Технологическая карта урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Технологическая карта урока "Древние образы в современных народных игрушках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_drevnie_obrazy_v_sovremennyh_narodnyh_igrushkah.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство.
Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник.для общеобразоват.организаций/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2013.
Урок 1
Тема | Древние образы в современных народных игрушках |
Педагогическая цель: | Познакомить учащихся с народной глиняной игрушкой, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы с глиной или пластилином. |
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Уметь применять выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Единство конструкции и декора народной игрушки. |
Образовательные ресурсы. | Презентация. Материалы: глина или пластилин, краски гуашь, кисти. |
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания | |
1-й урок | |||
действия учителя | действия учеников | ||
I. Создание проблемной ситуации. | Учитель включает презентацию (слайд 1-эпиграф) «Вся наша земля – земля мастеров. В руках настоящего мастера и доброе податливое дерево, и живой податливый комочек расскажет удивительные сказки». Учитель рассказывает притчу: «Когда сотворил Бог Землю и человека, осталось у него изрядное количество глины. Бог и спросил человека: «Что тебе надо?» подумал человек и ответил: «Дай мне счастья». Тогда отдал Бог глину и сказал: «Лепи его сам». -Как вы думаете, что стал лепить человек? Совершенно верно. Для человека глина действительно стала счастьем. -О чем пойдет речь на уроке? | Ученики слушают притчу и отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): Он научился создавать из глины: жилище теплое в прохладное время года и прохладное в жару, посуду, и, конечно, игрушки… Мы будем изучать русские народные глиняные игрушки. | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение – текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
II. Формулирование проблемы. | Давайте представим, что мы живем с вами в разных деревнях России (слайд 2-изображение деревни) 1 ряд, вы живете в деревне Дымково в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров), 2 ряд-в деревне Филимоново в Тульской области, 3 – в Каргопольском р-не Архангельской области, назовем вашу деревню Каргополье. Итак, вы целыми семьями долгими зимними вечерами лепите игрушки. -Зачем лепили игрушки? Потом поняли, что можно эти игрушки продавать на веселых ярмарках, где каждый мастер показывал свое ремесло. Так появлялись народные ремесла. Целыми деревнями стали люди заниматься определенным ремеслом, -От чего это зависело? -Как же можно назвать ваши игрушки? Ведь на ярмарке много игрушек из разных деревень. Верно, игрушки стали называть по названию деревень. -С какими игрушками мы сегодня познакомимся? Учитель включает (слайд 3-изображение игрушек) |
Лепили игрушки для проведения обрядов и для развлечения маленьких деток. От того, каким материалом богат край. Можно назвать в честь деревни. Мы сегодня познакомимся с дымковской, филимоновской и каргопольской глиняной игрушкой | |
III. Выдвижение гипотез. | Сравнить игрушки, определить чем они отличаются и почему? – Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос? -Как вы думаете, от чего зависит форма игрушки? | Игрушки различаются формой, цветом, элементами росписи. Выдвигают свои версии (если затрудняются, ищут ответ в учебнике, стр 68,70,71). Форма игрушки зависит от состава глины, способа лепки. | |
IV. Актуализация знаний. | Учитель рассказывает (слайды 4,5,6 – о каждой игрушке – историческая справка) 1. Дымковская расписная. Дымково – слобода Вятки (теперь Киров), где зародился и расцвел игрушечный промысел… 2. Филимоновская игрушка возникла в д. Филимоново Тульской обл... 3. Каргопольская глиняная игрушка известна с давних времен… | Ученики слушают и рассматривают изображения. | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Сегодня мы будем создавать игрушки в традициях промысла, но у каждого скульптора есть свои секреты в работе. - Давайте выясним, какие же секреты есть у мастеров? Учитель предлагает рассмотреть образцы работ (слайды 7, 8, 9) Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. | Выдвигают свои версии (если затрудняются, ищут ответ в учебнике, стр 68,70,71). | |
VI. Выражение решения проблемы. | Самый главный секрет - лепить из целого куска пластилина. Это легко - ведь он мягкий. Чтобы вытянуть форму из общей массы, большим и указательным пальцами нажимай на пластилин постепенно со всех сторон. Повторяя эти нажимы, ты увидишь, как он вытягивается сам. Так можно сделать шею, лапы или хвост животного. Вытянутую форму можно заломить в любую сторону. Теперь на вытянутой форме защипи пластилин двумя пальцами. Получилась форма, похожая на хохолок или гриву. Кусок пластилина можно аккуратно вдавить большим пальцем в некоторых местах. Запомни: детали фигурки филимоновской и каргопольской игрушек лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать, а игрушку дымковскую создают из отдельных деталей, соединяя их в определенной последовательности, хорошо примазывая детали. | Рассматривают игрушки, совещаются и вместе с учителем определяются со способом лепки. | |
VII. Применение знаний (продуктивные задания). | Последовательность выполнения работы:
| Дети рассматривают слайды, выполняют лепку. | |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму (слайд 10): – Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу? | Отвечают. | |
IХ. Домашнее задание. |
| Записывают. |
Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, руководствуясь предыдущими конспектами, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...