Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)
статья по русскому языку (7 класс) на тему
статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)
Непременным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности. УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться.
К функциям УУД относятся:
- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Разумеется, за время существования ФГОС вы уже хорошо знакомы с теоретическими сведениями и имеете опыт их применения на практике. Поэтому своем выступлении я предлагаю варианты заданий по формированию познавательных и регулятивных УУД на уроках русского языка.
Фрагмент урока « Разряды наречий. Местоименные наречия».
На предыдущем уроке учащиеся познакомились с обстоятельственными и определительными наречиями, поэтому в начале урока с целью активизации знаний предлагается следующее задание «Озаглавьте столбцы таблицы. Приведите примеры» (Слайд 1)
Разряды наречий
Учащиеся легко озаглавливают 2 столбца.
Возникает ситуация интеллектуального затруднения.
- Почему три столбика?
Чтобы ответить на этот вопрос, учащимся предлагается выполнить следующее задание:
« Найдите в предложениях наречия, определите разряд по значению» (Слайд 2)
Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
Куда пророческий в нем дар девался?
Когда- то, в старину, Лев с Барсом вел предолгую войну.
Ни косточкой нигде не мог я поживиться.
Учащиеся приходят к выводу, что отвечая на вопрос «где?», наречие не обозначает место, а вопрос «когда» - время. При этом учащиеся легко определяют значение данных наречий.
- Какую часть речи напоминает данная группа наречий? (Местоимения).
-Можно ли предположить, как будет называться разряд данных местоимений? (местоименные наречия)
- Сформулируйте тему урока.
- А что мы можем сказать о правописании этих наречий?
Вспоминая правила правописания неопределенных и отрицательных местоимений, учащиеся легко проводят аналогию, указывая еще и морфемные признаки неопределенных и отрицательных наречий.
Затем предлагаем учащимся сравнить 2 правила: «Правописание не и ни в отрицательных местоимениях» и «Правописание не и ни в отрицательных наречиях». Учащиеся делают вывод: выбор гласной в приставке зависит от ударения, но наречия всегда пишутся слитно, а местоимения могут писаться как слитно, так и раздельно.
Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:
-умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;
-относить объекты к известным понятиям;
-выстраивать цепь логических рассуждений;
-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.
К приему сравнения правил мы обращаемся и изучая тему «Ь после шипящих на конце наречий»
Учащимся предлагается прочесть текст упражнения и на его основе сформулировать правило самостоятельно.(добавить слайд)
Правило, сформулированное учащимися, будет звучать следующим образом: на конце наречий после шипящих пишется Ь. исключение составляют слова: уж, замуж, невтерпеж.
Затем предлагаем прочесть правило, данное авторами учебника, которое звучит иначе.
Вопрос: есть ли противоречия?
Учащиеся выбирают вариант, объясняя условия своего выбора.
Фрагмент урока « Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»
К данному уроку учащиеся должны были повторить правило «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных».
На доске написаны примеры на данное правило, а учащиеся должны объяснить выбор орфограммы. (Слайд 3)
Кожаный, каменный, серебряный, оловянный, ветреный, клюквенный…. сушеный.
Последнее слово создает ситуацию интеллектуального затруднения.
-Почему нельзя объяснить правописание слова, используя данное правило?
Если учащиеся затрудняются с ответом, можно предложить вопрос-помощник: « Чем отличается слово «сушеный» от остальных слов?»
Учащиеся делают вывод: прилагательные образованы от существительных, а слово «сушеный» образовано от глагола, как и причастия, значит, правописание подчиняется другому правилу.
Учащимся предлагается сформулировать тему и цель урока.
Так как эта тема одна из самых трудных в курсе русского языка и заученные правила не всегда приводят к грамотному написанию, предлагаю учащимся самим вывести данное правило. Вначале на доске высвечены только 2 столбика. Третий столбик появится позднее. (Слайд 4)
Вязаный | Перевязанный | Перевязаны |
Вязанный из шерсти | Вязана из шерсти | |
Вязаный Жареный | Брошенный Купленный | Брошена Куплена |
- Сравните пары слов первого и второго столбиков. В чем отличие? Что влияет на написание н и нн?
Учащиеся называют условия: наличие приставки, зависимого слова, вид глагола, от которого образовано причастие. Затем высвечивается третий столбик.
- В чем особенность данных причастий? ( это краткие причастия)
- Сколько Н пишется в суффиксах кратких причастий? ( всегда одно)
- Назовите условия, при которых в суффиксах причастий пишется две буквы НН?
( обращаем внимание, что первое условие (обязательно) - форма причастия)
- Оформите это правило в виде таблицы. (Слайд 5)
Затем сравнивают с образцом, в который включены слова-исключения; слова на –ованный (еванный), вносят дополнения в свою таблицу. (Слайд 6)
- Составьте алгоритм применения правила.
Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:
--умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- умение выстраивать цепь логических рассуждений;
- умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
-умение соотносить результат своей деятельности с эталоном с целью обнаружения отклонений от него и внесением необходимых корректив.
Фрагмент урока «Правописание Не с частями речи» ( повторение)
Учащиеся получают на дом задание составить таблицу «Правописание не с разными частями речи», используя материалы учебника. Перед уроком несколько вариантов выносятся на доску. Как правило, учащиеся включают в таблицу каждую часть речи отдельно. Поэтому главная задача – показать, как можно упростить таблицу, не потеряв при этом важной информации. (Слайд 7)
-Найдите условия выбора орфограммы, одинаковые для нескольких частей речи. Как можно сформулировать иначе данное правило?
В ходе работы структурируем знания, получаем итоговый вариант. (Слайд 8)
Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:
--умение анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
-структурирование знаний;
-- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
-составлять план по решению проблемы;
-самооценка собственных знаний.
Фрагмент урока «Виды односоставных предложении с главным членом сказуемым»
Фрагмент направлен на формирование познавательных УУД:
--умение анализировать, сравнивать факты и явления;
-подведение под понятие.
Слайд 9
Хочу одеться красиво. | В дверь позвонили. | Мне нездоровится. |
Подожди меня. | По радио передают последние известия. | К вечеру подморозило. |
Поедем вместе. |
-Что общего в этих предложениях?
- Чем различаются?
- Подберите к сказуемым подходящие местоимения. Определите число, время, лицо (если можно) глаголов-сказуемых.
- Озаглавьте столбцы таблицы, если вы знаете, что односоставные предложения с главным членом сказуемым делятся на безличные, определенно-личные и неопределенно личные.
- Сформулируйте правило, учитывая морфологические признаки глаголов-сказуемых.
Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...
Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).
Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку по...
Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка
Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...
доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»....
Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. (ФГОС)
В данной презентации представлены современные образовательные результаты. Как формировать и развивать универсальные. учебные действия у учащихся. Создание проблемных ситуация. Работа с текстом. ...