуль и направление равнодействующей силы в различных ситуациях.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Предвосхищают результат.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умеют анализировать и объяснять при работе в малой группе ситуацию и полученный результат

Сила упругости.

1.Сила упругости.

2.Примеры упругих деформаций.

3.Закон Гука.

4.Жесткость.

5.Границы применимости закона Гука.

Приводят примеры деформаций. Различают упругую и неупругую деформации.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Измерение силы.

1.Зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы.

2.Динамометр.

3.Виды и использование различных типов динамометров.

4.ЛР №7 «Градуирование пружины динамометра».

Исследуют зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы.

Знакомятся с прибором для измерения силы – динамометром.

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Сила всемирного тяготения.

1.Закон всемирного тяготения.

2.Крутильные весы.

3.Гравитационная постоянная.

Приводят примеры проявления силы всемирного тяготения и объясняют ее роль в формировании макро-  и мегамира.

Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно строят высказывания на предложенные темы.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Сила тяжести.

1.Сила тяжести.

2.Причина возникновения силы тяжести.

3.Ускорение свободного падения.

4.Формула для вычисления.

5.Изображение.

Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения».

Изображают силу тяжести в выбранном масштабе.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему.

Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Вес тела. Невесомость

1.Вес тела.

2.Различие между весом тела и силой тяжести.

3.Вес тела, находящегося в покое.

4.Вес тела, движущегося с ускорением вверх и вниз,

5.Невесомость.

Объясняют тот факт, что сила тяжести – величина постоянная для тела данной массы, а вес – нет.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.

Общаются и взаимодействуют с партнерами по обмену информацией.

Давление.

1.Зависимость результата действия силы от площади опоры, на которую она действует.

2. Зависимость результата действия силы от модуля действующей силы.

3.Давление.

4.Формула для вычисления.

5. Единицы давления.

6.Способы увеличения и уменьшения давления.

Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами.

Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Сила трения.

1.Сила трения.

2.Виды сил трения.

3.Способ измерения силы трения.

4.Формула для вычисления силы трения скольжения.

5.Представление о коэффициенте трения скольжения.

6.Учет и изменение модуля силы трения.

7.Подшипники.

Различают виды сил трения. Приводят примеры. Объясняют способы увеличения и уменьшения силы трения.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Сила трения.

ЛР №8 «Измерение силы трения скольжения».

ЛР №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Измеряют силу трения скольжения. Исследуют зависимость модуля силы трения скольжения от модуля прижимающей силы, от качества обработки поверхности и независимость от площади соприкасающихся поверхностей.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.

Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Законы Ньютона.

1.Законы Ньютона – ознакомительно!

2.Представление об инерциальных системах отсчета.

Осмысливают и оценивают роль законов Ньютона в объяснении процессов в макро- и мегамире.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Самостоятельно формулируют значение каждого закона.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Контрольная работа №2 по теме «Сила. Силы в природе».

1.Сила. Изображение силы.

2.Силы в природе.

Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Механическая работа и мощность.

1.Работа.

2.Механическая работа.

3.Условия совершения механической работы.

4.Формула.

5.Мощность.

6.Связь между работой и мощностью.

7.Единицы работы и мощности.

Приводят примеры механической работы.

Определяют возможность совершения механической работы. Измеряют и вычисляют работу силы тяжести и силы трения.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Решение задач по теме «Механическая работа и мощность».

1.Решение задач на вычисление механической работы и мощности различных механизмов.

Вычисляют работу силы тяжести и работу силы трения.

Измеряют  работу силы тяжести и работу силы трения.

Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Простые механизмы.

1.Простые механизмы.

2.Виды простых механизмов.

3.Рычаг.

4.Первое условие равновесия рычага.

Приводят примеры устройств,  служащих для преобразования силы.

Предлагают способы преобразования силы

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

Изучение условия равновесия рычага.

1.Момент силы.

2.Второе условие равновесия рычага.

3.ЛР № 10 "Изучение условия равновесия рычага".

Проверяют условия равновесия рычага.

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Составляют план и последовательность действий. Сравнивают его с эталоном.

Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Блоки. «Золотое    правило» механики

1.Блок.

2.Виды блоков.

3.Применение подвижного блока.

4.Применение неподвижного блока.

Изучают условия равновесия неподвижного и подвижного блоков,  области их применения.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия.

КПД.

1.Полезная работа.

2.Затраченная работа.

3.Представление о КПД.

4.Формула.

Различают полезную и полную (затраченную) работу. Понимают физический смысл КПД механизма. Вычисляют КПД простых механизмов

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Составляют план и последовательность действий при решении конкретной задачи.

Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия

Измерение КПД наклонной плоскости.

ЛР № 11 «Измерение КПД наклонной плоскости».

Измеряют КПД наклонной плоскости.

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Составляют план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы.

Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

Энергия. Виды механической энергии.

1.Энергия.

2.Виды энергии.

3.Кинетическая энергия.

4.Потенциальная энергия.

Различают виды энергии. Приводят примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией. Вычисляют значение энергии. Сравнивают энергии тел.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации.

Закон сохранения

механической энергии.

1.Превращение одного вида энергии в другой.

2.Закон сохранения механической энергии

Понимают значение закона сохранения энергии для объяснения процессов в окружающем нас мире. Сравнивают изменение энергии при движении тел.

Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях.

Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу.

Общаются и взаимодействуют в малой группе с целью решения поставленной задачи.

Обобщающее повторение по теме «Работа. Мощность. Простые механизмы. Энергия».

1.Механическая работа.

2. Мощность. 3.Простые механизмы.

4.Энергия

Работают с «Карточкой поэлементного контроля».

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено, на каком уровне, намечают пути устранения пробелов. Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Контрольная работа № 3 по теме «Работа, мощность, простые механизмы. Энергия».

1.Механическая работа.

2. Мощность. 3.Простые механизмы.

4.Энергия

Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Колебательное движение.

1.Колебания.

2.Признаки колебаний.

3.Маятник.

4.Параметры колебания.

5.Способы описаний колебаний.

Сравнивают различные виды движений. Отличают колебательное движение. Описывают колебания различными способами.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Колебательное движение.

1.Типы колебаний.

2.Закономерности колебательного движения.

Изучают закономерности колебательного движения.

Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях.

Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу.

Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Волновое движение.

1.Волновое движение.

2.Условия осуществления волнового движения.

3.Продольные волны.

4.Поперечные волны.

5.Длина волны.

Наблюдают и объясняют механизм возникновения волнового движения. Устанавливают отличие между двумя видами волн. Приводят примеры волновых движений. Создают конспект.

Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия  и осуществляют их, осуществляют поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Звук. Скорость звука.

1.Звук.

2.Камертон.

3.Голосовой аппарат человека.

4.Диапазон звуковых волн.

5.Параметры звуковых волн.

Участвуют в обсуждении вопросов возникновения, распространения и применения звуковых волн. Работают с карточкой поэлементного контроля.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Отражение звука.

1.Что такое эхо? Механизм  его возникновения.

2.Закон отражения звуковых волн.

3.Учет и применение отражения звука.

Участвуют в обсуждении вопросов возникновения, распространения и применения звуковых волн. Работают с карточкой поэлементного контроля.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Повторительно- обобщающий урок по теме «Звуковые явления».

1.Волновое движение.

2.Звуковые явления.

Работают с «Карточкой поэлементного контроля». Заполняют таблицы обобщения.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено, на каком уровне, намечают пути устранения пробелов. Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Свет. Источники света.

1.Источники света.

2.Тепловые источники света.

3.Люминесцирующие источники света.

4.Естественные и искусственные источники тока.

5.История создания электрической лампочки.

Приводят примеры различных источников света. Создают краткий конспект. Желающие знакомятся с биографиями А.Н. Лодыгина и Т. Эдисона.

Выделяют качественные и количественные характеристики объектов. Ориентируются и воспринимают тексты научно – публистического стиля.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Владеют вербальными и невербальными средствами общения.

Прямолинейное распространение света.

1.Световой пучок.

2.Световой луч.

3.Распространение света в однородной среде.

4.Распространение света в неоднородной среде.

5.Применение.

6.Тень и полутень.

7.ЛР №4 «Наблюдение прямолинейного распространение света".

Наблюдают и объясняют экспериментальные факты.

Выражают смысл ситуации различными средствами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Отражение света.

1.Явление отражения света.

2.Закон отражения.

3.Обратимость световых лучей.

4.Виды отражения.

Наблюдают физическое явление, планируют опыт, объясняют наблюдаемые результаты.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Плоское зеркало.

1.Плоское зеркало.

2.Характеристики изображения предмета в плоском зеркале.

3.Представление о вогнутых зеркалах.

4.ЛР №13 «Изучение явления отражения света».

Наблюдают физическое явление, планируют опыт, объясняют наблюдаемые результаты.

Выражают смысл ситуации различными средствами.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Преломление света.

1.Явление преломления света.

2.Оптически плотная среда.

3.Законы преломления света.

4.Примеры.

Выдвигают гипотезы, предлагают и аргументируют методы ее доказательства.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Отражение и преломление света.

1.Отражение света.

2.Преломление света.

3.ЛР №  14 «Изучение явления преломления света».

Работают с «Карточкой поэлементного контроля». Заполняют таблицы обобщения. Выполняют лабораторную работу.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено, на каком уровне, намечают пути устранения пробелов.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Полное внутреннее отражение.

1.Представление о полном внутреннем отражении.

2.Способы изменения направления световых лучей при помощи призмы.

3.Представление о волоконной оптике.

Выдвигают гипотезы, предлагают и аргументируют методы ее доказательства

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Линзы.

1.Линза.

2.Типы линз.

3.Основные точки, линии и плоскости собирающей линзы.

4.Параметры линзы и связь между ними.

Наблюдают и объясняют экспериментальные факты.

Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия  и осуществляют их, осуществляют поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Готовятся к осуществлению последовательного перехода  к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.

Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Построение изображения в линзе.

1. «Замечательные» лучи.

2.Построение изображений в собирающей линзе.

Изображают «замечательные» лучи, осознанно используют их для построения изображения предмета в собирающей линзе; проверяют экспериментально полученный вывод.

Осуществляют моделирование изучаемого содержания, осуществляют логические действия.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Планируют и  согласовывают, выполняют совместную деятельность,  контролируют действия друг друга, умеют  договариваться между собой.

Построение изображения в линзе.

1.ЛР № 15 «Изучение  изображения, даваемого линзой».

Изображают «замечательные» лучи, осознанно используют их для построения изображения предмета в собирающей линзе; проверяют экспериментально полученный вывод.

Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия  и осуществляют их, осуществляют поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Готовятся к осуществлению последовательного перехода  к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.

Планируют и  согласовывают, выполняют совместную деятельность,  контролируют действия друг друга, умеют  договариваться между собой.

Формула линзы.

1.Формула линзы.

Применяют формулу тонкой линзы для анализа и объяснения различных ситуаций.

Осуществляют моделирование изучаемого содержания, осуществляют логические действия.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Эффективно сотрудничают  с учителем и со сверстниками, готовы вести диалог, искать решения, оказывать поддержку

Глаз. Зрение. «Алмаз драгоценный наших глаз…»

1.Глаз как оптическая система.

2.Аккомодация.

3.Угол зрения.

4.Расстояние наилучшего зрения.

5.Гигиена зрения.

Изучают строение человеческого глаза и его функции с точки зрения физики.

Осуществляют поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование и формы подачи.

Готовятся к осуществлению последовательного перехода  к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.

Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Оптические приборы.

1.Фотоаппарат.

2.Проекционный аппарат.

3.очки.

4.Лупа.

Изучают схематично и на моделях сустройство оптических приборов.

Выделяют общее и частное (существенное и несущественное)  в изучаемых объектах; классифицируют объекты

(объединять в группы по существенному признаку),  приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Повторительно- обобщающий урок по теме «Световые явления».

1.Отражение света.

2.Плоское зеркало.

3.Преломление света.

4.Линзы.

5.Построение изображения в линзе.

Работают с «Карточкой поэлементного контроля».

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено, на каком уровне, намечают пути устранения пробелов. Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления».

1.Прямолинейное распространение света.

2.Отражение света.

3.Преломление света.

4.Линзы.

Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Разложение белого света в спектр.

1.Белый свет – сложный свет.

2.Спектр.

3.Радуга.

4.Сложение спектральных цветов.

Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия  и осуществляют их, осуществляют поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия  и осуществляют их, осуществляют поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия  и осуществляют их, осуществляют поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования.

Эффективно сотрудничают  с учителем и со сверстниками, готовы вести диалог, искать решения, оказывать поддержку

Цвета тел.

1.Объяснение бесцветности тела.

2.Цвет прозрачных тел.

3.Цвет поверхности тела.

4.Смешение красок.

Анализируют и объясняют красоту  и многоцветие окружающего мира.

Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета, различают особенности диалогической и монологической речи,  описывают объект: передавая его внешние характеристики,

используют выразительные средства языка.

Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Умеют  эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умеют и готовы вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Итоговая контрольная работа.

1.Механическое движение.

2.Силы. Силы в природе.

3.Работа и мощность.

4.Простые механизмы.

5.Звук.

6.Световые явления.

Демонстрируют умение решать задачи разных типов базового и повышенного уровня.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.

Новое создают мечтатели.

1.Движение и силы.

2.Неслышимый звук.

3.Невидимый свет.

Участвуют в решении и обсуждении задач практической и творческой направленности.

Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Выдвигают и формулируют проблему, намечают действия  и осуществляют их, осуществляют поиск  и отбор необходимой информации, ее структурирования

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

В экспериментах участвует Вселенная.

1.Законы небесные и земные.

2.Мир световых скоростей

Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации).

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в усной и/или письменной форме.

Обсуждают и оценивают результат индивидуальной или групповой деятельности.

Умеют  эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умеют и готовы вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках физики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"

Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...